Но для начала пообщался с отделом кадров по телефону. Условия, конечно, так себе — «зарплата от 50 тысяч». Какая конкретно — не говорят, «окончательную зарплату назовем по результатам собеседования». Никаких особых условий — проживания в общежитии, бесплатного питания, что бывает на других автопроизводствах — нет.
В любом случае — шанс, которым стоит воспользоваться! Окрыленный надеждой, беру билет на самолет до Калининграда (10 000 рублей).
Да, добраться до Калининграда из Центральной России сейчас можно только на самолете — наземный путь лежит через неприступную Прибалтику.
Через три часа полета ступаю на холодную (всего 16 градусов), дождливую и ветреную землю российской Балтики.
Как-то неприветливо встречает Калининград.
Квартиру заранее забронировал недалеко от завода, чтобы не тратить время и деньги на транспорт. Но таксисты из аэропорта туда ехать не хотят — депрессивный район, много алкашей, наркоманов и прочих гопников. У таксистов с ними постоянные проблемы. Вплоть до того, что машину может заказать и закладчик наркотиков, а это потенциально большие проблемы, вплоть до уголовного преследования.
В общем, еле-еле вызвал такси по телефону (через приложение — сплошные отказы) за 850 рублей (таксисты в аэропорту просили от двух тысяч), и вот я уже на пути к своей новой интересной и стабильной жизни еду в стареньком, но ухоженном Pontiac Vibe. Таксист оказался переехавшим — уехал из Казахстана и жизнью на новом месте доволен.
Квартиру снимал за 1800 рублей в сутки, сразу на четыре дня. Чтобы кроме производства и город посмотреть, оценить уровень будущей жизни. Расположен дом рядом с заводом, район обычных панельных пятиэтажек. Обычная двухкомнатная квартира. «Однушку» не взял, так как они были дороже (от 2500 рублей за сутки). Состояние квартиры, мягко скажем, оставляет желать лучшего, но для меня в приоритете была цена.
Хозяйка квартиры при заселении долго жаловалась, что ее недавно сократили на кондитерской фабрике. Владелец производства решил перенести бизнес в спокойную Пензу. Близость к границе и былое преимущество — прямые поставки из Европы — перестали иметь какое-то значение, так как оттуда уже ничего не привезешь. Более того — и не вывезешь продукцию, ведь наземной дороги в Россию теперь нет. Да и в целом производство он сворачивает из-за того, что сырье сильно подорожало, спрос упал.
Общий уровень цен в Калининграде немного выше, чем в Центральной России, видимо, сказываются сложности с логистикой.
Наутро после прибытия отправляюсь на завод. Проходная как проходная — сидят трое охранников. Рамки-металлоискатели, вход по электронным пропускам — все как на любых режимных объектах.
На территории повсеместно — камеры. Из-за этого делать фото затруднительно — могут возникнуть вопросы.
За проходной — идиллия: пруд с часовней. Сам не видел, но сказали — заядлые рыбаки (сотрудники завода, разумеется) здесь проводят свободное время.
Все знают, что «Автотор» полностью сменил модельный ряд: BMW, Kia и Hyundai здесь больше не выпускают. Переориентировались на сборку китайских автомобилей. Сварку и окраску тоже не делают — только примитивные операции по крупноузловой сборке. Как сказал мне человек, проводивший со мной собеседование, зимой 2022 года на заводе работало 4000 сотрудников. Теперь, после всех последовавших потрясений, штат сократился раза в четыре — что-то около тысячи человек (опять же — со слов проводившего собеседование).
На свой страх и риск иду к простаивающим цехам сварки и окраски. По соседству брошены кроссоверы Kia. Так понимаю — некомплектные (что подтверждает случайный собеседник). Решить вопрос с недостающими комплектующими пока не получается — производители не идут на контакт. Может, окружными путями и по хитрым схемам удастся доукомплектовать?
Вопрос повисает в воздухе, почти готовые машины продолжают гнить под дождем.
Подхожу к недостроенному зданию. Опять же у первого встречного узнаю, что это «новый современный и технологичный цех окраски, который строили корейцы, но не успели запустить в силу случившихся в 2022 году событий». Две трети высокотехнологического оборудования теперь простаивает под открытым небом, покрытое полиэтиленовой пленкой.
