Нужен пятилетний автомобиль за миллион рублей? Ясное дело, без седанов тут не обойтись. Мы собрали шесть наиболее распространенных леворульных моделей. Какие у них достоинства и недостатки, что с надежностью, какая версия оптимальная и сколько она стоит? Мы все выяснили.
Кто она? Lada Vesta — полностью новая вазовская модель, на разработку которой было потрачено почти десять лет. Конструкция традиционная для машин этого класса: передний привод, стойки МакФерсон спереди и скручивающаяся балка сзади, передние дисковые тормоза и задние «барабаны». Помимо обычного седана существовала его Cross-версия с внедорожным обвесом и увеличенным клиренсом.
Не считая заряженной 145-сильной версии Sport, на Весту устанавливали три бензиновых двигателя. Это вазовский 1.6 с индексом ВАЗ-21129 мощностью 106 л.с., который сочетался с 5-ступенчатой «механикой» или «роботом» AMT. Позже появилась версия с 1,8-литровым мотором ВАЗ-21179 мощностью в 122 л.с., которому полагались аналогичные коробки передач. В 2019 году на смену капризному «роботу» пришел вариатор Jatco. Он сочетался с двигателем 1.6 H4M (113 л.с.) от Renault. Плановый рестайлинг Vesta пережила только в 2022 году.
Недостатки. Vesta может расстроить качеством сборки. Впечатление от симпатичного с виду интерьера портит только явная бюджетность его исполнения — пластик жесткий, ручки и кнопки простоваты, экран мультимедийной системы не самого высокого разрешения.
Достоинства. Благодаря яркому, но отнюдь не вычурному дизайну, в потоке Vesta никогда не затеряется. Салон у седана довольно просторный и полон современных опций, конечно, если первый владелец не поскупился на комплектацию. 480-литровый багажный отсек радует практичными сеточками и кармашками. Главные достоинства — непробиваемая подвеска и клиренс в 178 мм.
Надежность. Лакокрасочное покрытие и отделка хромом у Весты не отличаются прочностью. При этом сколы появляются хоть и быстро, но ржаветь не торопятся. У машин первых лет выпуска боковые стекла быстро царапались при опускании/поднимании и нередко раздражал скрип дверных петель.
Скрипы и стуки салона — обычное дело. При этом у материалов отделки, за исключением обивки руля, неплохая стойкость к износу. Различные сбои в работе салонного оборудования — частое явление. Например, глюки датчика температуры, перегорание приборов освещения, отказ стеклоомывателя. Отказы магнитолы чаще всего лечатся перезагрузкой. Чем моложе Веста, тем меньше риск столкнуться с этими «детскими болячками».
Отечественные двигатели Весты часто страдают от качества комплектующих. Обычно это приводит к различным течам масла. Для базового мотора ВАЗ-21129 также характерны слабая система охлаждения и сбои в работе системы зажигания. Может заклинить клапан вентиляции картера в мороз, из-за чего выдавливает сальники. При пробеге около 100 000 км нередко появляется стук гидрокомпенсаторов. У ранних версий ВАЗ-21129, до 2018 года выпуска, при обрыве ремня ГРМ загибало клапаны. Впоследствие двигатель получил безвтыковые поршни.
Мотор ВАЗ-21179 такой доработки не получил, поэтому следить за состоянием ремня ГРМ здесь нужно особенно внимательно. Вдобавок этот двигатель часто страдает «масложором» уже на малых пробегах. Другая проблема заключается в заклинивании редукционного клапана маслонасоса в открытом положении. Из-за этого возникает падение давления масла, что приводит к быстрому износу шеек коленвала и распредвалов.
Страдает «масложором» и французский Renault Н4М. При этом расход масла в пределах литра на 1000 км, но, по мнению производителя, неисправностью это не является. Причиной громких стуков под капотом чаще всего служат неотрегулированные клапаны.
Несмотря на эти «болячки», моторы Весты, при хорошем обслуживании легко демонстрируют ресурс в 300 000 км и более.
Коробок передач у Весты было еще больше, чем моторов. Среди них французские и отечественные МКП, вазовский «робот» и японский вариатор. Механические коробки вполне надежны и ресурсны. Разве что коробка ВАЗ-21807, которая сочеталась с базовым мотором, отличается довольно шумной работой.
