Прежде чем изучить CX-90, вспомним о важной роли цифры 9 в истории производителя. Ею обозначались флагманские модели с премиальными амбициями. В 1973 году индекс 929 выдали экспортной Mazda Luce второго поколения с «традиционным» ДВС объемом 1,8 литра. Напомним, что представители семейства с роторно-поршневыми двигателями Ванкеля на внутреннем рынке назывались Luce Rotary, а за пределами японских берегов известны как RX-4.
В начале девяностых Luce передала эстафету импозантной Sentia длиной под пять метров. Маркировка 929 просуществовала до 1997-го, а через два года в Лету канул и большой JDM-седан. А еще поклонники старых добрых «японцев» наверняка вспомнили комфортабельную Mazda Xedos 9 (1993–2002 годов) с V-образными «шестерками» объемом 2,0, 2,25 и 2,5 литра. У себя на родине она сначала называлась Eunos 800, а после закрытия суббренда была переименована в Millenia.
В новом тысячелетии все поменялось. Прежние модели покинули сцену, на смену им пришли модные молодежные Mazda в стиле Zoom-Zoom. Новый язык дизайна оказался очень даже к лицу кроссоверам, в том числе полноразмерному CX-9 для североамериканских пользователей.
На старте продаж в 2007 году компания подчеркнула исключительность новинки: «Как и Mazda CX-7, представленная ранее в этом году, CX-9 совершенно не похожа на заполонившие рынок США традиционные внедорожники с квадратными формами. Стиль перекликается с CX-7, но “девятка” не является удлиненной трехрядной CX-7, так и наоборот. Она отображает философию “Душа спортивного автомобиля”, ловко сочетая спортивный характер с практичностью семиместного SUV. В отличие от существующих кроссоверов, комбинирующих практичность внедорожника с повадками легковушки, Mazda CX-9 готова удовлетворять потребности современной семьи и желания водителя-энтузиаста. Разумеется, в стандартное оснащение включен Zoom-Zoom».
Насчет непохожести CX-7 и CX-9 — это не просто красивый маркетинговый рефрен, а чистая правда. Они отличаются не только внешностью и размерами, но и платформами. В основе флагмана фордовское шасси CD3, давшее жизнь Mazda 6, заокеанскому седану Ford Fusion, «паркетнику» Edge. «Семерка» базируется на архитектуре C1, общей с Mazda 3, компактвэном 5/Premacy, внутрияпонским минивэном Biante и вторым Ford Focus.
Большой SUV собирали и по сей день собирают на заводе в Хиросиме, что довольно необычно. Такие конкуренты, как Toyota Highlander, Honda Pilot и Kia Telluride локализованы и выпускаются на территории Нового Света. Тем не менее по своей сути Mazda плоть от плоти «американец». Длина — 5075 мм, между осями — 2875 мм. Салон достаточно просторный для выездов с семьей на пикник и в супермаркет. Средний ряд складывается в соотношении 60/40 и вдобавок регулируется в продольном направлении. Двигатель атмосферный шестицилиндровый объемом 3,5 литра (253 л.с.), а после модернизации — 3,7 литра (277 л.с.) в паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Классика жанра.
Фоном шла грамотная маркетинговая обработка покупателей. «Рынок Северной Америки продолжает играть ведущую роль в глобальном будущем и финансовом благополучии Mazda Motor Corporation. Новые CX-7 и CX-9 были разработаны специально для этого региона, чтобы помочь нам в достижении амбициозных целей. У CX-9 есть все, чем должен обладать SUV от Mazda — достаточная мощность, яркий внешний вид и жизненная сила, доставляющая удовольствие от вождения, высокое качество сборки и неожиданная универсальность. Другие автомобили этой категории сосредоточены лишь на семейных ценностях. Мы же создали уникальный продукт, который не менее интересен для водителя», — обещал драйверский фан-фактор Джим О'Салливан, президент и главный исполнительный директор Mazda North American Operations (MNAO).
К сожалению, янки не оценили кроссовер по достоинству. Лучший результат продаж — 34 421 единица в 2011 году. Странно, что сбыт второго поколения, показанного на лос-анджелесском мотор-шоу в 2015 году, увеличился не принципиально, хотя машина здорово изменилась. Ее дизайн взрослее и самобытнее, а интерьер сделал шаг вперед с точки зрения эргономики и качества. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что язык дизайна Kodo («душа движения») — один из самых удачных среди японских. Секрет заключается не только в особых линиях экстерьера: «Длинный капот, скошенная кабина, большие колеса и короткие свесы передают устойчивость и сдержанное чувство энергии, готовой к высвобождению». Колесная база увеличена на 55 мм, поэтому запас пространства для ног побольше, чем у «девятки» прошлой генерации. Общая длина чуть сократилась до 5065 мм.
В профиле CX-9 нет-нет да и промелькнут характерные для классической компоновки пропорции. Неплохая попытка, как говорят в кино, однако принципиальная компоновка прежняя. А вот с агрегатами произошла рокировка. Многие «полноразмерники» массовых брендов в Штатах до сих пор доступны с «атмосферниками». Пример тому — Toyota Highlander, Chevrolet Traverse, GMC Acadia, Honda Pilot. Хиросимцы же пошли своим путем: заменили олдскульный «три и семь» на безальтернативную 253-сильную «турбочетверку» Skyactiv-G 2,5T. Наддув компенсировал проигрыш в объеме: 420 Нм доступны уже при 2000 об/мин. Автоматическая коробка передач, как ни странно, 6-ступенчатая. По нынешним меркам анахронизм. Для сравнения, упомянутый выше Chevrolet Traverse комплектуется «девятиступкой».
