Вышедший в октябре 2024 года удлиненный седан Lada Aura невольно попал в некую неформальную нишу — уже не типичный седан сегмента В+, но все же недотягивает до полноценного С-сегмента, уж не говоря о более старших по званию. А какие еще обычные легковые и «кроссовые» модели на сегодняшнем официальном российском рынке не совсем четко вписываются в классовые рамки по тем или иным причинам? Со всеми условностями их не так уж и мало: мы отметим десять автомобилей разного класса и происхождения, стоимостью до 3,0 млн рублей или выше.
Lada Aura
Итак, удлиненную Lada Vesta с рабочим названием NG Signature, к удивлению общественности, впервые показали в июне 2023 года, хотя опытные экземпляры были сделаны еще в 2015–2016 годах. Но главное, АВТОВАЗ воплотил идею в серийное производство, и с ноября 2024 года автомобиль в кузове седан с собственным именем Lada Aura доступен для приобретения всем желающим. Здесь удлиненная до 2885 мм колесная база (плюс 250 мм), но без увеличения заднего свеса, соответственно, длина кузова вытянулась до 4690 мм. При этом задние двери стали шире, а багажник сохранил штатный объем в 480 литров.
Поскольку машина изначально была нацелена на «люксовую» нишу, по технике и прочему оснащению все подготовили без компромиссов. Под капотом самый мощный в линейке двигатель — 1,8-литровый в 122 силы (170 Нм), объединенный с бесступенчатой автоматической коробкой (вариатор) китайского происхождения. Комплектаций на выбор две. В базовом уровне Premier предусмотрены передние и боковые подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, системы помощи при старте на подъеме и контроля «слепых» зон, датчики дождя и света, дистанционный ключ, передний и задний парктроники. Имеются электрообогрев лобового стекла и форсунок омывателя, кожаный «мультируль» с обогревом, круиз-контроль, кондиционер, мультимедиа с дисплеем семь дюймов и четырьмя динамиками, камера заднего вида с динамической разметкой. Сиденья с комбинированной обивкой, подогревом передних и задних, с раздельно складывающейся спинкой дивана (40:60), есть дополнительная подсветка в салоне, электроскладывание зеркал, тонировка стекол, колеса на литых дисках 16 дюймов. И предлагается только три варианта окраски кузова, без ярких цветов. Исходная цена 2 599 000 рублей без учета официальной доплаты за «металлик» (плюс 15 000).
Верхняя комплектация Status привносит обивку сидений натуральной кожей с перфорацией, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, медиасистему с вертикальным дисплеем 10,4 дюйма и восемью динамиками, а колеса здесь на 17-дюймовых литых дисках. Стоимость по прайсу возрастает до 2 799 000 рублей, то есть ровно на 200 000, при этом скидки по акциям могут составлять 300 и более тысяч рублей.
GAC Empow
Свежее пополнение: в марте 2025 года компания GAC вывела на российский рынок первый в своей линейке седан — GAC Empow. С учетом длины кузова 4700 мм, колесной базы 2736 мм и задней многорычажной подвески седан теснится к D-сегменту, в Китае он известен с 2021 года как носитель лозунга «молодежный автомобиль в спортивном стиле», а у нас его представили как продукт «двойного назначения». Во всяком случае, на это указывает выбор. По силовой части без альтернативы: сравнительно мощный 1,5-литровый турбомотор (170 л.с., 250 Нм) на пару с 7-ступенчатым преселективным «роботом», но при этом две разительно отличающиеся комплектации.
Базовая GL по оснащению выглядит как «типовой» семейный седан без излишеств. Здесь фронтальные подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики дождя и света, датчики давления в шинах, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», задний парктроник, круиз-контроль, кондиционер. Сиденья с тканевой обивкой, имеется складная спинка заднего дивана (60:40), цифровой приборный «щиток» семь дюймов, мультимедиа с дисплеем 10,25 дюйма и всего двумя динамиками, противоугонная система, а колеса на практичных литых дисках 16 дюймов.
