Первым делом я подошел к неприметному бюджетному Fukang ES600, то есть к электрическому Peugeot 408. К слову — это новинка нынешнего года. В Россию машина, конечно, пойдет без всяких признаков французской марки, хотя на кнопке звукового сигнала выставочного экземпляра красуется вставший на задние лапы лев — эмблема Peugeot. Сардор Балтаев, «прикрепленный» к машине, уточнил, что французская атрибутика наличествует только на партии, завезенной для сертификации, а когда начнутся «белые» поставки из Китая, эмблему заменят. Собственно, именно этим и объясняется наш интерес к Фукангу — его испытывают на полигоне НАМИ для получения полноценного Одобрения типа транспортного средства. Неделю назад в интернете разошлась информация о том, что инициатором процедуры стал дилер китайских марок «Автолайт», однако, как объяснил мне Сардор, это возложили на отдельное юрлицо «ЭлектроАвто». Его учредителем в августе прошлого года стал Михаил Фонарев, который через ИП руководит и самим «Автолайтом». ОТТС на Fukang ES600 ожидается в декабре–январе. К слову, по данным нашей редакции, одним из партнеров поставок стала логистическая корпорация GEFCO, которая занималась доставкой автомобилей для российского представительства Stellantis.
Интересно, что в Китае Fukang ES600 покупают в основном корпоративные клиенты — такси и службы по перевозке школьников там, где не нужны большие автобусы, а стоит машина на домашнем рынке от 22 500 долларов США (в пересчете с юаней). А что будет у нас? «ЭлектроАвто» тоже нацеливается на корпоративных клиентов как в российских городах-миллионниках, так и в столицах Евразийского экономического союза, то есть в Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии. При этом цена будет рассчитываться ступенчато, с уменьшением. Тот, кто покупает от одной до десяти машин, заплатит 3 170 000 рублей. Далее идет промежуток 10–20 машин, затем — 20–30, 30–40, а тот, кто возьмет от 40 и выше, получит особые условия. Но, собственно, если за машиной придет и частник, ему обещают не отказать.
Я уточнил у одного из представителей «ЭлектроАвто», нет ли противоречия между их контрактом и поставками машинокомплектов седана Aeolus E70 Pro (он же — Evolute i-Pro) на завод «Моторинвест» в Липецкой области, не была ли штаб-квартира против такого соперничества? Оказалось, «ЭлектроАвто» договаривался вовсе не со штаб-квартирой, то есть с центральным руководством. Со слов моего собеседника, у каждого завода концерна Dongfeng есть экспортный отдел, задача которого — распространить как можно больший объем китайских товаров по всему миру. Собственно, последнее было официально декларировано руководством Китая еще в 2013 году, когда появились первые наброски программы «Один пояс — один путь», а по некоторым схемам китайские предприятия за такое продвижение получают солидные субсидии от правительства. Что касается договора между «Донгфенгом» и «ЭлектроАвто», он, по нашим данным, уже подписан, и срок его действия составляет десять лет с ежегодной отгрузкой в Россию 2000 электрических седанов, которые можно будет потом заменить на другой автомобиль. Интересно, что «ЭлектроАвто» заказывает машины за юани, а долларовая составляющая в цене приходится на «логистику по территории сопредельных государств». Вместе с тем директор Дмитрий Ивлев надеется, что запланированное повышение утильсбора на электромобили не состоится, а таможенную пошлину, возвращенную на «электрички» с 1 января нынешнего года, вновь отменят.
Между тем далеко не все участники рынка, даже самые крупные, считают необходимым оформлять Одобрение типа транспортного средства. Яркий пример тому — бренд Evolute. Как мы знаем, седан i-PRO уже вовсю продается, однако ОТТС на него до сих пор не помещен в базу данных, хотя это должно происходить в течение пяти рабочих дней с момента выдачи документа на руки заказчику. Дело в том, что у Evolute нет одобрения: на сегодня «Моторинвест» использует упрощенный метод сертификации, введенный правительством 12 мая, после того как стало понятно, что нашему автопрому без импортных комплектующих не жить. Напомним, что было разрешено сертифицировать машины, не соответствующие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. В чем конкретно заключается несоответствие машин Evolute действующему техрегламенту, сказать трудно: подушки безопасности вроде бы все на месте, модуль ЭРА-ГЛОНАСС и блок антиблокировочной системы тоже. По крайней мере, в этом нас уверял один из сотрудников бренда.
Специально для продажи электромобилей 1 сентября 2022 года «Рольф» организовал подразделение «Рольф Электро», однако не стал оформлять его в отдельное юрлицо. Выделено сразу два направления бизнеса — по продаже подержанных электромобилей, точнее, тех, что завозят в Россию «в серую», и официальное. По второму «Рольф» уже получил дилерство Evolute и Voyah. Интересно, что вопреки принятой «традиционной» практике, когда корпоративными продажами занимается представительство, «Рольф Электро» тоже продает машины юрлицам, и вся первая партия седанов i-PRO предназначена как раз для них. Наш собеседник признался, что даже среди «профильных» юрлиц, то есть таксопарков и служб каршеринга, желающих на Эволюты пока находится немного, поскольку, оказывается, есть проблемы с субсидированием, которые приходится решать точечно! Напомним, что раньше (до украинских событий) средства на субсидии в автопроме поступали от продажи импортных машин и тех моделей российской сборки, чья локализация была ниже установленной Минпромторгом «прогрессивки». Теперь же субсидий не хватает, и для того, чтобы обеспечить продажи Эволютов, приходится решать вопрос конкретно под каждую сделку, чтобы не сорвался клиент! Проще говоря, Минпромторг перешел на точечное управление экономическими процессами.
Напомним, что по закону субсидии в автопроме выделяются не на всех участников рынка, выполнивших условия, а в строго фиксированном объеме, зависящем от возможностей бюджета. Вся эта история лишний раз выявляет незримую связь между Минпромторгом и «Моторинвестом» и порождает смутные сомнения: а какая Минпромторгу выгода от того, что на «Моторинвесте» собирают отверточным методом китайские «электрички»?.. Кстати, что касается объема реализации Evolute i-PRO, то непосредственно через «Рольф Электро» продано уже около 30 машин, при этом, по словам нашего собеседника, еще не все машины выданы клиентам.
Генеральный директор фирмы Kvanta Дмитрий Шпарага сообщил, что бизнес существует второй год, но пока только в Москве. Сейчас готовится партнерская программа для регионов по обслуживанию, поскольку машины из столицы продаются по всей стране. Все китайские машины Kvanta покупает напрямую у заводов. Кроме того, в настоящее время фирма ведет «многовекторные переговоры с разными производителями» на предмет получения статуса дистрибьютора, но Дмитрий признался, что конкретных успехов здесь пока нет. Судя по всему, «Кванта» ищет партнера, который выпускает машины в среднем и высоком ценовых сегментах, и не только потому, что эта ниша привычна фирме: Дмитрий говорит, что в бюджетном ценовом сегменте в Китае проблематично найти хорошую машину. На сегодня сбыт «Кванты» достиг 20–30 автомобилей в месяц, при этом гарантию ни в какой форме компания пока предложить не может.