В первой части моего повествования, опубликованной на Дроме в конце ноября, я рассказал о том, как долог и сложен был мой путь в эту профессию. И как непросто она мне давалась. Сегодня продолжение темы: рассказ о нюансах этой работы, о которых вы даже не догадывались.
Каждый день на улицы городов России выезжает около 20 тысяч мусоровозов. Водителей, которые заняты в сфере вывоза твердых коммунальных отходов, еще больше, так как практически во всех профильных организациях график работы сменный. Как проходит их трудовой день? Попробую рассказать на личном примере.
Интернет изобилует видеороликами и статьями о том, как работает водила «мусорки». Все рассмотрено вдоль и поперек, показано в подробностях и мелочах, однако каждый рассказ похож на предыдущие как две капли воды. Так зачем же еще раз говорить про мешающиеся во дворах легковые автомобили и нерадивых людей, которые кидают мусор рядом с контейнером, а не в него? А затем, что у меня несколько иной взгляд на эту профессию. И те же легковушки во дворах меня нисколько не смущают. При этом хочу показать эту работу с другой стороны.
Если вдруг кто-то еще не понял, я влюблен в свою работу. Если хотите — фанат вывоза мусора. Когда другие водители смачно матерятся из-за того, что диспетчер пытается добавить в задание пару «чужих» площадок, я с радостью беру 10–15 дополнительных точек и говорю спасибо за увеличение объема моей работы. И когда на часах 5.30, я заряжаю свой фонарь и наливаю в термос горячий сладкий чай.
Надо сказать, что подготовка к рабочему дню — уже удовольствие. Я собираю свою сумку — по сути, комплекс жизнеобеспечения. Там есть все: от дождевика до разнообразных таблеток, зеленки и пластырей. Такое оснащение может показаться признаком паранойи, однако нет-нет да что-то и пригодится.
Засунув в сумку термос и бутылку с водой, завтракаю, заправляю организм изрядной порцией кофе, чтобы не уснуть в лифте, и как ошалелый несусь к своему автомобилю.
Водитель я чрезмерно аккуратный. Но утром, на радостях, могу притопить, поэтому восемь километров до работы преодолеваю за десять минут. Бросая личную машину на парковке, буквально кидаюсь в ворота базы и вхожу в плотные слои диспетчерской на скорости в несколько махов. Там получаю путевой и маршрутные листы, служебный телефон. После как ни в чем не бывало встаю в очередь к медику, здороваюсь с другими водителями и пытаюсь привести давление и пульс в норму. Впереди — предрейсовый медосмотр.
Утаить что-то от наших фельдшеров — невозможно. Еще до начала каких-либо измерений они видят, все ли с тобой в порядке.
По моим наблюдениям, у многих водителей две беды — высокое давление и алкоголь. У меня с давлением пока проблем нет, с алкоголем тоже. За всю жизнь я сделал глоток пива и около десяти глотков шампанского на офисных корпоративах. Спирт и его производные нюхаю только на уколах и других медицинских мероприятиях.
Поэтому кабинет медика прохожу так же быстро, как и диспетчерскую. А далее — осмотр мусоровоза механиком. Пройдя все процедуры, получив документы и печати с подписями, остаюсь наедине с моей дизельной любовью марки МАЗ, готовой мять мусор внутрь себя тоннами.
И перед выездом для спокойствия еще раз устраиваю личную проверку машины. Мой чек-лист состоит из 18 пунктов, в которые входят проверка светотехники, гидравлики, системы управления прессом и другие мероприятия.
В это время приходит грузчик Михаил. Раньше я считал, что наличие еще одного человека в кабине — излишество, приносящее проблемы, и лучше справляться с маршрутом в одиночку. Однако теперь изменил мнение, потому что Михаил — идеальный помощник, с которым действительно можно и хочется работать.
Когда все многочисленные утренние процедуры выполнены, мы выезжаем на маршрут.
Вот не иначе. Именно так себя ощущаю, выезжая из ворот нашей базы. Причем это ощущение не помпезное и звездной болезни у меня нет. Просто ни одну из многочисленных предыдущих работ я не знал в совершенстве. А работу водителя мусоровоза знаю!
