Однажды BYD пыталась пробиться на российский рынок с седаном F3. С тех пор утекло немало воды, и сейчас компанию не узнать: широкая линейка, бурный рост, статус одного из ведущих мировых специалистов в области электрификации и тяговых аккумуляторных батарей.
«В июле BYD обошла LG Energy Solution Ltd. и заняла второе место в мировом рейтинге производителей АКБ для электромобилей, поскольку спрос в Китае на экологически чистые машины резко вырос. Китайский производитель автомобилей и аккумуляторов поставил батарей на 6,4 гигаватт-часов вслед за лидером рынка CATL с результатом 13,3 ГВт·ч. Согласно данным, предоставленным SNE Research, LG Energy опустилась на третью строчку (4,4 ГВт·ч), за ней идет Panasonic (2,9 ГВт·ч)», — отрапортовал минувшей осенью evmarketsreports.com.
А это уже сводки от finance.yahoo.com за март нынешнего года: «BYD — новый лидер революции электромобилей. В 2022-м китайский автогигант переключился на полностью электрические транспортные средства (BEV) и подзаряжаемые гибриды (PHEV). Объем сбыта данных типов за 12 месяцев превысил 1,85 миллиона штук. За 2021-й и 2022-й сбыт вырос более чем втрое. По уровню гиперроста BYD уже превзошел Tesla, чьи продажи 2022 году составили 1 313 851 единицу, на 40% больше, чем за предыдущий год. Большая часть продаж BYD по-прежнему приходится на Китай, но компания активно расширяется на международном уровне — открывает для себя рынки США, Европы и Азии. Кроме того, она выпускает и поставляет аккумуляторы для электрокаров, в том числе для Теслы, и собственные чипы. Подобной вертикальной интеграцией гордился бы сам Генри Форд. А еще BYD нацелена на более премиальные модели. Она также начала поставки в Малайзию и Индию и две недели назад вышла на рынок Японии».
За двадцать лет своего существования Build Your Dreams («Построй свои мечты» — именно так расшифровывается аббревиатура-название) перешла в авангард национального автопрома. Вот лишь пара-тройка фактов биографии. В 2008 году дебютировала PHEV-модификация F3, одна из первых серийных plug-in машин с подзаряжаемой от внешнего источника энергии батареей. Семейство F3 стало китайским бестселлером среди «четырехдверок», а общие продажи BYD за 2009-й достигли 448 400 экземпляров.
По итогам 2013 года BYD реализовала на домашнем рынке 506 189 легковушек и вышла на десятую строчку хит-парада. Осенью 2016-го растущий как на дрожжах азиатский «дракон» выбился на третью строчку среди производителей plug-in гибридов — с 2008 года он реализовал 161 000 ТС. Помнится, лет эдак пятнадцать назад глава «мечтателей» Ван Чуаньфу планировал к 2025-му превратить ее в крупнейшую марку в мире. Амбициозная цель вряд ли будет достигнута, но в любом случае «строители мечты» добились огромных успехов. Палитра постоянно прогрессирует и пополняется. Представляем вашему вниманию некоторые наиболее знаковые проекты.
«Паркетник» прошлого поколения — продукт своеобразный, нетривиальный и по-своему харизматичный. Хотя ничто в облике на это не указывало: выглядел он не ахти и во многом напоминал Lexus RX второй серии. Типичный собирательный образ по-китайски. Скепсис зрителей рассеивался, как утренний туман, сразу же после оглашения технических характеристик. На момент появления автомобиля в 2015 году BYD уже знала толк в электрификации, поэтому Tang получил серьезный «боезапас»: гибридную начинку невероятной для «китайца» совокупной отдачей в полтысячи лошадиных сил! Спецверсия Ultimate пошла дальше — выдает 555 л.с. и способна набирать 100 км/ч примерно за 4,5 секунды против 4,9 секунды у стандартного Tang.