CX-9 опосредованно известен в Японии в немного измененном виде и под названием CX-8. Длина адаптированного варианта укорочена до 4900 мм, а ширина заужена с 1969 мм до 1840 мм. Но салон трехрядный, как у «паркетника», обитающего по ту сторону Тихого океана. В гамме двигателей фигурирует бензиновый «два и пять» с турбокомпрессором и в атмосферной вариациях, а также 2,2-литровый турбодизель. Для Страны восходящего солнца «восьмерка» нетипична. По задумке, она является более функциональной альтернативой минивэнам. С ее появлением Mazda прекратила продажи однообъемников Premacy и Biante. Масамичи Когаи, президент и главный исполнительный директор, заявил о том, что рынок однообъемников сужается, и изъявил желание создать нишу для SUV с тремя рядами кресел, которые пришли бы на замену. Автомобиль пользуется определенным спросом в Японии, хотя интерес к нему снижается. За 2021 год продано 16 596 штук. А вот в Китае сбыт, можно сказать, нулевой — 1127 машин за аналогичный период.
Надеемся, вы не потеряли нить повествования. Экскурс в историю больших «паркетников» Мазды нужен для того, чтобы уважаемый читатель сполна ощутил разительный контраст между прошлым и будущим. Точнее, уже свершившимся настоящим. Итак, встречайте — CX-90. Считайте ее огромной бетонной плитой в фундамент нового фирменного имиджа. Mazda трансформируется в премиум-бренд — и не на словах, а на деле.
Размеры пока не обнародованы, однако даже «на глаз» автомобиль крупнее предшественника. Пропорции, силуэт и очертания — на пять баллов как минимум по отдельной шкале оценки для японских машин. Свежо, оригинально и своеобразно. Самое главное, теперь кроссовер построен на платформе Skyactiv Multi-Solution Scalable Architecture с продольным расположением двигателя и коробки передач, которая в 2022 году дебютировала на CX-60. Спереди двойные поперечные рычаги, сзади «многорычажка». В свете перехода на кардинально другое шасси вспоминается похожая история с Ford Explorer. В последней итерации он тоже переехал на классическую архитектуру.
CX-90 неслучайно рождает в зрителе дежавю. От переднего бампера до центральных стоек он во многом повторяет более компактную «шестидесятку» для таких рынков, как Япония и Европа. Корма оригинальная и удлиненная под третий ряд сидений. Особенно хороши задние стойки — падают каскадом к подоконной линии и придают экстерьеру лаконичный завершенный вид.
Унификация с CX-60 распространяется на агрегаты с поправкой на вышестоящий класс. Предусмотрены две близкие по мощности модификации, нацеленные на разную целевую аудиторию с индивидуальными запросами и пристрастиями. У первой plug-in силовая установка e-Skyactiv PHEV от CX-60. Производитель обещает, что она «настроена специально для рынка Северной Америки, демонстрирует отзывчивость и ускорение, соответствующие ожиданиям водителя». В нее входит 2,5-литровый четырехцилиндровый атмосферный движок, 8-ступенчатый «автомат» (вместо гидротрансформатора используется пакет «мокрых» сцеплений), электромотор и подзаряжаемая от внешнего источника тяговая аккумуляторная батарея емкостью 17,8 кВт⋅ч. Совокупно все это добро развивает те же 327 л.с. и 500 Нм, что и у «шестидесятки». О динамике пока не сообщается, но младшая Мазда разгоняется до 100 км/ч за 5,8 секунды, а ее максимальная скорость ограничена на отметке 200 км/ч. Запас хода на электротяге пока также не разглашается.
Продольная компоновка открыла дверь в светлое (надеемся!) будущее для рядных «шестерок» с наддувом. Для новинки заявлен 3,3-литровый турбокомпрессорный e-Skyactiv G от CX-60. Но форсированный! Отдача увеличена с 284 л.с. и 450 Нм до 345 л.с. и 500 Нм. Столь мощных дорожных автомобилей в портфолио марки еще не было. Двигатель включен в состав «мягкогибридной» системы с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и электромотором между ней и ДВС. Обе версии полноприводные, тягу на переднюю ось отбирает многодисковая муфта. Также в стандартное оснащение включена система Kinematic Posture Control, которая перекочевала с родстера MX-5. Она подтормаживает внутреннее заднее колесо при прохождении поворотов, тем самым уменьшая крены и положительно влияя на управляемость.
Лаконичный минималистичный интерьер во многом повторяет «шестидесятку». Ожидается, что он будет качественно и богато оформлен. Приятно видеть, что новомодная «оцифровка» его почти не коснулась — на центральной консоли под 12,3-дюймовым монитором вытянулись шеренги физических кнопок. Минимальный набор включает в себя комплекс активной безопасности i-Activsense (автоматическое торможение, мониторинг «слепых» зон, адаптивный круиз-контроль и прочие помощники).
Расширение линейки «паркетников» Mazda продолжится уже в ближайшее время. Скоро мы увидим родственную CX-70. По предварительным данным, у нее та же платформа и начинка, но более компактный и, вероятно, расширенный кузов с двумя рядами сидений.
Что думаете про CX-90? Составит ли она полноценную конкуренцию европейским и японским премиальным маркам, или новая фирменная стратегия обречена на провал? Делитесь мнением в комментариях!