И совсем другое дело — вторая комплектация GL (S-Style), «заряженная» внушительно, и с учетом клиренса всего 121 мм с претензией на звание «спортседана». Здесь не только спойлер на крышке багажника, но и, по данным производителя, «спортивные настройки двигателя, трансмиссии и рулевого управления», а также «спортивная выхлопная система с регулируемой громкостью». Предусмотрены боковые и оконные подушки безопасности, системы кругового обзора, мониторинга «слепых» зон и контроля полосы движения, адаптивный круиз-контроль, электрообогрев лобового стекла, двухзонный климат-контроль, кожаный «мультируль» с обогревом. Обивка сидений кожзамом, подогрев передних и задних, электрорегулировки обоих кресел, центральный подлокотник для задних пассажиров. Имеются салонное зеркало с автозатемнением, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, акустика Yamaha из восьми динамиков, беспроводная зарядка телефона, электролюк, а колеса на 18-дюймовых оригинальных дисках.
Необычно складывается и ценовой ракурс. Для первого (семейного) исполнения цена в 2 999 000 рублей кажется великоватой с учетом ценовой политики компании относительно своих кроссоверов. При этом за такую же стоимость предлагается и «спортверсия» GL (S-Style), но с условием автомобилей 2024 года выпуска, которые были поставлены к старту продаж. Тогда как машины текущего года уже на 220 000 рублей дороже.
Omoda S5 GT
Седаны С-сегмента Omoda S5 дебютировали на российском рынке еще в 2023 году: весной вышли «обычные» версии, а в конце лета появился «заряженный» вариант под обозначением Omoda S5 GT. Такая же колесная база 2650 мм, сзади скручивающаяся балка и все тот же клиренс в 160 мм, хотя оригинальные бамперы слегка увеличили длину автомобиля — до 4691 мм. Если не брать во внимание соответствующий антураж, имиджевое разделение было и по технике: вместо двигателей объемом 1,5 литра в паре с вариатором под капот S5 GT «загнали» 1,6-литровый турбомотор в 150 сил (275 Нм) совместно с 7-ступенчатым преселективным «роботом». Это обеспечило 7,5 секунды разгона до «сотни» против 9,7 секунды у стандартного седана в турбоверсии. При этом на выбор было два варианта по оснащению и ценам.
Но летом и осенью 2024 года семейство подверглось реформированию, когда для лучшего «понимания» упростили и по-своему «обесценили» выбор. Для обычных потребителей оставили одну версию Omoda S5 с «атмосферником» 1,5 литра (113 л.с., 138 Нм) в комплектации Classic. Вместе с тем и S5 GT представили в менее грозном вооружении с 1,5-литровым турбомотором в 147 сил (210 Нм) в союзе с вариатором, в единственной и усредненной комплектации под названием Tech. Здесь передние и боковые подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, передние «противотуманки», датчик света, бесключевой доступ, дистанционный запуск двигателя и прогрев салона, электромеханический «ручник». Имеются электрообогрев лобового стекла и форсунок омывателя, кожаный «мультируль» с обогревом, обивка сидений кожзамом, подогрев передних и задних, электрорегулировка кресла водителя, передний и задний центральные подлокотники, круиз-контроль, выбор режимов вождения.
Также в наличии цифровой приборный «щиток» и дисплей мультимедиа по 10,25 дюйма каждый на единой панели без козырька, шесть динамиков, климат-контроль, камера заднего вида, беспроводная зарядка телефона, электроскладывание зеркал, а колеса на литых дисках 17 дюймов. Да, динамика разгона уже не та (9,7 секунды до «сотни»), но и цену на весь этот Gran Turismo оптимизировали до сегодняшних 2 479 900 рублей без учета маркетинговых акций. Такой вот межклассовый компромисс.
