Возблагодарим Италию и ее дизайнеров с обостренным чувством прекрасного. Самые красивые машины в мире — их рук дело! Южноевропейская эстетика разительно преображает все вокруг себя. Находящиеся вне времени британские аристократы обретают экстравагантность и особый характер, словно хорошо знакомое блюдо с экзотическими специями. Пример тому — Aston Martin V8 Zagato. «Немцы» становятся еще более харизматичными. Достаточно вспомнить созданные под началом Бруно Сакко Mercedes-Benz. Но что бывает, когда итальянцы берутся за дизайн серийных «японцев»? Ответ — в нашем материале.
Четыре или две двери, попарно скомпонованные кругляши головной оптики и мотор сзади… Американский Chevrolet Corvair? А вот и нет — Contessa от Hino Motors. Тойотовский бренд специализируется на грузовиках и коммерческой технике, но в его истории нашлось место и для легковушек. В пятидесятые годы лицензионные Renault помогли Hino открыть новый сегмент рынка. С 1961 по 1969 год банкет поддержали два поколения Contessa с французскими инженерными решениями. Своеобразная модель унаследовала подвеску и компоновку с рядным четырехцилиндровым двигателем в задней части кузова. Вначале на нее ставили 893-кубовый агрегат, а при смене генераций в 1964-м эстафету перехватил 55-сильный мотор объемом 1,3 литра.
Ранняя четырехдверная модификация по-своему интересна, но она не чета изящному купе Sprint 900 авторства создателя культового спорткара Alpine A110 Джованни Микелотти. Контраст с слегка эклектичным седаном разительный, и дело не только в стилистике. «Двухдверка» легче на целый центнер (ее масса — смехотворные 650 кг), да еще и заряжена перенастроенным 45-сильным двигателем, который позволял набирать до 140 км/ч.
К купе Contessa второго поколения тоже приложил руку Микелотти, но на сей раз оно смотрелось более формально, строго и статусно, несмотря на едва превышавшую четыре метра длину.
Не все шедевры итальянских гуру созданы с нуля. Иногда в качестве отправной точки использовались существующие модели. Так получилось с крохой Honda City первого поколения (AA). Ее запустили в конце 1981-го, и спустя год Хиротоси Хонда, сын грандмастера Соичиро, вывел в свет хот-хэтч Turbo. Злобненький эмоциональный спорткар со 100-сильным наддувным двигателем объемом 1,2 литра отлично дополнил линейку. Производитель, правда, не успокоился и возжелал микроскопический кабриолет.
Внешний вид хондовцы заказали ателье Pininfarina. Почему сами не отважились лишить City крыши и привлекли европейских специалистов к несложным, на первый взгляд, метаморфозам? Полагаем, из-за волнения. Cabriolet должен был стать одним из первых японских автомобилей данного типа на базе семейной машины, и компания, очевидно, не хотела ударить лицом в грязь.
Очаровательный в своей легкомысленности кабриолет получился этакой эффектной «обманкой». Он сохранил атмосферный мотор «один и два» мощностью 67 л.с., но, выражаясь языком Porsche, обрел Turbo Look. Выглядел как «горячий» City Turbo II с разлапистой колеей и мускулистыми колесными арками, а заодно привлекал покупателей собственной цветовой палитрой.
Когда речь заходит о совершивших инженерный прорыв моделях, подсознание ожидает увидеть продукцию крупного бренда с огромным научно-техническим потенциалом. Впрочем, места в истории достойны не только Голиафы автомобилестроения. Марка Isuzu вряд ли ассоциируется у большинства с инженерными достижениями, но именно ее 117 Coupe (1968–1981 годов выпуска) стало одним из первых «японцев» с двухвальным двигателем и электронным впрыском топлива. Более того, в конце семидесятых появился дизельный мотор, а купе получило право считаться первым в мире спорткаром с агрегатом на тяжелом топливе.
