Мы уже пытались найти пятилетний кроссовер дешевле двух миллионов рублей, и при этом у нас под ногами постоянно путались исключительно переднеприводные модели, подозрительно напоминающие хэтчбеки. Повышаем ставки! Но одновременно придется понизить требования к году выпуска. Итак, ищем кроссовер не старше 2015 года и не дороже двух миллионов: какие есть варианты, в чем их слабости, какая версия оптимальная и что по ценам?
Кто он? Премьера KIA Sportage четвертого поколения состоялась в 2015 году, через год модель появилась на российском рынке. Кроссовер был построен на модернизированной платформе предшественника. У автомобиля сохранились передние стойки МакФерсон и задняя многорычажная подвеска.
В России Sportage предлагался с тремя двигателями — двумя бензиновыми (150 и 177 л.с.) и одним дизельным. Базовый 2,0-литровый мотор сочетался с 6-ступенчатыми коробками — «механикой» или «автоматом». Турбированный 1.6 T-GDI шел в паре с 7-ступенчатым «роботом». 2,0-литровому дизелю полагалась 6-ступенчатая АКП. Полноприводная трансмиссия была опцией только для 2,0-литровой версии. В ходе рестайлинга 2018 года турбомотор заменили на 2,4-литровый «атмосферник» мощностью 184 л.с., а дизелю отрядили 8-ступенчатый «автомат». В таком виде Sportage продержался в строю до 2022 года.
Недостатки. В интерьере Sportage полно следов экономии: нет уплотнителей по низу дверей, второстепенные кнопки лишены подсветки. В плане отделки и практичности багажник объемом 491 литр до обидного примитивен — ни полочек, ни крючков, а в подполье зияет голый металл. Внедорожные способности у Sportage, с его клиренсом в 182 мм, средненькие.
Достоинства. У Sportage интересно оформленный экстерьер и просторный, хорошо укомплектованный салон без явных эргономических просчетов. Кроссовер рулится надежно и предсказуемо, радуя отличной курсовой устойчивостью. Подвеска неплохо сглаживает большинство неровностей.
Надежность. К кузову и салону Sportage есть масса мелких претензий: легко повреждается нежное ЛКП, мутнеет и облезает хромированный декор, часто потеет оптика, быстро царапается недорогой пластик внутренней отделки и облезает кожа с руля.
При правильном обслуживании атмосферные двигатели Sportage демонстрируют ресурс до 300 000 километров. Тем не менее встречаются проблемы с задирами в цилиндрах и повышенным расходом масла. Турбомотор G4FJ менее ресурсный. Для него характерны отказы турбины, быстро вытягивается цепь ГРМ. 2,0-литровый дизель D4HA способен на ресурс более 400 000 километров, но только при качественном обслуживании.
6-ступенчатая МКП у Sportage вполне надежна. Каждому из двигателей полагалась своя версия 6-ступенчатого «автомата» из родственной серии A6. Гидроблок этих коробок чувствителен к чистоте масла, но при частом обновлении смазки можно рассчитывать на ресурс не менее чем в 300 000 километров. У 8-ступенчатой коробки A8LF2 были проблемы с гидротрансформатором и некорректной работой прошивки блока управления. Дерганый «робот» 7DCT отметился скромным ресурсом сцепления. Главная проблема полноприводной трансмиссии в том, что из-за коррозии здесь нередко срезает шлицы промежуточного вала.
Основная претензия к надежной подвеске — невысокий ресурс стоек стабилизатора. Зачастую они требуют обновления до пробега в 100 000 километров. Примерно тогда же могут проявиться и проблемы с рулевой рейкой.
Оптимальная версия. Поскольку найти ресурсный дизель — большая удача, то придется выбирать из бензиновых модификаций, причем скорее всего с наиболее популярным 2,0-литровым мотором. При должной диагностике трансмиссии можно остановиться на версии с полным приводом.
Цены на Дроме. В пределах выбранного бюджета есть хороший выбор подержанных Sportage. По большей части это дорестайлинговые автомобили с 2,0-литровым мотором и передним приводом. Но хватает и полноприводных версий. Цены начинаются с 1 700 000 рублей.