Сегодня в маршруте 62 точки. Среди них 42 городских площадки, 12 из которых расположены в частном секторе, 13 площадок в пригородном поселке и семь юридических лиц (несколько магазинов, детский сад и школа). Каждую из этих точек загрузки я знаю от и до. Где, сколько контейнеров, их тип, емкость. Как лучше подъезжать летом, а как зимой. Во сколько лучше приехать в будни, а во сколько в выходные. В этой работе нет былого ощущения, что вроде какие-то знания и есть, но вот здесь пробел, а это вообще первый раз вижу. Ощущать себя на работе как рыба в воде — это кайф!
Работа водителя мусоровоза — это не про разъезды. Вот и мы с грузчиком, проехав всего десять минут, прибываем на первую контейнерную площадку. В утренних сумерках она выглядит красиво, особенно очертания деревьев на фоне темного неба… Здесь стоят два восьмикубовых контейнера (по-нашему — «восьмикубовики»), однако мусора в них почти нет. Пусто и в отсеке для крупногабаритных отходов, что очень странно. Учитывая укромное расположение данной площадки, сюда часто везут строительный мусор ГАЗелями.
Поскольку поднимать пустые контейнеры бессмысленно, делаю соответствующее фото на служебный телефон, отмечаю в специальном приложении, что мусора здесь нет, и мы едем дальше.
Некоторые водители ездят на мусоровозах, вероятно, представляя себя участниками ралли «Париж — Дакар». Машины чуть ли не встают на дыбы, кабины и кузова раскачиваются в разные стороны.
У меня все не так. Я представляю, что мусоровоз — это огромный красивый автобус, и веду его соответствующим образом. МАЗ мягко трогается и останавливается, плавно покачиваясь на неровностях асфальта и ухабах деревенских грунтовок. Казалось бы, причем здесь автобусы?! Да вот…
На самом деле в детстве автобусы я любил еще сильнее, чем «мусорки». Да и моя фирменная детская «кабина» изначально была изобретена аж в четыре (!!!) года именно для игры в автобус, а только гораздо позднее — в мусоровоз.
Но не будем отвлекаться, ведь мы уже приехали на следующую точку! Здесь, в розовых утренних сумерках, тихо ждут мусоровоза три пластиковых «евроконтейнера» (по-нашему — «еврики») объемом 1,1 кубометра. И в них даже есть мусор!
Выгружать отходы из таких контейнеров в машину с задней загрузкой совсем несложно. Достаточно просто подкатить их по очереди к мусоровозу и подцепить нехитрым захватом. Зима с глубоким снегом — другое дело. Тогда просто подкатить не получится — придется надрываться с каждым контейнером на каждой площадке. Но снег еще толком не выпал, и мы с грузчиком легко освобождаем от мусора эти три «еврика».
Для начала нужно остановить машину так, чтобы не пришлось катать мусорные баки слишком далеко. Подъезжая к очередной контейнерной площадке, ориентируясь по зеркалам, выравниваю заднюю часть мусоровоза с той частью ограждения, где стоят контейнеры.
Затем ставлю МАЗ на стояночный тормоз, включаю коробку отбора мощности и систему управления прессом.
Управлять установкой мусоровоза с загрузкой сзади очень легко. В моем случае есть всего пять рычагов (а бывает один-единственный) и пульт с шестью кнопками, среди которых чаще всего нужна лишь кнопка запуска одиночного цикла прессования.
Устройство для опрокидывания контейнеров (по-нашему — «гребенка») имеет два захвата: за боковые зацепы контейнера и за его передний край.
Строго говоря, за передний край можно брать только очень маленькие емкости, объемом 0,35 кубометра. Но пользоваться данным зажимом очень легко, и всегда присутствует соблазн зацепить им большой тяжеленный бак…
Водитель, сломавший контейнер, вполне может попасть на возмещение ущерба. Поэтому всегда стоит помнить, что «еврик» на 1,1 куба стоит около 20 000 рублей…
Но не будем о грустном! Тем более что уже взошло солнышко и погоду сегодня обещают отличную. Солнечные лучи залили полянку, на которой находится очередное место загрузки мусора, и подсветили шишечки репейника…
Утро морозное, и на ограждении контейнерной площадки видны красивые узоры.
