Дром выбрал самые интересные машины, которые в наступившем году носят титул «Автомобиль года» на ключевых мировых рынках. Казалось бы, от нас они теперь далеки, однако большинство моделей, о которых пойдет речь, уже продаются в России по «параллельным» схемам. А китайский автомобиль года даже выйдет на наш рынок официально.
Технологический гигант Huawei совместно с компанией Seres занимается автомобилями всего несколько лет, и вот их усилия вознаграждены: созданный ими флагманский кроссовер Aito M9 получил титул China Car of the Year 2025. На российский рынок машины этого бренда поставляет бывшее представительство Mercedes, сменившее название на «МБ Рус». У наших дилеров новинка ожидается в первом полугодии 2025 года.
Aito M9 (в России официальное название будет Aito Seres M9) — это роскошный кроссовер, сопоставимый с BMW X7 и Mercedes-Benz GLS. Он выделяется примечательным оснащением: тут целых девять (!) экранов и три (!) проектора.
Один проектор встроен в фары — он дает возможность показывать картинки или видео на внешнем экране. Размер изображения будет до 2,5 м в ширину. Можно устроить кинотеатр или эффектное представление под открытым небом.
Еще один кинопроектор есть в салоне: для задних пассажиров предусмотрен выдвижной рулонный экран диагональю 32 дюйма.
Третий проектор — на лобовом стекле у водителя. А на передней панели размещены три ЖК-экрана: «приборка» имеет диагональ 12,3 дюйма, центральный дисплей — 15,6 дюйма, правый — 16 дюймов. И еще четыре 10-дюймовых «планшета» размещены на спинках первого и второго ряда сидений.
И чтобы все это еще и громогласно звучало, кроссовер получил аудиосистему на 2 кВт с 25 динамиками.
С технической точки зрения M9 представляет собой последовательный гибрид, то есть бензиновый двигатель 1.5 турбо (152 л.с.) работает только в режиме генератора и не связан с колесами. А вот возможности электрической начинки куда серьезнее: тут два электромотора мощностью 224 и 272 л.с. Суммарная пиковая отдача — 496 л.с. и 675 Нм. Благодаря этому кроссовер массой 2,6 тонны разгоняется до «сотни» за 4,9 секунды. На чистом электричестве он способен проехать 225–275 км.
Старт официальных российских продаж Aito Seres M9 состоится в первом полугодии 2025 года. Но неофициально эту машину уже активно возят к нам. Сейчас на Дроме три десятка объявлений с «живыми» экземплярами и еще есть несколько предложений привезти такой аппарат на заказ. Цены — от 10 до 14,5 млн рублей.
В номинации «Люксовый автомобиль» приз конкурса China Car of the Year 2025 достался Мерседесу Е-класса, лучшим спортивным автомобилем назван Hyundai Ioniq 5 N, награду за дизайн взял Volkswagen ID.UNYX, ну а в категории бюджетных моделей победил электрический кроссовер Geely Galaxy E5. На этой модели остановимся отдельно: в Россию ее уже начинают привозить.
Что в понимании китайцев «бюджетный автомобиль»? У себя на родине он стоит 113–149 тысяч юаней, что в пересчете на наши деньги — 1 570 000–2 070 000 рублей. У нас же за такой автомобиль по факту просят на 1–2 млн рублей больше.
За эти деньги получаешь компактный переднеприводный кроссовер, сравнимый по габаритам со знакомым нам Geely Atlas. Но во многом электромобиль поинтереснее. Внешность выполнена по последней моде — со светящимися узорами на носу, выдвижными ручками и объединенными задними фонарями.
Салон наряднее, чем у Атласа. И техника более продвинутая: например, бортовая электроника работает под управлением Flyme OS, известной по телефонам Meizu (эта компания с некоторых пор входит в холдинг Geely).
По оснащению Geely Galaxy E5 даже не скажешь, что речь идет про бюджетную модель: к примеру, в креслах есть не только вентиляция и массаж, но и встроенные в подголовники динамики. Всего их тут по салону — 16 штук.
Мощность электродвигателя — 218 л.с., и с ним машина обещает быть относительно бодрой: 6,9 секунды до «сотни». Свой вклад в экономию электроэнергии на высоких скоростях вносит отличная аэродинамика: Сх = 0,269 (утверждается, что это лучший показатель в классе). В результате машина тратит 11,9 кВтч на 100 км пути, что является достойным показателем.
Главными претендентами на японскую награду Japan Car of the Year 2024–2025 оказались скромный компактвэн Honda Freed и крупный кроссовер Mazda CX-80. Маленькая и гораздо более доступная Хонда победила.
Чем так примечательна Honda Freed третьего поколения? Это по-прежнему скромный и доступный компактвэн с передним либо полным приводом, с бензиновым или гибридным силовым агрегатом (106–118 л.с.), с двух- или трехрядным салоном.
