Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Так уж сложилось, что поездки по трассе М4 «Дон» нам приходится совершать регулярно и часто. Большинство из них проходят в формате автопрогулки в выходные или праздники. Новый год в Ялте, Первомай в Приэльбрусье или Домбае, суббота-воскресенье на термальных источниках Адыгеи или Краснодарского края — вот обычная программа таких мини-путешествий. К ним регулярно добавляются 500 км до московских аэропортов, ставших теперь ближайшими к нашему городу. Неуклонный рост тарифов «Автодора», особенно заметный во время таких частых и коротких поездок, способствовал выработке рациональных маршрутов, позволяющих сэкономить на платных участках. Стоит ли овчинка выделки? Сейчас разберемся!
Весной 2021 года во время перегона редакционной «Нивы» Тревел…
…за право проехать 520 км по трассе «Дон» от Москвы до мастерской я оставил на попутных ПВП 490 рублей. В 2024 году за этот же маршрут пришлось бы заплатить 1950 рублей в выходной день или 1550 в рабочий (здесь и далее приводятся расценки для I категории транспортных средств по классификации «Автодора», то есть для легковых автомобилей и мотоциклов). Не стоит забывать, что «Автодор» на платных участках давно считает рабочую неделю четырехдневной и пятничные расценки приравнивает к субботне-воскресным, устанавливая для себя этакие дополнительные «оплачиваемые выходные». Таким образом, рост стоимости проезда по М4 за прошедшие с той поры почти четыре года составил более 200 процентов. Любознательный автомобилист легко вычислит и годовую инфляцию тарифов этой трассы, но лучше не портить себе нервы такими цифрами. К тому же движение по платным участкам вовсе не гарантирует высокую скорость и отсутствие пробок. Заторы на М4 случаются с печальной регулярностью в любой сезон и независимо от времени суток. К примеру, фото ниже, сделанное октябрьским вечером в Ростовской области, по накалу страстей не уступает августовскому полдню.
Напомню, что сейчас проезд по М4 от Москвы до Краснодара стоит 4250 рублей в рабочие дни и 5110 — в выходные. Новая западная окружная Краснодара добавляет к этой сумме еще 350 рублей. Учитывая, что лишь избранные преодолевают южный маршрут в один конец, большинству автотуристов приведенные цифры придется удвоить. Конечно, такой «мелочью» можно и пренебречь, если отпускной геленджикский бюджет превышает иной гавайский. Но, на мой взгляд, лучше бы эти расходы сократить. Чтобы прикинуть, как это сделать с максимальной выгодой и минимальными потерями времени, мы отправимся в виртуальное путешествие из Москвы на юг.
Давным-давно в далекой галактике под названием СССР в южном направлении из столицы выходили две дороги — Каширское и Варшавское шоссе. «Каширка» тянулась неторопливой «двухполоской», нанизывая на себя все попутные городки и поселки, как мясо на шампур. До конца 1990-х годов именно с нее начиналась трасса «Дон». «Варшавка», реконструированная к Олимпиаде-80, радовала редкими в те годы четырьмя полосами, переходившими в привычную «двухполоску» только в Тульской области. И хотя Варшавское шоссе расположено западнее «Каширки», его часто выбирали как альтернативу подмосковному участку М4. Самое главное в этом случае было не уехать ненароком в Орел и вовремя свернуть на Ефремов, чтобы там вернуться на М4.
Когда трасса М4 к началу 2000-х годов тоже обзавелась четырьмя полосами в Московской области, о «Варшавке» стали забывать. Однако не зря говорят, что история развивается по спирали. После установки ПВП «Автодор» в Московской области рекомендует старое Каширское шоссе в качестве бесплатной альтернативной дороги. Но бывшая «Варшавка», а ныне трасса М2 — куда более разумный выбор для желающих сэкономить. На всем протяжении от МКАД до Тулы она имеет освещение и четыре полосы, на отдельных участках допускается скорость 110 км/ч.
Даже странно, что эта магистраль до сих пор бесплатна, ведь на М4 хватает платных участков значительно худшего качества.
Главный минус выбора М2 в том, что от Тулы до Ефремова придется ехать по обычной среднероссийской «двухполоске». Google указывает, что поездка по М2 вместо М4 добавляет всего 5 км, но увеличивает время в пути на 40 минут.
Ефремов, Теплое и Кадное придется проехать полностью, соблюдая ограничения «40». Теоретически такой неравномерный по сравнению с М4 режим езды должен сильнее изнашивать автомобиль, но заметить это на практике, скорее всего, не удастся. А если старт придется на период массового исхода столичных жителей на юг в канун праздников, то по сравнению с пробками на М4 тульские «двухполоски» покажутся скоростными автобанами.
