Моя история относительно проста: удалось скопить определенную сумму наличными, и стал бояться ее потерять. Вернее, стал опасаться, что она помаленьку будет растворяться текущими тратами, инфляцией или желанием все бросить и рвануть на море.
Помимо этого, для меня автомобиль — один из инструментов заработка: занимаюсь индивидуальными трансферами, работаю в турбизнесе.
Подход к машине всегда был прагматичный: максимальная отдача при разумном вложении денег, с учетом ликвидности и остатка ресурса.
Параллельно все актуальнее становилась замена текущего автомобиля. Моя Skoda Superb разменяла вторую сотню тысяч пробега, и мысль о покупке нового автомобиля напрашивалась сама собой.
Желания покупать «Жигули», подержанную или «параллельную» машину не было совсем. Хотя каждый из этих вариантов имеет право на жизнь и в некоторых случаях финансово выгоден.
Сразу оговорюсь, что к Skoda у меня не было никаких претензий, — великолепный автомобиль. Но, во-первых, возраст и пробег в моем понимании — уже предельные, а во-вторых, в моей работе мне необходим максимально свежий автомобиль. В идеале — новый. Клиент, знаете ли, нынче пошел слишком взыскательный.
Всегда был преданным и верным поклонником европейских машин, которых у меня было с десяток. Их салоны и дизайн — нестареющая классика. Но, увы: все на авторынке перевернулось с ног на голову.
По итогу всех раздумий и оценки рисков решил покупать новый китайский автомобиль. Собственно, альтернативных вариантов и не было.
Параметры для покупки были следующие:
Информации по китайским машинам в интернете море, только читай и анализируй. И, будучи в отпуске, я максимально погрузился в эту пучину. И знаете что? Чем больше я изучал «теорию и практику», тем больше понимал, что и с китайскими автомобилями есть жизнь!
Изначально рассматриваем только лидеров рынка (по убыванию): Haval, Chery, Geely, Changan.
Особого приоритета в марках не было. Важны были три параметра.
За конкретной моделью не гнался. Вы можете сильно удивиться, но за исключением некоторых моделей (пикапы и рамники) концептуально это все одинаковые машины с отличием лишь в размерах и дизайне.
Комплектацию рассматривал исключительно базовую и на переднем приводе.
Поиск машины проходил в Санкт-Петербурге — больше выбор комплектаций и цветов, более жесткая конкуренция дилеров между собой (соответственно, более сговорчивые), ну и наличие склада автомобилей с возможностью уехать сразу на новой машине.
Время выбрал самое удачное — конец года. Дилерам надо закрывать план продаж за месяц/квартал/год, машина через пару недель прибавляет по документам год, падение спроса на новые машины из-за высокой ставки потребкредита, соответственно, нет клиентов — нет премий. Ну и главное — с 1 января повышался утильсбор с последующим прогнозируемым ростом цен.
Первым отсеялся Geely: съездил в два салона, менеджеры разговаривают, словно делают одолжение. Никаких субсидий нет, скидки формальные. Подарков нет. Отношение: не нравится — проходите мимо. Цены ощутимо выше конкурентов.
Вторым «отошел» Changan. Дилеры адекватные, но модели своеобразные. Линейка Uni — псевдоспортивные машины с небольшим багажником и зажатым задним рядом. Линейка CS — заметно устарела относительно других производителей.
Третьим рассматривался Haval. Перспективные модели: новый F7, бестселлер Jolion и мускульный Dargo. По цене F7 был интересен, но скидку и подарки не дают — новая модель. Jolion — отличный автомобиль за свою цену, и он стал претендентом на покупку (псевдобрутальность Dargo мне не нужна). Неплохая кредитная программа, но «нулевой» кредит начинался с оплатой сразу 70%, рассрочка только на 12 месяцев, дальше шло повышение ставки и срока выплаты. Для меня неактуальные условия. Так что и этот бренд отсеялся.
Подарки можно было выбирать из двух любых позиций (например, шины и тонировка или сигналка и антикор).
Четвертым стал Chery. Изначально рассматривал седан Arizzo 8, но в первом же салоне предложили любопытную цену на Tiggo 8 Pro Max, на котором, собственно, я и остановил свой выбор. Относительно Ариззо он крупнее, больше багажник, семь мест.
В Пскове тогда за такую машину дилеры просили 3,020 млн.
Кроме того, именно в Chery оказалась самая дружелюбная программа рассрочки: 70% наличными и остаток на 36 месяцев в рассрочку под 0,01% годовых. Это было самое выгодное предложение из всей четверки «массовых» брендов.
Дилеры Chery оказались самыми общительными и коммуникабельными. Видя реальный интерес к покупке, они начинают тебя кружить, обещая самую низкую цену в городе. Но, как выяснилось, это только начало торга.
