Они, безусловно, одноклассники со сравнимой колесной базой (RX — 2741 мм; TXL — 2800 мм) и почти одинаковой длиной (4770 против 4775 мм). Но с точки зрения техники — полная противоположность друг другу. Еще бы, кроссовер Lexus разрабатывался во времена, когда никто не думал кардинально уменьшать рабочий объем подобных моделей и, по крайней мере массово, устанавливать на них турбонаддув.
При этом официально на нашем рынке пусть и не сразу, а по мере появления их в линейке, были доступны все моторы. В частности, V-образная 3,5-литровая «шестерка» 2GR-FXE мощностью 249 л.с., которая работала в составе гибридной силовой установки и в рамках модификации RX450h. И «четверка» 1AR-FE объемом 2,7 л с отдачей в 188 сил (RX270).
Самым же популярным и, так сказать, характеризующим этот кроссовер стал указанный V6 2GR-FE (277 л.с.), лишенный электродовесков. Сравнивать будем именно исполнение RX350.
Рожденный в эпоху даунсайзинга, TXL сразу оснащался «турбочетверкой» в 1,6 л 4J16 (186 сил). Позже ему добавили еще один двигатель с наддувом — 2,0-литровый, 197-сильный 4J20. К тому же серия моторов Acteco 4J изначально имела непосредственный впрыск топлива.
Словом, диаметральные противоположности. Но по другим техническим особенностям и японская «шестерка», и австрийско-китайские «четверки» отвечают трендам времени. У всех цепной привод ГРМ, фазовращатели на одном или обоих валах, индивидуальные катушки зажигания.
Впрочем, проблемы опять же отличаются. Точнее, они есть у тойотовского мотора. Эксидовские, несмотря на имеющиеся пробеги более 150 000 км, пока не пугают отказами. А 2GR-FE помимо ряда незначительных недостатков имеет глобальный недуг. Даже два. Во-первых, на нем рвалась резиновая трубка масляного контура, расположенная снаружи. Понятно, с каким результатом. Во-вторых, по определенным причинам (есть разные мнения) на этом двигателе задирает первый цилиндр. Так что к выбору RX350 нужно подходить с эндоскопом. Правда, добраться до источника проблемы сложно — «горшок» прикрыт коллектором.
Надо пристально исследовать и «автомат» — 6-ступенчатый U660F.
Он имеет массу проблем — от сгорающей блокировки гидротрансформатора до разрушения одного из планетарных рядов. Поэтому при покупке следует критически относиться к любым отклонениям в работе коробки.
До весны нынешнего года TXL комплектовался исключительно 7-ступенчатым «роботом» с «мокрыми» сцеплениями. После чего в связке с 2,0-литровым двигателем получил 8-ступенчатый «автомат». Таких кроссоверов на вторичном рынке еще практически нет. Что же касается «преселектива», то он оказался довольно вынослив — по части, разумеется, ресурса пакета сцеплений.
Полный привод у Exeed и Lexus решен по одинаковой и традиционной сейчас схеме. Межосевого дифференциала нет, задние колеса подключаются при пробуксовке передних электромеханической муфтой.
Подвеска тоже конструктивно идентична. И у Exeed спереди McPherson, сзади — многорычажная конструкция.
И у Lexus. Разве что люксовый «японец» в некоторых оснащениях имел пневмоподушки вместо пружин.
Кроссовер, официально продававшийся у нас как Cheryexeed TXL, выпуска 2020–2021 годов минимально по стране стоит под два миллиона рублей. Максимум — 2,8–2,95 млн. Оптимально же будет на покупку заложить 2,3–2,5 млн.
TXL с рестайлингом выпуска от конца 2021 года и в течение 2023-го оцениваются от 2 250 000 рублей. Найти такие будет проблематично. Хотя и платить 3,8–3,9 млн, а в некоторых случаях даже 4,3–4,5 млн — как-то расточительно. Нормальная стоимость лежит в пределах 2,8–3,2 млн. За эти деньги вполне можно найти экземпляр с пробегом в районе 20 000 или даже 10 000 км (проверять по сервисной истории!). Автомобилей с двигателем 1,6 л, разумеется, больше. Штучно попадаются подержанные машины с рынка Китая, то есть без пробега по РФ.
За 1,8–2,0 млн удастся подобрать RX350 до обновления. Бывает, что его оценивают и в 3,5, и в 3,75 млн. Средняя стоимость, как и положено, где-то посередине.
