Автопромышленность ЮАР. Грузовики, бронеавтомобили и спорткары
08.06.2024 | 9131 просмотр

Автопромышленность ЮАР. Грузовики, бронеавтомобили и спорткары

Автор: Максим Маркин
Фото из открытых источников
Источник: Дром

Среди стран Африки автопром ЮАР занимает лидирующие позиции. Однако в целом по миру Южно-Африканская Республика со своим полумиллионом автомобилей в год (среднее значение за последние два десятилетия) лишь на 21-м месте. Это вовсе не означает, что там нет ничего интересного.

Сначала туда, потом оттуда

Первые автомобили (считается, что это были Benz Velo) пришли в ЮАР еще в конце XIX века.

И до начала 1920-х автопарк страны формировался исключительно за счет экспорта. Но в том десятилетии в ЮАР организовал свое производство Генри Форд. И почти сразу же под эгидой General Motors стартовала сборка моделей Buick, Oldsmobile, Pontiac.

После Второй мировой войны в страну начали приходить английские и немецкие компактные легковушки. Особенных успехов добился Volkswagen, который к концу 60-х вышел на третье место по объему местного производства.

Тем не менее GM и Ford по-прежнему держали более половины южноафриканского рынка. К ним и немцам вскоре вплотную подобрался Chrysler, чья модель Valiant австралийской сборки несколько лет была на пике популярности.

В конце 60-х в ЮАР продавались и модели Holden, и вообще полноразмерные «американцы».

Конец этому положил топливный кризис начала 70-х, когда потребитель по всему миру начал отворачиваться от прожорливых дорожных дредноутов. Конечно же, в пользу малолитражек. Поэтому не особо успешными стали Mercedes-Benz, которые собирали в ЮАР еще с 1954 года. BMW, пришедший в республику в конце 60-х, вообще не стал размещать там производство автомобилей, сконцентрировавшись на выпуске комплектующих. Они, впрочем, были задействованы на других предприятиях компании. По-настоящему популярными стали другие модели — Mazda 323 и Volkswagen Golf.

Причем последний уже выпускался в ЮАР. Как и его потомки следующих поколений, вплоть до модели конца 2000-х.

С 1985 года свое СП в стране обрела и Mazda. До начала первого десятилетия XXI века там собирали 323-ю.

Впоследствии Mazda выпускала «тройки»…

…и пикап BT50 первых двух поколений.

Немцы из VW помимо Гольфа собирали Polo. Первой южноафриканской моделью стал Seat Ibiza, называвшийся Polo Playa.

Потом в программу добавили общемировые Polo, в том числе текущей генерации. В планах — расширение производства «паркетником» T-Cross.

Недолго Nissan собирал Almera.

А Toyota — Camry в кузове XV10, Corolla в 110-м, 120-м, 140-м и 170-м кузове.

Кроме них — Hilux последних трех поколений, включая нынешнее.

В коллаборации с местным филиалом Mercedes-Benz Honda с 1982 года по 2000-й выпускала Civic.

После Хонды это место занял Mitsubishi L200 пары поколений, получивший в ЮАР название Colt.

В «нулевых» годах и позже все эти и другие компании начали переводить производства в страны, более выгодные по логистике, стоимости рабочей силы и, видимо, получению нормального качества. В Малайзию, Индонезию, Таиланд и Китай. Так что с точки зрения массового выпуска ЮАР оказалась не самым выгодным местом. Тем не менее здесь рождались интересные самобытные проекты. А по некоторым страна даже на уровне мировых лидеров.

Ставка на военных и коммерцию

Речь идет о тяжелой технике. Еще с 50-х в ЮАР собирал грузовики Mercedes-Benz. Значительно позже к нему присоединился MAN. Однако страна, где много грузов перемещается именно автомобильным транспортом, никогда не испытывала недостатка в тягачах. Любопытно, что первые собственные опыты на ниве разработки тяжелой техники были еще в 30-х. Местные промышленники на шасси грузовика Ford и с использованием полноприводной трансмиссии Marmon-Herrington создали бронеавтомобиль с этим названием. Он был принят на вооружение британской армии, воевал во Вторую мировую и принимал участие в конфликтах после нее.