Явных плюсов у маршрута по бывшей «Варшавке» два. Помимо очевидной экономии на стоимости проезда (1040 рублей в рабочие дни и 1300 в праздничные) расход топлива наверняка окажется заметно меньше, чем на М4. По крайней мере, именно так происходило у меня на трех разных машинах, если держать скорость по принципу «разрешенная + 15 км/ч». Кстати, это правило работает и на большинстве других бесплатных участков.
Попасть на М2 легко по дорожным указателям, разве что при поездках в северном направлении полезно на всякий случай заранее отметить координаты развилки у Ефремова (53.086030, 38.170843), чтобы не промахнуться и свернуть прямо перед расположенным за ней ПВП.
Продолжая движение по М4 на юг, уходить со следующих двух платных участков (обходы городов Елец и Задонск, а также сел Хлевное и Конь-Колодезь) неразумно. Чтобы предотвратить разброд и шатания в потоке автомобилистов на М4, во всех населенных и не очень пунктах, расположенных на старой бесплатной трассе, в Липецкой области заботливо установлены многочисленные знаки «40», «30» и даже «20». Движение в таком режиме не только отнимает слишком много времени, но и требует стальных нервов, так что лучше остаться на М4. А вот двигаясь на север, елецкий ПВП на 339-м километре М4 можно легко объехать, сэкономив 350 или 310 рублей в зависимости от дня недели. Для этого надо, проехав почти весь обход Ельца по М4, в самом конце платного участка свернуть по указателю на Яркино в точке 52.797961, 38.319964.
Яркино и следующее за ним Бабарыкино придется преодолеть осторожно и медленно. Но тем не менее Google утверждает, что этот объезд ПВП прибавляет всего четыре минуты, а расстояние даже чуть сокращает. В реальности задержка составит минут десять.
Воронежская область на границе с Липецкой встречает гостей бесплатной трассой, продолжающейся вплоть до окружной дороги, огибающей город с восточной стороны. От нее и до Ростовской области непрерывно идут многочисленные платные участки. Вариантов их обхода несколько, и все они требуют внимания. Самое главное — в попытках сэкономить не оказаться в центральной части города, где трафик почти круглосуточно выглядит вот так:
Наиболее популярный вариант объезда и города, и платных участков Воронежской области проходит через трассу на Луганск. В этом случае Воронеж преодолевается по окружной дороге с западной стороны (ул. Антонова-Овсеенко). До выезда из города на всех указателях следует выбирать направление на Курск/Белгород, повернув на окружную в точке 51.736144, 39.180045.
После выезда из города надо в точке 51.632959, 38.993010 свернуть по указателю на Острогожск/Кантемировку/Луганск, чтобы через 330 км вернуться на М4 у Богучара в точку 49.912261, 40.520238.
Такой маршрут позволяет обойти все ПВП Воронежской области, сохранив в кошельке 1220 (или 1040) рублей. Вроде бы неплохо? Но не так все просто с этой дорогой, и причин тому сразу несколько.
С одной стороны, луганская трасса поддерживается в хорошем состоянии.
Она проходит рядом с наиболее красивыми местами Воронежской области у сел Сторожевое и Дивногорье, где при желании можно устроить пикник или приятную прогулку.
Но у этого маршрута есть серьезные недостатки. Он длиннее соответствующего участка М4 на весомые 90 километров. На его преодоление придется потратить лишних полтора часа, а перерасход бензина будет неизбежен. Кроме того, из-за резко выросшего в последнее время трафика на этой трассе участились тяжелые аварии, поэтому скоростных ограничений и дорожных камер там становится все больше, а ехать все сложнее и опаснее.
Можно использовать компромиссный вариант, комбинирующий платные и бесплатные участки. Например, объехать сразу три ПВП на общую сумму 470/390 рублей через окраину Воронежа и пару-тройку пригородных сел вот таким образом:
В результате расстояние увеличится на 13 км, а время в пути — на 20–30 минут. С платной окружной Воронежа надо свернуть в точке 51.696345, 39.303351 по указателю «Воронеж, Репное» за 3 км до ПВП, расположенного на 515-м километре М4.
При движении по этому маршруту в северном направлении необходимо уйти с М4 по указателю на Данково в точке 51.308024, 39.616694.
На участке от трассы «Дон» до Колодезного дорога типично сельская, а лисы на ней могут появиться уже в паре сотен метров от М4.
