Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Мне бы хотелось порадовать читателя рассказом о том, как Ford Sierra был подготовлен к продаже, выставлен на торги и в итоге продан с хорошим наваром. Таков был план на эту серию блога. Однако на данный момент это не более чем мечты, окристаллизованные декабрьскими морозами и присыпанные мартовским снежком. По факту мы с «ДТ-75» зависли в ожидании редких запчастей для рулевого управления. Ждем их давно, и что-то я уже начал беспокоиться — дождемся ли? И все же главная проблема не в этом. Еще в конце осени дизельный двигатель Форда опять перестал заводиться, и причина до сих пор не найдена. Такие дела.
Напомню предысторию. Этот Ford Sierra с неисправным атмосферным дизелем 2.3 был куплен в подмосковном Ногинске по цене металлолома — 10 000 рублей. По словам прежнего владельца, проблемы начались после заправки некачественным топливом. Вначале движок захандрил, потом перестал запускаться. Неисправность искали, но не нашли. В итоге плюнули на это дело и «забыли» Фордец на улице на долгие пять лет. Чтобы переправить его в свой гараж, пришлось вызывать эвакуатор, который обошелся в 5000 рублей. Итого — 15 «штук» за неплохо сохранившуюся Сиерру 89 года не на ходу. По-прежнему считаю, что удачно прибарахлился.
После того как в подкапотное пространство вернулся родной фильтр очистки топлива с ручной подкачкой, с заменой фильтрующего элемента и уплотнительных резинок, мне таки удалось запустить Ford с буксира. На радостях мы даже сгоняли в 20-километровую пробную поездку. Все ок: движок тарахтит, трансмиссия отсчитывает передачи, подвеска не стучит. Я прям прыгал от радости… Допрыгался.
По-хорошему, доделывать Сиерру нужно было еще тогда, осенью. Однако на тот момент в приоритете был проект «правый руль», в ходе которого купил, восстановил и перепродал Daihatsu Esse (Мультик). Попутно занимался заменой семейной машины: компактвэн Volkswagen Golf Plus был продан, его место в гараже занял «полноприводный» кроссовер Kia Sportage третьего поколения. Все это отнимало массу времени, и до Форда попросту не доходили руки. А когда все же дошли, тот опять захандрил.
Первый пуск после полуторамесячного простоя дался очень тяжело. Движок запускался, но не набирал обороты. Дымил сизым дымком. И все же заработал как надо, что позволило вернуть машину домой, под навес. До этого она стояла на участке друга, так как на моей парковке попросту закончились места. На следующий день стало еще хуже: двигатель запускался дольше, угрюмо тарахтел на 1200 об/мин. Выше — ни в какую. Еще через день и вовсе впал в кому, слабый пульс прощупывался лишь вспышками в цилиндрах. Приехали!
Возможно, заядлый дизелист решил бы проблему за час, но для меня это первый опыт владения дизельным автомобилем, знаний и навыков — ноль. Но даже без дизельной матчасти было понятно, что причины, скорее всего, в недостатке топлива или подсосе воздуха. Учитывая заправку паленой соляркой и долгий простой, больше похоже на первое. Однако из выходного канала фильтра бьет достаточно мощная струя чистого топлива. И до форсунок оно доходит. На засор не похоже. Впрочем, твердой уверенности в этом нет.
Может, все же подсос воздуха? На мой взгляд, это одна из самых коварных неисправностей мотора. Причиной может быть любая мелочь, незаметная дырочка в каком-нибудь патрубке или слегка недотянутая гайка. Можно смотреть на неисправный узел или деталь в упор, но пока не проверишь, не узнаешь. И я начал проверять все, куда смог подобраться гаечным ключом и лучом фонарика. Приходил с работы и методично инспектировал топливовоздушную систему по два-три часа в день. По ходу кое-что менял и ремонтировал.
Поставил новый воздушный фильтр, который, ко всеобщему удивлению, оказался в наличии в магазинчике друга. А еще устранил очевидный подсос воздуха между корпусом воздушного фильтра и впускным коллектором (из-за порванной резиновой манжеты).
