В нашем мегаполисе в такси уже видел разные китайские автомобили:
Объявлений о наборе таксистов — на каждом углу. Звоню по первому попавшемуся — «Таксопарк арена». Здесь предлагают поработать на JAC J7, Haval Jolion и «Москвиче 3». В объявлении все прекрасно: первый день работы — аренда бесплатно, машины застрахованы по каско. Автомобили работают на газе (метан), что должно быть выгоднее, чем на бензине. Зазывают на собеседование.
На собеседовании узнаем, что:
Не устраивает! В плюсе — удалось пообщаться с водителем, который ездил на JAC J7 (сейчас пересел на Haval Jolion).
И он мне посоветовал ни в коем случае не брать этот китайский седан — так с ним намучился. Постоянные глюки в электрике (которые присущи многим «китайцам») — только часть всех бед. Отказавший датчик АБС пришлось ждать два месяца. Вариатор вышел из строя на двух автомобилях из пяти (при пробегах 25 000 и 40 000 км). Машины обездвижены, дохода не приносят, вопрос ремонта по гарантии в стадии решения. И запросто могут в нем отказать, так как автомобили работают в коммерческих целях.
Опытный таксист рассказал, что постоянные проблемы с вариатором есть у популярного в таксопарках кроссовера Chery Tiggo 4. Помимо вопросов с трансмиссией у этой машины постоянные поломки в системе электрики и климат-контроля. Зависающие или перезагружающиеся на ходу мультимедийная система и приборная панель — обычное дело у этой модели. Аккумуляторы часто не выдерживают и года, воспринимаются как расходник.
Следующее обращение в процессе поиска работы — в фирму «Таксомотор». Здесь в прокат сдаются Лада Гранта и Лада Веста, Volkswagen Polo, Renault logan и интересный нам FAW Bestune b70.
Как и в первом случае, условия аренды разошлись с теми, что были изначально. FAW Bestune b70 — стоимость аренды 3300 рублей в день (анонсированные 2800 рублей — при 12-часовой рабочей смене).
Но — залога и депозита нет. Два раза в день будут списывать с банковской карты стоимость аренды.
Плана по времени работы здесь нет — трудись сколько хочешь. Другой плюс — машину можно хранить где удобно, возвращать в парк не нужно.
Минус — машина застрахована только по ОСАГО, материальная ответственность — на водителе. Проколол колесо? Ремонтируй сам. Нашли царапину — попал на деньги.
Так можно не только ничего не заработать, но еще и остаться должником. Но все же решил попробовать. Тем более что минимальный срок аренды — от двух суток. На линию можно выходить хоть сейчас.
Подписываю договор аренды на семь дней и получаю свое «средство производства» — FAW Bestune b70.
Машина в китайской версии и комплектации для внутреннего рынка. Пригнали из Китая до апрельского повышения цен. Русификации нет — все на английском.
Автомобиль без оклейки — в потоке и не скажешь, что это такси.
Вместе с машиной получил СТС (Свидетельство о регистрации), полис ОСАГО и лицензию такси. В перчаточном ящике нашел инструкцию по эксплуатации на китайском языке.
На телефон установил три приложения:
С авторизацией всех трех приложений возникли проблемы: IOS блокировал смс-подтверждение пользователя (срабатывал антиспам), программы зависали в процессе установки. C помощью менеджера и за час времени все программы были установлены.
После авторизации с помощью приложения прошел небольшой дистанционный инструктаж по работе в классе «Комфорт» и онлайн-тренинг, сдал тест. Можно выходить на линию. Теоретически можно было получить даже класс обслуживания «Комфорт +», но с этим не получилось — нужно пройти собеседование, а запись на него — на неделю вперед.
Первое, что отмечаю на первых километрах пути — неудобное водительское кресло (забегая вперед, скажу, что за неделю так и не смог с ним свыкнуться).
Заправился на 2000 рублей — и в путь.
Выбрал в приложении режим «На линии».
Первый заказ не заставил себя ждать.
Тут надо сказать, что пока не разобрался с программой, работал по тарифу «Эконом», затем (в процессе) перешел в «Комфорт».
Женщина бальзаковского возраста очень удивилась, когда по тарифу «Эконом» приехал черный бизнес-седан с люком. Ей так понравилось, что она даже чаевые перевела... целых 33 рубля.
Следующий клиент — девушка, всю дорогу по телефону обсуждала, как ее фирме повысить продажи какого-то косметического крема на маркетплейсе.
Итог дня — за восьмичасовую смену (12.00–20.00) перевез 15 пассажиров. Много времени тратится на холостой простой в заторах из-за тотального ремонта городских дорог. Но в деньгах за первый день ничего не заработал, то есть от слова совсем — весь доход съела аренда и расходы на топливо.
За поездки я получил 3100 рублей (за вычетом комиссии агрегатора). 1650 рублей — аренда, 1500 — бензин. Баланс трудового дня — минус 50 рублей. В минусе то, что потратил за день на еду около 500 рублей. Сплошные убытки!