Changan Eado Plus
С официальным появлением этого седана еще весной 2023 года было принято говорить о «заменителе» таким представителям С-сегмента, как Hyundai Elantra. Хотя при колесной базе 2700 мм, длине кузова 4730 мм, высоте 1505 мм и багажнике в 500 литров Changan Eado Plus изо всех сил тянется в C+ или даже D, не зря ведь и название у него такое. Впрочем, и под капотом здесь турбомотор не распространенного для нынешних «китайцев» объема — 1,4 литра, хотя с отдачей все в порядке — 150 л.с. и 255 Нм. И работает он в тандеме с современным типом трансмиссии — 7-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями.
Так получилось, что эта модель в российской линейке бренда заняла место между бюджетным седанчиком Changan Alsvin и продвинутым седаном Changan Lamore, и логично было бы ожидать широкий охват этого пространства по комплектациям, начиная с относительно скромного уровня оснащения. Но автомобиль выступил все же не самым доступным в классе. Базовый уровень LX включает в себя передние и боковые подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики давления в шинах, датчик света, бесключевой доступ, ассистент парковки, электромеханический «ручник». Имеются круиз-контроль, выбор режимов вождения, климат-контроль, комбинированная обивка сидений с перфорацией и подогревом передних, мультимедиа с дисплеем десять дюймов и четырьмя динамиками, камера заднего вида, электролюк, колеса на двухцветных литых дисках 16 дюймов. Цена с учетом моделей 2024 года выпуска — 2 439 900 рублей.
Вторую и верхнюю комплектацию DLX отличают система кругового обзора и панорамный видеорегистратор, дистанционный запуск двигателя, адаптивный круиз-контроль, вентиляция передних сидений и электрорегулировка кресла водителя, раздельно складной задний диван с центральным подлокотником, цифровой приборный «щиток» десять дюймов, электроскладывание зеркал, акустика из шести динамиков, панорамный электролюк, колеса на 17-дюймовых дисках. Цена 2 509 900 рублей, то есть плюс 70 000. Да, автомобиль подороже некоторых китайских коллег, но при этом доступнее Весты-переростка.
Lada Largus
С легковыми универсалами, в том числе утилитарными, нынче беда — официальный модельный выбор «никакой». Год назад (в мае 2024-го) начались продажи перезапущенного Lada Largus, на сей раз с производством в Ижевске, но это не отменяет тот факт, что автомобиль остался, как раньше говорили, универсалом повышенной вместимости. И без других «каблучков» — фактически в одиночестве, по мере сил и возможностей объединяя грузопассажирские функции, причем не без элементов повышенной комфортности. Сравнительно большая колесная база (2905 мм), не очень длинный кузов (4488 мм) и высота в 1626 мм делают машину одновременно компактной и вместительной, с возможностью трехрядного размещения.
Ларгус предлагается с двумя вариантами двигателей: 1,6-литровый восьмиклапанный в 90 сил (143 Нм) и 16-клапанный в 106 сил (148 Нм), в обоих случаях только с 5-ступенчатой ручной коробкой. В базовой комплектации Classic установлены подушка безопасности для водителя, ABS, гидроусилитель руля, борткомпьютер, дистанционный ключ, кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, имеется аудиоподготовка. За это сейчас просят 1 660 000 рублей. Комплектация Classic Plus добавляет раскладную (60:40) спинку заднего дивана и колеса на литых дисках 15 дюймов — и цена сразу возрастает до 1 705 000 рублей (плюс 45 000), а с более мощным двигателем стоимость 1 735 000 рублей.
Версия Comfort привносит подушку для пассажира, подогрев кресел, электрорегулировку и обогрев зеркал, раздельное складывание заднего дивана с подголовниками, шторку в багажнике, при этом колеса на штампованных дисках. Цена с базовым двигателем — 1 710 000 рублей, а третий ряд с раздельным складыванием спинок дополнительно обойдется в 50 000 рублей. Со старшим двигателем также предусмотрена верхняя комплектация Enjoy, где присутствуют датчики дождя и света, электрообогрев лобового стекла, круиз-контроль, «мультируль», центральный бокс-подлокотник, вторая розетка, мультимедиа с дисплеем восемь дюймов и четырьмя динамиками, а также рейлинги. За все это — 1 915 000 рублей. Кроме того, существует Largus Cross в двух комплектациях (Comfort и Enjoy) с разными двигателями по ценам 1 815 000 и 2 020 000 рублей соответственно и без учета опционального третьего ряда сидений. Такая вот своеобразная дифференциация версий данного универсала в условиях его «монополии». А далее, собственно, о моделях категории SUV.
