Начнем по алфавиту. Если не считать некоторые преференции, которые «Автотор» может получать по Федеральному закону об Особой экономической зоне в Калининградской области, то с учетом нулевой локализации в баллах, которые зачитываются за применение операций и российских материалов, Правительство РФ не компенсирует заводу ни рубля за выплаченный при выпуске машины утильсбор. Таким образом, в цену всех без исключения машин «Автотора» — Baic, Kaiyi, SWM, произведенных заводом с 1 октября, будет включено 556 200 рублей утильсбора.
Но у дилеров перечисленных брендов ажиотажа в прошедшие выходные не наблюдалось, как не наблюдалось его и раньше. Более того, мы заметили, что в некоторых салонах Baic и Kaiyi утратили самые выгодные площади — эти марки начинают задвигать на вторые этажи и в самые дальние закутки. Так происходит не везде, но происходит.
В который раз отмечаем, что у московских дилеров просто невозможно найти самые ходовые модели «Автотора» — седаны Baic U5 Plus и Kaiyi E5, выпущенные в 2024 году — даже ценники стоят на машины прошлого года.
Менеджеры по продажам, для которых Baic и Kaiyi — часто не основные бренды, говорят, что машин текущего года выпуска нет. Мы связались с нашими информаторами в дистрибуции «Автотора». И нам представили ситуацию следующим образом. В прошлом году «Автотор» давал очень выгодные условия, и дилеры закупились так сильно, что до сих пор не могут продать склады прошлогодних машин. Однако если сегодня какой-то дилер оформляет новую поставку, то ему отгружают исключительно машины 2024 года выпуска, потому что на заводских площадках прошлогодних машин уже не осталось. Сложность в том, что дилеры якобы не хотят продавать машины 2024 года потому, что им нужно избавиться от образцов 2023 года выпуска.
Стало быть, на прошлогодние машины сейчас никаких скидок дистрибуция «Автотора» не дает, но сами дилеры готовы сбросить! Без кредита и трейд-ин по Baic U5 Plus и Kaiyi E5 и по Kaiyi X3 можно с легкостью выйти на конечную цену в 2 млн, а с кредитом и трейд-ин — цена получается еще на 300 000 меньше. И таких экземпляров в московских салонах — с избытком, бери — не хочу. Однако почти никто не хочет.
Уточним, что наличие машин 2024 года выпуска в продаже нам покажет статистика по итогам III и IV кварталов — здесь нас не обманешь. А что будет с ценами? Дружественные нам сотрудники в дистрибуции«Автотора» говорят, что ни 1 октября, ни даже в октябре, ни, вероятнее всего, до Нового года подъема цен не случится. Между тем по опыту прошлого года мы помним, что на российских сайтах Baic и Kaiyi новые прайс-листы появились сразу же после 1 августа, то есть в день увеличения утильсбора, хотя на складах еще оставалось множество машин, выпущенных до этой даты. Но ценники были переписаны. Кстати, верной оказалась наша информация об организации полноценных китайских представительств брендов Kaiyi и Baic — продвижением и продажей этих машин займутся сами китайские штаб-квартиры через свои дочерние организации. «Автотор» с дистрибуцией не справился — это дошло уже даже и до Китая.
На секунду отвлечемся от машин российской сборки. Вот этот компактный импортированный Exeed LX — тоже 2023 года выпуска, и таких у дилеров еще много. Скажем больше: пропорция, в которой дилеры Эксида сбывают машины 2024 года выпуска и прошлогодние — точно такая же, как и у дилеров Baic и Kaiyi! В это трудно поверить, но из 22 679 Эксидов, вставших на учет в I полугодии этого года, только 535 штук, или 2,3% от всего объема проданного, были выпущены в 2024 году! Так вот в чем секрет таких продаж — дают огромные скидки за прошлогодние машины, чтобы хотя бы очистить склад.
