Для начала напомним, что такое Euro NCAP. До недавнего времени (в 2020 году методика была изменена и дополнена) в испытания входили четыре краш-теста: лобовой удар о жесткий барьер (c 40-процентным перекрытием), два боковых удара — имитации удара о столб и столкновения с другим автомобилем и наезд на пешехода. Безопасность взрослых оценивается в этих четырех краш-тестах. Защищенность детей шести и десяти лет, находящихся на заднем сиденье, оценивается во фронтальном и боковых столкновениях.
Степень защиты водителя и пассажиров в Euro NCAP оценивается по пятибалльной шкале. Она может быть высокой (5), достаточной (4), удовлетворительной (3), слабой (2) или плохой (1). Важно то, что для получения итоговых пяти звезд необязательно быть круглым отличником. Достаточная степень защиты тоже укладывается в норму.
Разберем детально результаты краш-тестов Euro NCAP десяти популярных моделей нашего рынка. Насколько они безопасны для водителя, пассажиров и пешеходов? Работу электронных систем превентивной безопасности, оценка которых является обязательной для Euro NCAP, оставим за скобками. Слишком уж разнятся комплектации, которые поставляются на наш и европейский рынок.
Новая «трешка» заслужила свой пятизвездочный рейтинг. Особенно хорошо BMW выдерживает боковые удары — максимальная защита. С фронтальным ударом все не так идеально, но в пределах нормы. Хотя при смещенном фронтальном ударе есть риск немного травмировать голень — правую у водителя и левую у переднего пассажира.
С детской безопасностью у «трешки» все тоже неплохо. Лишь при лобовом ударе шестилетней малыш может получить не опасную травму шеи.
При столкновении с пешеходом «трешка» менее безопасна. Насчет травм головы и ног можно серьезно не переживать. Активный капот и бампер обеспечивают им хорошую защиту. А вот серьезные травмы таза вполне вероятны.
Дорестайлинговый Santa Fe образца 2018 года заработал на краш-тестах пять звезд. Но если присмотреться к результатам, то всплывают интересные особенности.
При фронтальном ударе кроссовер весьма безопасен. Грудь, колени и бедра как у водителя, так и у всех пассажиров защищены неплохо. Не о чем беспокоиться и при боковых ударах.
Претензия к детской безопасности только одна. При лобовом столкновении десятилетний ребенок, находящийся в Santa Fe на заднем сиденье, рискует травмировать шею. Все потому, что защита у Hyundai тут на «троечку».
Касательно защиты пешеходов Santa Fe выступил как середнячок. Защита головы, ног и таза колеблется от хорошей до средненькой. Особенно велика вероятность повредить нижнюю часть тела.
Удивительно, но Kia Ceed третьего поколения в тестах Euro NCAP смог заработать лишь четыре звезды. Что же пошло не так?
При фронтальном ударе безопасность у Сида неплохая. Защита груди водителя и всех пассажиров пусть не идеальная, но укладывается в норму. Увы, при боковом ударе о столб хэтчбек фактически никак не защищает тело водителя. Низшая оценка.
С детской безопасностью у Сида ситуация лучше. Нарекания вызывает недостаточно хорошая защита шеи десятилетнего ребенка при лобовом ударе. Возможны травмы средней тяжести.
С защитой пешеходов у хэтчбека все неоднозначно. Ceed в целом неплохо умеет снижать риск серьезных травм головы, хотя он и не оборудован активным капотом. Травмы ног — благодаря хорошо спроектированному бамперу — тоже сведены к минимуму. Но велика вероятность, что пешеход при встрече с Сидом сильно повредит нижнюю часть тела. Тут защита у Kia явно недостаточная.
Наша любимая Toyota Camry в Европе не продается, поэтому тестов Euro NCAP не проходила. Зато их в 2018 году прошел ее собрат Lexus ES. Седан получил в итоге пятибалльную оценку, но идеальной его защиту признать не получается.
Основная претензия — к защите задних пассажиров при лобовом столкновении. Велика вероятность, что нижняя часть тела соскользнет под поясную часть ремня безопасности, а это чревато травмами средней тяжести. Защита груди при такой аварии всего лишь достаточная, причем у всех сидящих в Лексусе.
Грудь водителя при лобовом ударе защищена чуть хуже, чем у переднего пассажира. Защита коленей и бедер у обоих передних седоков лишь достаточная.
Зато при боковом ударе ES надежно защищает голову и шеи своих пассажиров. А уж как Lexus заботлив по отношению к детям — максимальная оценка и высшая степень защиты.
При столкновении с пешеходом ES старается максимально снизить риск серьезных травм головы. Все благодаря активному выдвижному капоту. Хорош и передний бампер — ноги и таз пешехода если и пострадают, то не сильно.
Mazda CX-5 последнего поколения разбили для краш-теста в 2017 году. Кроссовер получил высший, пятизвездный рейтинг безопасности, но есть нюансы.
Защита водителя и взрослых пассажиров у Мазды на хорошем уровне. Кузов эффективно гасит энергию удара, но водитель может немного повредить правую голень. Вся надежда на помощь пассажира, который в этой ситуации должен остаться целым и невредимым.
Особенно хороша у Мазды защита от боковых столкновений. Все жизненно важные части тела защищены по максимуму, даже если CX-5 ударило о столб.
