В Европе, как и в России, всякий автомобиль перед выходом на рынок должен пройти сертификацию по правилам ЕЭК ООН. Помимо прочего они включают в себя как минимум один фронтальный краш-тест о деформируемое препятствие на скорости 56 км/ч. С этим препятствием уже давно и без проблем научились справляться все автопроизводители, поэтому в Европе эти правила не первый год вызывают шквал критики как не соответствующие реалиям. Особую остроту в Европе этот вопрос приобрел еще в 90-е годы: машины стали мощнее, и на автобанах, особенно в Германии, количество смертей стало быстро расти.
Правила ЕЭК ООН, по которым проводили сертификацию, не были ужесточены, но появилась некоммерческая организация Euro NCAP — The European New Car Assessment Programme, то есть «Исследование безопасности новых автомобилей, представленных на европейском рынке». Первые испытания провели в 1997 году — тут же выяснилось, что уровень пассивной безопасности, то есть комплекс конструктивных мер, направленных на сокращение последствий аварии, чрезвычайно низок. Однако в Европе хорошие результаты в Euro NCAP быстро стали важным преимуществом в конкурентной борьбе, и автопроизводители начали инвестировать в безопасность своих потребителей. По мере того, как машины становились безопаснее, инженеры Euro NCAP ужесточали методики. Вплоть до нынешнего года было несколько обновлений правил, но так или иначе их можно было сравнивать между собой, поскольку сохранялся базовый фронтальный удар о деформируемый барьер на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием со стороны водителя (да и не только он). Однако в этом году методики были так сильно пересмотрены, что в будущем уже никакого сравнения с прошлыми испытаниями быть не может. Проще говоря, мы можем констатировать, что Euro NCAP вошла в новую эпоху.
Какие ключевые изменения ждут испытуемых на краш-тестах Euro NCAP новой эпохи? Главное: в прошлое уходит базовый краш-тест — тот, с которого все начиналось: автомобиль врезался в неподвижный деформируемый барьер на скорости 64 км/ч с перекрытием в 40% со стороны водителя. А что будет вместо него? Взглянем на прилагаемую, очень наглядную иллюстрацию.
В прошлое уйдут и манекены прежней конструкции. В новых «дамми» будет и больше датчиков, и выше их чувствительность. Проще говоря, теперь прежний и новый базовый удары сравнивать нельзя, чего не было раньше за всю историю Euro NCAP с 1997 года. Новшества коснулись не всех испытаний: остается в программе фронтальный краш-тест с полным перекрытием о жесткий барьер, имитирующий удар о бетонную стену. С ним большинство автомобилей пока справляются с трудом. При боковых ударах теперь будут участвовать два манекена — не только водитель, но и передний пассажир: эксперты будут фиксировать в том числе и наличие столкновений манекенов друг с другом, изгибы тел, а не только нагрузки на датчиках.
Существенно расширился и круг испытаний систем активной безопасности, то есть предупреждающих аварию, а не уменьшающих ее последствия. Особенно это касается системы экстренного торможения, для которой разработан сложный комплекс тестов, например, поворот направо и налево на дороги, которые пересекает пешеход, движение задним ходом на парковке на статично размещенного манекена-пешехода, распознавание выезжающего из-за припаркованных автомобилей велосипедиста и т. д. Euro NCAP еще не опубликовал все детали по новой методике, поэтому впереди — и новые подробности, и первые результаты новой эпохи!
А теперь, когда нам известна суть новых тестов, вспомним о самых громких провалах и самых блистательных результатах с 1997 года по 2019-й.
Для тех из наших читателей, кто не интересовался методикой Euro NCAP, напомним, что для простоты потребительского восприятия все уровни нагрузки маркированы цветом: зеленый означает практически полное отсутствие последствий, желтый — легкие ушибы, оранжевый — травмы средней тяжести, коричневый — тяжелые травмы, грозящие летальным исходом, красный цвет — травмы, несовместимые с жизнью. Баллы, начисленные по всем категория защиты, опять же для простоты переводятся в звезды. Раньше количеством звезд оценивали каждое испытание в отдельности, затем, когда перешли на оценку в процентах, звездами стали оценивать общий уровень безопасности всей машины.