Geely Cityray
С октября 2024 года в российской линейке компании появился новый кроссовер с длиной кузова 4510 мм и колесной базой 2701 мм, который на всех основаниях занял нишу между компактным Geely Coolray (4380 мм, 2600 мм) и «взрослым» Geely Atlas (4670 мм, 2777 мм). Или как его еще называют — «Атлас для бедных». И действительно, по дизайну кузова Geely Cityray тянется к старшей модели, а по технике повторяет младшую — безальтернативный турбомотор 1,5 литра в 147 сил (270 Нм), 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями и только передний привод. Однако задняя подвеска все же многорычажная, как у Атласа, тогда как у Кулрея подвешена балка. Прочее оснащение и цены тоже соответствуют своему «промежуточному» положению.
В базовой комплектации Comfort имеются передние подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики дождя и света, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», электрообогрев форсунок омывателя и зоны покоя «дворников», выбор режимов вождения, система «старт-стоп» двигателя. Также в наличии климат-контроль, кожаный «мультируль» с обогревом, сиденья с комбинированной обивкой и подогревом, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, мультимедиа с вертикальным дисплеем 13,2 дюйма и четырьмя динамиками, а колеса на литых дисках 18 дюймов. Цена 2 850 000 рублей.
Следующий уровень Luxury привносит много всего: боковые и оконные подушки безопасности, системы автопереключения головного света и кругового обзора с функцией «прозрачного шасси», мониторинг «слепых» зон, системы автоторможения и контроля полосы движения, адаптивный круиз-контроль, электрообогрев лобового стекла. Обивка сидений кожзамом, электрорегулировки кресла водителя, подогрев и центральный подлокотник на задних местах, салонное зеркало с автозатемнением, электроскладывание зеркал, акустика из шести динамиков, панорамный электролюк. И цена сразу возрастает до 3 094 000 рублей (плюс 244 000).
Однако предусмотрены еще две комплектации — Flagship и Flagship Sport, где финальная версия роскошествует акустикой из восьми динамиков, электрорегулировками кресла пассажира, беспроводной зарядкой телефона, электроприводом багажной двери, двухцветной окраской кузова с дополнительными элементами отделки, колесами на 19-дюймовых дисках оригинального дизайна. Но при этом цена в 3 254 000 рублей все равно заметно ниже, чем за базовый Атлас с передним приводом.
Haval H3
В мае 2024 года на российском рынке появился новый китайский кроссовер, созданный на той же платформе, что и выпускаемый под Тулой Haval Jolion. У них даже колесная база практически одинаковая (2710 и 2700 мм), но Haval H3 немного длиннее (4520 мм) и выше (1745 мм), а главное, у него совсем другая концепция восприятия. Вместо модных нынче плавных линий и форм — нарочито «милитаристский» дизайн кузова. Плюс характерная выштамповка на пятой двери, но не под «запаску» (она, как у всех, под полом багажника), а в качестве аэродинамического элемента: здесь нет заднего стеклоочистителя, и такая декорация призвана снизить загрязняемость стекла-амбразуры.