Умеет CX-5 заботиться и о безопасности детей. При боковом ударе оба маленьких пассажира, шести и десяти лет, будут в относительной безопасности. А вот при фронтальном ударе шестилетний ребенок в детском кресле может получить незначительную травму груди. У его десятилетнего соседа таких проблем не будет.
В испытаниях по защите пешеходов от лобового столкновения CX-5 показал хорошие результаты. Передний бампер и верхняя часть капота максимально снижают опасность травм. К сожалению, встреча с передней частью капота или боковыми стойками чревата серьезными последствиями.
Mitsubishi Eclipse Cross, который тестировали в 2017 году, показал себя неплохо. Кроссовер получил пять звезд, и это притом, что основан он на платформе старого Аутлендера образца 2006 года.
С фронтальным ударом у Eclipse Cross все неоднозначно. При лобовом столкновении хуже всего придется заднему пассажиру. В данном случае автомобиль может предложить ему лишь удовлетворительную защиту. Водитель вообще вне опасности, а переднего пассажира ожидают незначительные травмы.
Зато при боковом столкновении и ударе о столб кузов Eclipse Cross надежно защищает тела своих обитателей. Кресла и подголовники показали хорошую защиту для шеи.
Защита маленьких пассажиров у кроссовера на достойном уровне. При боковом ударе дети, сидящие на заднем сиденье, находятся в максимальной безопасности. Но вот при смещенном фронтальном столкновении десятилетний ребенок может немного травмировать шею.
При наезде на пешехода Eclipse Cross удивительно заботлив. Вся передняя часть кроссовера, включая капот, сделана максимально податливой. Опасаться пешеходу стоит только стоек лобового стекла.
Новенький для нас Duster, который в Европе продается под маркой Dacia, в краш-тестах 2017 года сумел набрать только три звезды. Это означает средний уровень защиты.
При лобовом ударе водителю Duster не позавидуешь. Слишком велик риск получить серьезную травму головы. Лучше уж оказаться на месте заднего пассажира, хотя и он защищен лишь на троечку. Боковые столкновения Duster переносит лучше, укладываясь в норму.
С детской безопасностью у Дастера все лучше. При боковом ударе кроссовер обеспечивают максимальную защиту. Увы, но при фронтальном столкновении с перекрытием шестилетний малыш, сидящий в детском кресле, может получить травму груди средней тяжести.
Забота о пешеходах у Дастера на хорошем уровне. Хотя кроссовер и не оборудован активным капотом, в целом столкновение с ним не грозит человеку серьезными травмами. Опасность для головы пешехода могут представлять только основание лобового стекла и жесткие передние стойки.
Пришедший к нам только в прошлом году Karoq европейцы протестировали на безопасность еще в 2017 году. Несмотря на итоговые пять звезд, к Шкоде есть ряд вопросов.
При смещенном фронтальном ударе колени и бедра сидящих спереди имеют хорошую защиту, но риск незначительной травмы груди, к сожалению, остался. Зато за сохранность головы и шеи при боковом ударе и наезде сзади можно не беспокоиться.
Возить детей в Шкоде не всегда безопасно. Шестилетний малыш, сидящий сзади в детском кресле, очень слабо защищен от травм груди при лобовом столкновении. При этом десятилетнему пассажиру в этой же ситуации такая опасность не грозит. При фронтальном столкновении для обоих детей велик риск травмировать шею. Хорошо, что при боковом ударе Karoq для маленьких пассажиров вполне безопасен.
При наезде на пешехода Skoda пытается уменьшить количество травм. Встреча головы с капотом, в отличие от стоек лобового стекла, серьезной опасности не обещает. Передний бампер бережет ноги пешеходов. Куда более вероятны незначительные травмы в области таза.
Последнее поколение RAV4 хорошо выступило в тестах Euro NCAP. Защита водителя при фронтальном ударе не идеальна, но укладывается в норму. При лобовом столкновении стоит поберечь грудь и заднему пассажиру. Безопаснее всего в этой ситуации тому, кто сидит спереди справа.
С боковыми ударами кроссовер справляется неплохо, правда, защита головы лишь на четверку. Все из-за некорректно сработавшей шторки безопасности.
По отношению к пешеходам кроссовер максимально дружелюбен. Травмы области таза сведены к минимуму, настолько грамотно спроектированы у RAV4 капот и бампер. Хорошо защищены также голова и ноги.
От таких автомобилей, как Touareg, ждешь высочайшего уровня безопасности. Увы, флагманский Volkswagen третьего поколения, разбитый для теста в 2018 году, хотя и получил заветную пятерку показал себя не так чтобы очень.
При фронтальном ударе самое безопасное место в Туареге — правое пассажирское. Водитель же в любом случае рискует получить травмы груди средней тяжести. Это же грозит и заднему пассажиру при лобовом столкновении.
При обычном боковом ударе Touareg похвально безопасен. К сожалению, при ударе боком о столб тело водителя защищено слабо, всего лишь на троечку. Зато нет никаких вопросов к защите шеи и головы при наезде сзади.
Перевозить детей в Туареге вполне безопасно, а вот наезд на пешехода может закончиться для последнего серьезными травмами в области таза. Защита слабая и откидной капот не помогает. Хорошо хоть, что за сохранность головы и ног можно не беспокоиться.