Они одноклассники и прямые конкуренты, хотя принадлежат к разным инженерным эпохам. Тем не менее оба вызывают противоречивые чувства. Даже RAV4 — объект вожделения нескольких поколений россиян — уже не воспринимается однозначно надежным и лишенным проблем. Дескать, «Равик» уже не тот, каким был прежде. Тем, кто отхаживал сотни тысяч км без серьезных ремонтов и вложений. Что говорить о Tiggo 7 Pro. Турбомотор, много электроники, пресловутое «китайское качество». В общем, полный набор того, что может вызывать опасения и при повседневном использовании, и при желании сохранить приличный остаточный ресурс для последующей продажи. Но вот вам два примера с пробегом в районе «сотки». Чья эксплуатация оказывается менее хлопотной и затратной?
Жизнь на улице и минимум вложений
RAV4 2013 года нынешним владельцем был приобретен в сентябре 2022-го за 1 690 000 рублей. После Toyota Corolla Spacio и Nissan Presage он искал среднеразмерный кроссовер с мотором не более двух литров и в итоге нашел эту Тойоту. Расположение руля было не принципиально, однако хотелось, чтобы автомобиль до этого имел местную, то есть сибирскую прописку. И таковой нашелся — с пробегом 96 000 км и небольшой притертостью на правом переднем крыле.
Сейчас в том регионе такие «Равики» в среднем стоят в пределах 1,9–2,1 млн (новым в 2014 году RAV4 в таком оснащении оценивался в 1,4 млн). Правда, с заявленным пробегом 150+, 200+ и даже 250+ тысяч км. В нашем же случае километраж подтверждала сервисная книжка дилерского центра — вторая хозяйка до последнего ездила на обслуживание к «официалам». Эксплуатация в областном центре, где дороги зимой обрабатывают реагентами, оставила следы по низу кузова. Но если бы автомобиль пришел в Сибирь из Москвы или Питера, масштаб поражений был бы кратно больше.
После покупки сразу был заменен топливный фильтр — исключительно ради самоуспокоения. А все масла, естественно, по необходимости. С тех пор двигатель с интервалом в 8000 км получает Idemitsu 0W-20. Вариатор — частичную замену со снятием поддона и сменой фильтра за ним через 35 000 км.
С аналогичной периодичностью меняется и «трансмиссионка» в заднем редукторе.
К слову, никаких вопросов к трансмиссии не возникает. Система полного привода — тойотовская Active Torque Control, она же Dynamic Torque Control — надежна сама по себе. В ней задняя пара колес при пробуксовке передней подключается электромеханической муфтой, сблокированной с редуктором (см. фото выше). Конечно, пакет фрикционов в муфте можно спалить — активной пробуксовкой, не обращая внимания на перегрев. А грязное масло со временем приведет к износу подшипников узла. Но до такого состояния ATC еще нужно довести. В нашем же случае полный привод получает систематическое обслуживание, используется эпизодически и, разумеется, при активации блокировки муфты. Это, кстати, хороший бонус, само собой, не превращающий кроссовер во внедорожник, однако спасающий муфту от опасных перегрузок.
Аисиновский вариатор K114F, как бы ни боялся потребитель бесступенчатых трансмиссий, надежнейший агрегат, в не особо тяжелых условиях способный достичь пробега в 300 000 км и больше. Даже когда работает в составе силовой установки с 2,0-литровым мотором. И тем более если получает регулярное ТО.
В теории для знающего человека, пожалуй, большей загадкой и поводом для беспокойства послужил бы 3ZR-FE. Несмотря на то что он лишен основного проблемного механизма из версии FAE — бездроссельной системы Valvematic с ее эксцентриковым валом и управляющим им контроллером. Ведь в общем и целом по линейке «Зет Эров» проблемы встречаются — не массовые, но тем не менее. Скажем, под 100 000 км «четверки» этой серии могут потреблять масло на угар — до литра-полутора примерно на 7500 км. Причем с ростом пробега «масложор» не увеличивается. Бывает, что подтекает помпа, которая сама по себе обладает ресурсом порядка 50 000–70 000 км. Случаются течи по датчику давления и через прокладку гидронатяжителя цепи ГРМ. Порой выходит из строя обводная муфта на шкиве генератора.