В базовом переднеприводном исполнении установлен турбомотор 1,5 литра мощностью 143 л.с. (210 Нм), а с полным приводом Haval H3 оснащен турбомотором такого же объема, но в 177 сил (270 Нм). И в обоих случаях коробка только 7-ступенчатая роботизированная с двумя сцеплениями. По уровню оснащения автомобиль отнюдь не лаконичен: предлагается сразу с комплектации Premium, где имеются шесть подушек безопасности, светодиодные фары, датчики дождя и света, система контроля усталости водителя, бесключевой доступ, камеры кругового обзора с функцией «прозрачного» капота, цифровой приборный «щиток» и дисплей медиасистемы по 12,3 дюйма каждый. Также в наличии электроподогревы лобового стекла, форсунок омывателя и руля, обивка сидений кожзамом с перфорацией, подогрев передних и задних, электрорегулировки кресла водителя, двухзонный климат-контроль, рейлинги, колесные литые диски на 18 дюймов.
В топ-исполнении Tech+ добавлены системы автоторможения, контроля полосы движения, мониторинга «слепых» зон, распознавания знаков и пешеходов, адаптивный круиз-контроль, расширенный выбор режимов вождения. Плюс электрорегулировка кресла пассажира и память кресла водителя, премиальная акустика с 16 динамиками, включая сабвуфер, панорамная крыша с электролюком, тонированные стекла, электропривод багажной двери. Цены по прайсу 2 699 000 и 2 949 000 рублей соответственно с учетом моделей 2024 года выпуска, а машины текущего года стоят на сотню тысяч дороже без учета скидок. В составе с 4WD этот «неформал» доступен только в верхней комплектации Tech+ по нынешней исходной цене в 3 199 000 рублей за прошлогодние экземпляры (за свежие также плюс 100 000). Кстати, в 2025 году в палитру приглушенных «маскировочных» цветов для кузова добавили яркий цвет, так что Haval H3 теперь будет заметнее.
Livan X6 Pro
Переднеприводный кроссовер с «грозным» обозначением «X6» хотя бы стремится быть несколько больше типичных компактных SUV — длина его кузова 4535 мм, а колесная база 2683 мм, при этом вполне серьезный клиренс в 190 мм. Более того, на российский рынок автомобиль заявился еще осенью 2023 года, имея в арсенале 1,5-литровый турбомотор в двух версиях по мощности — 147 л.с. (270 Нм) и 180 л.с. (290 Нм), в обоих случаях совместно с 7-ступенчатым преселективным «роботом». Да и задняя многорычажная подвеска привносит солидности. Что за фрукт такой?
После закрытия в 2021 году компании Lifan Motors ее активы «прибрала» компания Geely, а потом мы увидели у нас некоторые модели под новым брендом. В частности, Livan X6 Pro — это многократно модернизированный и переименованный кроссовер Geely Emgrand X7, известный с 2012 года и продававшийся в России во времена, когда «китайцы» были автомобилями «третьего плана». И знаем мы его еще по атмосферным двигателям и классическим «автоматам».
Сейчас этот кроссовер-ветеран технически заметно преобразился и по комплектациям представлен в двух уровнях. Базовый Luxury включает в себя передние подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики давления в шинах, датчик света, бесключевой доступ, систему контроля усталости водителя, функцию «старт-стоп» двигателя и выбор режимов вождения. Имеются электромеханический «ручник», климат-контроль, мультимедиа с дисплеем 12,3 дюйма и четырьмя динамиками, камера заднего вида, обивка сидений кожзамом с перфорацией, подогрев кресел, электролюк, а колеса на литых дисках 18 дюймов. Верхняя комплектация Premium добавляет боковые и оконные подушки безопасности, электрорегулировки кресла водителя, акустику из шести динамиков, электроскладывание зеркал, задний центральный подлокотник, панорамный электролюк.
При всем рыночное, а точнее, ценовое позиционирование у кроссовера логично пониже, чем на младшие модели Geely и даже Belgee. Сегодняшний прайс не включает в себя варианты с более мощным двигателем, а только со 147-сильным, цены с учетом машин 2023 и 2024 года выпуска — 2 034 000 и 2 144 000 рублей в зависимости от оснащения и без учета разных скидок по акциям. Такое вот оригинальное «межнишевое» предложение.