В 1967 году в стране местным энтузиастом была зарегистрирована марка Ralph, под которой через пару лет создали «национальный» тягач с колесной формулой 6х4, двигателем Detroit Diesel и коробкой Allison.

Тяжеловес собрали в единственном экземпляре. По второй же машине создатель замахнулся на буксировщика танков с колесной формулой 10х10. И его построили — опять же с трансмиссией Allison и V12 вместо «восьмерки». Военным вроде бы понравился этот гигант, однако от заказа на два десятка тяжеловозов они отказались.

Зато подобная заинтересованность армии стала хорошей рекламой. Появились заказы на гражданский трехосный тягач. Отныне он строился как в капотном, так и в бескапотном виде. Правда, унификация там была весьма условной. Каждая машина либо небольшая партия строилась под конкретного заказчика и конкретные условия. К тому же на Ralph обратили внимание другие поставщики комплектующих из США. На грузовиках появились дизели Cummins, коробки Eaton, мосты Rockwell.

На рубеже десятилетий свет увидел новый четырехосный тягач.

Увы, после изготовления что-то около 40 машин марка Ralph завершила свое существование. Почему это случилось, есть разные мнения. Дескать, «съели» конкуренты. Или появившихся инвесторов-акционеров перестали удовлетворять доходы. А энтузиаст-одиночка не мог дать им массовое производство. В любом случае интересная техника осталась историей.

В середине 80-х в ЮАР появилась компания SAMIL Trucks. Название расшифровывалось как South African Military. То есть изначально фирма ориентировалась на военные заказы, предложив национальным силам обороны линейку из трех базовых моделей. Самым компактным стал SAMIL 20 трехтонной грузоподъемности с колесной формулой 4х4. Первую версию строили на шасси Magirus с дизелем Deutz воздушного охлаждения, который плохо подходил для местных условий эксплуатации. Тогда машину перевели на базу Unimog с двигателем Mercedes. Точнее, с лицензионным дизелем Atlantis местного производства. Грузовик с обеими межколесными блокировками имел более десятка вариантов (скорая помощь, мастерская и т. д.), включая бронетранспортер капотной компоновки с противоминной защитой.

SAMIL 50, способный брать на борт шесть тонн, сразу строили капотным, на основе Magirus. Хотя он также имел модификацию с V-образным днищем двухместной кабины. В спецификации Mk I тоже нес дизель Deutz. В Mk II — Atlantis.

Трехосный 10-тонный SAMIL 100 прошел тот же путь — шасси Magirus с дизелем Deutz, потом его заменили на лицензионный мерседесовский. Этот грузовик уже мог нести вооружение и крановые установки, играя роль тяжелого эвакуатора. Но о противоминной защите не забывали.

Под брендом SAMAG (South African Magirus) эти грузовики предлагались на гражданке. Но после того как военные перестали заказывать SAMIL, фирма, просуществовав до конца 90-х, закрылась.

Часть машин переоборудовали в сафари-кары для туристов.

Вероятно, разорению поспособствовало то, что в ЮАР был крупный производитель военной техники. В разное время он назывался OMC (Olifant Manufacturing Co.), Vickers OMC, Alvis OMC, Land Systems OMC, Denel SOC LTD. Некоторое время южноафриканская компания принадлежала международному конгломерату BAE Systems, и во многих источниках продукция проходит именно под этим названием. А начинала OMC с проекта танка Olifant — модернизированного британского Centurion.

После этого фирма выпускала немало техники, часть из которой стала знакома и успешна за рубежом. Речь, например, идет о защищенном от подрывов бронеавтомобиле Casspir, построенном на агрегатах Mercedes.

А также целой линейке различных машин, которые без вариантов имели V-образное днище, но разные агрегаты трансмиссии и моторы — MB, Detroit Diesel, Cummins, VM Motori, Steyr, даже Toyota.

Наряду с машинами 4х4 выпускал OMC и трехосные тяжелые MRAP.

В том числе с двухрычажными подвесками и гидропневматическими упругими элементами.

