Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Лада Гранта в последние годы стала несомненным бестселлером российского авторынка. Ее продажи бьют рекорды как в салонах дилеров Лады, так и на «вторичке». Наверняка и в обозримом будущем эта тенденция не изменится. Стоимость новой Гранты давно уже уверенно переваливает за 1 000 000 рублей, а «крепкое б/у» оценивается не меньше, чем в половину от этой суммы. Но Гранта на фото ниже досталась своему владельцу всего лишь за 100 000 рублей.
Конечно, ее пробег несколько великоват.
Потрудившийся на славу фаркоп намекает, что все эти километры были не самыми простыми.
Это подтверждает и самодельная стальная нижняя опора коробки передач, установленная вместо штатной алюминиевой.
В тех местах корпуса коробки, где расположены отверстия с резьбой для крепежных болтов этой опоры, видны следы сварки аргоном. Интересно, корпус коробки лопнул до или после замены алюминиевой опоры на стальную? Впрочем, какая разница.
Перед тем как попасть к своему нынешнему владельцу, эта Лада длительное время провела на штрафстоянке. Как известно, неподвижность пошла на пользу только Илье Муромцу, обычным же людям и машинам она вредна. Например, большинство резиновых деталей Гранты теперь выглядят вот так:
Летняя и зимняя покрышки на одной оси летом и давным-давно оборванные тросы ручного тормоза у машин этой ценовой категории не вызывают удивления.
Но такие мелочи — это еще полбеды. Гораздо хуже, что дождь, снег и пескоструйные ветры оставили на ее кузове неизгладимые следы.
Сразу после покупки Лада, разумеется, не завелась. Свежий аккумулятор проблему не решил, но причину нашли быстро. Оказалось, что во время стоянки Гранта любезно поделилась с нуждающимися своим блоком управления двигателем. Новый контроллер оживил машину, но мотор судорожно затрясся, работая на двух цилиндрах. После замены свечей частично взбодрился еще один цилиндр, и с горем пополам Лада смогла добраться до мастерской.
Компрессия, напоминавшая обратный отсчет перед стартом, не обрадовала: 10, 9, 6, 4. Планируем «капиталочку»? Тут уж как повезет. Из-за длительного простоя поршневые кольца могут залечь в своих канавках, но иногда с этим удается справиться при помощи автохимии и толики удачи. В моей практике порой для реанимации таких моторов хватало всего лишь WD-40, щедро впрыснутой в свечные отверстия, и внеочередной замены масла с промывкой. Но, как велит любимый принцип «бритвы Оккама», начать надо с простейшей из возможных причин этого безобразия — с регулировки клапанов.
К огромной радости клиента, эта процедура помогла! Во всех цилиндрах клапаны оказались ощутимо зажаты, и после регулировки мотор заработал ровно. Конечно, если в своей прошлой жизни Гранта успела достаточно долго покататься с такими зазорами, есть риск прогара выпускных клапанов. Но возможна и обратная картина: при езде с нормальными зазорами шелуха нагара на контактных поверхностях тарелок клапанов и седел постепенно облетит, компрессия выравняется и жизнь мотора продолжится.
Странные клапанные зазоры у этой Гранты, оказавшиеся гораздо меньше нормы, могут иметь и позитивное объяснение. Часто после ремонта головки блока во время последующей обкатки зазоры в клапанах уменьшаются и мотору требуется внеочередная регулировка. Прошлый хозяин Гранты мог ее пропустить. Если так и было, то это означает, что двигатель недавно отремонтировали. Учитывая пробег машины, это неплохо.
Что ждет этот автомобиль дальше? У ее нынешнего владельца планы простые — дать объявление о продаже, накинув на все свои затраты 100 000 рублей. Но можно ли будет на ней еще поездить? Вполне, несмотря на все очевидные пузыри ржавчины. Сгнившие кузовные детали Гранты — это по большей части внешность, которая, как говорится, на скорость не влияет. А вот силовая часть ее кузова, лонжероны и пороги до сих пор в неплохом состоянии. Ржавчины нет даже там, где заводской антикор содран до грунта, так что шанс на вторую жизнь у Гранты есть.