1. BMW 3-series (E36), 1997 год. Два красных трупа — не ожидали от «бэхи»?
В первый же год краш-тестов Euro NCAP выявилось сразу несколько антигероев, получивших всего по одной звезде за защиту взрослых в салоне из пяти возможных: Citroen Xantia, Rover 100, Rover 600, Saab 900 и BMW 3. При этом расчет результатов английского автомобиля В-класса строго по методике начисления баллов сразу дал одну звезду. Остальные из перечисленных машин поначалу получили две звезды, однако последствия столкновений оказались столь плачевными, что, детально изучив результаты, эксперты Euro NCAP лишили испытуемых одной звезды. Мы остановимся на баварской «трешке». Это единственный представитель премиум-сегмента в группе «плохишей», а от дорогих «немцев» всегда ждешь лучшего. Кроме того, кузов Е36 до сих пор популярен на вторичном рынке России, поэтому граждане имеют право знать, во что вкладывают деньги.
При фронтальном ударе, равно как и при боковом, водитель в «трешке» тех лет сразу же «отдает концы»: лобовое столкновение грозит ампутацией обеих ног, а «красный» уровень нагрузок на грудной клетке предполагает тяжелейшие переломы ребер. При боковом ударе нагрузки на грудную клетку чуть меньше, зато в животе манекена все органы «перемешались». Откуда такие травмы? В протоколе отмечено: «Рулевое колесо сдвинуто назад на 22,3 см. При ударе пространство для ног сильно сократилось, силовая структура деформировалась, а педаль тормоза сдвинулась назад на 32,1 см. Подушка безопасности срабатывает поздно и не обеспечивает защиты грудной клетки». Кстати говоря, в том году начали исследовать и защиту пешеходов, «обстреливая» капот частями тел манекенов. Из четырех звезд по «пешеходной» дисциплине ни одной машине не начислили ни три, ни четыре. Лучшим результатом стали две звезды, как и у BMW.
Единственным «светлым пятном» того фронтального краш-теста BMW 3 (E36) было свободное, без усилий и необходимости применения инструмента открытие двери и водителя, и пассажира. В общем, извлечь тела будет легко…
2. Nissan Navara (II gen), 2008 год. Без ног, но живой!
Есть в истории Euro NCAP и случай, когда испытываемая машина не получила ни одной звезды, точнее, ту одну-единственную звезду, которая полагалась ей, по полученным нагрузками сняли эксперты. Речь идет о Nissan Navara второго поколения. С одной стороны, нужно отдать должное смелости японцев: не всякий производитель осмеливался отдавать на испытания рамные машины, а тут — и вовсе пикап! К 2004 году, когда Navara остался без звезды, в Euro NCAP несколько раз ужесточали правила, и большая часть испытуемых машин проходила их вполне уверенно, поэтому такого провала ожидать было трудно, притом что из привычных ныне опций пикап не был оборудован только коленной подушкой безопасности и боковыми шторками и подушками. Более того, результат при фронтальных столкновениях выглядит ужасно еще и на контрасте: рама хорошо защитила водителя при боковом ударе — все части тела манекена окрашены в зеленый цвет!
Тяжелее всего при фронтальном ударе пришлось манекену-водителю — на нем нет ни одного живого места. Голова, ступни и левая голень — красные, правая голень — коричневая, грудная клетка — коричневая. Пассажиру, на первый взгляд, вроде бы легче — перелом правого бедра, но, присмотревшись, обнаруживаем красную шею. Смотрим протокол: «Педаль газа сместилась в салон на 20 см, повреждения приборной панели представляют опасность для бедер». Подушки безопасности и преднатяжитель ремней сработали так поздно, что практически не ослабили тяжесть последствий от ударов. Интересно, что в Nissan мгновенно отреагировали на результаты и сообщили о готовности «сотрудничать со следствием». Через несколько месяцев японцы представили машину с внесенными конструктивными изменениями, в том числе и по части настройки подушек и ремней. В итоге шея пассажира превратилась из красной в зеленую, равно как и голова с шеей водителя. А вот в области ног сильно лучше не стало: ступни — в крошку, а также тяжелые переломы голеней. Однако, по мнению экспертов Euro NCAP, новые результаты потянули уже на три звезды. В 2015 году обновленный Navara уже получил четыре звезды из пяти возможных.