Конкретно мне предложили LX с передним приводом без кредита и трейд-ин со скидкой в 450 000 рублей, уточнив, что машины новой поставки будут дороже примерно на эту же сумму. Судя по всему, тут уже не только представительство, но и дилер готов поступиться частью своей маржи, лишь бы продать застоявшийся товар.
Еще одна прошлогодняя машина, на которую предлагают большую скидку, — вот этот седан Changan Eado. С его цены нам предложили снять 200 000 рублей и выйти таким образом почти на два миллиона. Интересно, что в базовых комплектациях Eado в продаже не найти — они, едва появившись в салоне, уходят в такси. На более дорогие кроссоверы скидка может быть и больше.
У Changan по I полугодию доля машин 2024 года выше, чем у Exeed — почти 20%, однако возникает логичный вопрос: а за счет чего дилеры и импортеры делают бизнес? Китайцы завозят машину, продают ее дилеру. Понятно, что, скорее всего, задействуются механизмы типа консигнации или факторинга, позволяющие дилеру оттянуть платеж хотя бы частично. При этом представительство покрывает еще и проценты по заемным средствам для дилера, затем — проценты по займам по кредитам конечных покупателей! При этом у представительства еще хватает денег давать прямые скидки и оставаться с большой прибылью. Дилер при этом держит машину на складе по полгода, а то и по девять–десять месяцев, совершенно не беспокоясь, что затраченные деньги заморожены. Получается, что импорт машин из Китая так выгоден, что даже при нынешнем утилизационном сборе в 300 600 рублей они еще и вот по таким неспешным схемам торгуют!
Вернемся к машинам, локализованным в России. В прошлом году Солярисы еще не выпускали, так что все они — свеженькие, как на подбор, 2024 года, однако и на них дают прямые скидки — у всех дилеров без исключения, к которым мы приехали! Конкретно вот эту машину с мотором 1,6 л и ручной коробкой вместо 2 013 000 рублей отдают за наличные, то есть без кредита и трейд-н, за 1,8 миллиона рублей. Это — базовая комплектация Active Plus, обратите внимание: у нее вместо кнопок на правой спице рулевого колеса — заглушка, экран «мультимедийки» не вынесен отдельно, как на более богатых версиях, а интегрирован в центральную панель. Такие машины у дилеров стоят в основном черного цвета.
Комплектации побогаче окрашены уже в жизнерадостные цвета, но и на них тоже есть скидки, правда, не у всех дилеров. Седан синего цвета в средней комплектации Comfort — уже не с пластиковым, а с кожаным рулем и всеми кнопками на спицах, регулировкой рулевой колонки по вылету и более богатым салоном мне, как правило, предлагали только за номинальные 2 022 000 рублей, а скидку в 80 000 — только при условии оформления каско на первый год. При этом и здесь базовый черный седан мне согласовали за 1 790 000 рублей. Повторюсь — это за наличные, то есть без кредита и трейд-ин.
Теперь посмотрим, сколько «утиля» сейчас в цене этого седана? Конкретно локализация Solaris HS (бывший Hyundai Solaris) с мотором 1.6 и ручной коробкой оценивается в 1540 баллов. Стало быть, сегодня при оформлении машины каждый покупатель оплачивает государству 120 000 рублей. С 1 октября эта сумма вырастет до 222 000 рублей, а с 1 января 2025 года, когда правительство поднимет планку целевого уровня локализации для полной компенсации утильсбора, — до 324 700 рублей. При этом менеджеры в салонах Hyundai говорят, что в ближайшее время ожидают повышения цен «всего» на 200 000 рублей. Нет сомнений, что в следующем году будет еще одно повышение. Кстати, мне вспоминается недавний разговор с одним из руководителей АГР Алексеем Калицевым. Он затруднился сказать, удастся ли изыскать возможность и продолжить поставки машинокомплектов на модели Solaris — сейчас используются заделы, сформированные еще до февраля 2022 года. Не получится ли так, что после 1 января выпуск автомобилей на бывшем заводе Hyundai перестанет быть выгодным?