ВАЗ-2115 на фото ниже был приобретен соседом по гаражу в начале этого года за 105 000 рублей.
Тогда пробег «пятнашки» был около 300 000 км. Сосед за десять месяцев запросто добавил к нему еще 35 000 км. Он занимается изготовлением мебели и машину использует для курьерских разъездов по клиентам.
Любопытна история этой покупки. Прошлая машина соседа-мебельщика знакома постоянным читателям блога по старому выпуску о ремонте «праворулек».
Да-да, та самая Toyota Caldina, которая за 100 000 км сменила аж три коробки передач. Последней каплей, переполнившей чашу терпения соседа, оказались проблемы с двигателем, и вместо их решения он дал объявление о продаже машины. Caldina была продана мгновенно за 200 000 рублей. И так совпало, что работающий рядом с нами парнишка-«перекуп» тогда же подготовил к продаже этот ВАЗ-2115. Недолго думая, они с мебельщиком ударили по рукам.
В момент покупки по своему техническому состоянию эта Лада была почти полной противоположностью Гранте со штрафстоянки, и роднило их разве что круглогодичное использование шипованной резины.
Двигатель «пятнашки» работал отлично, внешность для ее цены казалась приемлемой, а на силовые элементы кузова ни продавец, ни покупатель особого внимания не обращали. Машина каждый день ездила по хозяйским делам, изредка требуя таких мелочей, как термостат или новый шланг. С подобными ремонтами мебельщик легко справлялся сам, а в мастерскую обратился лишь осенью для замены сцепления.
Заодно это оказалось отличной возможностью оценить, что может произойти с настолько дешевой Ладой после 35 000 нелегких километров.
Мотор как был, так и остался в отличной форме. В воздуховоде, соединяющем дроссель и корпус воздушного фильтра, нет никаких следов масла. Значит, поршневая группа все еще живее всех живых.
У ее собратьев с изношенными моторами воздуховод и дроссель так заливаются маслом, что, продляя агонию, владельцы порой выводят шланг вентиляции картера под машину.
В коробке давным-давно сломана одна из пружин механизма выбора передач. Из-за этого рычаг в нейтральном положении свободно «гуляет» от водительского сиденья к пассажирскому и обратно.
Бывает, что после такой поломки куски пружины не дают включить заднюю передачу, но чаще все ограничивается лишь неудобствами при переключении. Если коробка с этим дефектом проработала несколько десятков тысяч километров, то, скорее всего, скоропостижного отказа уже не будет. Поскольку клиент с неисправным механизмом выбора передач благополучно катается с момента покупки «пятнашки», то, поразмыслив, он решает и сейчас коробку не ремонтировать.
С тормозами и подвеской у «пятнашки» особых проблем нет. Судя по новеньким рулевым наконечникам, она недавно смогла успешно сдать тест на развал-схождение.
Но самая дорогая «запчасть» — ее кузов, вызывает серьезнейшие опасения. Как и у людей, наведенная на него косметика постепенно облезает. Она уже не в состоянии замаскировать возраст и бурное прошлое.
Увы, но в отличие от «штрафстояночной» Гранты, силовые элементы кузова «пятнашки» еще хуже, чем ее внешность. Держатся они в основном на честном слове, чувстве долга и высоких морально-волевых принципах. Сгнивший на днище машины металл отваливается целыми кусками.
Вот так выглядит кузов там, где к нему подсоединяется нижняя опора коробки передач.
Лонжероны трещат по швам в самом прямом смысле этого выражения. На фото ниже — задний левый лонжерон рядом с точками крепления кронштейна балки. Его собрат справа ничуть не лучше.
Похожие проблемы намечаются и там, где установлена рулевая рейка.
Однако сдавать свою «ласточку» в пункт приема металла мебельщик все еще не спешит. Пока его выручает прописавшаяся с недавних пор под капотом растяжка, заодно удерживающая двигатель, …
… да мелкий ремонт совсем уж уставших отдельных участков кузова.
Пожалуй, ВАЗ-2115 ему точно прослужит еще полгода-год, а то и больше. Но нет ничего вечного, и когда пробег этой Лады будет где-то между юбилейными цифрами 350 000 и 400 000, наверняка придет время отправить ее… На свалку? Нет, конечно же — на авторынок!