Отметим, что «нулевым» результатом в 2017 году отметился и Fiat Punto, однако, как ни странно, ни одна из частей тела манекенов не была окрашена в красный цвет, за исключением шеи сидящих на передних сиденьях при ударе сзади. То есть уровень безопасности в Punto был выше, чем в Navara десятью годами ранее, и тем не менее «итальянец» остался без звезд. Это одна из причуд методики Euro NCAP.
3. Dacia Duster (I gen), 2011 год. Раскрылся от удара
Как следует из результатов моделей Renault, не все европейские покупатели одинаково ценны для компании. Это хорошо видно по истории испытаний машин, спроектированных на платформе В0. Первым, в 2005 году, краш-тесты прошел хорошо знакомый нам Logan первого поколения: при боковом ударе о столб водитель погибал от перегрузки на грудную клетку, а при фронтальном — оставался без ступней. Спустя три года те же три звезды получил Sandero, правда, грудная клетка при боковом ударе стала коричневой, а ступени пожелтели — прогресс, но, увы, недостаточный. Duster повторил три звезды за тем исключением, что при фронтальном ударе ступни водителя уже никоим образом не нагружались, и поскольку машина продается у нас до сих пор, посмотрим в протокол.
Во-первых, эксперты с ходу оштрафовали Duster: при лобовом ударе открылась багажная дверь, что очень хорошо видно на видеоролике, которым Euro NCAP сопровождает публикацию документов. Во-вторых, для водителей разного роста был отмечен риск повреждения ног кусками центральной панели, в-третьих — при имитации бокового удара с машиной снова открылась дверь, на сей раз водительская, за что эксперты еще раз оштрафовали Duster на несколько баллов. В-четвертых, при ударе сзади защита от хлыстовых травм шеи была оценена «на тройку» — на видео хорошо видно, что при ударе тележки с сиденьем и сам манекен, и его голова начинают сильно раскачиваться, при этом голова показывает большую амплитуду.
4. Lancia Ypsilon (III gen), 2015 год. С огоньком!
Невольной жертвой очередных изменений в методике краш-тестов стала милая «итальянка» Lancia Ypsilon, которая в своем третьем поколении выпускается и поныне. Машина появилась на рынке в 2015 году — как раз, когда эксперты Euro NCAP ввели новое и чрезвычайно жесткое испытание — фронтальный удар о недеформируемый барьер с полным перекрытием на скорости 50 км/ч. Фактически это имитация удара о бетонную стену. Поскольку проектировать Ypsilon начали задолго до того, как стало известно об этих изменениях, инженеры Fiat просто не успели подготовиться. Справедливости ради нужно сказать, что с этим испытанием не совладала не только Ypsilon: еще долгие годы оно оставалось самым трудным для автопроизводителей, однако первой на нем погорела именно «итальянка», чем и вошла в историю.
У женщины, сидящей во втором ряду по диагонали от водителя, которую и изображает манекен при этом испытании, нет шансов: все исследуемые участки тела окрашены в красный цвет — это редчайший, если не единственный в истории Euro NCAP случай. У водителя шансов выжить столько же: в красный цвет окрашена голова, поэтому все остальное — неважно. Между тем испытания Lancia Ypsilon сопровождались еще и пожаром! После одного из фронтальных ударов в подкапотном отсеке вспыхнул огонь, поэтому оставшуюся имитацию бокового столкновения со столбом решили не проводить: одна из фигурок на приложенной фотографии не раскрашена.