В наш обзор автомобиль попал не из-за боевых заслуг. Его изящный облик нарисовал Джорджетто Джуджаро во времена работы в ателье Ghia. Напомним, что с 1959 по 1965 год он творил в Bertone и лишь после основал всемирно известную студию Italdesign. Купе великолепно! Ничего общего с родственным кургузым неказистым седаном Florian. На наш взгляд, наиболее удачно смотрится дорестайлинговый 117 Coupe: его деталировка не столь грубовата.
Фирменный стиль Джуджаро пришелся японцам по душе. Создание преемника 117 Coupe они вновь доверили выдающемуся уроженцу Пьемонта и не ошиблись. Уважаемому читателю может показаться, что мы поем очень уж громкие дифирамбы маленькому, смахивающему на Volkswagen Scirocco второго поколения хэтчбеку Piazza. Вот только кто на кого похож, большой вопрос! «Немца» представили в 1981 году, а прототип Isuzu — еще в 1979-м. Кроме того, самый первый Scirocco 1974 года тоже является творением Джорджетто Джуджаро.
По-итальянски грациозная и гармоничная Piazza (в Северной Америке называлась Impulse) пошел по стопам 117 Coupe и сохранил заднеприводную компоновку. В гамму четырехцилиндровых моторов вошел 2,0-литровый агрегат с турбокомпрессором, а также атмосферный с четырьмя клапанами на цилиндр. Заокеанский рынок получил версию с безнаддувным «два и три».
«Щука» — так переводится название с английского — пребывает в глубокой непроницаемой тени культового RX-7, но ее инженерный подвиг бессмертен. В семидесятые–восьмидесятые годы Luce оснащалась не одними только двухсекционными роторными двигателями объемом 1,2 и 1,3 литра (12A и 13B соответственно, в том числе с наддувом). Ей полагались бензиновая и дизельная «четверки». Более того, в палитру последнего поколения (HC) даже затесался 3,0-литровый V6!
В вопросах эстетики «внукам» не сравниться с самой первой Luce (1966–1973 годов выпуска). Чрезвычайно удачный облик вышел из-под карандаша Джорджетто Джуджаро, на тот момент сотрудничавшего с ателье Bertone. Отсюда совершенно не японский образ — помесь итальянской элегантности и легкости с баварским напором. Не правда ли, в скошенном акульем передке, задних фонарях и характерном изгибе основания задних стоек у седана прослеживаются черты BMW?
«Четырехдверка» и универсал хороши, но купе (R130 — именно эту машину вы видите на фотографиях) — суть доведенный до конвейера концепт-кар RX-87 1967 года — достойно считаться одной из красивейших японских машин шестидесятых годов, а заодно техническим уникумом. Стильному спорткару не достались традиционные ДВС. Он получил двухсекционный 1,3-литровый роторно-поршневой двигатель 13A (126 л.с. и 172 Нм) и, что особенно удивительно, передние ведущие колеса. Это единственная Mazda в истории с подобным сочетанием!
За два с небольшим года Luce Rotary Coupe разошлась тиражом менее тысячи штук. На сегодняшний день это один из редчайших автомобилей хиросимского бренда.
Произнесите «Pininfarina» по-итальянски — нарочито растянуто, нараспев… Не правда ли, одно только название всемирно известной карроцерии обещает нечто особенное? Оно пробуждает в памяти черты завораживающей Ferrari Testarossa, раллийного монстра Lancia 037 и десятков других выдающихся машин. Абсолютное их большинство несет европейские эмблемы. «Японцы» — исключение, но они тоже есть. В шестидесятые туринские гуру высокого стиля создали сразу два Nissan — маленький Bluebird 410 (1963–1967 годов) и старший Cedric 130 (1965–1971 годов).