Роботизированная коробка АМТ — самая проблемная. Она славится своей дерганой работой, скромным ресурсом сцепления и актуаторов, а также неисправностями с электрикой. В итоге в 2019 году от «робота» отказались. Его место занял уже в который раз модернизированный вариатор JF015E. Эта коробка любит спокойный стиль езды и чистое масло.
Скрип сайлент-блоков и стук амортизаторов для Весты — в порядке вещей. При этом большинство элементов подвески требуют обновления только после 100 000 км пробега. Нет претензий и к рулевой рейке.
Оптимальная версия. При выборе Весты стоит избегать мотора 1.8 и любой модификации с «роботом» АМТ. Зато седан с модернизированным двигателем ВАЗ-21129 в паре с МКП — хороший вариант. Есть смысл и в покупке версии с вариатором, но после тщательной диагностики и желательно из первых рук.
Цены на Дроме. В пределах обозначенного бюджета можно выбирать почти из 750 экземпляров подержанных седанов Vesta. Модификация с базовым мотором и «механикой» — самая распространенная. В приличном состоянии такой седан стоит около 800 000 рублей. Версия с вариатором в нашем бюджете недоступна.
Кто он? Долгожитель сегмента, который появился в 2009 году и не особо изменился внешне в ходе рестайлинга 2015 года. Все это время седан производили на заводе Volkswagen в Калуге.
Дорестайлинговые версии оснащались атмосферными моторами 1.6 семейства ЕА111. В ходе обновления их сменили двигатели того же объема, но новой серии ЕА211, которые развивали 90 л.с. и 110 л.с. Также был доступен и 125-сильный турбомотор 1.4 TSI. Атмосферные двигатели сочетались с 5-ступенчатой «механикой». Для всех, кроме базового мотора, в качестве альтернативы был доступен 6-ступенчатый «автомат». В паре с двигателем 1.4 шли 6-ступенчатая МКП или 7-ступенчатый «робот» DSG.
В конструкции ходовой части сочетались стойки McPherson и полузависимая скручивающаяся балка. В зависимости от мотора и комплектации на заднюю ось Polo могли устанавливаться либо дисковые, либо барабанные тормоза.
Недостатки. Старомодный дизайн интерьера Polo навевает скуку. Больше всего страдают задние пассажиры. О центральном подлокотнике и подогревах им остается только мечтать. На ходу седан жестковат, уж слишком подробно его подвеска отрабатывает неровности.
Достоинства. Эргономика Volkswagen традиционно хороша. Передние кресла удобны, руль можно отрегулировать как угодно, «климат» работает образцово. Багажник объемом в 460 литров имеет аккуратную отделку и небольшую погрузочную высоту. По управляемости Polo — один из лучших седанов в классе.
Надежность. ЛКП у Polo особой прочностью не отличается. Особенно уязвимы пороги, стыки крыльев с бамперами, кромки капота и дверей. Зато от коррозии внешние панели кузова защищены неплохо.
Бамперы у Polo довольно крепкие. Им не страшны легкие удары и перепады температуры. Передняя оптика и лобовое стекло сравнительно мягкие. Нередко подводят трапеция стеклоочистителя и личинка замка двери, которая может выйти из строя после 150 000 км пробега.
Если до рестайлинга Polo часто огорчал обилием «сверчков» в салоне, то в ходе обновления ситуация стала лучше. Изначально работоспособность салонного оборудования у Polo на хорошем уровне. Из немногих «болячек» — отказ подогрева водительского сиденья после 100 000 км пробега. Но владельцы нередко используют седан как конструктор, проводя с ним различные апгрейды. При некорректной установке возможны различные сбои.
Рестайлинговые моторы серии ЕА211 с ременным ГРМ имеют неплохой ресурс около 400 000 км и в целом надежнее предшественников. Например, у них не появляются трещины в выпускном коллекторе. Из минусов — склонность к «масложору», течи масла и антифриза.
Турбомотор 1.4 из серии ЕА211 не сильно проблемнее атмосферных собратьев. Также он страдает от заклинивания тяги актуатора вестгейта турбины.
Механическая коробка, если избегать резких стартов и буксования, может пройти более 300 000 км. 6-ступенчатая АКП Aisin при своевременном обслуживании способна на сравнимый ресурс. Для 7-ступенчатого «робота» DQ200 характерны износ сцеплений и отказ мехатроника на пробеге около 150 000 км.