5. Aiways U5, 2019 год. «Зарубили» «китайца» ни за что!
На свою беду сертифицировал автомобили в Европе китайский электрический стартап Aiways. Стартовая цена машины оказалась на уровне 25 000 евро, что для компактного кроссовера на электротяге чрезвычайно мало. Увы, безопасности в этой машине — тоже «не на полную сумму», а только на три звезды. На самом деле провал вышел только по звездам, но не по результатам. Дело в том, что при фронтальном ударе о деформируемый барьер «китаец» вообще-то показал почти идеальный результат — эксперты начислили 7,9 балла из 8! С безопасностью шеи — вообще все замечательно: она маркирована зеленым цветом. Шея сидящего во втором ряду уже напряжена чуть больше — оранжевый уровень, но вспомним, что для пассажиров второго ряда в Euro NCAP этот тест был исключительно геометрическим — диван «галерки» не били тележкой, а лишь измеряли рулеткой! Более того, удар о жесткое препятствие с полным перекрытием электрический Aiways прошел лучше подавляющего большинства моделей. Так в чем же дело, почему «китаец» стал худшим в прошлом году?
Оказывается, машина спасовала при имитации бокового столкновения со столбом, да еще как: грудная клетка — оранжевая, а вот голова водителя — красная… Дело в том, что подушка не защитила голову манекена от контакта со столбом, который, как сказано в протоколе, «сильно внедрился в салон». После изучения результатов китайские инженеры внесли коррективы и в конструкцию боковой подушки, и в конструкцию ее пиропатрона, попутно изменив чувствительность срабатывания, о чем и информировали Euro NCAP. Однако повторным испытаниям Aiways U5 так и не подвергли.
1. Volvo S40 (I gen), 1997 год. Надежный «скандинав»
Как ни странно, уже в первый год проведения краш-тестов нашлись автомобили, проявившие себя в невиданных доселе испытаниях наилучшим образом. Хотя в 1997 году ни одна машина не заработала за защиту взрослых пассажиров пять звезд, Volvo S40 первого поколения, которую спроектировали на одной платформе с Mitsubishi Carisma и вместе с ней выпускали на заводе в Нидерландах, стала единственным испытуемым, показавшим результат в четыре звезды, поэтому мы без колебаний подняли ее на вершину рейтинга.
Лучше всего манекен чувствовал себя при боковом ударе: голову окрасили зеленым, а грудную клетку и область живота — желтым. То есть, в отличие от большинства испытуемых в 1997 году, водитель Volvo S40 в случае бокового столкновения с машиной оставался не только живым, но и здоровым. При фронтальном ударе пассажиру было легче, чем водителю: ноги, шея и голова — зеленые, только грудная клетка выделена оранжевым цветом. У водителя при лобовом столкновении оранжевыми были еще и голени со ступнями. Даже спустя почти 25 лет такой результат тянет на твердую четверку, а уж в 1997 году и вовсе был феноменальным. К слову, именно краш-тесты Euro NCAP не только подтвердили, но и закрепили «безопасную» репутацию шведской марки.
2. Renault Laguna (II gen), 2001 год. Французы утерли нос немцам
Только на пятый год проведения краш-тестов Euro NCAP наконец-то появился автомобиль, получивший пять звезд за защиту пассажиров — речь о Renault Laguna второго поколения, представленном тогда и на российском рынке. Особенно отрадно, что французы не просто показали хороший результат, а извлекли уроки из прежней неудачи: в 1997 году Laguna первого поколения по результатам начислений получила три звезды, причем после изучения повреждений кузова эксперты одну сняли. А вот в 2001 году с новым поколением французы взяли первый приз. Интересно, что блистательный результат был достигнут не сразу: поначалу до пяти звезд французская машина не дотягивала, но эксперты Euro NCAP известили производителя, что получить рекорд (который не меньше нужен был и самому Euro NCAP) очень просто. В итоге инженеры Renault перенастроили чувствительность срабатывания подушки и характеристику преднатяжителя ремней.
Интересно, что тестовый автомобиль не был оснащен коленной подушкой безопасности водителя, понемногу входившей тогда в обиход, однако у водителя, равно как и у пассажира, ноги окрашены зеленым. Только грудные клетки эксперты маркировали желтым, что не испортило впечатления — французы тогда доказали, что кое в чем они могли обогнать и немцев!