А еще здесь есть мусор. Много мусора!
Я с детства люблю, когда на контейнерной площадке очень много мусора, и готов забрать его весь. Поэтому страшно жаль, что увезти исполинскую гору шифера мы не сможем. Грузить такое количество вручную — нереально, поэтому делаю особенное фото в приложении для вызова ломовоза.
На следующей точке нас ждет вот такая красота.
Неведомое растение находится рядом с ограждением контейнерной площадки.
А еще рядом с площадкой стоит ГАЗель, и два мужика спешно заталкивают в нее кучу смятых картонных коробок, которые они повытаскивали из «восьмикубовика». Это — сборщики макулатуры. Вполне приличные люди на ГАЗелях, УАЗиках ищут в мусоре картон и куда-то его сдают. Один раз я стал свидетелем загрузки картона в отличный Hyundai Sonata… Мы друг другу не мешаем: при виде мусоровоза сборщики максимально быстро освобождают контейнерную площадку, а мне «не в лом» их подождать.
Бывают также встречи с людьми, которых раньше я однозначно считал бомжами. Они ищут в контейнерах все, что можно унести и «монетизировать». В первую очередь — металл. Каково же было мое удивление, когда, разговорившись с одним из таких посетителей контейнерной площадки, я узнал, что он — не бомж. У мужика есть квартира и даже жена с ребенком. Шарится по помойкам он профессионально, по определенным маршрутам, и даже знает примерное время приезда мусоровозов, чтобы успеть забрать из отходов лучшее. Почему же он не работает?! Потому что пьет. А еще не хочет терять «свободу».
…На очередной площадке краем глаза замечаю двух детей. Мальчик лет семи и девочка лет четырех смотрят, как мы грузим мусор. Такое, кстати, не редкость. Однако вскоре девочка приходит прямо в зону загрузки и задает мне вопрос, от которого впору прослезиться: «А правда, что мусоровоз превращает мусор в игрушки?». Вероятно, она что-то слышала про сортировку и вторичное использование отходов! Можно буркнуть «нет» и продолжить работу, но я же журналист и фанат мусора, который, разумеется, «в теме». Поэтому за одну минуту рассказываю на доступном четырехлетнему ребенку языке о вывозе, сортировке и переработке мусора. О том, что из переработанных отходов можно сделать шариковые ручки, пакеты, техническую бумагу и даже утеплитель для одежды! Но детские игрушки из мусора все же не делают. «По крайней мере, я на это надеюсь», — думаю про себя.
Тем временем мы с грузчиком проезжаем еще с десяток площадок, и наступает обед. Четкого обеденного времени у водителей в нашей организации нет, но я люблю есть в районе 12.00. Еду с собой не беру, предпочитая купить что-нибудь в магазине или пекарне, которые обязательно есть на всех моих маршрутах. Сегодня у меня уже ставший классическим для данного обеденного места набор продуктов.
Ну и, конечно же, ароматный зерновой кофе!
Мусоровоз — автомобиль специфический. В моем нынешнем предприятии все машины оборудованы системой сбора фильтрата (вонючей мусорной жижи), поэтому на асфальт из них ничего не течет. Однако запах никуда не денешь, и это обстоятельство заставляет парковаться на обед подальше от людных мест.
Ну а под колбаску и булки поговорим о том, что часто интересует людей «со стороны».
Бытует мнение, что люди, связанные с мусором, являются страшно богатыми. Ведь они могут найти среди отходов все, что душа пожелает! И в этом есть доля истины.
В контейнерах для мусора действительно часто встречаются интересные вещи: мобильные телефоны, бытовая техника, одежда, книги, элементы интерьера и многое другое. Но есть нюансы. Во-первых, в 90% случаев это старые, неисправные и поношенные вещи. А во-вторых, их еще нужно откопать.
Будучи интеллигентным и весьма брезгливым выходцем из дверей университетов и офисов, я никогда не беру из мусора ни технику, ни продукты, ни тем более одежду. Аминь, то есть фу!
Но ведь у правил бывают исключения? Да.
Было время, когда я не понимал грузчиков, которые лазают внутри восьмикубового контейнера, в буквальном смысле слова раскапывая мусор в надежде найти что-нибудь ценное для себя. Даже не представлял, как в него залезть.