С каждым новым днем находил все больше недостатков у машины. Совсем не понравился режим работы системы «Старт-стоп». Порой надо резко ускориться с места, но пока убираешь педаль с тормоза, пока оживет двигатель, пока выйдет из задумчивости «робот» — проходит пара секунд. Один раз из-за этого чуть не создал аварийную ситуацию, когда хотел проскочить перед встречной машиной на светофоре. Благо вовремя среагировал, понял, что не успеваю, и остановился.
Работа трансмиссии также не понравилась. На кикдаун реагирует с заметной задержкой, при отпускании педали тормоза на небольшом пригорке машина откатывается назад, пока акселератором не принудишь ее двигаться вперед. После обычного гидротрансформатора очень непривычное чувство.
Пробег автомобиля всего 3000 км — а колодки уже поскрипывают.
При включенном кондиционере, при ярком солнце — что-то потрескивало в панели приборов. Возможно, от перепада температуры.
Водительское сиденье, как уже говорил, неудобное, профиль спинки мне не подошел. После рабочего дня спина и пятая точка просто гудели. За неделю так и не смог настроить сиденье под себя.
Часть заднего дивана кожаная, часть тканевая — так и не понял замысла создателей автомобиля.
На неровной дороге в подвеске что-то глухо постукивало... Склоняюсь, что это рулевая рейка. Так было сразу, при получении автомобиля. При сдаче об этом промолчал, чтобы не попасть на деньги за ремонт.
Подвеска излишне валкая. При маневрировании на высоких скоростях появляются ощутимые крены. Боковой поддержки у сидений нет, из них на высоких скоростях начинаешь вываливаться.
На 18-дюймовых дисках подвеска воспринимается жестковатой — там, где в отцовском Kia Sorento убаюкивало, китайский седан пробивало. Но на трассе едет устойчиво, твердо стоит на прямой траектории.
Изображение на экране мультимедиа — качественное, звучание музыкальной системы разочаровывает. Возможно, требует тщательной настройки.
Скошенный руль — на любителя. Функциональность кнопок мультируля отзеркалена: громкость регулируется справа, а управление бортовым компьютером происходит слева. У «корейцев», «японцев» и «немцев», на которых я ездил, все было наоборот.
Себе бы такую машину не взял, слишком многое в ней не понравилось. Хотя моему соседу по дому зашло — говорит, что все устраивает.
Единственной технической проблемой (по словам соседа) было то, что в 30-градусные морозы самопроизвольно включились фары и полностью высадили аккумулятор. Пришлось вызывать эвакуатор для поездки к дилеру.
Даже в городе при столь низкой посадке на машине не везде проедешь. Особенно по ремонтируемым участкам — запросто можно оторвать бампер.
Вот вам пример, где просто невозможно проехать.
Даже заказ из-за этого пришлось отменить. Но это нетипично — таксисты стремятся проехать такие участки, чтобы не потерять клиента. И из-за заказа в 300 рублей попадают на ремонт машины тысяч на тридцать.
Объем багажника достаточный, чтобы положить два чемодана.
Не приноровился к алгоритму поступления заказов — ты еще не закончил один, а уже прилетает другой, что отвлекает и сбивает. Может привести и к ДТП.
Несколько раз в такой ситуации проигнорировал заказ и меня «забанили» на час. Сразу задумаешься — а стоит ли нарушать правила этой «игры».
Ночью старался не работать. В будние дни ночных заказов немного, много времени просто ждешь. Единственным плюсом является отсутствие пробок.
Также в ночное время куда больше вероятность нарваться на нетрезвого конфликтного клиента. Одного коллегу побили прямо днем, когда он работал на арендованном Renault Logan. А все произошло из-за вежливого запрета на курение.
Но клиенты, выбирающие тариф «Комфорт», куда респектабельнее, чем в «Экономе». Поэтому я сразу (после первого заказа) решил отказаться от самой низкой категории, да еще на далеко не бюджетном автомобиле. Пассажирам, кстати, китайский седан нравится: звукоизоляция хорошая, сидеть удобно. Плюс многие были довольны, что при заказе «Комфорт» они получали «Комфорт+», к которому мне так и не удалось подключиться.
Обычно пассажиры ведут себя спокойно. Лишь пару раз попадались особо назойливые, которые без умолку расспрашивали про автомобиль. Причем один купил Changan UNI-T и его очень не устраивало отсутствие «теплых опций» (подогрев сидений, руля, лобового стекла). В FAW наощупь (инструкции-то, по сути, нет) их так и не нашел.
У второго досаждавшего разговорами клиента был новенький пикап Changan Hunter plus. О том, что сменил его на Toyota HiLux, не жалеет. Но вот русификации у него также нет (машина тоже привезена из Китая).
ДПС я не был интересен, за неделю меня ни разу не остановили.