К слову, порвалась та не сама по себе, а по причине отсутствия одного из болтов крепления корпуса воздушного фильтра. Держась на двух болтах вместо трех, огромная банка фильтра перекашивалась и надрывала манжету. Нашел подходящее по размеру резиновое кольцо в загашнике, установил по месту, вкрутил третий болт. Ожидал хоть какого-то прогресса в запуске мотора, но этого не произошло.
В какой-то момент психанул. Хлопнул в сердцах капотом так, что чуть фары не потрескались. «Если тебе нравится быть недвижимостью, а не автомобилем, что ж, будь ею. Но учти, мне тут памятники не нужны, продолжишь вые….ся, разберу на запчасти. Усек?!».
Это все нервы. На самом деле не собирался разбирать «ДТ-75» на детали, ни тогда, ни сейчас. Так, лишь припугнуть. Однако после этого к машине не подходил долго. По большей части потому, что перепробовал все варианты и на тот момент просто не знал, что делать дальше. Тем более вдарили морозы под тридцать, а в баке летняя солярка. Уже не плещется, а лежит цельным куском.
Таким образом, из механика-практика с гаечным ключом в руке и фонариком во лбу я превратился в дизелиста-теоретика с зубочисткой в зубах (мне так лучше думается). Вот вы смеетесь, а ведь помогло. Взяв паузу и раскинув мозгами, вдруг осознал два важных момента, до которых не догонял, пока гнался за результатом.
1) Запустившись в первый раз и проехав кружок в 20 км, Ford дал понять, что он жив, хотя и не совсем здоров. Значит, причина неисправности не глобальна, она где-то на поверхности. Надо продолжать поиски. Причем если раньше собирался приглашать опытного дизелиста, то теперь хочу решить проблему без посторонней помощи. Дело принципа.
2) Чем глубже закапывался в поисках неисправности, тем больше склонялся к тому, что причина — в том самом штатном топливном фильтре с ручной подкачкой. Может, не зря прежний владелец переместил его из-под капота в багажник? В этом фильтре три резиновых прокладки, мембрана и стальная крышка, садящаяся с натягом. Итого пять потенциально ненадежных мест, где может подсасывать воздух. И это все стягивается одним единственным болтом. Да, все комплектующие новые, но корпус-то фильтра старый.
После этих умозаключений был куплен обычный пассивный фильтр тонкой очистки для дизельных двигателей (от бензиновых отличаются пропускной способностью фильтрующего элемента). Также приобрел хомуты из прочной нержавейки, которые не вытягиваются и не проворачиваются при сильной затяжке.
Во мне уже крепнет уверенность, что этот неуступчивый дизельный агрегат я все-таки победю… побежду… короче, сделаю.
Как-то сидим с женой дома, смотрим телек.
— Ты чего в гараж-то перестал ходить?
— Никак не могу решить маленькую проблемищу.
— Это как?!
— Не могу придумать, как завести в гараже этот допотопный дизель. Прогреть, настроить и при этом не задохнуться выхлопными газами.
Вроде бы система выхлопа герметична и вентиляция картерных газов работает как надо, но не помогают ни гаражная вытяжка, ни гофра, натянутая на глушитель. Несколько попыток запуска, и все — беги на свежий воздух, дыши глубже. Надо отметить, что мой гараж — это «коридор», где машины стоят друг за другом. В дальней, утепленной части — мастерская, там стоит Sierra, а Sportage паркуется ближе к выезду. Из-за тесной улочки заехать в гараж можно только задним ходом. Таким образом, от кончика глушителя Форда до ворот не менее 15 метров. Тупо открыть створки для проветривания не выйдет.
— Действительно, маленькая проблемища. Что будешь делать?
— Все больше склоняюсь к тому, что начну восстанавливать «ДТ-75» по-пушкински — в обратном порядке.
Известно, что великий поэт большинство своих произведений начинал писать с конца. Не пытайтесь понять, как такое возможно, для этого нужно быть гением. В моем гараже поэзией даже не пахнет, но в каком-то смысле восстановление автомобиля тоже творческий процесс. Начну исправлять недостатки на кузове, подлечу рулевое управление и задний бампер. Двигателем же займусь, когда потеплеет и можно будет выкатить машину на улицу.
Конечно, вкладывать деньги в неисправную тачку в корне неправильно. Вначале нужно поставить автомобиль на ход, и уж затем, будучи уверенным, что тот передвигается, закидывать в него «бабки». Я немного рискую, но выбора как такового нет. И все же не советую повторять за мной.
Устранение недостатков начал с самой «тяжелой» проблемы — излишне тугого руля. Думал, что такова особенность Сиерр без усилителя. Но прежний владелец машины, с которым мы время от времени созваниваемся, подсказал, что дело не в отсутствии ГУР, а в неисправном рулевом карданчике. Он же постукивает, когда поворачиваешь руль, стоя на месте. Решил подстелить соломки и перед снятием уточнить, есть ли вообще карданчики в продаже. Оказалось, в ассортименте, из Турции и Китая по цене 2500–3200 рублей.
Провозившись около получаса, снял карданчик с машины. А тот в отличном состоянии: крестовина без малейших люфтов, резиновый демпфер хоть и не нов, но без трещин и надрывов. Оказалось, что виновник тугого руля находится чуть повыше — это развалившийся опорный подшипник рулевого вала. Он не стальной, как можно было подумать, а пластиковый, состоящий из четырех деталей: внутренней и наружной обойм, скользящего элемента и крышки-защелки. Конструктивно слабое место. Это фигово.
Топая в магазинчик друга и не сильно веря в возможность заказа таких деталей, сжимал кулачки — хоть бы, хоть бы… Друг, узнав, что мне нужно, присвистнул и тоже сжал кулаки — Лех, шансы найти такую редкую мелочь, особенно сейчас, один к ста. Постараюсь, конечно, но ничего не обещаю.
На всякий случай есть план Б. Ввиду того, что износ опорного подшипника типичен для Сиерр, наши умельцы адаптировали обычный, стальной подшипник, который прикручивается к моторному щиту из салона (оригинальные детали монтируются из-под капота). Наверняка и ходит такой «колхоз» в разы дольше оригинала. Однако без острой нужды мне бы не хотелось «колхозить» столь ответственный узел, как рулевое управление. Коли прижмет — куплю подшипник и поставлю, но пока надеюсь на розыскные способности друга. Вот, кстати, и он звонит…
По торжествующему голосу слышу, что новости хорошие — нашел! Оригинальные! Браво, Геннадий! Это было очень непросто и, судя по всему, заказан один из последних сиерровских «опорников» в России и ближнем зарубежье. Но, увы, не комплектом, а по отдельности, потому и цена за эти пластиковые финтифлюшки аховая — 4500 рубчиков. Наружную и внутреннюю обоймы придется подождать две недели. А вот скользящий вкладыш и крышка будут идти месяц. Месяц!
Мне тут же вспомнился анекдот про пришедшего к врачу мужика, страдающего бессонницей. Врач его выслушал и выписал… слабительное.
— И что, — с сомнением спрашивает тот, — смогу уснуть?!
— Уснуть, может, и не уснете, но по крайней мере будет чем заняться.
Вот и мне — есть чем заняться. Подлечу пока фары. Они в неплохом состоянии, но через рефлекторы проглядывают потертости. Снял оптику с машины, понес домой для помывки, но та оказалась настолько крупногабаритной, что не помещалась в раковину ни в санузле, ни на кухне. Пришлось втихаря от жены отмывать фары в душевой кабине. А после отмывать еще и саму душевую.
Было/стало
Прежде чем вернуть чистую и восстановленную оптику на машину, проверил лампы. Перегоревших нет, но те, что в противотуманных секциях, смотрят «на полшестого», то есть не прямо, а вниз. Потому что заменить лампы «противотуманок» на машине тут ой как непросто. Установил как надо.
Было/стало
Далее последовательно иду от фар к заднему бамперу. На пути механизм стеклоочистителей, которые не доходят до края стекла сантиметров двадцать. Фактически очищают лишь половину «лобовухи». При этом, подталкиваемые рукой, без заеданий совершают полный цикл очистки. Значит, дело не в закисшем механизме.