Кто он? Кроссовер Ford Kuga второго поколения производился в России и продавался на нашем рынке в период с 2013 по 2019 год. Модель базировалась на платформе Ford Focus III. Рестайлинговая версия появилась в 2016 году. Линейка двигателей включала только бензиновые агрегаты: турбированный EcoBoost объемом 1,5 литра в версиях на 150 и 182 л.с., а также атмосферный 150-сильный мотор объемом 2,5 литра. В паре с ними работал 6-ступенчатый «автомат» 6F35. Полный привод был доступен только для турбированной версии.
Недостатки. Багажник у Форда не особо практичный и маловат по сравнению с конкурентами — всего 456 литров. Реабилитируется отсек только при разложенном диване. В таком виде объем достигает 1653 литров. Полный привод сочетается исключительно с турбомотором.
Достоинства. Салон рестайлинговой Куги просторный и хорошо оснащенный. Шасси кроссовера удачно сочетает приличную плавность хода с интересной управляемостью. Адекватно едет даже версия с базовым атмосферным мотором.
Надежность. Кузов Kuga неплохо противостоит коррозии. Первые следы ржавчины стоит искать в нижней части внутренней стороны дверей.
Салон Куги нередко страдает от попадания влаги. Чаще всего причина протечки — конденсат из нарушенного контура климатической системы, а также нарушение герметичности креплений рейлингов.
Атмосферный мотор 2.5 вполне надежен, но может страдать течами масла из-под клапанной крышки, поддона или передней крышки двигателя. У турбомотора Ecoboost бывают отказы системы наддува и течи насоса охлаждающей жидкости. Плюс он привередлив к качеству топлива. 2,0-литровый дизель может огорчить только типовыми проблемами с ТНВД, форсунками, турбиной и EGR.
Механическая коробка у Куги надежная. «Автомату» 6F35 необходима замена масла примерно каждые 45 000 километров. Для роботизированной коробки PowerShift характерны рывки и толчки при переключениях. Нередко возникают отказы мехатроника. Непредсказуем ресурс сцепления. Полноприводная трансмиссия изредка страдает течами масла через сальник правого приводного вала, а также хвостовик раздатки.
Подвеска Куги имеет хороший ресурс. В рулевом управлении любит постукивать рейка.
Оптимальная версия. Самым простым в содержании вариантом будет кроссовер с 2,5-литровым «атмосферником» и автоматической коробкой. Но придется смириться с отсутствием полного привода.
Цены на Дроме. Kuga не так популярна на «вторичке», как Sportage. Проще всего найти полноприводной кроссовер с турбомотором. Цены — от 1 500 000 рублей.
Кто он? Третье поколение Nissan X-Trail, построенное на общей платформе с Qashqai, дебютировало в 2013 году. Спустя два года локализованная версия кроссовера появилась и на нашем рынке.
В России X-Trail предлагался с тремя двигателями. Базовым был 2,0-литровый бензиновый мотор, развивающий 144 л.с., который мог сочетаться как с 6-ступенчатой МКП, так и с вариатором. Для 2,5-литрового мотора мощностью 171 л.с. вариатор был безальтернативным. 130-сильный дизель 1.6 сочетался исключительно с «механикой». Для 2,0-литрового двигателя полноприводная трансмиссия была опцией. Для остальных моторов альтернативы не было.
В 2018 году X-Trail пережил рестайлинг. Главное новшество — серьезно доработанная подвеска, поскольку дорестайлинговый вариант имел явные проблемы с плавностью хода. В таком виде X-Trail предлагался на нашем рынке до 2022 года.
Недостатки. В салоне чувствуется, что кроссовер уже устарел. Мультимедийная система не поражает размером и разрешением дисплея. Повсюду кнопки будто из прошлого века. Вне дорог Ниссан не силен. Вариатор и оберегающая его электроника сильно ограничивают внедорожные способности.
Достоинства. X-Trail очень удобен для задних пассажиров. Задний диван просторен, его можно двигать в продольном направлении, регулируется наклон спинки. Энергоемкая подвеска и клиренс в 210 мм позволяют эксплуатировать кроссовер не только в тепличных городских условиях.
