Официальная летопись BAIC ведется с 1958 года, когда в Пекине на базе двух принадлежащих НОАК (Народно-освободительная армия Китая) авторемонтных мастерских было сформировано предприятие BAW (Beijing Automobile Works, переводится на русский как «Пекинский автомобильный завод»). Одна из этих мастерских прежде выпускала копии немецких мотоциклов Zündapp под собственной маркой Jinggangshan, это же имя досталось первому автомобилю BAW, разработанному на узлах и агрегатах VW Beetle — легендарного «Жука». BAW Jiangganshan сохранил заднемоторную компоновку «Жука» и 1,2-литровый бензиновый «оппозитник», но стараниями китайских умельцев получил более современный трехобъемный кузов.
В рамках «Большого скачка» — так называлась программа экономического развития Мао Цзэдуна — BAW стремился разработать полноценный модельный ряд легковых автомобилей: в 1958 году вслед за относительно простым и недорогим BAW Jiangganshan дебютировал номенклатурно-люксовый седан BAW CB4 с мотором V8, созданный по мотивам американских моделей того времени, а в 1960 году появляется BAW Dongfanghong BJ760 — одна из нескольких китайских лицензионных копий советской «Волги» ГАЗ-21.
Увы, ни одна из первых легковых моделей BAW не стала массовой из-за технологической отсталости производственных мощностей — машины изготавливали и собирали, по сути, вручную. Вдобавок в начале 60-х китайское правительство занялось регулированием автомобильной отрасли и положило конец хаотичному развитию предприятий. На смену инициативам снизу пришло жесткое сегментирование сверху: например, право производить номенклатурные лимузины получил FAW и его марка Hongqi (переводится на русский как «Красное знамя»), а BAW поручили сборку армейских внедорожников, причем первым таким внедорожником оказался не свой, а чужой Changjiang 46, о котором мы рассказывали в статье по истории Changan.
Changjiang 46 был вариацией на тему американского Jeep CJ, BAW производил его в период с 1963 по 1965 год под именем Beijing BJ210, на смену ему в 1966 году пришел другой внедорожник — Beijing BJ212, разработанный с оглядкой на советский ГАЗ-69 и похожий при этом на УАЗ-469, который, как известно, встал на конвейер в 1972 году. Получается, что китайский Beijing BJ212 предвосхитил, а не скопировал, как некоторые думают, дизайн советского «уазика». Примечательно, что обе машины дожили до наших дней и все еще производятся: 469-й известен сегодня как УАЗ Хантер, а BJ212 — как BAW 212.
Последнюю крупную модернизацию китайский внедорожник пережил в 2020 году: тогда он получил новую раму, увеличенную колесную базу и, как следствие, более просторный салон, пружинную подвеску вместо рессорной (спереди — независимая на двойных поперечных рычагах, сзади — неразрезной мост), прямые двери вместо скошенных и новый салон. Современный BAW 212 оснащается тремя бензиновыми двигателями на выбор — мощностью 136, 144 и 211 л.с., коробка передач — 5- либо 6-ступенчатая «механика», привод — только полный типа парт-тайм (с жестко подключаемым передним мостом).
Между тем сегодня 212-й и другие модели BAW не имеют прямого отношения к BAIC Group: в 2001 году сильно разросшийся автоконцерн выделил BAW в отдельное предприятие с собственным советом директоров, а в 2020-м продал его частным инвесторам из Qingdao Fulu Investment Holding. В конце 2021 года BAW анонсировал полностью нового наследника модели 212 с кузовом в ретростиле, но пока его так и не представил.
Но вернемся в прошлое: в 1968 году BAW осваивает выпуск легкого бескапотного грузовика BJ130, который вместе с внедорожником BJ212 составил основу производственной программы компании вплоть до 1983 года, когда было создано совместное предприятие с маркой Jeep, принадлежавшей тогда American Motors Corporation. За десять лет до того, а именно в 1973 году BAW в результате очередных правительственных директив превращается в холдинговую структуру и получает свое современное название BAIC, которое тогда расшифровывалось как Beijing Automotive Industry Corporation, а сегодня — как Beijing Automotive Group Co.
Благодаря American Motors Corporation у BAIC появился весьма современный на тот момент внедорожник Beijing Jeep Cherokee. Под совместным брендом Beijing Jeep выпускался также уже известный нам BJ212.