3. Citroen С6, 2005 год. Бережет пешеходов
Объявления о продаже этого полноразмерного французского седана очень часто сопровождаются фразой «для тех, кто понимает». Действительно, машина эта оказалась недооцененной не только в России, но и в Европе. Между тем за все время с начала оценки защиты пешеходов по звездам (с 1997 года) и до начала перехода на проценты (с 2009 года) Citroen С6 стал единственным автомобилем, показавшим максимальный результат, — четыре звезды из четырех. При этом по защите детей в салоне из пяти возможных звезд C6 взял четыре, что тоже в итоге оказалось максимальным результатом: за все время оценки этого показателя в звездах (со второй половины 2003 года) до перехода на проценты ни один испытуемый не получил пяти звезд. Именно поэтому мы и решили выделить «француза».
Столь высокий результат по защите пешехода позволила обеспечить специальная система, приподнимавшая капот даже при слабом контакте с человеком. Таким образом создавалась дополнительная амортизация, и пострадавший получал несущественные травмы. Практически весь капот и нижняя кромка лобового стекла окрашены у Citroen С6 в зеленый цвет.
4. Kia Sorento Prime, 2014 год. Переломила тренд
Корейские производители пытались выставлять свои машины в Euro NCAP с самого начала испытаний, однако до некоторых пор результаты выглядели удручающе. В 2003 году минивэн Sedona с трудом набрал две звезды, а манекены в тогдашнем поколении Sorento были разукрашены по большей части в оранжевый цвет. Первым автомобилем, показавшим хороший результат, стал в 2014 году хорошо знакомый российскому потребителю Sorento Prime, который в неизменном виде предлагают у нас как раз с 2015 года — машину производят в Калининграде на основе импорта сваренных и окрашенных кузовов.
Двухтонный «кореец» с дизельным мотором безупречно прошел боковые столкновения, получив максимальные 8 баллов, и немного недобрал до идеальной оценки при фронтальном ударе: грудная клетка водителя, его правая голень и левая голень переднего пассажира окрашены желтым, остальные части тела — зеленым. В протоколе отмечено, что характер деформации салона говорит о том, что так же хорошо будут защищены водители и передние пассажиры практически любого роста, сидящие в момент аварии в расслабленных позах, вплоть до того, что колени водителя могут касаться передней панели.
Справедливости ради отметим, что к машинам, не предназначенным для продажи в Европе, в Kia куда как менее трепетное отношение в плане безопасности, чему примером набирающий у нас популярность Seltos. В тестах австралийской организации ANCAP (совпадающих с Euro NCAP) он показал неважные результаты: тазовая область водителя при ударе о жесткий барьер помечена красным, а его голень, но при ударе о мягкий барьер, — коричневым, что означает перелом.
5. Mazda CX-30, 2019 год. Россия ждет!
С 2009 года, когда каждое испытание эксперты Euro NCAP начали оценивать в процентах, единственным автомобилем, показавшим 99-процентную защиту водителя и пассажиров в салоне, стал кросс-хэтчбек Mazda CX-30. Машину представили в прошлом году на Женевском автосалоне и еще до нового года успели сертифицировать в России. Конечно, наличие ОТТС еще не означает, что ее на самом деле запустят на рынок, однако мы надеемся.
На Mazda CX-30 можно совершенно смело и идти на таран, и биться о бетонную стену, правда, на умеренных скоростях. Судите сами. При ударе о жесткий барьер с полным перекрытием «японка» получила 8 баллов из 8 возможных, при боковым ударе о столб и столкновении с другой машиной — 16 баллов из 16 возможных. До 100-процентного результата машина не дошла в основном из-за погрешностей при фронтальном ударе, которые грозят водителю и пассажиру легкими синяками на голенях. За защиту детей в салоне Mazda CX-30 получила 23,2 балла из 24. Пешеходы защищены на 80% — наиболее опасными стали нижние половины передних стоек, а вот бампер и центральная часть капота — зеленые!