Представленная в 2018 году вторая генерация (длина — 4870–4900 мм, колесная база — 2820 мм) обрела то, чего так остро недоставало предшественнику — классную, агрессивную и самобытную внешность, заставившую аплодировать стоя главному дизайнеру Вольфгангу Эггеру. Экс-главный художник Alfa Romeo и Audi и его подчиненные проделали великолепную работу. Наконец-то сформировался выразительный фирменный облик, полностью соответствующий амбициям бренда.
Салон заметно преобразился после оперативного апдейта в 2021–2022 годах. Креатива хватило на новую переднюю панель с центральным монитором диагональю 15,6 дюйма (его можно разместить как вертикально, так и горизонтально) и 12,3-дюймовую «приборку», а также на руль и дверные панели.
Теперь что касается техники. Tang DM-i (Dual Mode intelligent) — это подзаряжаемый гибрид со 139-сильной «турбочетверкой» объемом 1,5 литра и электродвигателем мощностью 218 л.с. Совокупный запас хода по циклу NEDC — 1050 километров с тяговой аккумуляторной батареей емкостью 21,5 кВт⋅ч и 1200 км при наличии накопителя на 45,8 кВт⋅ч. Быстроходный Tang DM-p оснащен тем же ДВС, а электродвижков у него два. Передний развивает 218 л.с., задний — 272 л.с. Спринт до 100 км/ч укладывается в 4,3 секунды. К слову, DM-i почти вдвое медленнее. Запас хода по NEDC — 1020 километров (45,8 кВт⋅ч). В обоих случаях система работает в параллельном и последовательном режиме. ДВС, как правило, заглушен или функционирует в режиме генератора для подзарядки тяговой аккумуляторной батареи. Когда эффективности электрической системы недостаточно, он подключается к колесам через сцепление и одноступенчатый понижающий редуктор.
Думали, это все? Как бы не так: предусмотрены электрические разновидности, отличающиеся оформлением передней части. В активе переднеприводный 228- или 245-сильный электромотор. С тяговыми АКБ емкостью 90,3 и 108,8 кВт⋅ч запас хода по CLTC достигает 600 и 730 километров соответственно. У топовой версии дополнительно 272-сильный двигатель на задней оси, на выходе пиковые 517 л.с. и 700 Нм, радиус действия 635 километров и ускорение до 100 км/ч за 4,4 секунды.
Цены: от 209 800 до 342 800 юаней (от 2 359 686 до 3 855 578 рублей по курсу на момент подготовки материала)
Весной 2022-го синхронно с электрическим Tang обновился большой — длиной под пять метров и с 2920 мм между осями — седан Han, которому всего несколько лет от роду. Он смотрится как минимум не хуже растиражированных Tesla Model S и плодов сомнительных творческих поисков европейских дизайн-центров. Классный экстерьер! Убрать бы только «жабры» в задних стойках и немного наивный лозунг «Build Your Dreams» на крышке багажника.
Гамму открывают гибриды: базовый DM-i и «подогретый» DM-p. У первого бензиновый «один и пять» в тандеме с электромотором (197 л.с. или 218 л.с.). Запас хода на бумаге достигает 1300 километров. Вторая модификация повеселее: два двигателя (218 л.с. спереди и 272 л.с. сзади) суммарно генерируют 490 л.с. и 675 Нм. Китайский седан не только удивительно гармоничный, но и вдобавок быстрый: до 100 км/ч выстреливает за 3,7 секунды.
С электрическими вариациями тоже не соскучишься: у самой свирепой полноприводной 517-сильная силовая установка и тяговая аккумуляторная батарея на 85,4 кВт⋅ч. «Выстрел» до 100 км/ч — за 3,9 секунды. От зарядки до зарядки электрокар проезжает 610 километров по циклу CLTC, уступая моноприводному с такой же АКБ примерно сотню километров.
Цены: от 209 800 до 331 800 юаней (от 2 359 686 до 3 731 858 рублей)
«Плюсик» относится ко второму поколению семейства «Юань» (на зарубежных рынках его знают под именем BYD Atto 3) и демонстрирует выверенный корпоративный стиль. Ничего общего с кургузым предшественником а-ля Ford EcoSport. Причины серьезного переосмысления эстетики лежат на поверхности. BYD атакует внешние рынки, выстраивает сильную репутационную платформу и дорожит ею.