Надежность. Из-за тонкого ЛКП для X Trail характерны сколы, потертости и следы от пескоструя. Первым делом коррозию стоит искать на пятой двери. Легко облезает внешний хром. Из-за слабых креплений быстро провисает передний бампер.
Материалы внутренней отделки быстро теряют приличный вид. Легко продавливается водительское кресло. Немало проблем доставляет салонная электрика, особенно у дорестайлинговых машин.
2,0-литровый мотор MR20DD до 200 000 километров беспокоит только по мелочам. Затем велик шанс столкнуться с «масложором» из-за залегания поршневых колец. Этим же страдает и 2,5-литровый двигатель QR25DE. Есть также риск задиров по причине разрушения катализатора. Ближе к 150 000 километров зачастую сильно вытягивается цепь ГРМ. Схожий ресурс этого узла характерен и для 1,6-литрового дизеля R9M.
Механическая коробка, положенная 2,0-литровому бензиновому мотору и дизелю, довольно надежная и выносливая. Среди слабых мест вариатора — соленоиды, гидроблок и фрикционы. Их ресурс напрямую зависит от частоты замены смазки и режима эксплуатации. Система полного привода с электромагнитной муфтой обычно хлопот не доставляет.
В передней подвеске чаще всего требуют замены стойки и втулки стабилизатора. Зачастую они не выдерживают и 70 000 километров. Чуть позже потребуется обновить шаровые опоры, ступичные подшипники и амортизаторы. Задняя подвеска менее проблемная.
Оптимальная версия. Поскольку дизель встречается редко, то выбирать, скорее всего, придется из кроссоверов с бензиновым мотором. Лучше — с более мощным объемом 2,5 литра, который сочетался с полным приводом и вариатором. Главное — помнить про особенности эксплуатации бесступенчатой трансмиссии.
Цены на Дроме. Подержанных X Trail в продаже много. Преобладают полноприводные кроссоверы с 2,0-литровым бензиновым мотором. Сложнее всего найти дизель. Цены начинаются с 1 500 000 рублей.
Кто он? Первое поколение Tiguan появилось в далеком 2006 году, а в 2011-м модель пережила рестайлинг. Это кроссовер с полностью стальным кузовом, он оснащен только турбированными рядными «четверками» — бензиновыми 1.4 и 2.0, а также 2,0-литровым дизелем TDI. Привод мог быть как передним, так и полным на основе муфты Haldex. Передняя подвеска — МакФерсон, задняя — многорычажная. Коробки передач — 6-ступенчатая «механика», «автомат» с аналогичным количеством ступеней и «роботы». Tiguan собирали в том числе и на заводе Volkswagen в Калуге. Диапазон мощности модификаций для российского рынка — 122-210 л.с. В 2016 году кроссовер сменил поколение.
Недостатки. Тем, кто любит дизайнерские изыски в интерьере, салон Тигуана покажется чересчур скучным. В ряде дорожных ситуаций кроссовер может быть небезопасен. Система АБС отличается непредсказуемой работой на дорогах с плохим сцеплением. В теории все это лечится перепрошивкой. Стоит проверить, какая именно стоит на конкретном экземпляре.
Достоинства. Салон Тигуана, может, и строгий, зато функциональный, практичный и довольно просторный. Управляемость — одна из лучших в классе. Плотная подвеска кроссовера комфортно отрабатывает даже страшноватые на вид ямы. Вне дорог помогает хорошая геометрическая проходимость и клиренс в 200 мм.
Надежность. Искать коррозию на кузове Тигуана в первую очередь стоит на кромках крыльев, капота и дверей, а также под пластиковыми накладками, в местах крепления рейлингов и в районе дверных ручек. В местах повреждений краска может отслаиваться крупными кусками.
Салон может расстроить разве что затирающейся кожей на руле и не стойким к износу кожзамом на боковинах передних кресел. Сложная электрика Тигуана плохо переносит неквалифицированное вмешательство.