В два с небольшим миллиона можно уложиться при поисках Lexus после рестайлинга. Но лучше закладывать 2,8–3,2 млн. Верх рынка — 4,2–4,4 млн. То есть 9–16-летний RX350 и TXL 2020–2023 годов стоят в среднем одинаково. Правда, в отношении «японца», даже если речь идет о машинах последних лет производства, не стоит рассчитывать на столь «смешные» пробеги. На одометре RX может быть и хорошо за сотню, и за двести, и за триста тысяч км. И совсем не обязательно, что экземпляр с каким-то чудовищным километражом будет недорог. А установить с помощью сканера реальный пробег не получится. И дилерские сервисы подобные машины давно уже не посещают.
Зато Лексусов вдвое больше, чем Эксидов. Возможно, что-то и удастся подобрать в более-менее сносном состоянии.
Дилеры сообщают, что первый оригинальный каталог приходилось переводить на русский язык. Сейчас русификация стала базовой. Тем не менее тот первый вариант выглядел удачнее. Были четкие разделы по агрегатам и системам (двигатель, трансмиссия, электрика и т. д.), и картинки, помогавшие подбирать деталь. В новой версии комплектующие предполагается подбирать только по номеру. А запчасти не всегда логично разбросаны по разделам. Например, составляющие подвески почему-то находятся в разделе, касающемся кузовных панелей. Другой интересный момент работы оригинального каталога, с которым иногда приходится сталкиваться — вводишь VIN конкретного автомобиля, но подобрать какую-то деталь по нему почему-то нельзя. Вводишь номер от другого автомобиля — искомая запчасть обнаруживается.
Бывает, что в конкретный период времени в каталоге отсутствуют некоторые кузовные панели или, скажем, блоки кнопок, расположенные на спицах руля.
С другой стороны, дилеры вряд ли способны допустить следующую ошибку (по крайней мере, если ошибутся, возьмут на себя последствия). На TXL до обновления и после него рулевые наконечники имеют разный диаметр резьбовой части. Владельцы же — такие случаи известны — могут с удивлением обнаружить, что заказали, а они не подходят.
Еще один любопытный момент — продажа некоторых деталей исключительно в сборе. К примеру, нет пыльников на ШРУСы. Их можно приобрести лишь в сборе с приводами.
Передняя камера предлагается только с крепежом — притом что он съемный. При аварии сама камера, как правило, остается целой. Кронштейн же ломается, и дилер/потребитель вынужден копеечную детальку заказывать вместе с дорогим оптическим элементом.
До недавнего времени передние стойки производитель поставлял в сборе. Сейчас все-таки можно заказать отдельно амортизатор и пружину.
На автомобилях с передними рычагами старого образца шаровые опоры идут только вместе с ними. Зато задние вертикальные сайлент-блоки подходят от VAG. В частности, от Audi RS3 и TT.
Есть примеры и других заимствований. Например, корпусный масляный фильтр, во всяком случае, по внешним габаритам и резьбе (он един для обоих моторов) точь-в-точь как VIC C-111, подходящий многим Toyota.
Колодки (как, впрочем, и масляные фильтры) дилер устанавливает оригинальные. При этом отмечая — передние подходят от Honda Odyssey и CR-V третьего поколения. То есть можно подобрать колодки из разряда хорошо зарекомендовавших себя европейских и азиатских брендов.
Свечи, как мы знаем, поставляются NGK.
Еще один пример — передние амортизаторы несут бренд Chery. А задние поставляет совместное предприятие FAW–Tokico.
Но воздушные фильтры свои, оригинальные. Причем разные для двигателей 1.6 и 2.0. Выполненные, кстати, по европейскому образцу — с резиновым уплотнителем по периметру и частыми складками фильтрующего элемента. Резинового облоя, конечно, многовато, но это не критично, подобное встречается и на деталях из Старого Света.
Вместе с тем нельзя сказать, что владельцы прямо-таки массово везут какие-то альтернативные запчасти. Единственное исключение — салонный фильтр, который от автопроизводителя сравнительно дорог и потому часто покупается на стороне. И столь же часто клиенты приобретают не ту деталь — она попросту не встает в слот.
У дилеров, разумеется, есть в наличии все расходники и техжидкости, большая часть из которых предлагается под брендом автопроизводителя. Но иные — еще европейских марок.