В небольшом бренде Livan, который не без труда находит своих покупателей и живет только импортом, нам сообщили, что в связи с грядущим повышением утиля «общая стратегия компании не меняется». В ближайшее время менеджмент Livan планирует «наблюдать за рынком» и не исключает «постепенного повышения цен». Там считают, что ситуацию после 1 октября нельзя называть «борьбой за выживание: скорее это будет выходом из зоны комфорта».
Получили мы комментарий и от «Мотор-Плейса», который готовится завозить в Россию кроссоверы VGV белорусской сборки (на них повышение «утиля» не скажется) и уже третий год возит Honda из Китая. Оказалось, что больших складов «Мотор-Плейс» не держит, поэтому и цены на Хонды повысятся практически сразу же после 1 октября. В среднем Honda стоит сейчас около 5 млн рублей, поэтому октябрьская прибавка в «утиле» увеличит цену на несколько процентов: «Принципиально это ничего не меняет, повышения “утиля” не боимся». Напомним, что в I полугодии в России было продано 1218 машин японской марки, из которых в 2024 году выпущено только… 77. Видимо, таких объемов для обеспечения «прожиточного минимума» «Мотор-Плейсу» хватает.
Интересная история сложилась с еще одним привозным брендом Jetta. В представительстве FAW, которое с некоторых пор занимается поставками Джетты, вполне позитивно оценивают перспективы даже небольшого седана VA3 (аналог Lada Vesta), хотя доля утильсбора после 1 октября в его цене будет огромной. В этом году поставки были, планируются и в следующем, хотя на таможне за машину придется платить 556 200 рублей «утиля». В настоящее время у дилеров на VA3 есть только небольшие скидки — от 50 000 до 150 000, но это — исключительно от самих автосалонов. А вот на компактные кроссоверы VS5 и VS7 дарит дисконт уже представительство — 200 000 рублей.
Дилеры Haval на фоне сообщений о грядущем повышении утильсбора со скидками не торопятся: в нескольких салонах нам предложили прямую скидку, но исключительно за Haval M6. Мы говорили, что хотя эта модель и фигурирует в СПИКе завода Great Wall как объект освоения российского производства еще в 2023 году, подавляющее большинство М6 завозятся сейчас из Китая — на заводе в Тульской области производству этого кроссовера места не нашлось. Таможня взимает на них 300 600 рублей «утиля», а покупателю за наличный расчет дают еще и скидку в 200 000 рублей! Это же с какой огромной маржой возможен сейчас импорт из Китая, если можно с легкостью расстаться с полумиллионом рублей, притом что М6 — самая недорогая машина бренда в России, то есть заработки на ней — минимальные…
Что касается нового F7, судя по всему, его запустили с той же локализацией, что и предшественника — 1290 баллов. Стало быть, сейчас в цене этого Хавейла заложено 150 000 утильсбора, с 1 октября будет уже 278 000 рублей, а с 1 января — 361 530. При этом, как сказал мне один знакомый замдиректора ДЦ Haval, из представительства пока не поступало информации о повышении цен.