Колесная база со сменой генераций выросла с 2520 до 2720 мм. Очевидно, простор на втором ряду увеличен кардинально. Длина — 4455 мм, ширина — 1875 мм, высота — 1615 мм. Таким образом, расстояние между осями относит «китайца» в класс моделей типа Nissan X-Trail, но формально он занимает строчку между субкомпактными и компактными SUV.
Yuan Plus — это «электричка» на архитектуре e-platform 3,0 с передними стойками МакФерсон и задней многорычажной конструкцией. Любителей полного привода огорчим: безальтернативный 204-сильный мотор крутит передние колеса. Зато есть выбор из двух тяговых АКБ. Минимальная емкостью 49,92 кВт⋅ч обещает запас хода в 430 километров по циклу CLTC, а радиус действия с максимальной (60,48 кВт⋅ч) равен 510 км.
Ну да Бог с ними, с цифрами. Оцените оригинальный экстравагантный салон, словно инкрустированный костями неведомого морского монстра, с нетривиально оформленными центральными дефлекторами в форме цилиндра и настроенческой подсветкой. И у кого теперь повернется язык сказать, что красивых и небанальных «китайцев» не существует?
Цены: от 139 800 до 167 800 юаней (от 1 572 374 до 1 887 299 рублей)
Конечно, Build Your Dreams — это не только про крупные размеры и спорткаровскую отдачу. Перед вами представитель пользующегося популярностью семейства, которое по итогам 2022 года разошлось в количестве 478 120 штук. Для сравнения, за тот же период продано 274 015 экземпляров Han. Один из секретов успеха, очевидно, заключается в быстродействии по вопросам модернизации. Китайцы не ждут, как европейцы, по пять лет, а проводят обновления оперативно, без привязки к возрасту модели. Вторая итерация с приставкой Pro увидела свет в 2019-м, а два года спустя BYD сорвала покрывало с модернизированной версии.
Снаружи кроссовер размером с Nissan X-Trail (длина — 4650 мм, колесная база — 2712 мм) изменился незначительно. Все творческие резервы отдел дизайна бросил на тотальную перекройку интерьера. Согласитесь, получилось неплохо! Выраженные морские «яхтенные» мотивы, буквально заставляющая впасть в транс гармония поверхностей, которую не портит аляповатая трехцветная комбинация. Приятно видеть, что в BYD не используют огромную экранную надстройку на передней панели (комбинацию «приборки» и мультимедийного щитка), как многие фирмы. Центральный дисплей диагональю до 15,6 дюйма и на удивление небольшой 8,8-дюймовый щиток вместо привычной комбинации приборов не являются ключевыми элементами на передней панели, а лишь дополняют композицию.
Последняя эволюция кроссовера, по данным являющегося рупором китайской автоиндустрии интернет-портала autohome.com.cn, оснащена силовой установкой типа PHEV. В нее входят 110-сильный ДВС объемом 1,5 литра и электромотор (179 л.с. или 197 л.с.). Запас хода на электротяге зависит от АКБ. Начальная, на 8,3 кВт⋅ч, позволит проехать виртуальный 51 километр по циклу NEDC, а с блоком емкостью 18,3 кВт⋅ч для более мощного кроссовера экологически чистый марш-бросок на бумаге достигает 110 километров.
Заодно есть Song Plus (длина — 4705 мм, колесная база — 2765 мм) с более агрессивным антуражем и разнообразной палитрой. Например, такой Song можно заказать в ипостаси атлетичного гибрида со 139-сильной «турбочетверкой» и электромоторами на передней и задней оси (совокупно 360 л.с.) и динамикой разгона до «сотни» за 5,9 секунды. Полностью электрический вариант снабжен одним двигателем (184 л.с.) на передней оси, тяговой АКБ емкостью 71,7 кВт⋅ч и имеет запас хода 505 километров.