В качестве альтернативы стандартной версии предложена «внедорожная» комплектация Crosstar (на фото ниже).
Со сменой поколений дизайн стал солиднее и свежее, а в остальном хондовцы постарались сохранить те достоинства, которые сделали предыдущий Freed бестселлером, продающимся в Японии тиражами около 80 тысяч штук в год.
В Россию новый Honda Freed уже начинают возить на заказ, на Дроме такие предложения есть. Цены — от 1,5 до 2,7 млн рублей.
Печально, что новый Прадо (он же Toyota Land Cruiser 250) остался без призов. Этот внедорожник занял лишь седьмое место. И даже не удостоился никаких спецнаград ни за технологии, ни за дизайн. Зато некоторые другие модели получили неожиданно высокие оценки в Japan Car of the Year. О них стоит упомянуть отдельно.
Этот автомобиль стал, возможно, главной сенсацией Japan Car of the Year 2024–2025. Впервые в истории модель из КНР вошла в Топ-10 японского конкурса. Она заняла восьмое место с незначительным отставанием от Прадо! Более того, BYD Seal едва не отхватил приз за лучший дизайн: он получил десять голосов от жюри, а для победы было достаточно 11. Вот это был бы номер!
Пришло время, когда китайский дизайн начинает задавать тон? Ну как китайский… Автопроизводители из КНР все теснее работают с западным рынком и привлекают к сотрудничеству западных специалистов высокого уровня. Так, за разработку внешности BYD Seal отвечал Вольфганг Эггер, который успел поработать в Alfa Romeo и в концерне Volkswagen, а с 2017 года возглавляет дизайн компании BYD.
На российском рынке BYD Seal есть, причем уже сравнительно давно, ведь в Китае эта модель появилась еще в конце 2022 года. Официально марка BYD к нам не поставляется, но мимо такой любопытной модели «серые» поставщики пройти не могли, так что экземпляры в наличии имеются.
Интерес к этому аппарату объясняется, конечно, не только дизайном. Седан BYD Seal — это, по сути, конкурент Tesla Model 3, и китайская модель дешевле. У себя на родине BYD Seal стоит $34 000–44 000, а Tesla Model 3 местного производства — от $44 000.
По начинке «китаец» вполне сопоставим с Теслой. Мощность 204–530 л.с. Топовая версия набирает 100 км/ч за 3,8 секунды и проезжает до 650 км на одной зарядке.
На момент подготовки этой статьи на Дроме было семь объявлений о продаже BYD Seal, причем все экземпляры не совсем свежие — 2022–2023 годов выпуска (некоторые без пробега). Цены начинаются от 4,5 млн за 313-сильную машину и доходят до 6,8 млн за топовый 530-сильный вариант.
Приз за лучший дизайн в рамках конкурса Japan Car of the Year 2024–2025 достался новому поколению пикапа Mitsubishi L200 / Triton — именно он с преимуществом в один голос обошел китайский BYD Seal.
Вроде бы во внешности этого брутального пикапа нет чего-то неожиданного, каких-то необычных находок. И тем не менее в профессиональной среде его оценили высоко. Ранее новый L200 уже успел получить престижный международный приз iF Design Award.
Дизайнерская концепция, примененная здесь, названа Beast Mode — «Режим зверя». Этот стиль был задан прототипом XRT Concept (на фото ниже), который представили в 2023 году на автосалоне в Бангкоке.
Автор дизайна — Норихико Йошимине. По задумке создателей, стиль L200 выражает «прочность и мощь, ожидаемые от пикапа».
В салоне использована архитектура Horizontal Axis — «Горизонтальная ось». Здесь доминируют простые формы и прямые линии, все выглядит классически.
Когда дизайн назвали «Режим зверя», хочется думать, что по характеру новый Mitsubishi L200 стал экстремальным пикапом в духе фордовских Рапторов. На самом же деле по своей сути японская модель осталась утилитарным грузовичком без спортивных амбиций. Но внешность превращает L200 в нечто более интересное, чем прежде, так что приз за дизайн вполне заслужен.
В числе претендентов на приз европейского конкурса Car of the Year 2025 было много интересных новинок, в частности, в семерку финалистов вошел новый Duster, но ему в итоге досталось пятое место. Победителем стал хэтчбек Renault 5, а также его драйверская версия под названием Alpine A290.
Подобно Mini и Fiat 500, новинка — это возрожденная классика. Под именем Renault 5 с 1972 по 1996 год выпускался очень популярный в Европе автомобильчик, и вот он тоже дождался реинкарнации в стилистике ретрофутуризма. И конечно, модель стала электрической.
Вот умеют же французы так: модель призвана стать массовой, но она не будет сливаться с общей массой в городском потоке. Новый Renault 5 сделан с фантазией. Чего стоит экран на капоте, показывающий уровень и режимы зарядки батареи. Этот дисплей размещен там, где у старой машины были характерные прорези воздуховодов. В целом преемственность дизайна выглядит интересно.