Ранние Bluebird ничем особенно не примечательны. Всего лишь компакты с усредненным дизайном. На их фоне поколение 410 резко выделяется изысканностью. Его несложно спутать с более угловатой и крупной Lancia Fulvia, появившейся одновременно с Nissan и не имевшей отношения к «Пининфарине». Смена эстетического курса удачно сочеталась с расширенной линейкой Bluebird 410. Седан и универсал дополнила двухдверная версия, а гамма моторов включила в себя даже 1,6-литровый двигатель мощностью 90 л.с.
Работавшим на Nissan Cedric второго поколения (130) японским копам повезло дважды. Только на их перехватчиках ставилась V-образная «восьмерка» объемом 4,0 литра. К тому же приятно, наверное, патрулировать улицы и шоссе на автомобиле с дизайном от Pininfarina!
«Итальянский» Cedric — немой укор предшественнику с его надуманной оригинальностью. Он лаконичен и элегантен. Палитра состояла из седанов и универсалов с бензиновым 4-цилиндровым 2,0-литровым мотором, рядными «шестерками» объемом до 2,4 литра и дизелем «два и два».
Nissan пятого поколения (внутризаводской индекс 430) из конца семидесятых тоже рожден при участии Pininfarina. Машины двух предыдущих итераций напоминали пазл из фрагментов американской деталировки. Самобытный и самодостаточный «четыреста тридцатый» со своими строгими гранями, ниспадающим багажником и панорамным задним стеклом у некоторых версий был подобен глотку свежего воздуха. А еще он получил рядную наддувную «шестерку» L20ET объемом 2,0 литра — первый в истории японский турбомотор!
Летом 2018 года карроцерия объявила о желании грандиозно и с размахом отметить полувековой юбилей себя любимой, а заодно 50-летие Nissan Skyline GT-R, специальной версией суперкара Nismo GT-R R35. Разошлись мастера знатно — от экстерьера исходной зверюги остались лишь очертания. Длина увеличена на 94 мм, до 4784 мм, ширина — на 97 мм (1992 мм), а высота, напротив, уменьшена на 54 мм (1316 мм). Нарочитой «гэтеровской» тяжеловесности поубавилось, но антураж «love it or hate it» все равно на большого ценителя.
GT-R50 силен не только полностью индивидуальным кузовом. Он комплексно модифицирован. V-образная «шестерка» VR38DETT с неповторимым звучанием форсирована с 600 л.с. и 652 Нм у версии Nismo до 720 л.с. и 780 Нм. Он нафарширован взятыми у гоночного снаряда категории GT3 более производительными турбокомпрессорами, усиленным коленвалом, другими поршнями и шатунами, распредвалами с измененным профилем кулачков и другими компонентами. В подвеске применены амортизаторы Bilstein. Такую красоту — да в каждый гараж! Но итальянцы расщедрились лишь на полсотни купе.
Знаменитый Skyline впервые увидел свет в 1957 году и первоначально не имел отношения к марке Nissan. Его разработала Prince Motor Company, которая слилась с грандом японского автомобилестроения в 1966-м. История модели началась на высокой эстетической ноте.
Обычные рядовые Скайлайны первого поколения хороши собой, невзирая на неприкрытое стилистическое цитирование «американцев» пятидесятых годов. Prince Skyline Sport Coupe и Sport Convertible (BLRA-3) с породистым европейским дизайном Джованни Микелотти определенно лучше!
Колесная база всех машин первой генерации едина (2535 мм), но длина заметно варьируется. У стандартных версий она достигала 4280–4475 мм, а у «эксклюзива» — 4650 мм. Последние вооружились самой большой в гамме 1,9-литровой «четверкой» мощностью 92 л.с. Символично, что именно творение Микелотти легло в основу первого гоночного Skyline. В 1963 году купе приняло участие в первом Japanese Grand Prix и финишировало седьмым в классе Sports Car.