Поглотив еще одну южноафриканскую фирму — Sandock-Austral, OMC производил тяжелую колесную БМП Ratel.

А также разведывательную машину Rooikat и гаубицу G6 Rhino. Компания существует до сих пор и весьма успешна.

В 1995 году один из местных фермеров построил легкий вездеход под названием Uri — на агрегатах Toyota и с открытым кузовком позади кабины. Внедорожник даже мелкосерийно выпускали в соседней Намибии. Пока спустя 12 лет им не заинтересовались южноафриканские бизнесмены от оборонного комплекса. Машину назвали Uri Desert Runner, облагородили и приспособили под армейские, полицейские и развлекательные нужды.

Совсем недавно компания Armormax Defence подкатила под TLC 79 третий мост, оставила лишь двухместную кабину и позади нее установила пулеметную турель.

Да простит читатель автора за такой отход от гражданско-автомобильной темы. Но дело в том, что южноафриканская «оборонка» делает большой вклад в экономику страны. Помимо этого хорошо зарекомендовала себя на международном рынке, включая тот факт, что некоторые машины стоят на вооружении США и ряда стран Европы. А заводская защита от мин и фугасов в массовый обиход вошла именно с подачи компаний из ЮАР.

Массовых мало, зато экзотика — конек

На фоне отсутствия разнообразия моделей, в том числе пользующихся большой популярностью, в ЮАР в разное время появлялось немало занятных проектов. Так, еще в 1957 году родилась фирмочка G.R.P. Engineering, собравшая порядка 20 родстеров Protea с неким 1,2-литровым моторчиком.

Год спустя G.S.M. (Glass Sport Motors) построила автомобиль Dart, как следует из названия мастерской, с кузовом из стекловолокна. Он имел переднюю подвеску с поперечной рессорой и малолитражные двигатели Ford и Alfa Romeo.

Dart неплохо выступал в кольцевых гонках, поэтому G.S.M. в 1962 году запустил в мелкосерийное производство купе Flamingo с передней двухрычажной подвеской и более объемными моторами Ford.

Dart даже собирали в Англии. Но общий тираж неизвестен. Зато в 80-х и 90-х по его мотивам создавали реплики опять же с двигателями Ford, тойотовскими 4A-GE, 4A-GZE и роторными маздовскими.

С 1962 по 1968 год южноафриканцы участвовали в Формуле 1. Правда, в ее африканской ветви (была такая с 1960 по 1975 год). Ателье из ЮАР называлось по имени владельца — LDS. Строило болиды на основе гоночных машин F1 прошлых сезонов (Cooper и Brabham), устанавливая на них доступные моторы, в частности, Alfa Romeo. Увы, гонщики на LDS не взяли на этапах ни одного очка.

Не только небольшие организации пытались как-то себя проявить на местном рынке. В конце 60-х General Motors специально для ЮАР создал бренд Ranger. Автомобиль под литерой A представлял собой перелицованный Opel Rekord/Vauxhall Victor с набором вседжиэмовских агрегатов. Он выпускался с 1968 по 1973 год и даже получил версию купе — Ranger SS. Интересно, что кроме ЮАР модель выпускали на заводах в Бельгии и Швейцарии и там же продавали. Причем она даже получила продолжение — Ranger B. И в этих странах прожила дольше на три года.

С начала 80-х в ЮАР работает ателье Birkin Cars, выпускающее «автомобили из коробки» — копии легендарного Lotus Super 7. Когда производство последнего прекратилось, его местный поклонник создал реплику с моторами Ford и Toyota. Birkin S3 Roadster предлагался и как готовый продукт, и как комплект для самостоятельной сборки. По крайней мере, десятилетие назад фирма продавала свои автомобили не только внутри страны, но и в Японии, Европе, США.

В середине 90-х компания Advanced Automotive Design представила родстер Shaka Nynya с открытыми передними колесами. Информации о нем практически нет. Видно, что напоминает Plymouth Prowler, само собой, выпускался мелкосерийно и как-то дожил до 2010-х.

Бренд Perana известен в ЮАР с 60-х, когда ателье Basil Green Motors тюнинговало различные Форды. Например, устанавливало в компактное купе Capri 5,0-литровый V8 от Мустанга.