Ходовая часть у Polo простая и долговечная. В передней подвеске сайлент-блоки и втулки стабилизатора обычно требуют обновления только после 100 000 км пробега. Ресурс передних амортизаторов — около 150 000 км. В любом случае запчасти недороги и распространены. Износ втулок рулевой рейки обычно решается их заменой на детали из фторопласта. Претензии к ЭУР в основном характерны для дорестайлинга.
Оптимальная версия. Такой можно считать рестайлинговый Polo с мотором 1.6 на 110 л.с. в паре с механической или автоматической коробкой.
Цены на Дроме. Выбор существенно меньше, чем в случае с Вестой. Примерно половина из доступных 200 вариантов ― седаны с мотором мощностью 110 л.с. Цены на рестайлинговые экземпляры в приличном состоянии и без явного таксомоторного прошлого ― около 900 000 рублей.
Кто они? Второй Solaris и Kia Rio четвертого поколения — близнецы в плане техники, которые отличаются экстерьером и оформлением салона. Со сменой поколений они чуть прибавили в размерах, но сохранили проверенные временем решения. Двигатели — бензиновые «атмосферники» объемом 1,4 (100 л.с.) и 1,6 л (123 л.с.). Оба мотора комплектуются только 6-ступенчатыми коробками передач — механической или автоматической. Передняя подвеска независимая Макферсон, задняя — полузависимая.
В 2020 году оба седана пережили плановый рестайлинг. Обновление принесло небольшие изменения экстерьера и пересмотренный список опций.
Недостатки. На втором ряду тесновато. Комфорт минимальный ― отсутствуют воздуховоды и даже подлокотник. Багажник, несмотря на заявленный объем в 480 литров, в реальности теснее, чем у ближайших конкурентов. Есть претензии к шумоизоляции. С другой стороны, кто в этом классе идеален?
Достоинства. Благодаря удачным настройкам подвески, оба седана хорошо слушаются руля, уверенно стоят на прямой и несильно кренятся в поворотах. Если интересуют нюансы, то Rio чуть жестче, а ходовая Соляриса более всеядная.
Какой из салонов привлекательнее, Solaris или Rio ― дело вкуса. В любом случае можно рассчитывать на удобные кресла и достаточное количество современных опций.
Надежность. Несмотря на быстро возникающие сколы, благодаря оцинковке, кузов корейских седанов быстро не ржавеет. Не отличается живучестью лобовое стекло.
Материалы внутренней отделки неплохо противостоят износу. Наиболее распространенные поломки связаны со стеклоподъемниками, кондиционером, мультимедийной системой и мультирулем.
При должном обслуживании с моторами 1.4 G4LC и 1.6 G4FG больших проблем нет, а их ресурс составляет примерно 300 000 км. Риск встретить двигатель с задирами в цилиндрах из-за крошащегося катализатора ниже, чем раньше. Особенно это касается машин после 2019 года выпуска, когда корейские двигатели получили другой катализатор и новую управляющую электронику. Тем не менее эндоскопия цилиндров все равно желательна. После 100 000 км пробега нужно быть готовым к замене цепи ГРМ.
Сочетающиеся с моторами 6-ступенчатые коробки при регулярной замене масла отличаются надежностью и ресурсом под 250 000 км. Правда, у «механики» есть склонность к течам смазки, а значит, масло нужно не только вовремя менять, но и регулярно проверять его уровень.
Ходовая часть у Rio простая и вполне надежная. В городском режиме эксплуатации ресурс шаровых опор и сайлент-блоков передней подвески составляет не менее 100 000 км. С задней балкой хлопот и того меньше. Аналогично и с рулевым управлением. С заменой и подбором запчастей на любой вкус и кошелек проблем не будет.
Оптимальная версия. Особенно удачным стоит признать дуэт 123-сильного двигателя и «автомата». В принципе, для городской эксплуатации сойдет и базовый 1.4 мощностью 100 л.с., но обгоны на трассе даются ему нелегко.
Цены на Дроме. Предложений не очень много. Около сотни на двоих. Цены высоки. Седан в приличном состоянии стоит не меньше 950 000 рублей.
Кто он? Второе поколение Logan начали производить в России в 2014 году. Седан был построен на обновленной платформе B0, а значит, в конструкции ходовой части использованы передний McPherson и скручивающаяся балка на задней оси. Главное, что Logan получил менее топорную внешность и более современный, в том числе и по оснащению, салон.
На нашем рынке седан оснащался тремя двигателями, все объемом 1,6 литра — мощностью 82, 102 и 113 л.с. Младший «восьмиклапанник» на 82 л.с. сочетался либо с механической коробкой, либо с «роботом». 16-клапанный двигатель мощностью 102 л.с. предлагался в паре с «механикой» или «автоматом». Самый мощный 113-сильный мотор был доступен только с МКП.
В 2018 году Logan в ходе рестайлинга получил обновленные внешность и салон. Из модификаций в строю остались лишь базовая и старшая версии с МКП, а также 102-сильный седан с «автоматом». Появилась вседорожная версия Stepway и вариант Stepway City, где двигатель 1.6 на 113 сил сочетался с вариатором. В таком виде Renault Logan был доступен на нашем рынке до 2022 года.
Недостатки. Интерьер Логана хотя и стал симпатичнее, но по-прежнему удивляет эргономическими просчетами. На ходу седан не даст расслабиться — «пустой» руль, немаленькие крены и посредственная курсовая устойчивость.
Достоинства. Сменив поколение, Logan сохранил просторный салон и большой багажник. Жаль, что часть пространства (объем 510 литров) съедают массивные петли. Подвеска Логана, как и раньше, непробиваема и всеядна.
Надежность. Несмотря на быстро появляющиеся сколы и царапины, стойкость кузова к коррозии у Логана находится на приличном уровне. Не сравнить с предшественником. У наиболее «пожилых» экземпляров стоит обратить внимание на состояние кронштейнов выхлопной системы, которые нередко разрушаются из-за коррозии. Среди других слабых мест — слабый защитный пластик фар и недостаточная герметичность подкапотного пространства, которое быстро зарастает грязью.
Материалы внутренней отделки не отличаются хорошей износостойкостью. Среди наиболее уязвимых мест — оплетка рулевого колеса, обивка сидений и ручка КП. Зачастую они изнашиваются уже на пробеге около 80 000 км. К 120 000 км может потребоваться ремонт замка зажигания и левого подрулевого переключателя. Нередко зависает индикатор уровня топлива и отказывает обогрев лобового стекла.
Проверенные временем двигатели серии К — 8-клапанный K7M и 16-клапанный K4M способны пройти около 500 000 км. Беспокоят они в основном по мелочам: течи масла и антифриза, сбои по электрике, отказы датчиков холостого хода и положения коленчатого вала, слабые катушки зажигания. Стоит следить за состоянием ремня ГРМ, при его обрыве чаще всего загибает клапаны.
Наиболее мощный мотор — 16-клапанный H4M, идущий в паре с вариатором, такой же как у Весты.
5-ступенчатая механическая коробка JH3 ставилась на первый Logan. Для нее характерны не очень четкие переключения и масляные течи, чаще всего через сальник левого привода. При этом ресурс на практике может превышать 300 000 км.
Созданный на ее основе «робот» унаследовал слабые сальники, но по механической части особых проблем не доставляет и способен пройти примерно 250 000 км. Но сбои электрики по вине ЭБУ — не редкость.
Схожий ресурс при грамотной эксплуатации имеет и автоматическая коробка — одна из версий печально известного 4-ступенчатого «автомата» DP0. Этот агрегат имеет проблемы с охлаждением, у него слабые втулки и соленоиды-регуляторы.
В подвеске уже к 100 000 км могут потребовать замены стойки и втулки стабилизаторов, ступичные подшипники, шаровые опоры и рулевые наконечники. При схожем пробеге требуют обновления и сайлент-блоки балки задней подвески.
Оптимальная версия. Откровенно плохих модификаций у Логана нет. Наименее проблемная версия — седан с базовым двигателем в сочетании с «механикой».
Цены на Дроме. В продаже доступно более 300 вариантов. Дорестайлинг и обновленные седаны представлены примерно поровну. Logan в приличном состоянии стоит около 750 000 рублей.
Кто он? Модифицированная при участии японцев Granta с другими шильдиками появилась в 2014 году. Среди изменений — иной дизайн, доработанная подвеска и увеличенный багажник. Выбор двигателей был ограничен тремя вариантами бензиновых моторов объемом 1,6 л на 82, 87 и 106 л.с. Любой из них мог сочетаться с 5-ступенчатой «механикой», а для 87-сильного варианта был также доступен 4-ступенчатый «автомат». В 2019 году модель сняли с производства.
Недостатки. Материалы внутренней отделки у Датсуна дешевые, плохо продумана вентиляция салона, а уровень сборки нестабилен. Посредственная управляемость и воющая механическая коробка досталась on-DO по наследству от Гранты.
Достоинства. Клиренс в 175 мм и потрясающе энергоемкая подвеска делают из Датсуна короля разбитых дорог. На ходу помогает хорошая обзорность. Благодаря улучшенной шумоизоляции и большему количеству опций салон воспринимается чуть дороже исходника. Гигантский багажник на 530 литров способен вызвать зависть у иного универсала.
Надежность. ЛКП у Датсуна тоненькое, и ржавеет его кузов вполне охотно. Слабых мест хватает. Некоторые экземпляры уже в первый год эксплуатации щеголяли ржавой горловиной бензобака и коррозией под верхними уплотнителями дверных проемов. Из-за маленьких оригинальных «брызговиков» сильно пескоструит пороги. Недостаточно герметично сделан моторный отсек.
Хромает уровень сборки, причем это касается как кузова, так и интерьера. Из-за слабой вентиляции постоянно запотевают стекла. Постоянная грязь в салоне — следствие плохой герметичности. Часть недоработок постепенно устранили по ходу производства, и в сравнении с Грантой on-DO воспринимается более надежным автомобилем.
Моторы в целом надежны. Но к 100 000 км пробега обычно начинают «сопливить» прокладки и сальники. Также не отличаются приличным ресурсом различные датчики, термостат и навесное оборудование. До 2018 года моторы были втыковыми и при обрыве ремня ГРМ у них загибало клапаны. После модернизации двигатели получили безвтыковые поршни.
Механическая коробка помимо воя часто хрустит при переключениях и истекает маслом. Также в ней довольно быстро изнашиваются синхронизаторы второй передачи. 4-ступенчатый «автомат» Jatco JF414E имеет минимум проблем и легко пройдет около 300 000 км.
Слабое место подвески — опорные подшипники передних стоек. В рулевом управлении не отличаются большим ресурсом наконечники рулевых тяг и карданчик вала.
Оптимальная версия. on-DO — это выносливый, простой, максимально дешевый седан. При прочих равных имеет смысл искать модификацию с беспроблемным «автоматом».
Цены на Дроме. Доступно почти 400 объявлений о продаже подержанных on-DO. Седан в приличном состоянии стоит примерно 600 000 рублей.
Кто она? В основе этого седана, разработанного специально для российского рынка, лежит модель Nissan Bluebird Sylphy образца 2005 года. Другой родственник — Renault Logan. В ходовой части используются передняя подвеска типа McPherson и торсионная балка сзади. Колесная база в 2700 мм — одна из самых больших в классе. Almera получила двигатель объемом 1,6 литра мощностью 102 л.с., который мог сочетаться с 5-ступенчатой механической коробкой или с 4-ступенчатым «автоматом». Седан производили в Тольятти с 2012 по 2019 год.
Недостатки. У Альмеры странноватая внешность и «серенький», нарочито бюджетный интерьер с неудачной эргономикой и не очень удобными креслами. Внятной динамики от тяжелой Альмеры не дождешься.
Достоинства. По простору на втором ряду Альмера поспорит с иными седанами бизнес-класса. Осталось место и для 500-литрового багажника. Всеядная подвеска Альмеры почти не знает, что такое пробой. Отличная плавность хода и курсовая устойчивость.
Надежность. Более-менее приемлемое качество ЛКП и защита от коррозии характерны только для седанов последних лет выпуска. Салон склонен скрипеть дешевым пластиком отделки уже с первых километров пробега. Вытертые дверные ручки и просиженные сиденья — явный признак машины после службы в такси. Нередко отказывают кондиционер и подрулевой переключатель, а также перегорают лампы подсветки.
Слабости мотора и коробки аналогичны Логану. Almera использует тот же 16-клапанный 1,6-литровый K4M в паре с 5-ступенчатой «механикой» либо 4-ступенчатым «автоматом».
Ходовая, как и у других моделей, созданных на платформе B0, простая и надежная. До 100 000 км пробега обычно приходится менять только шаровые опоры и рулевые наконечники. Проблема рулевого управления — течи ГУР.
Оптимальная версия. Как и в случае с Логаном, лучше остановить свой выбор на модификации с механической коробкой.
Цены на Дроме. На выбор есть почти 150 седанов. Чаще всего встречаются Almera с «механикой». За экземпляр в приличном состоянии придется отдать примерно 700 000 рублей.