В 2002 году BAIC создает совместное предприятие с Hyundai для выпуска легковых автомобилей. Первой локализованной моделью стал «лупоглазый» седан Hyundai Sonata поколения EF, а сегодня Beijing Hyundai выпускает в том числе полностью эксклюзивные модели для Китая — например, дебютировавший в апреле на Шанхайском автосалоне компактный кроссовер Mufasa.
В 2005 году у BAIC возникает еще одно СП — с ныне несуществующей корпорацией DaimlerChrysler, которой тогда принадлежали марки Jeep и Mercedes-Benz. Прежнее СП Beijing Jeep трансформируется в Beijing Benz, оно успешно работает и сегодня, но марки Jeep и прочего крайслеровского наследия в нем, понятное дело, давно нет, хотя эхо его гремело довольно долго: первый Jeep Cherokee, «облагороженный» китайскими стилистами, выпускался аж до 2014 года как BAW Qishi.
В 1996 году BAIC в результате поглощения и объединения сотни разнокалиберных предприятий создает дочернюю компанию Foton Motor, которая сегодня отвечает в концерне за выпуск широкой линейки коммерческих автомобилей — от легких пикапов до тяжелых грузовиков и сочлененных автобусов. Попытки раскрутить Foton как легковой бренд оказались не слишком удачными (например, был создан суббренд Gratour для выпуска минивэнов), а главной неудачей стала попытка перезапустить под крылом Foton Motor немецкую марку Borgward.
Оригинальная компания Borgward прекратила выпуск машин в 1961 году, после чего обанкротилась, не сумев вписаться в сложные экономические реалии, сложившиеся после Второй мировой войны. В историю Borgward вошла с реноме производителя дорогих и весьма изящных по части дизайна автомобилей. Кристиан Боргвард, внук основателя компании Карла Фридриха Вильгельма Боргварда, в 2005 году решил возродить семейный бизнес, но ему потребовалось десять лет, чтобы найти для этого необходимое финансирование: права на торговую марку купила Foton Motor, и в 2015 году на Франкфуртском автосалоне с большой помпой дебютировал совершенно новый Borgward BX7 — среднеразмерный кроссовер с китайской технической начинкой.
Планировалось, что возрожденная марка Borgward будет конкурировать с большой немецкой тройкой (Audi, BMW и Mercedes-Benz), выпускать от 500 000 до 800 000 автомобилей в год и продавать их в Европе, Китае, России и странах Ближнего Востока. Основной объем выпуска должен был взять на себя китайский завод Foton, но для престижа на исторической родине Borgward, в немецком Бремене, был запланирован дополнительный завод мощностью 10 000 машин в год — увы, его так не построили.
Возрожденный Borgward был довольно тепло встречен немецкой прессой, но появился в неудачный момент: в 2015 году на фоне фольксвагеновского дизельгейта европейский автопром совершал большой разворот в сторону электромобилей, а Borgward хотел добиться успеха с исключительно бензиновыми кроссоверами с типично китайским (читай безликим) дизайном. Уже в 2018 году BAIC разочаровался в Borgward и продал две трети акций немецкой компании китайскому сервису перевозок UCAR Group, при нем возрожденный Borgward достиг пика продаж — реализовал в 2019 году более 45 000 автомобилей, но объясняется этот рекорд тем, что UCAR закупал Боргварды сам у себя для обновления парков. Неудачная инвестиционная стратегия UCAR (в частности вложения в мошенническую сеть кофеен Luckin Coffee) обернулась крахом Borgward: в апреле 2022 года Пекинский суд получил заявление о банкротстве компании, и год спустя она была ликвидирована.
Откатимся немного назад по исторической шкале: в середине 2000-х на фоне создания успешных совместных предприятий с зарубежными партнерами руководство BAIC Group озаботилось внутренним развитием и стало вкладывать значительные средства в разработку собственных моделей, но чувствует нехватку компетенций и в 2009 году пытается купить у General Motors терпящую бедствие шведскую компанию Saab. К сожалению или к счастью, но переговоры с GM не дали ожидаемого результата: BAIC в итоге купил лишь права интеллектуальной собственности на старые платформы и силовые агрегаты Saab, а все активы Saab (но не марку) в 2012 году приобрела шведская компания NEVS с китайским финансированием, которая в 2023 году тоже «загнулась»: в апреле центр исследований и разработок бывшего Saab у NEVS выкупила шведская компания Polestar, принадлежащая китайскому холдингу Geely, а бывший завод Saab в Тролльхеттане Polestar планирует взять в аренду.