Jetta VS5
Этот переднеприводный кроссовер с длиной кузова 4418 мм и колесной базой 2630 мм можно просто поставить в ряд с такими компактными SUV, как Chery Tiggo 4, Changan CS35, GAC GS3 или «Москвич 3» с некоторыми оговорками в размерах. И все же Jetta VS5 — не совсем «китаец», точнее, он из Китая, но с корнями немецкими. В 2019 году совместное предприятие Volkswagen и FAW образовали отдельную марку Jetta, под которой решено было выпускать относительно недорогие автомобили. Кроссовер Jetta VS5 стал одним из них, а с учетом базирования на платформе MQB он имеет много общего со Skoda Karoq и VW Taos и у нас как бы «заменил» их собой. Сначала неофициально, а в 2024 году появился дистрибьютор Jetta c тремя моделями в линейке. Кстати, в 2024 году кроссовер Jetta VS5 пережил небольшой рестайлинг.
Под капотом турбомотор 1,4 литра в 150 сил (250 Нм) в паре с 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом», задняя подвеска независимая. Популярная базовая комплектация Enjoyment включает в себя четыре подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчик дождя, систему контроля усталости водителя, датчики давления в шинах, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», круиз-контроль, передний и задний парктроник. Также в наличии климат-контроль, аналоговые приборы под козырьком, кожаный «мультируль», обивка сидений кожзамом с перфорацией, мультимедиа с дисплеем десять дюймов и четырьмя динамиками, камера заднего вида, противоугонная система, электроскладывание зеркал, электролюк, рейлинги, а колеса на литых дисках 18 дюймов.
В более дорогом оснащении Brilliant Glory появляются двухзонный климат-контроль, цифровой приборный «щиток» восемь дюймов, подогрев передних сидений и электрорегулировки кресла водителя, а крыша и зеркала черного цвета. Текущий прайс на модели 2023 года выпуска дает цены минимум в 2 952 000 рублей, а на машины 2024 года в схожих комплектациях— 3 100 000 рублей без учета скидок.
Citroen C5 Aircross
Весной 2024 года на простаивающем предприятии в Калуге начали сборку французского кроссовера Citroen C5 Aircross (первое поколение, рестайлинг) из машинокомплектов, поставляемых из Китая. Чем примечателен автомобиль, кроме дизайна? При длине кузова 4510 мм и колесной базе 2730 мм он все же крупнее обычных компакт-SUV, с минимальным объемом багажника 516 литров, да и техника не из разряда «массовой культуры». Привод только передний, задняя подвеска на скручивающейся балке, зато под капотом мощный 1,6-литровый турбомотор в 175 сил (250 Нм) в сочетании с 8-ступенчатым гидромеханическим «автоматом».
Комплектация единственная — Feel 360, но тоже насыщенная. Здесь шесть подушек безопасности, ESP, светодиодные фары и передние «противотуманки» с функцией подсветки поворотов, система кругового обзора, датчики дождя и света, бесключевой доступ, система контроля усталости водителя, датчики давления в шинах, круиз-контроль, выбор режимов вождения. В наличии кожаный «мультируль», двухзонный климат-контроль, цифровой приборный «щиток» 12,3 дюйма, медиасистема с дисплеем десять дюймов и шестью динамиками, беспроводная зарядка телефона, электроскладывание зеркал. Сиденья с комбинированной обивкой с использованием материала Alcantara, передние кресла с электрорегулировками, подогревом и массажем, имеются центральный задний подлокотник, электропривод пятой двери с функцией бесконтактного открывания, тонировка стекол, рейлинги, а колеса на литых дисках 18 дюймов.
На старте продаж цена автомобиля была озвучена в 4,3 млн рублей, что на пару сотен превышало стоимость аналогичных версий, завозимых по альтернативному импорту. Сейчас ценник официального прайса отступил до 3 899 000 рублей за машины 2024 года выпуска, а производства текущего года — на 100 000 выше. В любом случае это самый дорогой автомобиль в нашей сегодняшней подборке.