Можно зарабатывать чуть больше, если поставить опцию «Отсутствие конечной точки» — тогда будет меньше комиссия агрегатора. Понятно, что делается это для того, чтобы водители не отказывались от невыгодных поездок.
В разное время суток бывают такие районы, где не хватает машин, эти сектора выделяются на карте цветом. Доставка из таких зон идет по двойному тарифу, а иногда даже с коэффициентом 2,2.
Именно так я взял один из самых выгодных заказов. Меньше чем за час толкания в утренних пробках заработал 900 рублей.
Средний расход по городу у меня был 11 л/100км.
Машину к выходу на маршрут готовил сам. Пылесосил у дома, мыл на мойке самообслуживания. При этом получаешь приличную экономию — 150 рублей против 500.
У домашнего хранения есть свои минусы. От вмятин и царапин никто не застрахован, но здесь ты сам несешь материальную ответственность.
В среднем работал по десять часов (с 8 до 19, иногда до 20, час тратил на перекусы и неотложные дела).
Ежедневные траты — в районе 5000 рублей: 3000 — аренда машины (300 рублей кешбэк за то, что я был на линии по десять часов), 2000 — топливо. Все, что сверху — мое.
Еще в начале следующего месяца отдам 6% государству с суммы дохода (за предыдущий месяц).
За семь дней заработал (без учета налога):
Первый день — минус 550 рублей.
Второй день — 800 рублей.
Третий день — 1000 рублей.
Четвертый день — 700 рублей.
Пятый день — 1200 рублей.
Шестой день — 2000 рублей.
Седьмой день — 1600 рублей.
В общем — не деньги, а слезы. Чуть побольше заработал в выходные, да и опыт какой-никакой появился.
При столь изнуряющем труде смысла в таком заработке нет. Особенно учитывая, что если что-нибудь произойдет внештатное — останешься еще должен. Хотя коллеги на Renault Logan (эконом-класс на газе) зарабатывают чистыми 3000–5000 рублей за смену восемь–десять часов. При 12-часовой смене в выходной чистый доход может вырасти до 9000 рублей.
«Комфорт+» — вообще сомнительная категория: аренда дорогая, заказывают гораздо реже. Однозначно надо подключать еще более простой «Комфорт».
Много денег съедает топливо. А что, если перейти на почти бесплатное электричество (у нас в городе есть четыре десятка электрозаправочных станций, где такси можно заправлять бесплатно)?
Цена аренды также 3000 рублей. Минимальный срок аренды — семь суток.
Один из прокатчиков, предлагающих такой вариант транспорта в аренду, — «Автопарк друзья». Здесь машины по каско также не застрахованы и на тебе полная материальная ответственность.
Пообщался здесь с водителями такси Evolute. Летом чистыми зарабатывают от 3000 до 6000 рублей за 8–10-часовую смену. Зимой поменьше, в среднем от 1500 до 4000 рублей.
Так что и на электричестве с доходами негусто. В морозы аккумуляторы быстро разряжаются, приходится возвращаться к розетке каждые три–четыре часа. Тратить до часа на зарядку и возвращаться на маршрут.
Летом полной зарядки в основном хватает на всю смену, плюс подзаряжаются во время обеда и других остановок.
Много энергии просит отопитель, но все равно работает он в условиях климата средней полосы России неэффективно. Если на улице минус 15 и ниже, клиенты жалуются на холод в салоне и впоследствии отказываются от поездок на электрическом транспорте. При минус 30 бывали случаи, что батарея замерзала (подогрев батареи, как на многих других китайских электрокарах, отсутствует).
Даже при полностью заряженной батарее приходится ехать на зарядку и там (во время зарядки) ее отогревать, что занимает от получаса времени.
Этот электромобиль в такси позиционируется как «Комфорт+», но задержаться в этом классе сложно, так как клиенты не хотят ездить в «промерзшем» автомобиле.
Подведем итоги.
Китайские автомобили все активнее пополняют российские таксопарки. По многим моделям нарабатывается опыт — по надежности и ремонтопригодности. Так как альтернативы им сейчас нет — доля «китайцев» в развозном транспорте будет постоянно увеличиваться.
Удалось поговорить с одним из владельцев таксопарка, и вот что он мне сказал о своем рейтинге китайских моделей.
Geely Coolray и Haval Jolion — с этими машинами не было каких-то серьезных технических проблем. Далее идет Haval F7 — были единичные проблемы с двигателем и трансмиссией. Замыкают список модели Chery, JAC, Kaiyi — у них часто встречаются проблемы с коробками и электрикой. По новичку рынка, на котором я ездил, пока нет статистики по ремонтам — только нарабатывается.
Что касается возможности заработать в такси. Идти сюда можно только от безысходности. Придется мириться с изматывающим режимом труда, периодически свинским отношением к тебе клиентов и возможным риском уйти в большой минус при проблемах с автомобилем (как технических, так и кузовных). Машин на бензине лучше избегать. Да и работы этой тоже лучше избегать — каких-то ощутимых денег здесь не получить!