Кроме того, на складе держат амортизаторы, линки, передние рычаги, а также те комплектующие, которые в группе риска по гарантийным заменам. Например, лобовые стекла. Существуют промежуточные склады, откуда запчасти до конкретного дилера могут дойти за три–семь дней. И дистрибьютор в столице, способный доставить запчасти по стране в среднем за 10–16 дней. Если же комплектующих нет в РФ, то груз из Китая придется подождать в пределах месяца–трех. В основном это касается составляющих интерьера.
Зато, как говорят дилеры, нет необходимости что-то демонтировать, чтобы посмотреть номер элемента. Это касается, к примеру, сидений.
Именно в отношении Exeed встретилась следующая ситуация. Вводишь на сайте-агрегаторе один VIN, и маркетплейс четко показывает — TXL такого-то года в такой-то модификации. Вбиваешь другой VIN, и торговая площадка дает на выбор — либо Chery Tiggo 8, либо Jaecoo J8. Exeed TXL не предлагается вообще. Как такое может быть, если VIN — это идентификационный номер конкретного автомобиля. Его не могут делить между собой три модели разных марок, пусть и принадлежащих одной корпорации. Тут одно из двух — или маркетплейс путается, или у китайцев с этим какие-то проблемы. Тем более есть примеры, когда по VIN нельзя как минимум что-то подобрать даже в каталоге автопроизводителя.
Впрочем, на паре других популярных маркетплейсов VIN вообще не бьется.
При этом на одном из них марки Exeed нет в каталоге. А на втором, несмотря на то что VIN отсутствует в базе сайта, обнаруживается достаточно внушительный набор не одних лишь «расходников» для ТО. И это касается не только относительно давно предлагаемого мотора 1,6 л.
Имеется, пусть и в меньшем объеме, набор для техобслуживания на другом агрегаторе.
Что же касается альтернативных маркетплейсов, появившихся в последнее время и ориентированных на запчасти для «китайцев», то их все больше и больше. Бывает, что сайты некоторых недооформлены, однако и позиции уже есть, и цены на них.
Может быть, не в одном месте, но, поискав, удастся приобрести и ГБЦ, и блок, и всю их начинку, и двигатель в сборе, и разные ЭБУ.
И составляющие трансмиссии, включая пакет сцеплений.
Разве что в отдельных каталогах существует некая путаница. Например, видишь там ремень ГРМ (которого у двигателей TXL отродясь не было), а на самом деле это ручейковый привод навесных агрегатов. На некоторых сайтах по запчастям есть деление на оригинальные и аналоги (обычное дело), но последние обозначены всего лишь так: «фильтр воздушный Азия», «фильтр воздушный Европа». Или «качественный аналог», или «заводское качество». То есть бренд не указан. А то, что деталь из Кореи или из ЕС — это очень пространная характеристика, никак не говорящая о ее качестве.
Поэтому за ходовыми запчастями («расходниками», деталями подвески) лучше обращаться на классические маркетплейсы, где бренды обозначены. Другое дело, что даже оригинальные комплектующие на альтернативных агрегаторах, как правило, дешевле, чем у дилера (бывают и обратные примеры). Остается вопрос наличия подделок. Изредка уже попадается информация о том, что владельцы недовольны качеством «оригинала», купленного на стороне.
С маслом — никаких проблем. Класс качества (по API от SN) дает широчайший выбор, который совсем не сокращает вязкость (5W-30 либо 0W-20). Есть отечественные, корейские, японские масла.
И, естественно, дорогие продукты.
Хотя масло под брендом Exeed выпускает «Газпромнефть».
То же самое можно сказать и о масле для «робота» — диапазон цен от недорогих азиатских до жидкостей с родины Getrag либо других европейских.
С «расходниками» посложнее. Так, предложение «воздушков» широко. Например, есть от российского бренда Big Filter. Но нет, скажем, от Mann и Knecht/Mahle.
Картриджи и корпусные масляные фильтры также представлены в ассортименте. Но из именитых продуктов (Mann) можно найти лишь последний.
Предложение свечей зажигания по брендам для 4J20 ограничено. Для 4J16 помимо бюджетных Lynx и SAT доступны хорошо себя зарекомендовавшие Brisk и Denso. Но почему-то отсутствуют NGK, которые поставляются на конвейер.
По катушкам зажигания тоже есть кое-какой выбор, но на сей раз без громких имен.
С амортизаторами пока тоскливо. Большинство даже китайских производителей TXL игнорируют. А из того, что имеется, лучше все-таки выбирать элементы под брендом Chery.