Мой рецепт получения выгодной цены выглядит так.
Молоденький менеджер Дмитрий предлагает мне стартовую цену, назовем ее «Х» — 2,75 млн. Более чем на 250 тысяч дешевле, чем по прайсу у псковского дилера.
— Ок, парни. Спасибо. Доеду до другого дилера, узнаю, что они предложат.
— Стойте, стойте. Мы не договорили. Сейчас подойдет старший менеджер и сделает вам особое предложение.
При этом буквально держит тебя за руку в ожидании старшего.
Подходит старший менеджер и полушепотом дает скидку от предложения «молодого» еще минус 50 тысяч.
— Ок. Спасибо. Я поехал.
— Подождите, пожалуйста. Сейчас подойдет руководитель продаж и предложит свою цену. Только для вас. Вы прекрасный парень, не уезжайте.
В это время «зеленый» (первый менеджер Дмитрий) начинает мне по-житейски рассказывать, что он приехал из Петрозаводска и как дорого стоит снять жилье. Что покупателей нет и премии не будет, а на съемном жилье беременная жена.
Старший менеджер подхватывает беседу и рассказывает о том, насколько великолепен Псков. Как он там был, мед-пиво пил. И вообще, мы, псковичи, отличные ребята.
Ждем руководителя. Мне просто не дают уйти.
Подходит руководитель отдела продаж. Дает с ходу минус 100 тысяч от цифры, названной в начале «переговоров» — то есть цена уже 2,65 млн. Начинает рассказывать про разные программы: скидка по ребенку, кредитные программы, трейд-ин.
Я прямо говорю, что в любом случае еду к конкуренту. Мне надо сравнивать цены.
И тут меня пытаются подловить на «мужское слово». Дайте, дескать, слово, что приедете после всех именно к нам.
Без особых церемоний расходимся и я уезжаю. Но хорошую цену уже получил.
Во втором салоне ситуация схожая. Главное — клиента не выпустить из салона.
Только здесь старший менеджер три раза сбегал к руководителю продаж и согласовывал стоимость. Цену я получил минус 150 тысяч от прайса, то есть 2,6 млн.
Еду к третьему дилеру. Узнав цену «второго салона», мне сразу дают минус 200 тысяч от прайса — 2,55 млн. В принципе, цена меня уже устраивает, но внезапно звонок из первого салона. В трубке — голос утопленника:
— Павел, это Дмитрий, менеджер по продажам. Мне руководитель обозначил, что увольняет меня. Жаль, что вы к нам не приехали. Вы хороший человек, мы бы нашли консенсус. Было приятно познакомиться. Ну а нам с беременной женой, видимо, не судьба покорить Питер.
— Видимо. До свидания, Дмитрий. Жене привет.
Минута, и звонок «второго салона».
— Павел, мы знаем, что сейчас вам предлагают цену меньше, чем у нас. Сколько?
— Минус 200 тысяч.
— Дайте пару минут.
— Павел, даем Вам скидку 250 тысяч. Плюс подарки в виде «допов»: зимняя резина, сетки, коврики, антикор, «сигналка», тонировка, шумоизоляция арок. У нас дело принципа перебить цену главного конкурента.
— Еду к вам.
В итоге я закрыл сделку со вторым дилером по цене 2,5 млн.
Справедливости ради надо сказать, что «третий дилер» дал цену еще ниже, на 300 тысяч. Но это было уже по пути домой, в Псков. Возвращаться не стал.
Таким образом, за один день я сэкономил 250 тысяч (и более 500 от цены дилера в Пскове) и получил бонусом полезные «допы». Цена оказалась одной из самых низких в России.
Все производители используют спецпрограммы по расчету условной скидки от базовой цены автомобиля.
То, что вы видите на сайтах продаж, где указана минимальная цена машины, это и есть та самая максимальная скидка.
Как правило, она состоит из:
В моем случае я смог закрыть все три пункта. И итоговую стоимость машины получил ниже базовой.
В итоге был приобретен Chery Tiggo 8 Pro Max черного цвета в базовой комплектации Elite.
Мотор турбированный 1.6 (186 л.с.), передний привод, коробка-«робот».
Комплектация умеренно необходимая: стандартный электропакет, подогрев всех сидений (перед/зад), руля, лобового, двухзонный «климат». Нам, аскетичным ребятам, за глаза.
Проехав 2000 километров и собрав все впечатления (плюс информация с форумов/пабликов/хостингов), позволю себе выложить субъективное мнение о китайских «паркетниках» стоимостью в 2–3,5 млн рублей.
Стоит ли бояться китайских машин?
Нет, не стоит. Технически — это обыкновенный современный автомобиль с проверенными решениями. Принципы автомобильной архитектуры такие же, как на условном Kia Sportage или VW Tiguan.