У следующего платного участка в южном направлении (589–633 км трассы М4) какого-либо разумного объезда нет. Также на нем нет освещения, а скорость ограничена обычными 90 км/ч. Остается лишь утешаться небольшой стоимостью проезда — 200/150 рублей в зависимости от дня недели. А вот идущий за ним обход Лосево, Павловска и Верхнего Мамона стоит уже ощутимые 550/500 рублей. Сэкономить можно только одним способом: проехать все эти населенные пункты по старой трассе. Как часто бывает, после недавней реконструкции сделать это стало тяжелее. Да, качество дорожного покрытия и разметки там теперь замечательное, а вошедших в легенды непроходимых пробок нет и в помине. Но во всех трех населенных пунктах скорость ограничили до 40 км/ч, а трассу между ними беспощадно расчертили сплошными линиями разметки, заодно расставив знаки «70». Несмотря на то что бесплатный участок на 5 км короче платного, Яндекс обещает задержку на 20 минут. Хотя, если время позволяет, в Павловске лучше вообще не торопиться. Это самый красивый городок Воронежской области с неплохо сохранившимся историческим центром. Трасса проходит по окраине, и вечно спешащие транзитники не могут оценить его по достоинству.
После Верхнего Мамона спокойно двигаемся по следующему платному участку М4 вплоть до отметки 803 км. Здесь Ростовская область встречает своих автогостей очередным ПВП-803, на котором надо заплатить 520/480 рублей. Но его легко объехать через села Алексеево-Лозовское, Ходаковский и Греково-Степановка. Крюк составит 10 км, а задержка около 15 минут.
Поворот на Алексеево-Лозовское в точке 49.382742, 40.585171 прямо перед ПВП.
Затем надо постараться не пропустить поворот направо в Алексеево-Лозовском на ул. Маркина в направлении Ходаковского. Между селами дорога неплохая, а вот улицы кое-где заставляют притормозить. Поток машин не прекращается даже ночью, потому что объезд ПВП очень прост, а экономия заметная. Забавно, что лис здесь можно увидеть не только на дороге, но и между домами.
Чтобы разминуться с этим же ПВП-803 при движении на север, необходимо свернуть по указателю на Греково-Степановку в точке 49.330796, 40.624382. Обратный выезд на трассу «Дон» будет интуитивно понятен без всяких указателей.
Очередной ПВП-911 ждет автопутешественников примерно через 100 км после возращения на М4 из Греково-Степановки. Объехать его не очень сложно, но участок оценен недорого, всего лишь в 200/150 рублей. Наверное, ночью петлять по сельским переулкам незачем, а вот воскресным днем можно чуть-чуть и сэкономить. Для этого при движении на юг надо свернуть по указателю на Глубокий в точке 48.516597, 40.339551.
Далее двигаться через Березовый и Молодежный, чтобы вернуться на М4 по ул. Садовой в точку 48.456189, 40.340345.
Чтобы попасть на этот маршрут в обратном направлении, надо свернуть с М4 по указателю на Астахов в точке 48.452842, 40.341100.
По сравнению с движением по М4 через ПВП-911 этот объезд добавит 7 километров и отнимет лишних 15 минут. Предлагаемый «Автодором» альтернативный маршрут проходит через знаменитую станицу Вешенскую с крюком более 150 километров.
Следующий платный участок, новая трасса в обход Аксая, оценивает свои километры в 380/330 рублей. Как полагает Google, автотуристу понадобится 22 минуты, чтобы его преодолеть, и всего лишь на 7 минут больше, чтобы проехать почти такое же расстояние по старой дороге через Аксай. Ничего страшного в бесплатной альтернативе здесь нет, дорога через Аксай сейчас в хорошем состоянии.
Заключительный платный участок трассы «Дон» в Ростовской области — один из немногих на М4, у которого было задумано неплохое соотношение «цена — качество». За символические 120 рублей на нем предоставляется освещение и ограничение скорости в 110 км/ч. Все просто замечательно, но лишь до тех пор, пока вы не попадаете в заторы из-за перманентных дорожных работ. С этим приходится смириться, поскольку вменяемая альтернатива у него отсутствует. Разница между разрешенной и фактической скоростью на фото ниже совсем не радует.
И вот мы постепенно приблизились к вожделенной цели тысяч отпускников — Краснодарскому краю. Два следующих ПВП вынимают из кармана владельца легковушки 720/580 р. Учитывая, что на М4 в Краснодарском крае отсутствует освещение, а скорость ограничена обычнейшими 90 км/ч, на мой взгляд, нет убедительных причин использовать трассу «Дон» в этих местах в платном режиме. Еще с 1990-х годов нам гораздо больше нравилось после Кущевской уйти с М4 на станицу Кисляковскую, а дальше продолжить путь в Анапу, Геленджик или Тамань через Каневскую и Брюховецкую. Дороги между кубанскими станицами хотя и двухполосные, но обычно отличного качества и в любой сезон напоминают летние (фото ниже сделано в начале января).