Новые владельцы приобрели бренд в 2007-м, а спустя пять лет свет увидело купе Perana Z-One с дизайном от итальянской студии Zagato и агрегатами Chevrolet Corvette C6.

В 2009 году представили еще один любопытный проект — гиперкар Barnard BTR7. В отличие от Perana он сразу проектировался с претензией на участие в Ле-Мане. Позади сидений на дорожную версию устанавливали 7,0-литровый 700-сильный V8 от GM. Однако в гоночной спецификации, по словам создателей, имелись варианты силовых установок на 1100 и 2000 л.с.

В 2010 году, после пяти лет разработки, компания Optimal Energy показала полностью электрический Joule EV. Предварительно сообщалось, что батарея емкостью 36 кВт·ч при электромоторе в 101 л.с. позволяет на одной зарядке проехать до 300 км. К тому же компания-разработчик планировала предлагать беспрецедентную услугу — продажу автомобиля без батареи и ее помесячную аренду.

Вспомним еще ателье Bailey Edwards Cars. Информации о нем мало. Известно лишь, что строит реплики ле-мановских машин разных лет применения — Ford GT40, Lola T70, Porsche 917, Ferrari P4.

В начале 2010-х Bailey создала прототипы для Ле-Мана с моторами Mazda. Не знаем, как конкретно они выступили, но явно, что не блистали. Хотя сам факт участия в кольцевом марафоне для небольшой южноафриканской фирмы уже примечателен и необычен.

Если Perana, Barnard, Joule так и остались штучным продуктом либо вообще не вышедшим из разряда прототипов, то детища фирмы Harper, можно сказать, пошли в народ. Компания работает до сих пор и строит два варианта родстера — Type 5 и Type 6. При пространственной раме они отличаются расположением силового агрегата — поперечным и продольным. В качестве двигателей используются «четверки», V6 и V8 мощностью от 270 до 540 сил. Машинки дорожные, тем не менее активно эксплуатируются в трек-дни.

Одним словом, массовый автопром ЮАР не блещет разнообразием. Но для столь небольшой страны в Южно-Африканской Республике довольно серьезная тяжелая автопромышленность. И на редкость немало было интересных проектов.

Комментарии

  
Сообщений: 14192
Зачем им столько военной техники?
Продам уши от мертвого осла.
60
22
Ответить
  
Сообщений: 14192
Шедевр грузового дизайна)
Продам уши от мертвого осла.
82
19
Ответить
 
Бийск
Сообщений: 6075
Не раскрыта тема пошлин в ЮАР. Как туда можно ввезти б/ушку с Японии? Из Сшп?
30
13
Ответить
 
Сообщений: 214
А где Marauder ? Почему про нее не написали ?
17
6
Ответить
  
Сообщений: 14192
А где китайские производители?
Продам уши от мертвого осла.
25
5
Ответить
30908316
Москва
Думаю, им на своем месте виднее.
8
9
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7217
цитата первых строчек
"И до начала 1920-х автопарк страны формировался исключительно за счет экспорта."
Авторы, вы "экспорт" и "импорт" не перепутали? Экспорт - вывоз, Импорт - ввоз.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
69
 
Ответить
31531256
ПАЛАСИО
Шедевр грузового дизайна)
Это военное универсальное шасси.
Знай-знай!
7
4
Ответить
21339973
Челябинск
ПАЛАСИО
Шедевр грузового дизайна)
Чтобы ты понимал
 
1
Ответить
Слава
Краснодар
Я прочитал, что в ЮАР было.
Но ничего не увидел про то, что у ЮАР есть сейчас, после 2010 года, когда окончилось бегство из страны "белых господ".
Был я там лет 12 назад, осуществил мечту посмотреть на море с знаменитого мыса.
В Нью-Йорке надо опасно ходить в Бронксе, а лучше туда вообще без цели не соваться.
Так вот, большинство районов ЮАР представляло собой один большой Бронкс в то время. Как сейчас - не в курсе.
52
2
Ответить
Цитата из статьи : "Но для столь небольшой страны в Южно-Африканской Республике довольно серьезная тяжелая автопромышленность"...
ЮАР довольно крупное государство - площадь: 1 220 000 км. Это почти как четыре Японии (377 973 км).
19
1
Ответить
Гена Бобков это Я
Вы что хотите как в Африке?…
16
3
Ответить
Сорок пятый
Томск
Ну и сколько авто
Производили в этой стране
На пике продаж?
Тема не раскрыта
4
 
