В среднем и старшем школьном возрасте от тинейджеров наивно ожидать наличия какой-то серьезной предпринимательской жилки. Как правило, максимум, на что способны — это продать что-нибудь свое, ненужное. А так, чтобы поставить дело на поток, причем не по принципу «купи-продай»… Такого, признаться, не припоминается. Это, конечно же, не значит, что мыслящих нестандартно подростков не существует. С одним из таких мы как раз пообщались. Кажется, что нынешнее его занятие лишь трамплин для чего-то куда более масштабного.
Впрочем, загадывать о будущем не будем. Однако в прошлое заглянуть все-таки необходимо. Несмотря на небольшой пока жизненный путь нашего героя, он достаточно насыщен и имеет свою предысторию. Итак, 2006-й… Примечателен даже не тем, что тогда родился наш собеседник. В тот год его счастливый отец подарил своему отцу (то есть деду нашего героя) автомобиль его молодости — «Москвич-412». Был у прадеда и деда такой новый (выпуска 1970-х) когда-то. Да разбили в аварии. И хотя экземпляр был не в идеальном виде, его вполне достойное состояние позволило влиться в местное ретродвижение. А в 2010-м даже заявиться на местное мероприятие с довольно строгим отбором участников — «БайкалМоторШоу». Тот 412-й, кстати, до сих пор чувствует себя неплохо. Хотя не музейный экспонат — раньше эксплуатировался как автомобиль выходного дня. Теперь же выезжает на разные слеты и парады. Вот он:
Интересное последствие этого давнего события заключается в том, что оно дало толчок грандиозному хобби, целью которого стало собрать в отреставрированном виде все когда-либо выпускавшиеся модели АЗЛК (до этого КИМ, МЗМА). И сейчас в готовом виде — порядка 40 экспонатов не только на ходу, но и в полностью аутентичном состоянии.
Среди них есть уникальные образцы как из далекого прошлого, так и из недавнего. Вот, например, пикап с этаким аналогом американских king cab — модель 233521, чей выпуск рассчитывали наладить под занавес существования завода, на стыке столетий.
У будущего автобизнесмена примерно в те же времена появился свой первый автомобиль — педальный «Москвич», подаренный на пятилетие. Ему также проводили реставрационные процедуры — рихтовали и красили. И в этом посильное участие уже принимал обладатель этого «болида».
В 11–12 лет сообразно возрасту пересел на другой, на сей раз настоящий спортивный инструмент — карт. Забегая вперед, скажем, что детская любовь перешла в юность. До сих пор он любит погонять на таком вот «болиде».
А еще до этого даже обнаружил на данном поприще возможность заработать. По окончании картингового сезона искал в продаже «отжатые» машины, от которых избавлялись гонщики и их родители, и покупал. Делал ребилд мотора — одноцилиндрового четырехтактного Honda GX — и продавал по цене исправной техники.
Ну и, разумеется, помогал отцу в реставрации. Конечно, больше в режиме подай-принеси (хотя с 17 лет «капиталит» «взрослые» моторы). Попутно откладывал деньги, которые получалось выручать, восстанавливая и продавая, а также от родительских щедрот. К 14 годам наконец созрел — при отцовском изобилии техники хочу свой автомобиль. В личном владении виделась тогда исключительно «Ока», поскольку небольшая и недорогая. Но так вышло, что вместе с отцом не нашли подходящего экземпляра. Между тем недавно коллекция пополнилась «Москвичом-2138». Была такая модификация с 1,3-литровым устаревшим мотором М-408 вместо 1,5-литрового М-412. Покупался в Москве, был в раскраске такси, хотя такие версии таксомоторами не работали (слабенькие). И говорят, что даже снимался в автомобильной передаче на Центральном телевидении. Был в неважном состоянии и потому приобретался в качестве донора. В результате отец решился передать его отпрыску. Сказал — накопленное на покупку сэкономишь и потратишь на восстановление. Лето «Москвич» переваривали и красили, в ходе чего он получил вид, как на фото ниже. А в итоге ему даже «свапнули» 1,7-литровый УЗАМ, у которого проточили каналы в «головке» и установили карбюратор Solex, что, по прикидкам, подняло мощность с 85 до 90 сил. Двигатель сагрегатировали с коробкой от того же 412-го. Безусловно, в глазах владельца какой-нибудь заряженной Toyota или Honda такой тюнинг выглядит смешно. Но «Москвичи» примерно в подобной конфигурации наверняка до сих пор гоняются в зимнем дрифте. Да и пацану для первого приложения рук к взрослому автомобилю подобный конструктор подходил едва ли не идеально.