Самый же страшный грех всей серии ZR-FE — вероятность прогара прокладки «головки» между вторым и третьим либо, что бывает чаще, между первым и вторым цилиндрами. При этом антифриз не пузырится на масляном щупе, а в расширительном бачке не видно маслянистых разводов. Проблема выражается лишь в том, что цилиндры между собой перестают быть герметичными и мотор троит и не тянет. Так вот ничего из вышеописанного за красным «Равиком» замечено не было. Не течет, не бьется в конвульсиях и от замены до замены держит уровень масла. Лишь однажды владелец, который всегда покупал смазку в проверенном месте, решил сэкономить и заказал ее через маркетплейс. Когда пришло, сравнил канистры и не нашел между ними каких-то отличий, которые бы указывали на контрафакт. Залил и в течение стандартных 8000 км отметил, что пришлось добавить порядка 150 мл. Не та погрешность, по которой можно судить о том, что в канистре Idemitsu досталась лютая «веретенка». Вполне вероятно, что просто где-то несколько раз от души топнул. Тем не менее это напрягло, и с тех пор — только проверенный продавец, неважно, достается японское масло в таре либо в розлив.
Вспомним еще, что сразу после покупки RAV4 слегка напугал состоянием воздушного фильтра, который выглядел так, словно не менялся с завода. Как там уж обслуживали машину у «официалов», непонятно. Впрочем, как видим, к износу ЦПГ это все-таки не привело. Между тем живет кроссовер на улице, причем в любые морозы. И хотя автомобиль достался с установленной системой Webasto, хозяин намного чаще пользуется обычным прогревом с «сигналки». По понятной для многих обладателей предпусковых подогревателей причине — агрегат легко высаживает даже 65-амперную Топлу.
При уличном хранении этот RAV4, по сути, не видел низкотемпературных пусков. Зато при постоянных прогревах за несколько зим позволил оценить, как меняется топливный аппетит в морозы. По сравнению с летом — не намного. 12 л/100 км против 10 л в городском цикле. Да и по трассе расход топлива стремится к указанным значениям — 9,7–9,8 л/100 км.
Незначительной ревизии потребовала подвеска. При первой сезонной смене «резины» (в районе 100 000 км) хозяин сделал неприятное открытие — передние стойки уже не оригинальные, носят марку SAT. Стала понятна причина стуков на первых км пути, неважно, какая при этом забортная температура. Потом знакомый мастер объяснил, что САТы могут стучать, даже будучи новыми. Бывает у них какой-то дефект штоков. В итоге поменял передние амортизаторы на корейские JETT, которые уже два года ходят бесшумно и без потери характеристик. Осмотр задней подвески выявил совсем уж незначительные последствия эксплуатации — изношенные линки и втулки стабилизатора.
Откровенно пластиковый салон пока молчалив.
Разве что на дверных картах обивка неплотно прилегает к подлокотникам. К тому же машине, по мнению владельца, остро не хватает шумоизоляции.
Зато нет никаких проблем с электроникой. Ну, лампочки в «стопарях» приходилось менять. Все же остальное трудится бесперебойно. Думается, во многом потому, что имеет «аналоговое», с кнопок и клавиш, управление. Не секрет, что именно в этом основное отличие автомобилей той эпохи от современных «китайцев». В их простейшей электронике попросту нечему отказывать.
И даже обогрев лобового стекла в зоне «дворников» работоспособен вот уже второе десятилетие.
Поэтому пара вещей, которые касались электрокомпонентов, носили улучшающий характер. К примеру, на полностью интерактивное было заменено головное устройство. Это оказалось лишь чуточку дороже, чем адаптировать под разные приложения штатную мультимедиа. Кроме того, вместо ближнего ксенона появился диодный свет.
А теперь давайте посчитаем — без учета расходов на бензин и вложений в свет и «музыку». Топливный фильтр стоит от 1500 до 6000 рублей за оригинал. Согласитесь, его замена — процедура разовая. Каждое обновление масла вместе с фильтром и «воздушком» — это примерно 6500–7000 рублей. Замена жидкости в «варике» со снятием поддона и сменой фильтра — под 20 000. Два амортизатора Jett обошлись в 7200. Добавим по 1500 на каждый за работу. Меняя линки и втулки стабилизатора, можно уложиться в сумму в пределах 5200–7400 рублей. Вот, собственно, и все траты за два с половиной года эксплуатации к пробегу в 132 000 км.
Когда гарантия спасает?
Chery Tiggo 7 Pro был приобретен новым в максимальной комплектации Prestige в сентябре 2021 года за 2 030 000 рублей. В марте 2024-го на излете продаж кроссовер в аналогичном исполнении стоил уже 2 880 000.
Несмотря на то что покупался он не у «официалов», на обслуживание владелец ездил в дилерский сервис. Безусловно, по сравнению с заменой масла, фильтров, свечей и прочего в альтернативных СТО и тем более самостоятельно это выходило значительно дороже (цены см. в конце статьи). Однако, как выяснилось позже, по мере эксплуатации Tiggo, такие вложения — будто вклад в прибыльное дело: в будущем могут окупиться сторицей. Во всяком случае с предыдущими автомобилями, приобретенными по официальным каналам, подобного в аналогичных масштабах не встречалось. Речь о заменах по гарантии. В сущности, в этом отказали лишь однажды — когда автомобиль, простоявший несколько дней на «сигналке», неожиданно не завелся. Дилер предложил оставить Tiggo 7 Pro для диагностики, подменную машину при этом не предоставив. А поскольку ДЦ находится в соседнем городе, владелец решил проблему сам, купив батарею Topla (около 12 000 рублей).
Но и за ней также нужно следить, поддерживая состояние зарядником с периодичностью от раза в месяц до трех. Благо сигнализация StarLine — с приложением для смартфона, по которому можно наблюдать напряжение. И если оно падает ниже 12 В — заряжать. Прокараулил, и Chery при высаженной АКБ начинает вести себя неадекватно. Зажигает «люстру» в комбинации приборов либо, например, открывает люк в панорамной крыше.
Или вот еще такая особенность — проходишь мимо поставленной на охрану машины, и ни с того ни с сего вдруг оживает блок «климата», отогревающий-вентилирующий пустой салон. При этом климатическая установка не уходила в жесткий отказ, не реагируя на нажатие сенсорных клавиш. Хотя баги ее на Tiggo 7 Pro — явление не единичное.
Экран мультимедиа — работает. Но проблемы с головным устройством были характерны для новой модели Tiggo 7 Pro Max.
А вот по комбинации приборов не удалось обойтись лишь прошивкой ее блока управления. Дилеры в свое время рассказывали, что слетающая с «приборки» дата лечится именно обновлением ПО. Тем не менее в нашем случае после недельного ожидания вердикта от дистрибьютора тот постановил — менять. Еще две-три недели комбинация шла из Москвы. Не критично, поскольку весь функционал, кроме исчезающей даты, сохранялся. Непонятно только, почему дилерские специалисты не смогли правильно выставить пробег. Менялась «приборка» на 55 000 км. Сейчас же Tiggo накатал более 78 000 км.
Обошла стороной зеленую «семерку» проблема с внешними камерами. Напомним, что на 7 Pro выпуска до 2022 года сначала отказывало фронтальное устройство, после чего «терялись» три оставшихся камеры.
В рамках другой сервисной кампании был заменен радиатор, который, как признал производитель, мог потечь по соединению пластика и алюминия. В данном случае герметичность не терял, но за ваш счет почему бы и не поменять. По факту износа и опять же по гарантии были заменены втулки заднего стабилизатора. Вот это уже приятно — Tiggo часто передвигается вдалеке от асфальтовых покрытий и с приличной загрузкой багажника.
Еще пара бесплатных услуг касались обновления ПО вариатора и установки на головное устройство Android Auto. В первом случае это ничего не изменило. Как работал CVT корректно, так и продолжает. Но без Андроида было бы грустно — «операционка» Chery неохотно сочетается со смартфонами.
Правда, зарядка самого телефона неудобная. Беспроводную у нашего героя он не поддерживает, а провод, протянутый от него в «подвал» под селектором коробки, постоянно мешает.
По причине перегоревших нитей обогрева лобового стекла оно попало под гарантийную замену. Примерно в то же время (на 40 000 км) дилеры приговорили и внешний валик водительского сиденья. Кресло не меняли целиком, лишь переустановили подушку, выполнив это не очень аккуратно. Впрочем, следующие 40 000 км валик продержался.
Передняя панель, обшивка дверей, другие пластиковые элементы интерьера еще не скрипят.
А то, что рояльный лак легко царапается, так это характерно для многих автомобилей, и не только китайских. Другое дело, что облезают рукоятки дверей — неужели это типичная особенность Tiggo 7 Pro?
Кузов также требует внимания. Где-то нужно приложить руки. Например, подрезанные самостоятельно пластиковые упоры фонарей больше не стирают краску с кузова.
Задние дверные проемы надо периодически промывать, особенно после езды по гравийным направлениям. В районе задней арки дверь не доходит до панели кузова. Через щель затягивает не просто пыль — порой туда набиваются комья грязи, которая превращается в абразив. Если не вымывать, краска стирается до металла.
Для сравнения — вот так это место выглядит у RAV4. Дверь входит в проем и со стороны арки «загерметизирована» пластиковой накладкой. Дорожная пыль туда все же пробивается, но ситуация с Tiggo гораздо хуже.
В проеме багажника стирается краска под резиновыми упорами двери. В общем-то, нередко встречающаяся особенность.
Почему такое явление наблюдается по периметру двери — непонятно. Причем поначалу стертая полоска была локализована. Однако процесс прогрессирует.
Зато этот Tiggo пока не покрылся снизу налетом ржавчины. И в то же время продемонстрировал, что дверь багажника не оцинкована. Легкий удар (кто-то ткнул на паркинге) привел к тому, что ЛКП под вмятиной лопнуло, а железо зацвело.
Еще в ДХО прилетел камешек. Ни тот, ни другой случай, конечно, не гарантийные.
Да и сама гарантия, по крайней мере на двигатель и трансмиссию, уже закончилась. Дело в том, что наш Tiggo 7 Pro выпущен в декабре 2020-го. Гарантия же на указанные агрегаты — только три года либо 100 000 км. Уже стоит переживать и начинать выставлять машину на продажу? Как уже сказали, вариатор за это время не потребовал ничего, кроме обслуживания и обновления ПО. А двигатель?
У него тоже никаких симптомов того, что ему необходим какой-то ремонт. Расход топлива в городе зимой — 11,5 л/100 км. Летом укладывается в десятку. На трассе и вовсе снижает свой аппетит до 7,5 л. Радует приемистостью на скоростях более 150 км/ч. Притом что получает исключительно 92-й бензин. И совсем не требует доливки масла между ТО. На фото ниже уровень по щупу на 8000 км после последней замены.
Что касается стоимости текущего обслуживания в ДЦ, то его нельзя назвать бюджетным.
- ТО-0 – 7000 руб.
- ТО-1 – 10 600 руб.
- ТО-2 – 19 340 руб.
- ТО-3 – 20 355 руб.
- ТО-4 – 30 950 руб.
- ТО-5 – 11 228 руб.
- ТО-6 – 20 000 руб.
- ТО-7 – 13 459 руб.
Колодки вкруг, которые на 60 000 км менял у дилера (побоялся связываться с альтернативными деталями), обошлись в немалые 21 450 рублей. Поэтому передние ступичные подшипники, загудевшие к 75 000 км, ставил альтернативные (5000 на оба колеса плюс 3000 работа). В ДЦ было бы значительно дороже при долгом ожидании (в наличии нет). А они — все-таки не дата на «приборке». Кстати, мастер обнаружил попадание в подшипники воды, хотя бродов этот Tiggo, разумеется, не видел.
Отныне в ДЦ, владелец, скорее всего, обращаться не будет. Хотя кузов еще на гарантии, все техобслуживание можно перевести «на аутсорсинг». А постфактум задаться вопросом — стоило ли в сумме отдавать дилеру за ТО более 132 000 рублей? Давайте прикинем. Так, оригинальное лобовое стекло удастся найти за 37 000. «Приборку» — от 41 000. Радиатор — от 10 000 до 35 000. Последний, впрочем, не тек. А по первым позициям кто-то заметит, что автомобиль можно эксплуатировать и без обогрева, и со слетающей датой. По такому принципу смятый валик подушки можно вообще не принимать в расчет. Но оставался риск «попасть», к примеру, на камеры (только одна передняя — 60 000). И в целом хозяин этого Tiggo 7 Pro как минимум для самого себя выступал первопроходцем. С чем придется столкнуться? Какие нести траты? При подобном раскладе не хотелось оставаться без дилерской поддержки.
Вместе с тем после трех с лишним лет эксплуатации возникает другой вопрос — на что Chery можно поменять сейчас? Типичные цены в регионе проживания — 1,7–1,9 млн за четырех–пятилетние экземпляры. «Равик» же только дорожает. Более того, Tiggo не выдерживает сравнения не с ним одним. Например, какой-нибудь Wish 2016–2017 годов (нужен просторный семейный автомобиль, желательно посвежее) оценивается в аналогичные суммы. А ведь в семью необходима еще одна машина. Пусть небольшая и постарее, однако на нее при продаже китайского кроссовера уже не хватит средств.