Цены:
BYD Song Pro — от 140 800 до 165 800 юаней (от 1 583 621 до 1 864 804 рублей)
BYD Song Plus — от 154 800 до 219 900 юаней (от 1 741 084 до 2 473 284 рублей)
Build Your Dreams вряд ли добилась бы нынешних результатов без широкой и вариативной модельной линейки. Всего за несколько последних лет китайцы запустили новую тематическую гамму Ocean Series («океанская серия»). Ее дебютировавший летом 2021 года первенец по имени Dolphin («дельфин») длиной 4125–4150 мм — симпатичный и самобытный, почти полностью лишенный сторонних цитат.
Машина покупателям понравилась. По состоянию к началу ноября 2022-го сбыт перевалил за 180 000 экземпляров. Но неугомонные китайцы не стали почивать на лаврах и уже в конце того же года представили модернизированный Dolphin. В основе, как и прежде, шасси e-platform 3.0 с 800-вольтовой электросистемой. Исполнение с тяговой АКБ 30,7 кВт⋅ч упразднено. Теперь у всех хэтчей аккумулятор на 44,9 кВт⋅ч. Разброс мощности почти двукратный — от 95 л.с. до 177 л.с., но запас хода плюс-минус близкий (420 и 401 километр по циклу CLTC). У всех комплектаций камеры кругового обзора, круиз-контроль, система выбора режимов движения, 12,8-дюймовый мультимедийный тачскрин.
Цены: от 116 800 до 136 800 юаней (от 1 313 686 до 1 538 632 рублей)
Весной прошлого года произошло событие, от которого Илон Маск наверняка нервно поежился: BYD выкатила красивый электрокар с немного странным названием Seal («тюлень») с целью потеснить на рынке Tesla Model 3. На фоне Seal американская знаменитость выглядит полноватой и немного непропорциональной. Сравнение интерьеров тоже не в пользу «трешки» с ее нарочитым минимализмом. Команда Вольфганга Эггера старалась сделать внутреннее пространство Seal запоминающимся, и ей это определенно удалось. Впрочем, автомобиль хорош не только антуражем и эстетикой.
По размерам Seal превосходит Model 3. Его длина — 4800 мм, колесная база — 2920 мм. «Трешка» короче на 106 мм и 45 мм соответственно. Коэффициент аэродинамического сопротивления великолепный — Cd 0,219. Платформа с 800-вольтовой электросистемой и весьма серьезной архитектурой подвесок. Спереди двойные поперечные рычаги, сзади «многорычажка». Заднеприводные седаны приводятся 204- и 313-сильным мотором. Топовый заряжен двумя агрегатами. Передний — 218 л.с., задний — 313 л.с. Совокупно — 530 л.с. По динамике экстремальная версия набирает 100 км/ч за 3,8 секунды. Обещанная дальнобойность по CLTC у полноприводной «пушки» с тяговой аккумуляторной батареей емкостью 82,5 кВт⋅ч составляет 650 километров, и 700 километров — у самого крутого заднеприводного Seal с такой же АКБ.
Цены: от 212 800 до 289 800 юаней (от 2 393 428 до 3 259 471 рубля)
Одно из последних новшеств марки — так называемая Warship Series (серия «боевых кораблей») для машин с тематическим брендированием. В их числе седан под названием Destroyer 05 («Эсминец»).
Из-за пропорций и колесных дисков диаметром 16 или 17 дюймов автомобиль производит впечатление сравнительно некрупного. В действительности это не так: между бамперами 4780 мм, колесная база — 2718 мм. «Эсминец» является дальнейшим развитием BYD Qin Pro с перерисованным передком и кормой, а также переосмысленным салоном.
Destroyer 05 приводится гибридной системой DM-i. 1,5-литровая атмосферная «четверка» (110 л.с.) с высоким термическим коэффициентом полезного действия 43,04% работает в режиме генератора для подзарядки тяговой АКБ емкостью 8,3 или 18,3 кВт⋅ч. При высоком темпе движения она подключается к ведущим колесам через сцепление и одноступенчатый редуктор. Иначе говоря, система начинает работать в параллельном режиме. Большую часть времени «эсминец» приводится электродвигателем (179 л.с. или 197 л.с.).
Цены: от 101 800 до 157 800 юаней (от 1 144 976 до 1 774 826 рублей)