Но однажды заметил в таком же контейнере чистые, исправные подстаканники от Матиза и сиганул туда быстрее самого матерого грузчика. В надежде найти еще и матизовские часы перерыл полконтейнера, пока не нашел заглушку от них — комплектация не та…
После этого сделал вывод, что мой интерес к находкам в мусоре сводится к автомобильным запчастям. За время работы совершенно бесплатно получил несколько пластиковых кармашков, кожух рулевой колонки, накладки на пороги, два резиновых коврика и зачем-то задние фонари от трактора «Беларусь».
Но если интересы человека шире и брезгливость отсутствует, то он действительно может обеспечить себя многим необходимым. Некоторые грузчики берут из контейнеров все: начиная от брендовых кухонных ножей и ковров и заканчивая огромными жидкокристаллическими телевизорами и дорогим парфюмом. Неисправную технику они относят в ремонт и потом пользуются ею в полной мере! А самые предприимчивые отремонтированные телефоны, телевизоры и ноутбуки продают как обычное б/у…
Но в мусоре бывают находки не только интересные, но и страшные, и даже опасные!
Самое простое — ртутные градусники и лампы.
Во время прессования отходов в мусоровозе лампы трескаются, и водитель, который стоит у пульта, вдыхает пары ртути…
А еще среди отходов нет-нет да и попадется шприц с неприкрытой иглой. Ой, да с чем-то красным внутри! И смотреть «приятно», и напороться смертельно опасно.
Кроме того, в частном секторе некоторые товарищи сливают в мусорные баки содержимое своих выгребных ям, выкидывают закончивших жизненный путь кур, поросят, собак, кошек и даже телят…
Венчают рейтинг шоковых находок две мины, которые были найдены работниками мусоросортировочного завода и определены саперами ОМОНа как учебные, а также труп новорожденного ребенка, обнаруженный лет десять назад в соседнем городе после разгрузки мусоровоза.
Ну а как же деньги? Слышал о двух случаях, когда финансовые средства в отходах находили, но не знаю, насколько это правда.
Минутку, а металл?! Множество работников мусорной отрасли действительно собирают и сдают металлолом. Пробовал и я, однако не пошло. Хорошо, когда приезжаешь на площадку и видишь «восьмикубовик», наполовину заполненный тяжелым металлоломом. Возможно, тогда и есть смысл взять все эти бидоны, тормозные диски и просто чайники. Но чаще приходится собирать отдельные маленькие и очень легкие железячки, которые еще нужно отыскать среди мусора, куда-то сложить, перетащить на весы в пункте приема и получить за это рублей 200–500 в день…
Позанимавшись такой деятельностью месяца два, я понял, что она больше подходит либо для сильно жадных, либо для алкашей. Да и ощущение при этом такое, как будто превратился в маргинала, промышляющего где-нибудь на задворках, дескать, «земеля, дай чирик, пожалуйста, на пиво, то есть на маршрутку, не хватает…». Право дело, проще выйти в дополнительную смену — там привычная работа и доход в несколько тысяч рублей за день.
…Ба! Стоим уже целый час, официальный обед подошел к концу. Можно, конечно, продолжать болтать, но ГЛОНАСС не дремлет, как и диспетчер с картой, на которой отмечены все автомобили предприятия в режиме онлайн с указанием места и времени простоя.
Поэтому запускаем двигатель и плавно, как 50-местная Setra или Higer, почему-то набитый мусором, отправляемся от посадочной платформы. Ой, то есть отъезжаем на «мусорке» от магазина в направлении следующей контейнерной площадки.
А нас тут ждут. Милый розовый слоник как будто спрашивает: «А вы всегда теперь будете вовремя приезжать?». Подобную милоту очень жаль бросать в мусоровоз, но надо.
В кузов отправляется даже посох Деда Мороза, который он выкинул на одну из контейнерных площадок моего города!
В это время подходит какая-то женщина. Думаю, что она принесла мусор, как это часто бывает во время загрузки, но человек начинает ругаться. Нас с грузчиком кроют за то, что мы просто забираем отходы из контейнеров и не собираем мусор с асфальта. Но это не наша задача! Наводить порядок на контейнерной площадке должен дворник. Правда, в данном случае его либо нет, либо он на такую деятельность «забил». Однако донести это до женщины так и не удается.