Оригинальным пружинам вообще нет альтернативы (небольшой разбег в стоимости объясняется предложением от разных дилеров). Вероятно, что-то можно подобрать по размерам и жесткости. Но нужно ли?
При замене стоек стабилизаторов и шаровых опор предпочтение, пожалуй, стоит отдавать опять же оригиналу. Никакие именитые бренды TXL в свою производственную программу для вторичного рынка пока не включили.
А вот задние сайлент-блоки передних рычагов до модернизации (проблемные) удастся подобрать от известных европейских производителей. Они к TXL подходят от некоторых моделей Audi.
Среди тормозных колодок попадаются вполне достойные CTR и NiBK. Если же учесть, что можно заменить их на детали от Honda CR-V, то ассортимент значительно расширяется. В нем появляется немало качественных продуктов. И все же перед покупкой нелишне будет сравнить — точно ли они взаимозаменяемы.
Кузовные панели можно подобрать из разряда б/у либо от альтернативных китайских производителей (которые не факт, что встанут с минимальными зазорами). Любопытный нюанс — безрамочную решетку в бампере у дилера можно набрать по отдельным полоскам. Тем, которые окрашены в цвет кузова и из серого пластика. Будучи подержанной, эта конструкция продается в разной степени комплектности.
Из отдельных деталей (молдинга, черной планки, подсвечиваемых букв эмблемы) набирается и панель между фарами.
Светотехнику также можно найти в основном бэушной.
Из тех же источников — «кузовщина» и фары Lexus. Правда, для RX гораздо шире выбор панелей и оптики от сторонних китайских фирм.
Ну а другие запчасти и расходные материалы для «японца», понятное дело, доступнее и шире представлены, в том числе по заслуживающим доверия брендам. В то время как комплектующие для TXL в наличии еще нужно поискать. Если в городе присутствуют сетевые структуры или хотя бы крупные магазины — хорошо. В противном случае придется заказывать и ждать, определяя качество детали уже по факту.
Цены на запчасти, руб.
Наименование детали/автомобиль | TXL 1,6 л (2,0 л), цены в ДЦ | TXL 1,6 л (2,0 л), цены в магазинах | Lexus RX350 |
Фильтр воздушный | 2425 (2500) | 390–4300 | 500–5500 |
Фильтр масляный | 1330 картридж/1400 корпусной | 200–2450 | 400–1700 |
Масло моторное | 765/1 л (955/1 л) | от 2500/4 л | от 2500/4 л |
Масло трансмиссионное | 3400/1 л | от 4100/4 л | от 4000/4 л |
Свеча зажигания | 1275 (2250) | 570–3000 | 500–2200 |
Катушка зажигания | 8000/шт. (7766/шт.) | 2700–8800/шт. | 1500–8300 |
Амортизаторы пер/зад | 23 156/15 657 | 13 600–25 500/2300–23 500 | 3700–25 300/2400–14 500 |
Пружины пер/зад | 13 000/7478 | 8800–11 800/6600–7900 | 21 700/62 000 |
Шаровая опора | 5744 | 2100–5250 | 1000–9000 |
Линк пер/зад | 3396/3746 | 1100–3200/1100–6650 | 650–5500/500–2700 |
Колодки пер/зад | 11 000/9000 | 950–29 300/1150–21 500 | 1500–9100/850–5800 |
Капот | 106 999 | 25 000–50 000 (б/у и новые альтернативные) | 12 000–74 000 (б/у и альтернативные) |
Бампер | 100 000 в сборе | 11 000–60 000 (б/у, в зависимости от комплектности) | 3000–33 000 (б/у и альтернативные) |
Фара | 154 254 + 21 243 ДХО | 7500–67 000 (б/у, в зависимости от состояния) + 1000–10 000 ДХО (б/у, в зависимости от состояния) | 20 000–47 000 (б/у и альтернативные) + 1800–5500 фара противотуманная |
Крыло | 36 158 | 7000–15 000 (б/у) | 6600–35 000 (б/у, оригинальные и альтернативные) |
Панель между фарами | 44 502 (8503 — полоска под буквы; 5669 — молдинг + буквы) | 4000–15 000 (фронтальная надпись Exeed) | Решетка радиатора 10 000–25 000 (б/у и альтернативные) |
По эксплуатационным расходам TXL вполне оправдывает свой статус. Почти по всем позициям он дороже демократичных Chery Tiggo 7 Pro Max и 4 Pro Max. Что же до Lexus, то и тут, выбирая запчасти нормального качества, придется заплатить больше, чем обладателю какой-нибудь Короллки.