Примечательный случай произошел у одного из дилеров Geely. Только зашел, только взял со стойки прайс-лист, как ко мне рванул продавец с криком «Эти цены уже не действуют!». Дело было во вторник, 17 сентября: якобы именно в этот день цены были повышены. К примеру, за седан Emgrand в комплектации Luxury по «устаревшей» сетке я должен был бы заплатить 2 359 990 рублей, однако мне машину смогли предложить только за 2 450 000 рублей, и это уже со скидкой! Выйдя из салона, я позвонил в представительство. Там ответили: «Мы цены не повышали! У нас есть план продаж, и мы его должны выполнить». Ну что ж, резонно, тем более что Geely (и заодно Belgee) остается единственной маркой, которая упорно не дает прямых скидок. Затем я позвонил своему знакомому гендиректору крупного автосалона, который торгует Geely. Оказалось, из представительства все-таки пришла директива по переписыванию ценников, однако сделать это нужно будет только после 1 октября. При этом в среднем по модельному ряду цены увеличатся всего-то на 100 000 рублей, хотя сам «утиль» вырастет с 300 600 до 556 200 рублей. Далее, вплоть до Нового года, представительство постарается не повышать цен. Как сказал мне мой товарищ, и у дилеров, и в представительстве Geely сейчас скопились очень обширные склады. Более того, на таможне находится гигантская партия машин, которую гарантированно оформят до 1 октября, то есть по текущей ставке «утиля». А вот с Нового года действительно предусмотрен не просто рост цен — в планы заложено падение продаж!
В салонах Belgee у меня из рук прайсы не выхватывали, однако без кредита и трейд-ин скидки давать отказались.
То ли дело — продавцы GAC! С самой маленькой машины GS3, в цене которой сейчас заложено 300 600 рублей «утиля», они без разговоров сбрасывают 125 000 рублей. Пустячок, а приятно. Правда, для этого надо приобрести каско, но и без него около 80 000 подарят. Кстати, базовая версия GS со стрелочными приборами очень даже хорошая, но все портит пластиковый руль. Зачем он нужен — загадка… В итоге за эту маленькую пулялку с мотором 170 л.с. нужно заплатить 2 175 000 рублей. Ну а что, по-моему, очень даже неплохо…
В цене Xcite X-Cross 7 (Chery Tiggo 7 Pro), выпускаемой на бывшем заводе Nissan с нулевой локализацией, сейчас заложено примерно столько же «утиля», сколько и в цене Haval F7, то есть 150 000 рублей. При этом у всех дилеров нам с ходу давали 100 000 рублей скидки. Что будет после Нового года, сказать трудно. Отверточная китайская машина расходится с большим трудом. Очень необычно она смотрится в салонах Lada…
Кстати, все продавцы «жигулей», с которыми я поговорил, были в приподнятом настроении. Именно у них в первые выходные после объявления о подъеме утиля случился аншлаг. Один менеджер сказал, что те два дня были «совершенно безумными». Ну что ж, то ли еще будет… У всех дилеров мне пообещали скорый подъем цен на Лады — где-то на 200 000 рублей, где-то — «на 5–8%». На мой вопрос, чем будет вызван подъем цен с учетом глубокой локализации, продавцы отвечали просто: «Ну какой дурак будет прибыль упускать…». Да, действительно, какой.
Собственно в салонах Lada на машины с вариатором без оформления кредита и трейд-ин мне стабильно предлагали за Vesta 100 000 скидки, после чего я выходил на живую цену в 1 645 000–1 679 000 рублей. За интересный цвет требовали доплату в 15 000 рублей и настоятельно предлагали антикор (без него никуда!), коврики в салон и сигнализацию суммарно за 30 000 рублей.
А вот и традиционная рубрика «Неликвид нашего городка». В который раз в нее попадают отверточные машины липецкого «Моторинвеста». Дело в том, что в 2025 году заградительный утильсбор начинает действовать на электромобили и последовательные гибриды. Отсюда вопрос: как и чем «Моторинвест» планирует компенсировать утильсбор с учетом повышения целевой ставки локализации до 3700 баллов?
Вместе с «Моторинвестом» главными пострадавшими от повышения утильсбора станут заводы «Москвич», бывшие заводы VW, Nissan и Hyundai и, кстати, завод Great Wall тоже. Исходя из этого предположим, что закрытый приказ Минпромторга о компенсации российским заводам не покрываемой баллами локализации части утильсбора действительно не за горами. Мы уже писали о возможных механизмах работы этого приказа, повторяться не будем. Неужели правительство бросит перечисленные предприятия на произвол судьбы? Не верим!