В 16 лет заинтересовал как раз «зимник». Одно время хотелось подготовить под него «Москвич-410», переведенный на задний привод и с мотором от ВАЗ-2106. Как-то не сложилось…
Потом в поле зрения как объект для постройки зимнего дрифтмобиля попал пикап ИЖ-2717. Не нашел эту редкую модель. Зато приобрел ИЖ-21261 «Фабула». Тоже достаточно раритетный универсал с тем же «шестерочным» мотором.
Как-то так получилось, что для него почти сразу был куплен «шестнарь» — 16-клапанный двигатель ВАЗ-21126. Да непростой — с турбокитом и вообще уже переведенный на работу с избыточным давлением.
Под заднюю часть «Фабулы», используя уже кем-то проверенное решение, подкатили подвеску от баварской «тройки» в кузове E30 с диагональными рычагами. Спереди же штатные рычаги были заменены на кастомные, которые для кросса выпускает одна фирма из Нижнего Тагила.
Вместе с мотором досталась и механическая коробка — Getrag 260 от «пятерки» BMW. Сам же двигатель на давлении в 1,7 бара, по подсчетам, развивает 350 сил. Машина строилась год, при активном участии отца, в том числе финансовом. И сейчас, оглядываясь назад, создатель задается вопросом — зачем? Воистину получился «бешеный сарай» — чрезмерно мощный, с легким, но слабым кузовом и непонятно для чего. Скорее это снова было «практическое занятие на тему», все-таки давшее бесценный опыт. При этом наш герой отмечает, что семейство ИЖ «Ода» находит весьма привлекательным внешне. Поэтому, включая спортивные и сугубо утилитарные цели, позже все же был приобретен пикап ИЖ-2717. Сейчас он трудится на хозяйстве, помогает в бизнесе и, будучи подготовленным по передней подвеске (увеличенный выворот и развал), ждет зимнего сезона.
Иными словами, на протяжении всей сознательной жизни до какого-то ее момента в сторону иномарок если и смотрел, то без практического смысла. Пока не обнаружил у родственников вставшую на прикол Toyota Corsa выпуска начала 90-х. Мы о ней рассказывали. Ее также пришлось восстанавливать — «капиталить» двигатель, переваривать пол и пороги.
Так в автомобильных предпочтениях наметился отход от отечественных машин, хотя тот же ИЖ-пикап купили относительно недавно. Но процесс стартовал и пошел. Причем, как и в случае с предком, обладание автомобилем не виделось лишь для того, чтобы просто ездить. Хотелось найти и приобрести что-то раритетное, вымирающее, в состоянии, близком к разборке. После чего поднять с колен и поставить в строй. Таким образом в появляющуюся коллекцию попала Toyota Supra A70 — черная. А потом еще одна — желтая. Первая еще ожидает реставрации. Вторая, доставшаяся с проблемами по электрике, практически готова. Там салон собран из двух, койловеры, трасса, кастомный впуск.
В качестве подменного автомобиля и с ориентаций на зимний кросс приобретался Honda Prelude предпоследнего поколения. Как говорит владелец, это было «перекупское» купе со свапом H22 на тоже 200-сильный F20. Надо было остановить хождение, в общем-то, неплохого экземпляра по рукам.
Этот проект пока в подвешенном состоянии. Потому что в работе другой, куда более интригующий и масштабный. Весной этого года возле одной из магистралей города молодой человек обнаружил форменное НЛО — Subaru Alcyone второго поколения. Разноцветный и подгнивающий по кузову хай-тек из 90-х прятался в кустах и, судя по внешнему виду, был брошен владельцем. Много раз будущий обладатель оставлял записку с телефоном под его «дворником» с единственным посылом — продайте! Спрашивал у местных, кто хозяин этого пепелаца. Все тщетно. К счастью, через пару месяцев владелец сам вышел на связь и отдал автомобиль за 200 000 рублей.