Тем, кто полагает, что «пятнашка» слишком уж изношена, чтобы протянуть так долго, предлагаю взглянуть на ВАЗ-2114 на фото ниже.
С виду вроде бы машина как машина. На одометре у нее всего лишь 175 000 километров, но доверия эти цифры не вызывают.
Автомобиль был тоже приобретен со штрафстоянки за те же самые 100 000 рублей, да и в мастерской он оказался по рекомендации владельца «штрафстояночной» Гранты. Молодой парень взял его в качестве недорогой «учебки», и цена была решающим аргументом при покупке. Но неустойчивая работа двигателя, сопровождающаяся странным раскатистым стуком при сбросе оборотов, вызвала у него вполне оправданные опасения. Что ж, заглядываем под капот…
Кожух ремня ГРМ отсутствует по вполне понятной и логичной причине — его невозможно поставить. Мотор этой Лады несуразно опущен вниз и сильно смещен к внутренней части правого переднего лонжерона. В оставшуюся между кузовом и шестерней узенькую щель кожух ремня просто не пролезет. Так бывает, если передняя панель кузова, также известная как «телевизор», деформировалась или лопнула рядом с местом крепления опоры двигателя.
Может, странный стук появляется из-за того, что шестерня распредвала иногда цепляет кузов? Но осмотр «с пристрастием» эту версию не подтверждает. Возможно, что звук идет не от самого двигателя, а от генератора. Чтобы это проверить, надо завести мотор со снятым ремнем генератора. Действительно, при работе без этого ремня стук заметно изменился, хотя и не исчез совсем. Что же это означает? Натянутый ремень генератора давит на шкив коленвала, но сейчас шкив не нагружен, вот мотор и заработал по-другому. Заглушив двигатель, я снизу нащупываю край шкива… Бинго! Оказалось, что шкив коленвала чуть болтался из-за слабо затянутого болта. Вместе с лишними звуками он бонусом добавлял периодические сбои в работе датчика положения коленвала. Это совершенно не удивляет, учитывая, насколько странно собран мотор. К примеру, почему шланги подогрева дросселя находятся не на своих штуцерах, а соединены друг с другом? Неужели корпус дросселя внутри прогнил насквозь, и поэтому их нельзя поставить на место?
Патрубок датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), одного из основных, отвечающих за корректную работу двигателя, установлен на герметике (красная метка на фото ниже). Верхний шланг вентиляции картера нештатный и явно не маслостойкий (оранжевая метка). Через его трещины к дросселю в обход воздушного фильтра может попадать избыточный неочищенный воздух.
Но главная беда этой машины — кузов. Местами он удивительно напоминает «пятнашку» мебельщика.
Коррозия нанесла такой же удар и туда, где крепится опора коробки.
Не раз битая передняя панель кузова точно так же состоит в основном из заплаток.
Но есть и существенная разница в кузовных бедах этих потрепанных жизнью машин. Там, где у «пятнашки» только ползут трещины в лонжеронах и порогах, у «четырнадцатой» вообще металла уже нет.
Ну а если даже этот ВАЗ-2114 до сих пор на ходу, значит, у машины мебельщика тем более еще имеется какой-то запас прочности.
Что будет с «четырнадцатой» дальше? Она, конечно, выполнит свое предназначение, послужив начинающему водителю четырехколесной учебной партой. Причем машина в таком состоянии преподаст не только начальные уроки водительского мастерства, но еще и неминуемо обучит некоторой технической грамотности. Вот только если парень решит ее отремонтировать, она обойдется ему в итоге в две, а то и в три своих цены. Хотя, возможно, вскоре и такая сумма будет казаться совершенно незначительной.
А можно ли сейчас найти машину в состоянии «на ходу» еще дешевле, чем за 100 000 рублей? И что ждет «везунчиков», в здравом уме и трезвой памяти совершающих такие покупки?
ВАЗ-21099 на фото ниже был приобретен пару месяцев назад за несерьезные 75 000 рублей.
После смерти прежнего владельца Лада простояла в сельском дворе несколько лет. Как и у «штрафстояночной» Гранты, снега и дожди усугубили классические кузовные болячки, свойственные таким машинам. В результате на дверях и крыльях мелкие «рыжики» расползлись пугающими пятнами.