В плане разных любопытных фишек создатели новинки разошлись не на шутку. Есть множество вариантов кастомизации, включая узоры на крыше. К созданию звукового сопровождение привлекли известного музыканта Жана-Мишеля Жарра. Он разработал не только все сигналы оповещения водителя, которые слышно в салоне, но и внешнюю «озвучку», работающую на скоростях до 30 км/ч и сообщающую пешеходам о приближении электромобиля.
На выбор — электромоторы, развивающие 95, 122 и 150 л.с. У хот-хэтча Apline A290 мощность 177 либо 218 сил. Топовая версия набирает 100 км/ч за 6,4 секунды.
При всей своей оригинальности Renault 5 еще и относится к наиболее доступным электромобилям. Цены на базовую версию начинаются от 25 000 евро. Причем эта сумма может быть уменьшена на размер экологического бонуса в несколько тысяч евро (такое практикуют, например, во Франции). «Горячий» Apline A290 обойдется минимум в 38 700 евро (до вычетов).
Если на европейских дорогах таких машинок теперь будет великое множество, то в России этот аппарат определенно станет редкой экзотикой. О какой доступности можно говорить? Но, может быть, этим он и привлечет кого-то из состоятельной публики, желающей иметь электромобильчик не как у всех. «Параллельные» импортеры привезут такое под заказ — был бы заказчик.
В этом году за звание лучшей легковой машины в рамках конкурса North American Car, Utility and Truck of the Year соревновались очень сильные соперники. В тройку финалистов попали новая Toyota Camry, а также Kia K4 (это новое поколение модели Cerato / Forte / K3). Но победила Honda Civic.
Эта модель вроде бы и не новинка вовсе: текущее поколение выпускается с 2021 года и было названо автомобилем года в Америке еще четыре года назад. Однако дело в том, что в прошлом году на американском рынке появилась гибридная версия, которой раньше не было, а также модель прошла рестайлинг. Всего этого оказалось достаточно, чтобы получить титул «Автомобиль года» еще раз.
На российском рынке Honda Civic текущего поколения есть, в том числе встречаются и рестайлинговые машины. Цены на новые экземпляры сильно скачут: может встретиться предложение за 3,5 млн рублей, но чаще просят более 5 млн рублей.
Помимо легковых моделей в американском конкурсе вручают награды лучшему пикапу и лучшему утилитарному автомобилю (в эту категорию попадают и кроссоверы, и минивэны). Среди грузовичков победил Ford Ranger, в спину ему дышали Ram 1500 и Toyota Tacoma.
«Утилитарным автомобилем года» стал электрический минивэн Volkswagen ID. Buzz, оставивший позади кроссоверы Chevrolet Equinox EV и Hyundai Santa Fe.
Что это? Индусы наградили Jeep Wrangler? Хотя автомобиль вроде иной… Подделка? Не совсем.
Mahindra Thar представляет собой модель, максимально близкую по конструкции и дизайну к Рэнглеру, впрочем, между ними нет прямой унификации деталей, плюс индусы добавили внедорожнику ряд новшеств по своему вкусу. Трехдверный Thar пошел в производство еще пять лет назад, а в прошлом году дебютировал пятидверный Thar Roxx — именно ему и достался титул Автомобиля года-2025 в Индии.
Тут сохранены все базовые ценности: рама, независимая «двухрычажка» спереди, неразрезной мост сзади, пружины по кругу, жестко подключаемый полный привод и блокировка заднего дифференциала. Но во многом Mahindra действовала по-своему. Черный верх — это не съемная пластиковая крыша, как у Джипа, а лишь имитация. Кузов цельнометаллический.
Салон в дорогих версиях отделан нарядной светлой экокожей, есть элементы «красивой жизни» вроде вентиляции кресел.
И все это весьма недорого: базовая заднеприводная версия — всего 1,5 млн рублей на наши деньги. Будь на российском рынке подобное предложение, оно, быть может, тоже претендовало бы на звание автомобиля года.
Победитель конкурса «Всемирный автомобиль года» (WCOTY) еще не определен, его назовут 16 апреля в рамках Нью-Йоркского международного автосалона. В десятку финалистов вошли:
Также будет назван «Всемирный электромобиль года». Это звание достанется одной из пяти моделей:
На титул лучшего люксового автомобиля претендуют:
«Всемирный спорткар» (World Performance Car) будет выбран из следующих кандидатов:
В номинации «Всемирный городской автомобиль» участвуют:
Отдельная награда будет вручена за дизайн — World Car Design of the
Year. Ее может получить любая из вышеперечисленных моделей.
А кого бы наградили вы? Делитесь своими оценками в комментариях.