Двигателей для Тигуана предлагалось много. На более ранние экземпляры ставились бензиновые двигатели объемом 1,4 литра серии EA111. Среди их главных проблем — ненадежный цепной ГРМ и залегающие кольца, вызывающие повышенный расход масла. Сменившие их под конец выпуска моторы EA211 аналогичного объема имеют уже ременный ГРМ и в целом более надежные. 2,0-литровые двигатели относятся к серии EA888. Для них также характерен повышенный расход масла и частые отказы ТНВД. Цепь ГРМ может растянуться уже к 100 000 километров. На всех силовых агрегатах не отличается надежностью водяной насос. Проблемы дизелей в основном связаны с ТНВД, наддувом, форсунками, системой EGR и загрязнением впуска.
Из коробок передач лучше всего себя показали 6-ступенчатая МКП и «автомат» Aisin. При регулярной замене масла и чистке системы охлаждения как минимум до пробега в 250 000 километров больших проблем с ними быть не должно.
Роботы DQ250 и DQ500 тоже критичны к чистоте смазки. При бережной эксплуатации ресурс сцеплений составляет примерно 150 000 километров. Система полного привода с муфтой Haldex при должном обслуживании отказами не страдает. Слабое место — промежуточная опора карданного вала, особенно на дизельной версии.
Подвеска у Тигуана довольно ресурсная, плюс радует широким ассортиментом неоригинальных запчастей. Чаще всего приходится менять стойки стабилизатора и задние сайлент-блоки передних рычагов. С рулевой рейкой и ее электроусилителем проблемы возникают редко.
Оптимальная версия. Все проблемы первого Тигуана уже давно и досконально изучены, а их решение не так пугает ценой, как раньше. При прочих равных меньше всего хлопот будет с моторами 1.4 из серии ЕА211 либо с дизелем.
Цены на Дроме. Купить за два миллиона второй Tiguan практически невозможно, а вот кроссоверов первого поколения в продаже около 100 экземпляров. 2,0-литровые кроссоверы и Тигуаны с мотором 1.4 представлены примерно поровну. Дизель — в меньшинстве. Цены начинаются с 1 300 000 рублей.
Кто он? Mitsubishi Outlander третьего поколения создавался с учетом российских условий эксплуатации. В 2012 году кроссовер начали выпускать на заводе в Калуге. Для нашего рынка были доступны модификации с передним или полным приводом и тремя вариантами бензиновых моторов объемом 2,0, 2,4 и 3,0 литра. 3,0-литровый V6 сочетался с 6-ступенчатым «автоматом». Остальные версии довольствовались вариатором. Полностью независимая подвеска полагалась всем Аутлендерам.
Третий Outlander неоднократно подвергался изменениям, которые меняли его внешность, оснащение, шумоизоляцию, жесткость кузова и настройки подвески. В 2018 году появилась семиместная версия. Выпускался кроссовер до 2022 года.
Недостатки. Салон Аутлендера устарел в плане дизайна, имеет спорную эргономику и отделан дешевыми, недостаточно стойкими к износу материалами. Передняя панель часто становится источником посторонних звуков.
Достоинства. Если спереди в Аутлендере просто много места, то сзади уже барский простор. Объем багажника пятиместной версии — 591 литр. Подвеска демонстрирует потрясающую энергоемкость. Клиренс составляет солидные 215 мм.
Надежность. Из-за слабого ЛКП кузов Outlander требует очень аккуратного отношения. Первые признаки коррозии появляются на порогах, крыльях и кромке капота. Не отличаются прочностью стекла и оптика.
В салоне нередко глючит электрика — начинает жить своей жизнью мультимедийная система, отказывают кнопки мультируля, сбоит климат-контроль.
Атмосферные «четверки» 4B11 и 4В12 объемом, соответственно, 2,0 и 2,4 литра имеют систему изменения фаз газораспределения MIVEC и лишены гидрокомпенсаторов. Растяжение цепи ГРМ можно ждать ближе к пробегу в 150 000 километров. При этом общий ресурс превышает 350 000 километров.
3,0-литровый V6 6B31 с ременным ГРМ не менее ресурсный. Случаются течи масла, обычно через клапанные крышки. После 200 000 километров у него возможен критический износ распредвалов.
Вариатор JF011E производства Jatco известен еще по прошлому поколению кроссовера. В ходе модернизации появился отсутствовавший изначально теплообменник, и коробка стала меньше перегреваться. Правда, теплообменнику требуется дополнительная защита, поскольку он установлен не очень удачно и может пострадать от летящих камней.