Еще на этапе покупки выяснилось, что самостоятельно Alcyone передвигаться не в состоянии. Нет, двигатель заводится и не пугает дымзавесой. Однако развалилась передняя ступица. Словом, погрузил, увез. И уже по месту начал изучать состояние этого вымершего в нашей стране реликта. Очевидно, что купе гоняли без перерывов на ремонт, мойку и обслуживание.
Багажник превратился в контейнер, заполненный водой и раскисшим мусором. 3,3-литровая оппозитная «шестерка» снаружи обросла маслом. Сиденья и панели интерьера сразу отправились на химчистку. К тому же Alcyone не раз били. Но, что любопытно, он ни разу не попадал в серьезные аварии — вся силовая структура осталась целой. Передняя панель тоже сохранилась неплохо. Вся кузовная гниль не пугает совершенно — объем работ по экстерьеру был виден изначально. Радует же то, что в целом таких моделей, по сути, нет. А попавшаяся машина — еще хороший вариант для реставрации. В планах ее восстановить за зиму, и, будем надеяться, по результату о ней расскажем.
Вот такой автопарк в полные 18 лет. Который, естественно, не приносит прибыли, но требует вложений. Переходим к основному занятию. Оно также помимо денег несет радость и от процесса, и от результата.
Стоит заметить, что какие-то средства молодой человек получал еще до того, как обрел постоянное дело. Его помощь при восстановлении коллекционных «Москвичей» премировалась отцом. Он же что-то отдавал из оставшегося после реставрации для продажи в интернете, позволяя распоряжаться вырученными деньгами. Справедливости ради скажем, что и сейчас родители нет-нет да и вкладываются в бизнес своего отпрыска. К примеру, недавно на день рождения подарили нечто большое, упакованное, интригующее. Оказалось, пескоструйная камера! Кто-то так радуется iPhone последней модели…
Тем не менее идея будущего занятия принадлежала нашему герою. Однажды на турбированную уже «Фабулу» приобрел кованые диски ВСМПО. В неважном состоянии и 13-го посадочного диаметра. А поскольку штатные тормоза, мягко говоря, не соответствовали возможностям турбомотора, то и 13-е диски оказались маловаты. Зашкурил их, покрасил и продал. Тот ценовой расклад помнит в мелочах: 4000 рублей стоили в облезлом виде, 1260 рублей доставка и 300 рублей — восстановление. Отдал же за 10 000, после чего для себя решил, что это неплохой вариант заработка. Сейчас один из дисков той модели «Каскад» играет роль демонстрационного.
Постепенно сложилось и понимание того, чего хочет рынок и сколько за это готов платить потребитель. В качестве последнего реставратор дисков ориентируется на владельцев ВАЗов. С одной стороны, они ограничены в средствах и отчасти поэтому в этой сфере сложно говорить о сезонности — покупают тогда, когда появились деньги. Не требовательны к технологии восстановления. Скажем, считают, что нанесение порошковой краски с последующей полимеризацией в печи — это дорогостоящее излишество. И красить, по их мнению, достаточно только с фронтальной части. Тыльная сторона, внешняя и внутренняя части обода не нуждаются в окраске. С другой, такой клиент готов тратиться на кованые диски, неважно, будет ли его «классика» гоняться в «зимнике» или эксплуатироваться ежедневно. Ведь «ковка» — это не только небольшая масса и прочность, но и в немалой степени понты. Этакий символ благополучия, принадлежности к чему-то элитарному. По причине того, что она крепче «литья», ее можно найти в лучшем состоянии. Банально без «бордюрок» (сколов на закраине) и непомятой. При том же бюджете восстановления на реализации они дороже.
Поэтому преимущественно приобретаются именно кованые изделия — ВСМПО (Верхняя Салда), БКМПО (Белая Калитва), КРАМЗ (Красноярск) и Slik (Тольятти).
Иногда все-таки покупаются литые диски СКАД (Дивногорск), но, повторимся, упор делается на «ковку».