Попутный бонус, совершенно нереальный на вечно спешащей М4 — возможность в станицах запастись жизненно важной аутентичной местной продукцией.
Но если душевный компас уводит путешественника с опостылевшей М4 на трассу «Кавказ» или заставляет свернуть в Адыгею, такой маршрут по станицам неудобен и не нужен. В этом случае, продолжая движение по М4, краснодарские ПВП можно объехать.
Первый из них, ПВП-1184, расположен вблизи поселка с романтичным названием Веселая Жизнь.
Его можно объехать через станицы Октябрьскую и Павловскую ценой лишних пары километров пути и потери 10–15 минут из-за снижения скорости в населенных пунктах.
Зато между станицами можно ехать ничуть не медленнее, чем по краснодарскому участку М4.
Схема ниже используется, если затем надо продолжить движение по М4, выезд из Павловской при этом в точку 46.078404, 39.781086.
Чтобы попасть на трассу «Кавказ», выезжать из Павловской удобнее по ул. Магистральной в точку 46.115108, 39.839129.
Поворот по указателю на Октябрьскую в точке 46.300508, 39.814617.
На обратном пути с М4 надо свернуть на Павловскую по указателю «Бесплатная дорога Староминская — Азов» в точке 46.081104, 39.783381 …
… но затем, разумеется, продолжить путь не в далекий Азов, а в обратном порядке в Октябрьскую, чтобы тут же вернуться на М4.
Краснодарские ПВП идут кучно. Второй из них, ПВП-1223 стоимостью 420 рублей в выходной день, расположен вблизи Ирклиевской уже через 39 км от ПВП-1184. Поэтому после выезда из Павловской на М4 не расслабляемся и всего лишь через 10 км в точке 45.990590, 39.734277 сворачиваем по указателю «Старолеушковская, Октябрьский».
Далее двигаемся через Октябрьский (не путать со станицей Октябрьской у предыдущего ПВП-1184!), Ленинодар, Средний Челбас, Бейсужек до выезда на М4 в станице Березанской (45.702940, 39.615315).
Этот объезд длинный — добавляет 17 км и не меньше 20 минут. Однако он оправдан, если дальнейший путь лежит в Адыгею. Дело в том, что на самую короткую дорогу в Майкоп надо уйти с М4 сразу после Березанской. В таком случае проезд по М4 через ПВП-1223 в Ирклиевской становится совершенно бессмысленным, поскольку оплаченным почти 100-километровым участком до Краснодара путешественник так и не воспользуется.
Чтобы объехать этот ПВП на обратном пути, надо в точке 45.700524, 39.615419 свернуть по указателю «Каневская, Березанская, Первомайский».
Наша виртуальная поездка по М4 очередной раз подтвердила справедливость заокеанской поговорки «Время — деньги». Выбрав рациональный маршрут, за проезд от Москвы до Краснодара вместо запрашиваемых 4000–5000 рублей можно заплатить 1000–1500, проведя в пути на пару часов больше. По крайней мере, это будет не так обидно, как ровно столько же простоять в заторах на М4. Ну и надо иметь в виду, что сейчас в зависимости от оперативной обстановки на многих участках М4 и в попутных населенных пунктах навигация может не работать.
Обдуманное использование бесплатных дорог имеет смысл применять не только на М4. Например, двигаясь в Санкт-Петербург, мы предпочитаем вот такой маршрут вокруг Москвы по трассе А108 с выходом в Клин:
При этом обходится один из самых одиозных платных участков трассы М11 «Нева» Москва — Солнечногорск, стоимость проезда по которому в зависимости от дня недели и времени суток достигает 1400 рублей за 43 км. По сравнению с движением по прямой через МКАД крюк составляет всего лишь 20 км.
P. S. В совсем уж дальних краях мы еще более тщательно обдумываем платные и бесплатные маршруты, исходя из местных особенностей. Так, в США оплачивали проезд по некоторым великолепным мостам.
В Италии пользовались только бесплатными дорогами, потому что они там гораздо интереснее, чем платные магистрали.
Ну а в Индии, наоборот, — выбирали исключительно платные трассы, чтобы был шанс хоть куда-то доехать вовремя.
Но это уже совсем другие истории…