С V6 сочетается АКП также производства Jatco. При спокойном стиле вождения и обновлении масла примерно каждые 50 000 километров есть шанс, что этот «автомат» проживет не менее 200 000 километров.
Система полного привода Аутлендера реализована посредством многодисковой муфты Haldex четвертого поколения. Если помнить про замену масла в редукторах, то проблем с трансмиссией не будет.
Подвеска Outlander довольно выносливая. Амортизаторы способны выдержать не меньше 100 000 километров, а сайлент-блоки рычагов — в два раза больше. Исключение — ступичные подшипники, которые могут попросить замены до пробега в 100 000 километров. Случаются неполадки с электроусилителем руля, что обычно решается перепрошивкой блока.
Оптимальная версия. Откровенно неудачных модификаций у Аутлендера нет, но самым сбалансированным вариантом выглядит версия с 2.4-литровым двигателем. Outlander с мотором 2,0 огорчает слабой динамикой, а редкая 3,0-литровая версия дороже в эксплуатации.
Цены на Дроме. Найти Outlander образца второго рестайлинга не составит труда — вариантов хватает. В основном продаются полноприводные кроссоверы с 2,0-литровым мотором. Другие модификации найти сложнее. Цены — от 1 600 000 рублей.
Кто он? Хотя Geely Atlas появился в 2016 году, его российские продажи начались лишь два года спустя. На наш рынок поставлялись кроссоверы белорусской сборки с одним из трех бензиновых двигателей. «Атмосферники» объемом 2,0 и 2,4 литра развивали 139 и 148 л.с. соответственно. Турбомотор 1,8 л имел мощность в 184 л.с. Со всеми двигателями сочеталась автоматическая коробка. «Механика» шла только в базовой модификации с 2,0-литровым мотором. В конструкции ходовой части были использованы передние стойки МакФерсон и задняя «многорычажка». Полный привод полагался версиям с двигателями 2.4 и 1.8. Продажи Altas на нашем рынке закончились в 2022 году.
Недостатки. Управляется Atlas неважно. В поворотах китайский кроссовер удивляет сильными кренами. Все версии, кроме турбированной, имеют довольно скромную динамику. В салоне маловато мест для мелких вещей. Багажник на 320 литров — один из самых скромных в классе.
Достоинства. Симпатичный салон Атласа не разочарует качеством отделки. На просторном втором ряду есть воздуховоды, пара USB-портов, подогрев и возможность сдвинуть вперед переднее правое кресло. Благодаря мягкой подвеске Atlas очень комфортен на ходу.
Надежность. Кузов Атласа не склонен к коррозии. Но нередко запотевает оптика, быстро облезает декоративный хром, лобовое стекло не отличается большой прочностью. Также без видимых причин может лопнуть стекло багажной двери. Нередко в сырую погоду начинает глючить бесключевой доступ.
Из претензий к салону — водительское кресло, которое быстро проминается под весом водителя. Часто протекает дверь багажника. Серьезных проблем с электрикой нет.
Атмосферные двигатели скопированы с двигателей Тойота и беспокоят в основном по мелочам. Турбомотор 1.8 считается собственной разработкой. У него вполне надежная турбина, однако известно о ряде гарантийных случаев замены перепускного клапана.
6-ступенчатая АКП известна также по кроссоверу SsangYong Actyon второго поколения. У нее часто выходит из строя электронный блок управления мехатроника. На практике эта коробка демонстрирует ресурс примерно в 250 000 километров. Ресурс подвески сильно зависит от того, насколько часто кроссовер ездит с полной загрузкой. При аккуратной эксплуатации даже стойки стабилизатора проживут не менее 100 000 километров.
Оптимальная версия. Выбирать лучше из полноприводных модификаций с двигателем 2.4 и турбомотором. Первый менее хлопотен в эксплуатации и не так привередлив к качеству топлива. На стороне второго более убедительная динамика.
Цены на Дроме. По сравнению с конкурентами Altas не менее популярен. В основном продаются переднеприводные кроссоверы с моторами 2.0 и 2.4. Цены — от 1 600 000 рублей.