Но зато все силовые элементы кузова все еще в добром здравии. На порогах и лонжеронах можно найти лишь налет ржавчины.
Даже нижняя поперечина передней панели кузова, в первую очередь страдающая от агрессивной езды, на этой машине выглядит почти прилично.
Вообще от этого ВАЗ-21099 веет патриархальностью и деревенской тишиной, тенистыми проселками и душистыми сенокосами, прудовыми карасиками и ночью на Ивана Купалу. Ну кто в вечной суматохе мегаполиса станет неспешно затыкать дыру в глушителе куском жести и парой саморезов от давным-давно потерянных пыльников моторного отсека? Горожанин бездушно купит новый глушитель, да и дело с концом.
И только в добром старом сельском сарае можно легко найти ржавый гвоздь, способный заменить шплинт при сборке задних тормозных колодок.
Вот у меня в боксе таких гвоздей вообще нет ни одного. Да и любых других никогда не было. Работаю ведь, как издавна принято на Руси — без единого гвоздя, только топором.
Безумному Максу наверняка понравилась бы классическая простота механического бензонасоса и карбюратора. В постапокалиптическом будущем подобный технопанк вселял бы «выживальщикам» уверенность в завтрашнем дне.
Однако суровая действительность нарушила эту благостную пастораль. После осмотра «девяносто девятой» на подъемнике мне пришлось сообщить ее новому владельцу две новости, плохую и хорошую. Плохая заключалась в том, что без срочного ремонта ходовой части ездить на машине нельзя. Ну или можно, но только заранее припася сильный оберег. А хорошей новостью была цена и срок ремонта. Вернуть автомобиль в строй можно было всего лишь за каких-то 25 000–30 000 рублей. Причем эта сумма включает в себя и стоимость моей работы, и расходы на запчасти.
Внимательные автомобилисты, рассматривая фото этого ВАЗ-21099 на подъемнике, могли обратить внимание на огромный ход вниз левого переднего колеса. Неужели на машине стоит тюнинговая подвеска, особым образом приспособленная для перемещения по буеракам?
Но на правом переднем колесе такого потрясающего эффекта нет. Просто левая передняя стойка разрушилась внутри, и ограничителем хода колеса вниз стала рулевая тяга, с силой уткнувшаяся в кузов.
Регулировочная втулка тяги и контрящие ее гайки создают дополнительный мощный упор. В результате в таком положении повернуть руль вообще невозможно. Коварство этого дефекта в том, что когда машина стоит на колесах, обнаружить опасность не удастся. Рулевая тяга, сместившись вверх, кузов уже не задевает, и руль крутится совершенно свободно. Однако если в движении левое переднее колесо чрезмерно уйдет вниз, руль неизбежно заклинит со всеми сопутствующими последствиями. Учитывая, что рулевая рейка на «девяносто девятой» из-за давным-давно разорванного пыльника вдобавок пугает огромным люфтом и нещадно гремит, рецепт реанимации этой Лады очень прост.
В итоге, добавив к цене покупки расходы на ремонт ходовой, клиент получил хотя и устаревшую, но вполне рабочую машину.
Как это ни удивительно, даже в нынешней ценовой свистопляске можно пополнить ряды автомобилистов всего лишь за 100 000 рублей, если не требовать от машины слишком многого. При выборе подобной техники надо иметь в виду, что сохранность силового каркаса автомобиля важнее его внешнего блеска, а устранить большинство механических дефектов обычно удается гораздо быстрее, проще и дешевле, чем подварить и покрасить сгнивший кузов.
P. S. Кстати, неказистый Chevrolet Lanos на стартовом фото вскоре будет продаваться. Изрешеченные коррозией крылья и двери обесценивают в целом технически исправный автомобиль с единственным владельцем и честным пробегом 150 000 км. Его хозяин сейчас в раздумьях — ремонтировать кузов перед продажей или нет. «Напомаженные» собратья продаются за 250 000 рублей, но качественный кузовной ремонт потянет на 100 000–120 000 рублей, а то и больше. Скорее всего, Lanos продадут в состоянии «как есть» за те же самые символические 100 000 рублей.