Снимаю пластиковое «жабо» и вижу слетевшую тягу. Резиновый колпачок остался на шарнире, но при этом выскочил из тела тяги. Закрепляю все по местам, включаю «дворники». Пара взмахов под громкий скрип — и тяга вновь слетает. Добавляю на резинку капельку литола, немного смочив силиконом из баллончика. Тут главное не переборщить со смазкой, иначе резинка начнет отделяться от шарнира.
Было/стало
Двигаюсь дальше — в салон. Тут все более-менее цело, но из десятка лампочек на передней панели горят две-три. Когда на улице темно, перед тобой просто черная дыра. Разбираю переднюю панель и «приборку», ставлю новые лампы. Заканчиваю достаточно результативный день ремонтом подгнившего уголка двери. К слову, это единственное коррозийное место на кузове Сиерры. Приятно удивлен данным фактом.
Осталось немного подровнять отвисший задний бампер. Ну, думаю, за часик управлюсь. Ага, размечтался. Сняв бампер с машины, понял, что попал по полной программе — из четырех креплений цело только одно. По левой стороне отломано пластиковое ухо, стальные кронштейны в критическом состоянии. Надломленный правый в сильной коррозии, левый отгнил совсем и отвалился. Да, блин!
С тоски лезу… в интернет за новым бампером. Есть такой, китайский, за 20 000 рублей, но без кронштейнов — не мой вариант. Бэушка в сборе еще дороже — 27 000, где-то в Челябинске. Причем на тот момент это было единственным предложением на всю страну. Теперь понятно, почему в продаже так много Сиерр без задних бамперов — это дорогущий дефицит. Придется ремонтировать свой. Но как?
Наливаю из термоса горячего чайку для сугрева и начинаю кумекать, что можно сделать. В итоге в правом кронштейне пришлось высверливать обломанный болт и нарезать резьбу под новый. Половинки кронштейна скрепил хитрым болтом из загашника. Левый, оперируя горелкой и проникающей смазкой, удалось разобрать, сохранив крепеж.
К бамперу вместо отгнившей площадки крепления прикрутил саморезами стальную пластину с новой закладной гайкой, и уже к ней притянул сам кронштейн. Держится хоть и послабее правого собрата, но необходимая жесткость для затяжки имеется. Установить обратно пластиковую скорлупу на задок «ДТ-75» с минимально возможными зазорами было нетрудно.
По правде сказать, не очень люблю тонкие слесарные работы, потому как руки немного кривоваты и глазомер подводит. Сколько ни высверливал болтов и шпилек, как ни прицеливался, все одно получалось криво. Тут же и сверловка в допусках, и резьба в два прохода. С маслицем. Опять же, нужный болтик нашелся. Ничего не сломал, не сорвал, даже инструмент из рук не падал. Во поперло!
Промежуточные итоги подготовки «ДТ-75» таковы. Восстановлены фары, выставлены зазоры на кузове. Сам кузов частично отполирован. Потенциально коррозийные места промазаны пушсалом. Восстановлена подсветка салона, багажника и всей наружной оптики. Отремонтирован стеклоочиститель. Отремонтированы дверь и задний бампер. Много чего сделано по мелочи, не перечислить.
Двигатель неисправен. Рулевое управление частично разобрано. Из заказанных запчастей пришли две обоймы. Сердцевина подшипника и крышка еще в пути, хотя обозначенный месяц уже прошел. Иными словами, несмотря на вложенные силы и средства, на данный момент Ford Sierra еще более не на ходу, чем было при покупке. Это совсем не тот результат, на который я рассчитывал.
Продолжение следует…
«тише…»
Мне кажется все вокруг меня сейчас вспыхнет. Достаточно искры, случайно брошенного слова или неосторожной публикации. Напряженность вокруг — как невидимый купол. Он озаряется вспышками разрядов тока то тут, там. Едва заметно или ярче молнии. Весь мир под колпаком… Это сон, это гипноз, кома в изуродованной реальности. Пора очнуться. Откройте глаза, разожмите кулаки, восстановите дыхание... Нет, нет, ничего не говорите… тише.
Трек mp3 с возможностью скачивания
Трек flac с возможностью скачивания