Ответить
fizzeg
Владивосток
ПАЛАСИО
Зачем им столько военной техники?
А вот это был правильный вопрос ;)
6
1
Ответить
Прочитал статью, но в итоге не понял на чем ездят в ЮАР обычные люди. Какие марки популярны сейчас и почему. Почему вообще выбрали эту страну для статьи непонятно. ЮАР входит в БРИКС, значит ли это что идёт цикл статей про страны БРИКС? Об этом ни слова. ЮАР это Африка, значит статьи об африканских странах? Тогда почему начали с южной Африки, а не с северной или восточной....много вопросов, а ответов на них нет....
10
1
Ответить
   
Липецк
Сообщений: 603
там сейчас популярны солярис, альмера, королла, это 50% их авто, очень бедно живут, намного хуже моего липецка по автомобилям , к примеру, я сравниваю с Йоханесбург или кейптаун, смотреть и уж тем более сравнивать с нами вообще не стоит...
Мои отзывы: Kia Optima 2014, Ford Focus 2015
5
 
Ответить
11837310
Мурино
Слава
Я прочитал, что в ЮАР было. Но ничего не увидел про то, что у ЮАР есть сейчас, после 2010 года, когда окончилось бегство из страны "белых господ". Был я там лет 12 назад, осуществил мечту...
Был в Кейптауне, Порт-Элизабет, Ричардс Бей, Дурбан. Самый опасный Дурбан, ночью лучше не ходить. Последний раз был в 2020 году, жил в мотеле в Дурбане, высокий забор, все-таки колючей проволоке, днём проблем нет, белые в основном буры. Но очень много их уехало. Машин много разных марок.
7
 
Ответить
11837310
Мурино
adp10
там сейчас популярны солярис, альмера, королла, это 50% их авто, очень бедно живут, намного хуже моего липецка по автомобилям , к примеру, я сравниваю с Йоханесбург или кейптаун, смотреть и уж тем более сравнивать с нами вообще не стоит...
Про бедно я бы поспорил, не хуже, чем у нас. Машин много различных марок, есть и свежие, и Мерседес, БМВ, Тойота, Ауди. Грузовики тоже много свежих, китайцев не видел, был в 2020 году.
4
3
Ответить
Царь Василий
Не написали подробно про Фольксваген. Например, про то, что в ЮАР до недавнего времени производили гольф 2
2
 
Ответить
Каройнер
Чита
Цензура дрома зашкаливает…потерли три четверти комментов к этой статье :-)
8
 
Ответить
Astronom19
много текста и мало толку
5
 
Ответить
   
Липецк
Сообщений: 603
11837310
Про бедно я бы поспорил, не хуже, чем у нас. Машин много различных марок, есть и свежие, и Мерседес, БМВ, Тойота, Ауди. Грузовики тоже много свежих, китайцев не видел, был в 2020 году.
если сравнивать с моим городом повторюсь, даже в миллионнике хуже и дешевле машины, если с москвой то вообще печаль там, что собственно дром и повторил. все всегда можно подтвердить по статистике продаж, а там продажи хуже некуда
1
 
Ответить
Слава
Краснодар
11837310
Был в Кейптауне, Порт-Элизабет, Ричардс Бей, Дурбан. Самый опасный Дурбан, ночью лучше не ходить. Последний раз был в 2020 году, жил в мотеле в Дурбане, высокий забор, все-таки колючей проволоке, днём проблем нет, белые в основном буры. Но очень много их уехало. Машин много разных марок.
Вобщем есть цивилизация, а есть цивилизация негров. Я не расист, но вот наглядный пример перед глазами.
3
 
Ответить
brother-kz
Не увидел машины компании Парамаунт
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром