Drom.ru представляет рубрику «Бестселлеры», посвящённую обзорам новых популярных автомобилей. В каждой статье мы будем по винтикам разбирать машины, снискавшие популярность в России в последние пару-тройку лет: исследовать их достоинства, рассматривать недостатки, взвешивать стоимость владения и подсчитывать затраты на обслуживание. Кому не хочется понять, стоит ли новая овчинка выделки!
В предыдущих сериях:
На Chevrolet Cruze, за разработку которого отвечала бывшая фирма Daewoo, а ныне отделение GM-DAT, джиэмовцы делали особую ставку. И не прогадали!
Приземистый силуэт, острые грани — не заметить такой в потоке непросто |
Приятно, что в GM решились на реализацию столь смелого дизайна. И это, видимо, как ничто другое, сказалось на популярности. Любят у нас чаще сердцем… |
Кто бы сомневался, что появившийся в начале 2009 года и с осени того же года выпускающийся на заводе GM под Санкт-Петербургом, Cruze станет глобальным автомобилем. Ведь разрабатывался он в отделениях концерна, разбросанных по всему миру — в Северной и Южной Америке, Европе, Корее и Австралии. Крузовская платформа Delta II использовалась впоследствии для создания Opel Astra. Моторы — опелевские, разных поколений. Ну а трансмиссия носит марку GM.
Да и продается он везде, но под разными именами. В Австралии это Holden Cruze. В Корее — Daewoo Lacetti Premier. В Европе, Азии и Америке — Chevrolet Cruze. Причем российский рынок рассматривался как приоритетный. В 2011-12 гг. по продажам автомобиль прочно занимал второе место в классе, уступая лишь Ford Focus.
Новый двухлитровый турбодизель в России не предлагается, поэтому дело приходится иметь с тремя бензиновыми моторами: Z18HER (1,8 л, 141 л.с.), Z16HER (1,6 л, 124 л.с.) и F16D3 (1,6 л, 109 л.с.). Первые два знакомы по Astra и другим моделям Opel и относятся к семейству Ecotec. F16D3, предлагаемый на российских Cruze, также опелевский агрегат, только постарше возрастом. Соответственно, есть конструктивные отличия. Например, он имеет гидрокомпенсаторы клапанов, в то время как установки серии Z обходятся шайбами. Привод ГРМ у тех и других двигателей ременный, однако Ecotec предполагает его обновление через 100 тыс. км, а у F16D3 пробег снижен до 60 тысяч. Почему — не ясно. В любом случае, при обрыве ремня встреча клапанов с поршнями обеспечена.
Снизу моторный отсек прикрыт металлической защитой, причем во всех комплектациях |
Есть различия в системе зажигания. У старого опелевского мотора две катушки, «Экотеки» имеют единый модуль. Работоспособность того и другого сильно привязана к качеству бензина, кроме того, зависит от состояния свечей и высоковольтных проводов, которые производитель рекомендует менять через те же 60 тыс. км.
Впрочем, несмотря на разницу в возрасте и конструктивные отличия, диагнозы у моторов примерно одинаковые. Разве что F16D3 чаще страдает от нижеприведенных проблем.
Парадоксально: неплохо заводясь в морозы (при том, что Chevrolet гарантирует эксплуатацию без подогревателя только до -20С), эти двигатели боятся холодов. Как только температура опускается до минус 25-30 и ниже любой запуск должен предваряться обследованием пространства под моторным отсеком. Давит масляный фильтр, «сопливят» шланги радиатора, но основная масса автомобилей едет в сервис из-за выдавленного датчика давления масла и текущих патрубков, идущих от «автомата» на контур его охлаждения. Совет тут только один: заметили масляные пятна, тут же обращайтесь к дилеру и доставляйте автомобиль туда эвакуатором. Течи устранят по гарантии, а вот масляное голодание, в случае его возникновения, «повесят» на владельца. Резина не по «погоде»? Что любопытно, производитель на эту ситуацию никак не реагирует.
Встречаются и другие неприятности. Так, на какой-то партии был перетянут ремень ГРМ, отчего на холодную раздавался шум. Может потеть помпа. Есть риск выхода из строя датчика коленвала. Бывает, что двигатели беспричинно глохнут. Кстати, GM нередко обновляет прошивки, которые не всегда улучшают работу системы управления.
А что с ресурсом? При рекомендованной вязкости масла 5W30 (бензин АИ-95) и периодичности замены в 15 тыс. км оба мотора отходят порядка 200 тысяч. Прямо скажем, немного. Все, что можно сделать — максимально сократить интервал замены масла. И уповать на то, что Opel допускал капитальное восстановление своих двигателей, а Chevrolet с корейцами эту тенденцию продолжили. Ремонтные размеры есть!
Стильный крузовский инструментарий эргономически выверен |
У Cruze, в отличие от предшественника Lacetti, установлена джиэмовская 6-ступенчатая автоматическая коробка 6T40. Как бы это ни пугало, запчасти ей понадобятся гораздо раньше, чем моторам. Даже не потому, что герметичность контура охлаждения с морозами сильнее 25-30 градусов нарушается. Текут сальники. Проверить же уровень не получится — привычный щуп стал рудиментом и на этой АКП. Сама коробка, в компактном корпусе которой устроено шесть передач, обладает конструктивными недостатками и крайне низким ресурсом. Проблемы могут появиться уже к 25 тыс. км, а жизнь до ста тысяч и после — это, скорее, везение. Причем аккуратность и осторожность при эксплуатации АКП, которые обычно приносят плоды, в данном случае вряд ли как-то значительно увеличат ресурс. Слишком он несущественен. Благо, есть достойная «механическая» альтернатива, где слабое звено традиционно — сцепление.
Схема подвесок, разумеется, проста. Спереди McPherson, сзади — скручивающаяся полузависимая балка |
Ходовая часть тоже не без сюрпризов. Амортизаторы на иных экземплярах могут греметь с первых километров и течь еще до 30 тыс. км. Только в нынешнем году их конструкцию доработали. Шаровые опоры и сайлент-блоки гораздо ресурснее (изнашиваются в районе 100 тыс. км), а пружины при том же пробеге не имеют склонность терять своих характеристик. Соответственно, живуча и задняя балочка.
Процессор под капотом — при мойке подкапотного пространства это нужно учитывать |
Система стабилизации стоит уже в начальной комплектации. И она отключаемая |
Есть риск гарантийной замены ГУРа, такие случаи были. Не всегда отличается тишиной рулевая рейка. У тормозов своя беда — бывает, что коробит диски, люфтят пальцы суппортов, рано выходят из строя их скобы. Врожденная и до сих пор еще не излеченная болезнь — гул при движении назад и торможении. Причина в демпферах направляющих задних суппортов.
Спереди все прикрыто, а сзади все поджато. По балочке — никаких претензий, ходит по всем своим составляющим достаточно долго — до 100 тыс. км |
Как же при таком списке без чисто бытовых проблем. Скрип водительского сиденья, облезающий хром и руль — лишь слуховая и зрительная составляющие. В какой-то момент может стать холодно — перегорят элементы накаливания в подушках сидений и подклинит заслонка в воздуховодах отопителя. Из внешнего — контакт пятой двери с бампером на хэтчбеках и выход из строя кнопки багажника в морозы. Мелочь, а неприятно.
Шаровые не съемные, ступичные подшипники ходят 60-100 тыс. км, стойки стабилизатора — пластиковые. Впрочем, нареканий по ним нет |
Это не обычные сайлент-блоки, соединяющие рычаг с балкой — гидроопоры с жидкостью внутри. 100 тысяч ходят |
Есть ли плюсы? Пожалуй, стоит говорить о некоей конструктивной простоте и автомобилей, и их агрегатов. Так, при наличии катколлектора и системы рециркуляции отработавших газов неизвестны случаи, когда бы пыль от сгоревшего катализатора попадала в цилиндры. Опять же? моторы и «автомат» ремонтопригодные. Подвеска не сложна для переборки. Досадно то, что все это в большинстве своем не обладает большим ресурсом. А до его окончания Cruze не будет давать расслабиться мелочами. Не того ждешь от нового автомобиля. Подобную его «сырость» можно объяснить тем, что в GM торопились вывести на рынок модель C-класса. Для замены устаревшей Lacetti теряющему позиции и в США, и в Европе концерну как воздух был нужен новый автомобиль. Отделение GM-DAT справилось со своей задачей отлично. Cruze популярен! Это маркетинг! А все что кроме — побочные его действия.
Яркая, агрессивная внешность и запоминающийся «космический» интерьер! Все, что нужно для популярности в сегменте C? Похоже, да, если судить о продажах. А что у Cruze с другими качествами?
Международная команда инженеров и дизайнеров сработала качественно — в потоке Cruze легко отличим благодаря суровому прищуру головной светотехники и сбитым мускулистым формам. Да и принадлежность к марке налицо. А салон столь же далек от прошлых «зарисовок» интернациональной марки — скучных, серых, «пасмурных». Настроение рождает и кривая поясная линия, и пластик под алюминий в сочетании с «рояльным лаком» на консоли. И колодцы люминесцентных приборов под висящим козырьком. И все это не в ущерб эргономике, единственным проколом которой является неприятный контакт переднего пассажира с крышкой бардачка при посадке.
Глубокие колодцы с серебристой окантовкой, «висящий» козырек над ними, красивая подсветка — может быть, и характерно уже для C-класса, но все равно приятно |
Управление аудиосистемой построено логично |
Увы, дисплей в Cruze небольшой и всего лишь монохромный. Зато информация с него считывается без проблем |
В качестве опции (порядка 45 тыс. руб.) предлагается аудиоустановка, читающая все форматы, с цветным дисплеем, навигацией и возможностью подключения камеры заднего вида |
На клавишах и барашках, управляющих климатом, приятные выверенные усилия |
Бардачок не слишком большой и глубокий, но с подсветкой. Есть еще карман сбоку от консоли |
И зрительно, и по тактильным ощущениям от некоторых деталей интерьер Cruze воспринимается как стильная и качественная вещь |
Боковая поддержка спинки хороша, но подушка фиксирует тело плохо — валики невысокие, кожа скользкая, да еще и качество оставляет желать лучшего |
Управление светом устроено по-европейски |
Даже в базовой комплектации у Cruze дисковые тормозные механизмы, причем передние вентилируемые. На вид, кстати, не очень внушительные. Впрочем, тормозит автомобиль неплохо |
Сзади диски вместе с суппортами, понятное дело, еще меньше. Но и спереди их размер таков, что чисто визуально на них «оденутся» 15-дюймовые колеса |
Нарядный и не без искорки интерьер, в котором многие детали можно рассматривать как отдельные дизайнерские достижения. Но при этом они органично сочетаются друг с другом |
Диапазоны регулировок сиденья впечатляют, особенно продольная. Вместе с тем руль с оптимальным сечением и консоль, перетекающая в подобие напольного тоннеля, создают спортивное настроение |
Прикуриватель, пепельница, выход для наушников и USB-порт, а боксик между сиденьями, между прочим, маловат |
Сзади не так приятно. Водитель с ростом метр восемьдесят, за рулем усаживающийся с запасом, между спинкой дивана и передним сиденьем сидит «в распор». Крыша низко, жесткую подушку хочется приподнять. Из сервиса только гнездо прикуривателя да карманы в дверях. Разве что «третий лишний» здесь совсем не лишний — диван плоский, сидеть можно. Багажник? И по удобству пользования, и по объему средние результаты в классе.
Спереди метр восемьдесят, которому комфортно, сзади — метр девяносто, который прикидывает, куда деть голову и колени |
К услугам задних пассажиров только гнездо на 12V |
Кармашки в задних дверях небольшие |
Спереди карманы рассчитаны на полуторалитровые бутылки |
Погрузочная высота багажника великовата, кроме того, мешает широкая полка бамперы, еще и быстро пачкающаяся. Зато сложенные спинки дивана образуют почти ровную поверхность |
Объем багажника не рекордный, но и не самый ущербный — 413 л (883 л со сложенной спинкой заднего сиденья) |
По паспортным динамическим характеристикам Cruze также крепкий середняк. Во всяком случае, с 1,8-литровым мотором (1600-кубовую версию мы не пробовали). Chevrolet Lacetti с таким агрегатом едет неплохо. Но Cruze тяжелее предшественника на 110 кг, можно сделать какие-то выводы. А для 141-сильного двигателя это, по большому счету, не вес. Впрочем, геройской самоотдачи на любых оборотах ждать не стоит. Момент и мощность тонким слоем «размазаны» по всей шкале тахометра. В итоге — ни тепловозной тяги снизу, ни подхвата на верхах. Динамики хватает, однако разгоняется Cruze пресно. Это впечатление усиливается унылым звуком мотора, из-за которого стрелку тахометра вовсе не хочется загонять в зону высоких оборотов.
Из современного в «автомате» — только шесть ступеней. В работе же он флегматичен подобно коробкам 90-х годов прошлого века. Не спеша переходит и вверх, и вниз. Ручной режим никак не стимулирует его быстродействие. Вот иная дорожная ситуация может ввести в ступор. Топнул до «кик-дауна», но, пока АКП размышляла, упустил время и передумал, а она уже путается в передачах. Мотор ревет, момента на колесах нет, потом толчок и... поехали. Неприятно!
Правда, это явление редкое. Подвеску же ощущаешь всегда. Точнее, чувствуешь, как она работает. Или, правильнее, не работает? Нет, на идеально ровном асфальте Cruze радует реактивным усилием на руле, без заметных кренов чертит дугу поворота. Где у нас такие покрытия? На всех остальных автомобиль напоминает гоночный болид, случайно забредший на гражданские направления. Хорошо, если в арках штатные для всех комплектаций, кроме верхней, шины размерности 205/55 R16. В таком случае Cruze может не замечать самые мелкие неровности. Если же вместе с максимальным оснащением достались колеса 205/50R17, то езда превращается в скачку. Даже на приличной скорости Chevrolet повторяет микропрофиль дороги, облекая его в высокочастотную тряску кузова. И при любом из двух шинных размеров очень болезненно реагирует на средние и крупные ямы-ухабы. Дискомфортно, страшно за литые диски и подвеску, чью борьбу с российской действительностью не только чувствуешь, но и слышишь.
На скорости еще и шумно. После 120 км/ч аэродинамическое и шинное акустическое сопровождение вместе со звуком двигателя сливаются в общий гул, мешающий разговаривать.
В краш-тесте по методике EuroNCAP Chevrolet Cruze заработал пять звезд из пяти возможных. Так, при имитации лобового столкновения, судя по датчикам, защита и водителя, и пассажира оказалась на высоком уровне. При боковом ударе только грудная клетка водителя испытала повышенные нагрузки, хотя и далекие от возможности получения тяжелых травм. Максимальна по стандартам EuroNCAP и защита детей в детских креслах. Лишь «пешеходная безопасность» на некоторых участках капота и лобового стекла ниже средней.
Клетка салона практически не деформировалась, двери открылись без проблем. Можно ли было ожидать иного от современного автомобиля?
Уже в комплектации Base седан и хэтчбек Cruze (от 576 000-653 000 руб.) имеют подогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, 4 подушки безопасности, бортовой компьютер, магнитолу с 4 динамиками и, что главное, систему стабилизации.
Для универсала начальный уровень оснащения — LS (665 000-700 000): 2 подушки, подогрев сидений и зеркал, а также передние электростеклоподъемники, «музыка» с 6-ю динамиками и кондиционер. Но у седана с хэтчбеком в LS (649 000-749 000 руб.) имеются «противотуманки», задние электрические стеклоподъемники, кожаная оплетка руля, его регулировка по вылету и управление аудиосистемой на нем. Плюс шторки безопасности и так же кондиционер.
В комплектации LT (748 000-833 000) появляется круиз- и климат-контроль, датчик дождя и 6 динамиков. А опционально — парктроник и кожаная обивка салона. Универсал же лишен всего этого, кроме акустики. Частично эти функции становятся доступны в уровне LT+.
В максимальной комплектации LTZ (771 000-857 000 руб.) появляется дисплей, парктроник и затемняющееся зеркало заднего вида. Приятно, что начиная с начального уровня оснащения для Cruze предлагается полноразмерное запасное колесо и металлическая защита моторного отсека.
Запаска во всех Cruze — полноразмерная |
Автомобиль/год выпуска | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Chevrolet Cruze | 415-610 | 440-690 | 450-700 | 530-750 |
Ford Focus | 420-610 | 450-630 | 540-720 | 560-820 |
Skoda Octavia | 460-635 | 580-850 | 625-800 | 640-1035 |
Toyota Corolla | 505-715 | 550-745 | 580-820 | 620-950 |
Kia Cee'd | 410-570 | 450-630 | 450-680 | 545-840 |
Renault Megane | 325-570 | 450-650 | 500-635 | 550-850 |
В своем сегменте подержанный Cruze — неплохой вариант. Выбор не просто большой — огромный, причем по всем годам выпуска, начиная с 2009-го. По версиям с 1,6- и 1,8-литровыми моторами у Chevrolet примерный паритет. И разнообразие по пробегам, достоверность которых можно проверить в сервисных книжках. Изредка, правда, встречается аналог Cruze для рынка Южной Кореи. Но отличий от «российского» Chevrolet, за исключений нюансов комплектации, у Lacetti нет. А вот история эксплуатации не так прозрачна.
К минусам предложения Cruze отнесем небольшое количество выпускаемых универсалов. К плюсам — разумеется, цены. Ближайшие конкуренты, во всяком случае, из Топ-10 нашего рынка, дороже, иногда заметно. Разве что других «корейцев» можно найти за те же суммы. Впрочем, по поводу невысокой стоимости отдельных (и многих!) экземпляров Cruze обольщаться не стоит. В большинстве своем это базовые комплектации. А максимальные оцениваются значительно дороже.
На что обращать внимание при покупке Chevrolet Cruze:
Состояние автоматической коробки. Цена восстановления 70-80 тыс. руб. А вероятность возникновения проблем прямо пропорциональна пробегу.
Отсутствие масляных потеков в районе датчика давления масла, шлангов АКП, сальников приводов. Наличие сервисных отметок об операциях по замене.
Состояние всей электрики — фары, поворотники, электростеклоподъемники и т.д.
Заменялись ли ремни ГРМ или подходит срок их замены.
Операция | Стоимость, руб. |
ТО0 | 3 000-4 200* |
ТО1 | 7 500-8 000* |
ТО2 | 8 800 |
ТО3 | 7 500 |
ТО4 | 9 200-20 000** |
ТО5 | 7 500-7 800* |
Замена ремня ГРМ | 10 000-12 000 |
Замена передних амортизаторов | 14 000 |
Замена задних амортизаторов | 12 000 |
Замена передних и задних тормозных колодок | 14 000 |
* В зависимости от модели двигателя и тарифной зоны
** В зависимости от того, предполагается ли замена ремня ГРМ
Максим Маркин. Фото автора |