Между тем кузов мусоровоза уже полный, и нужно ехать на разгрузку. Разгружаемся мы на перегрузочной станции в черте города, откуда отходы увозят более крупным транспортом на огромный полигон, расположенный в 80 километрах отсюда.
Мусоровоз с задней загрузкой не требует подъема кузова, чтобы вывалить мусор. Задняя часть вместе со всеми подъемниками и прессующим механизмом поднимается вверх, а передняя стенка кузова, двигаясь назад, выдавливает груз наружу. Все это занимает не более пяти минут, и мы едем собирать остаток маршрута!
Декабрьское солнце стремительно направляется к горизонту, и вместе с ним уменьшается список неубранных площадок. А еще холодает, и очень кстати приходится горячий чай из термоса.
Опустошаем очередной «восьмикубовик».
И натыкаемся на начинающийся завал.
Завал странный — ведь контейнеры полностью не заполнены. Просто есть люди, привыкшие валить мусор на землю, что очень возмущает. Некоторые водители при такой картине громко орут матом, но я, будучи очкастым, высокообразованным и влюбленным в свою работу, кидаюсь все это дело убирать. И мой помощник Михаил, слава Богу, тоже. Вдвоем мы весьма быстро делаем так.
Внимательный читатель скажет: «Минуточку… Там, где женщина просила все убрать, вы ничего не сделали, а тут, значит, чуть ли не веником подмели!». Да. Так произошло, потому что данная площадка расположена в частном секторе и дворникам здесь быть вообще не положено… Кто же тогда будет наводить порядок?
Далее выгружаем оставшиеся площадки, которые оказываются ничем не примечательными, и я прощаюсь с грузчиком. Его рабочий день окончен, а я еще раз еду на выгрузку.
…Я обожаю ездить в темноте. Когда у тебя хорошо оснащенная машина, темное время суток не создает никаких неудобств.
На перегрузочной станции я выгружаю вторую гору отходов, получаю очередную отметку в путевой лист от оператора весовой и еду на заправку.
Приезжаю на базу. Перед тем как оставить уже машину в покое, решаю убрать мусор, накопившийся над подающей плитой пресса.
Если этого не делать, то скопившиеся там куски пластика, дерева, а то и металла, могут повредить гидравлические трубки или порвать провода системы управления прессом.
Наконец, заглушив двигатель, иду в диспетчерскую сдавать документы и служебный телефон, на который сегодня сделано 120 фотографий площадок для отчета.
Напоследок механик радует меня новенькими перчатками, которые выдают в начале каждого месяца. Они всегда с непромокаемым слоем, летом обычные хлопчатобумажные, а зимой — как на фото. В таких и в «минус 30» можно работать!
Довольный, я уезжаю с базы.
P. S. Не понял! А как же рассказы про узкие дворы, фото машин, стоящих четко перед контейнерными площадками. А где «калым»? Где десятки тысяч рублей, падающих в карман без ведома работодателя?
А нету.
Узкие дворы я считаю неотъемлемой частью работы, ее данностью. Что про них рассказывать? Неправильно припаркованные машины — тоже не проблема. Некоторые водители, кстати, пытаются «учить» нерадивых автовладельцев пакетами мусора на капоте, но один из моих коллег попал в итоге на судебное заседание. Честно, не знаю, чем все закончилось, не спрашивал. Но наше руководство призвало водителей «мусорок» больше так не делать. А я и не делаю, ведь есть совершенно официальная функция «срыв вывоза» в приложении отчета и соответствующая причина — «Мешают автомобили».
С «леваками» все сложно. Поначалу вроде ходили слухи, что кто-то где-то берет по 300 рублей за подъем… Но потом пара водителей нарвались на крупный штраф от руководства и теперь о «подработках» не слышно вообще.
Я же настолько сильно люблю свою работу, что не рискую и не «левачу». Будучи «переклиненным» на мусоре и соответствующей технике, порхаю вокруг очередной контейнерной площадки в очках и с улыбкой подбираю бумажки. Возможно, я просто дурачок, а может быть, это — такое счастье…