Дизайнеров, инженеров, конструкторов массово переманивают от других производителей. Например, Кевин Райс перешел из Mazda в Chery, Петер Хорбери — из Volvo в Geely.
Многие детали сделаны мировыми концернами без привязки к производителю: Valeo, LUK, Bosch.
Эти же машины стремительно обесцениваются? Вы теряете деньги!
Мы не знаем, что будет с автомобильным рынком через три–пять лет, когда китайские машины массово хлынут на вторичный рынок. Вечные ценности всегда определяют итоговую стоимость: пробег, наличие ДТП, прохождение ТО, количество владельцев.
Анализируя цены популярных Geely Coolray и Haval Jolion на «вторичке», я бы не сказал, что они обесцениваются. Пропорции снижения стоимости такие же, как и на условном «корейце».
Скажу больше. Те, кто сейчас смеются над владельцами новых «китайцев», через три–четыре года будут вынуждены, скривив лицо, покупать китайскую бэушку. Других вариантов не останется (как же я хочу при этом ошибиться!).
Машина проедет 50/70/100 тысяч километров и развалится.
— Нет, не развалится. Изучая тему, я видел видеообзоры о китайских машинах с пробегом в 200–250 тысяч в качестве такси в Москве (одна даже прошла 370 тысяч трассового пробега). И особо критичных замечаний нет. Если и ломается, то планово и без сюрпризов.
Но! Конечно, есть и неудачные экземпляры, которые выпили всю кровь у хозяев. Это надо признавать. Поэтому в целом надо смотреть по конкретным маркам и моделям.
Для этих машин нет запчастей. Долгий срок поставки.
По-разному. Расходники, ходовое железо — все в течение двух–пяти дней приезжает в магазин или ПВЗ. Сложные и редкие позиции — как пойдет. Например, на этот же Тигго 8 задний фонарь может ехать до двух месяцев. Бампер — месяц.
Но в чем преимущество массовых моделей — их уже полно на разборках за умеренную цену. Все решаемо. Эти машины только насыщают рынок.
Несколько недель назад была новость о том, как быстро гниют «китайцы».
В целом чушь. Показывали модели, которые выпускались 10–15 лет назад. Современные «китайцы» — это объективно другие машины. Как правило, они все полностью оцинкованы, за исключением крыши.
Но есть нюансы. Читая паблики, видел, что проскакивают единичные случаи коррозии капотов, в местах контактной сварки, на крышке багажника. Но нет системности и нет привязки к конкретному производителю.
И тут мы вспоминаем про схожие проблемы на VAG или, например, Nissan X-trail Т31 с его крышкой багажника. Все везде одинаково.
Обобщенные по всем маркам и моделям плюсы и минусы (подчеркну, что это мои субъективные наблюдения) выглядят так:
Плюсы:
Минусы:
1. Торгуйтесь. За любой рубль надо биться. Вы каждый рубль зарабатываете, тратя свой самый важный ресурс — время. Его не вернуть. Так зачем его дарить? Помните, что перед вами стоит не субтильный парень-менеджер, рассказывающий о сложностях своей судьбы/автосалона/погоды на Марсе. А лицо циничной компании, которая не обеднеет от дополнительной скидки.
2. Воспринимайте китайские автомобили как реальность. Не ерничайте и не тыкайте пальцем. Объективно — это неплохие автомобили за свою цену. Конечно, есть нюансы. Пройдет несколько лет, и они окончательно войдут в нашу среду. Альтернативы все равно нет.
3. Не бойтесь и не ленитесь объехать побольше дилеров. Пусть на это уйдет один/два/три дня. Выгода составит несколько сотен тысяч рублей. Посещать дилера нужно исключительно вживую. По телефону никто цену всерьез не обсуждает.
4. Будьте вменяемо-наглыми. Покупайте автомобиль с мыслью: не найду выгодную цену — буду ездить на своем старье. Не стесняйтесь сталкивать лбами дилеров, проминая цену все ниже и ниже. Но при этом помните про грань разумного. В идеале вы должны понимать ценовое «дно» машины (то есть ту цену, ниже которой этот автомобиль не купить).
5. Прагматично подходите к выбору комплектации. Без половины опций можно смело обойтись. Помните, что мы все начинали с простых машин, где в лучшем случае был только гидроусилитель, электростеклоподъемники и «противоугонка». Больше опций — выше цена. А надо ли?
6. Трезво подходите к условиям продажи автомобиля, тем более в нынешних реалиях. Нужны ли вам кабальные условия? Потянете ли вы их? Сколько вы готовы отдать наличными и сколько — выплачивать в кредит?
Не забывайте, что автомобиль — это просто элемент комфорта. Замыкать на него смысл своего существования глупо. Лишать свою семью и детей нормального жилья, отдыха, качественного питания, хороших подарков и своего душевного спокойствия — преступно.