В 2010 году BAIC Group создает дочернюю компанию BAIC Motor и затем привлекает Mercedes-Benz (на тот момент Daimler) в качестве одного из ее ключевых инвесторов и акционеров.
В рамках BAIC Motor создаются суббренды Senova (седаны, хэтчбеки, кроссоверы) и Weiwang (минивэны). Отдельным фронтом шли созданные в рамках совместных предприятий с другими китайскими компаниями марки Huansu, Bisu, Changhe и Ruili Doda — освещать их деятельность мы не будем, поскольку заметных коммерческих успехов они не добились.
Современная продуктовая линейка BAIC Group делится на три группы: две относятся к марке Beijing, третья — к марке Arcfox. Под материнской маркой Beijing (в России — BAIC) есть условно оффроудный модельный ряд и условно легковой — у них в Китае разные потребительские сайты, но в России все будет на одном. В оффроудной линейке очень интересные модели: например, BAIC/Beijing BJ80 (на заглавном фото) — это неофициальная копия Mercedes-Benz G-Class, а BJ90 — вполне легальный клон Mercedes-Benz GLS прошлого поколения. Для России, однако, заявлены другие модели: среднеразмерный рамный внедорожник BAIC BJ40 Plus, что выпускается с 2013 года, и совсем свежий (представлен в прошлом году) полноразмерный рамный внедорожник BJ60.
Легковая линейка BAIC/Beijing состоит из электрических, гибридных и бензиновых седанов и кроссоверов. На «Автоторе» уже прописались бензиновые субкомпактный кроссовер BAIC X35 (в Китае известен как Beijing X3) и компактный седан U5 Plus, а на вершине гаммы находится также заявленный для России среднеразмерный переднеприводный кроссовер X7.
BAIC X7 (габаритная длина — 4745 мм) дебютировал в 2020 году и уже в конце 2022 года пережил рестайлинг. В основе этой модели лежит модульная платформа BMFA, разработанная с помощью специалистов Mercedes-Benz. Базовый силовой агрегат — 1,5-литровый бензиновый турбомотор (188 л.с.) в паре с 7-ступенчатым «автоматом» типа DCT (с двумя сцеплениями) — скорее всего, именно он будет в России, а в Китае есть еще plug-in гибридная версия.
Arcfox — электромобильный бренд, запущенный в 2017 году и существующий сегодня в рамках совместного предприятия BAIC и Magna. В актуальной гамме пока всего две модели — среднеразмерный кроссовер α-T (Alpha-T) и большой флагманский лифтбек α-S (Alpha-S). В начале этого года представлен компактвэн Arcfox Kaola, разработанный специально для молодых мам, но в продажу он на момент нашей публикации не поступил. Kaola снабжен медицинским диагностическим оборудованием, пеленальным столиком, термобоксом для бутылочек с питательной смесью и прочими удобствами, но вряд ли такая модель будет иметь массовый успех.
В целом, изучая историю BAIC, можно сказать, что мультибрендовая стратегия концерна пока не принесла желаемого результата: официальные отчеты BAIC Group на сей счет довольно лукавы и не дают четкого представления о положении дел. Кроме того, в официальной летописи отсутствуют события за 2022 и 2023 год — неужели ничего интересного не произошло?
Статистика от CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей) за первый квартал текущего года показывает, что в легковом сегменте домашнего рынка марка Beijing занимает лишь 36-е место: с января по март продано 25 304 автомобиля против 484 365 у лидера рынка, компании BYD. Результат марки Arcfox за тот же период — всего 3000 машин. По сути, концерн сейчас живет за счет успешного грузового подразделения Foton и совместных предприятий с Mercedes-Benz и Hyundai, а собственные легковушки продаются плохо и пытаются искать счастья на внешних рынках, в том числе в России.
В апреле итальянская компания DR Automobiles, которая уже продает под своим брендом DR автомобили Chery, объявила о запуске внедорожного бренда ICKX и первой модели — ICKX K2, которая представляет собой слегка перелицованный BAIC BJ40 Plus с новой радиаторной решеткой. ICKX K2 оснащается 2,0-литровым турбодизелем (162 л.с.) и 8-ступенчатым «автоматом». Цена — от 54 500 евро (4,9 млн рублей в переводе по текущему курсу). В России для бензинового BAIC BJ40 Plus заявлена цена от 3 759 900 рублей, так что нам, можно сказать, повезло больше, чем европейцам.