Среди нее еще в самом начале попалась настоящая реликвия — несколько комплектов магниевых дисков КУЛЗ (Каменск-Уральского литейного завода). В середине и конце 80-х для советских раллистов предприятие запустило выпуск трех моделей — КА-85 «Весна», КА-87 «Секрет» и КА-89 «Комфорт» (на фото).
Они легчайшие (вес с 13-м диаметром около 4 кг) и имеют интересную конструкцию — внешняя закраина выполнена съемной и фиксируемой стяжкой на винтах. Ради того, чтобы максимально оперативно менять покрышки на этапах.
Видимо, электрохимическая коррозия над ними уже поработала. К тому же магниевый сплав повреждается при пескоструе. Поток металлической дроби буквально вырывает из него куски. Так что зачищать их можно только наждачкой.
Но пара комплектов все же была восстановлена. Правда, оказалось, что советский артефакт практически никого не интересует. Нашелся лишь один ценитель, купивший это спортивное наследие СССР.
Диски КУЛЗ погоды не делают — с октября 2023-го по октябрь нынешнего года парень восстановил ровно 100 комплектов. В определенной степени это даже помешало ему окончить школу с золотой медалью. А учеба на первом курсе по специальности «Обогащение полезных ископаемых» идет параллельно с любимым делом и даже позволяет расширять бизнес. Об этом и об экономическом аспекте пусть расскажем сам.
— Еще в начале 2024-го комплект 13-х дисков в плохом состоянии стоил в пределах 3500–5500 рублей. Сейчас 5000–7000. Комплект 14-х, соответственно, 10 000–20 000 рублей и от 12 000 до 25 000.
В продаже комплект восстановленных 13-х стоил в пределах 10 000–13 000, 14-х — 14 000–27 000. Теперь подорожали до 11 000–14 000 и 18 000–30 000.
Вложения в восстановление сводятся к покупке металлической дроби для пескоструйной камеры, которую можно, как правило, использовать трижды, изредка до пяти–шести раз. После чего уже раскрашивается и ничего не очищает. Плюс грунтовка, краска, лак. Эмаль покупаю под брендом Kudo и беру оптом у крупного дистрибьютора. Она в баллончиках, что, как говорилось выше, вполне устраивает потребителей. Но грунтовку и лак наношу из банок, краскопультом. По моим прикидкам, эти расходы, включая доставку от продавца ко мне, обходятся в районе 1200–2400 рублей.
Работа над комплектом без учета сушки ЛКП занимает 2,5–3,5 часа. На продаже могут висеть по-разному. К примеру, диски с «разболтовкой» 5х112 год не могут найти покупателя. 14-е перед зимой уходят за день–два. В среднем каждый комплект находит клиента за пять–десять дней.
Наверное, самый интересный для читателя момент — сколько зарабатываю? Увы, могу назвать только минимальную и максимальную маржу — тысяча рублей и 20 000. Средний профит подсчитать сложно, как и вывести общий доход за весь период. Потому что где-то я помогал папе с продажей чего-нибудь или покраской. Продавал какие-то диски от своих «японок».
А весной этого года я стал владельцем шиномонтажки. До того постоянно обращался в эту мастерскую по личным надобностям. С мастерами установились приятельские отношения, они учили меня пользоваться станками. И как-то так сложилось, что я был не прочь приобрести, и владелец шиномонтажки, у которого таких сеть по городу, эту конкретную продать.
Отдал вместе с оборудованием, один станок я увез в свой гараж. Мастерскую же привел в порядок (отмыл, обновил пол, сделал дополнительные полки)…
И открылся под новым брендом.
В лето — мертвый сезон — возил туда свои диски. Сотрудники не сидели без дела, получали зарплату, я экономил на всех операциях. Осенью на пике «переобувки» бывало, что заменял мастеров — выходил на полную смену. Тоже кое-что удалось заработать.
Совсем недавно с другом решили развивать еще одно направление — заказали из Китая реплики известных брендов и моделей. Только что получили первую партию. Посмотрим, насколько они будут востребованы.
Это не означает, что восстановление дисков сворачиваю. Они пользуются устойчивым спросом. Есть постоянные клиенты, которые приобретали и второй, и третий комплект. Тем более что работать руками мне просто нравится. Да и автопарк надо содержать и при случае расширять — на него сейчас уходит около 60–70% всех доходов.