Да так, скорее всего, и не будет востребовано.
Но паники нет! Специалисты охотно идут на контакт — дружелюбные, спокойные, общительные. Работой на заводе довольны. А вот рядовые рабочие почти все угрюмы, унылы и разговаривать не хотят.
Бытовые условия достойные. Чистые, светлые раздевалки и душевые. Грязи и тараканов не видел. Столовая хорошая, нормально поесть можно за 150 рублей.
В цех сварки кузовов не попасть — он законсервирован и закрыт. Мне сказали, что все оборудование там на своих местах, теоретически цех можно запустить.
Захожу в цех окраски. Внутри темно и пусто. Лишь одинокий остов кузова Hyundai Sonata говорит о том, что когда-то здесь красили автомобили.
Практически все ванны для окраски кузовов — пустые. Единственная заполненная — с катафорезным грунтом. Ее уже два года поддерживают в жизнеспособном состоянии — снимают пробу для анализа и добавляют необходимые материалы для кондиции.
Все оборудование на месте. В цехе работают люди, которые следят за ним и проводят необходимые мероприятия по обслуживанию.
Из разговора со специалистом понял, что здесь планируют окрашивать и даже сваривать кузова китайских автомобилей. И, похоже (по моим ощущениям), здесь скоро закипит работа.
Правда, тот же собеседник посетовал на «трудности перевода». С западными партнерами работа всегда строилась быстро и четко, с китайскими работать очень сложно: они постоянно меняют свою позицию. Ну и требования к качеству продукции у них сильно занижено по сравнению с теми стандартами, к которым привыкли на «Автоторе».
Собеседник рассказал, например, что у половины собираемых здесь кроссоверов SWM G05 PRO есть проблемы с трансмиссией.
Вызывает у специалистов вопросы качество и толщина металла китайских автомобилей. Вот ступица в сборе, которую устанавливают на новый автомобиль — вся в ржавчине.
Мой собеседник резюмирует, что качество немецких и корейских автомобилей по сравнению с китайскими различаются радикально. Зато у китайских очень привлекательный внешний вид.
Поговорив с рабочими на сборке, узнал, что в среднем их зарплата — 70 тысяч рублей. Минимум — 60 тысяч за восьмичасовую смену и пятидневную неделю.
Мне же как технологу обещали 60 тысяч на время испытательного срока и потолок 72 тысячи до вычета подоходного налога.
Также в частных разговорах с сотрудниками узнал, что соглашение о контрактной сборке сейчас заключено только с Jetour. По каким схемам собирают другие автомобили, я не знаю.
По услышанному от собеседников (может отличаться от официальной информации) на заводе сейчас собирают Jetour Dashing, Kaiyi E5, X3, X7 Kunlun, Baic U5, X35, BJ40 и SMW G01, G05 PRO.
Вот еще новейший, построенный по последнему слову и простаивающий цех сборки автомобилей BMW. Кажется, что его запустить можно прямо сейчас, настолько живо он выглядит. Но — увы.
Один из моих собеседников на заводе рассказал, что некоторые модели готовых автомобилей из Китая привозят в дружественную России страну (какую, не уточнил), там разбирают и ввозят в Калининград уже как комплектующие.
У «Автотора» в Калининграде пять площадок по сборке машин. На одной из них, как анонсировали, запустили сборку электромобиля Amber auto A5 «собственного производства».
Завод сейчас работает в одну смену.
Ну, собственно, под конец визита я решил, что работать мне тут не имеет смысла. Купил обратный билет за 20 000 рублей (недорого, как сюда, улететь не получилось) и вернулся в Нижний Новгород.
Общежития на заводе нет и вопрос с жильем никак не решается. Если снимать квартиру, то нужно перевозить семью, а это двое малолетних детей. То есть мне будет нужна «двушка», а это от 50 000 рублей. Таким образом, вся зарплата будет уходить на оплату жилья.
Да, мне было бы очень интересно работать по специальности, да еще на таком предприятии, но — увы. Условия совсем непривлекательные.
Есть еще один вопрос, который заставляет задуматься. Насколько перспективна крупноузловая сборка. Как я понял, китайцы весьма непоследовательны в своих планах, вкладывать в производство не хотят ни юаня и никакой повышенный утильсбор их нисколько не стимулирует. Так что будущее предприятия весьма туманно.