«Созвездие плеяд» — это не только Impreza, Legacy и Forester. В истории марки был спорткар Alcyone SVX (1991–1997 годов). Ныне он очень редок и, по нашим наблюдениям, не входит в число страстно желанных Subaru. С точки зрения конструкции «эс-ви-икс» представляет собой каноничное дитя самобытного бренда. Оппозитный 6-цилиндровый мотор EG33 объемом 3,3 литра с четырьмя распредвалами (231 л.с.) работает в паре с безальтернативным 4-ступенчатым «автоматом» и передает тягу на все четыре колеса. Типичный Субару, разве что без «ноздри» на капоте. Но одно дело потроха, и совсем другое — дизайн а-ля межгалактический лайнер от Italdesign Giugiaro. В этой дисциплине наш герой здорово отличился!
Карьера забытого Subie началась с показанного на Токийском мотор-шоу 1989 года концепта. Оригинальный кузов с расширенными колесными арками, опускающимися стеклянными секциями в дверях и необычно оформленным антикрылом разительно отличался от рубленых форм предшественника Alcyone XT. Шоу-кар пошел в серию с минимальными изменениями и сохранил стилистический замысел в первозданном виде. Интересно, что коэффициент аэродинамического сопротивления 0,29 не отличался от значения у старого XT, несмотря на гораздо более обтекаемые формы. Для сравнения, столько же у Infiniti G35 (V36) и Chevrolet Corvette C6.
Утилитарный кей-кар первых трех поколений с 359-кубовой двухтактной двухцилиндровой молотилкой был забавным, милым и симпатичным. Вначале художники умудрились выискать в игрушечных размерах второй объем под моторный отсек, а затем остановились на бескапотной компоновке. Carry обрел комичную внешность удивленного головастика, но дизайнерской штучкой так и не стал. Четвертый по счету Suzuki (1969–1972 годов) — совсем другая история! В Italdesign Giugiaro доказали, что крохотная непритязательная машина коммерческого назначения способна захватить внимание зрителей.
Работающие над кей-карами инженеры и художники зажаты в тисках стандартизированных размеров и основных технических характеристик. Но разве способны сухие бездушные цифры и спецификации сдержать полет фантазии истинного творца? В Italdesign Giugiaro завалили задние стойки кузова, отзеркалив наклон передних. Этот штрих вынудил пожертвовать полезным объемом салона, но опостылевший однообъемный образ заиграл совсем новыми оттенками и красками. Оригинальный Carry не спутать с другими микровэнами! Грузовичок по понятным причинам лишен подобной детали, зато кажется гораздо взрослее своих размеров. Неудивительно — с таким-то выражением «лица»!
Среднеразмерный премиальный седан первого поколения (S140) — один из самых удачных примеров взаимодействия японской инженерии и итальянского стиля. Как напоминает Toyota, ее дизайнеры внесли коррективы в прототип маэстро Джуджаро. Впрочем, ранний Aristo навсегда останется с меткой «by Italdesign».
Участие ателье в проекте стало крайне важной компонентой для продвижения новой модели. Она должна была дать бой премиальным «европейцам» размерного класса E и не сдюжила бы схватку, используя в качестве единственного аргумента серьезный инжиниринг. Кстати, с ним у Aristo все отлично! Появившийся в октябре 1991 года седан базировался на шасси с двойными поперечными рычагами спереди и сзади. Харизмы добавили рядные двухвальные 24-клапанные «шестерки» объемом 3,0 литра — атмосферная 2JZ-GE и легендарная 2JZ-GTE с двумя последовательно работающими турбонагнетателями. Год спустя свет увидела версия с V-образным 4,0-литровым 8-цилиндровым двигателем 1UZ-FE и системой полного привода. В 1993-м Aristo назвался Lexus GS и отправился покорять Новый Свет. Правда, адаптация получилась в лучших традициях ревностной «обороны» JDM-версий — американцы получили «всего-навсего» атмосферные 6- и (со второго поколения) 8-цилиндровые моторы.
Обращение в Italdesign оказалось мудрым решением. Студия открыла аудитории суть истинно японского автомобиля под совершенно новым углом зрения.