Для начала немного истории. Подразделение Ford of Europe было образовано в 1967 году в результате слияния британского и германского филиалов американской компании с целью снижения издержек на ведение бизнеса в Европе. Слияние это было не одномоментным: можно считать, что оно завершилось в 2002 году, когда Ford прекратил производство легковых автомобилей в Великобритании. В 2013 году Ford вывел из Великобритании и производство легких коммерческих автомобилей, сконцентрировав таким образом основной бизнес в континентальной Европе. Между тем на протяжении практически всего XX века британский филиал Форда был мощным центром инжиниринга — именно здесь ковалась европейская автоспортивная слава американской марки, разработаны культовые модели Ford Capri, RS200, Sierra RS Cosworth и Escort RS Cosworth.


Первые поколения Mondeo и Focus — это тоже по большей части воспитанники британской конструкторской школы, безупречные настройки шасси помогли им завоевать почетный титул «Европейский автомобиль года» в 1994 и 1999 году соответственно. Ford Mondeo в конце 1990-х расходился в Европе тиражом более 300 000 штук в год, Focus в начале 2000-х продавался в количестве более 500 000 штук в год. В 2002 году производство Ford Focus первого поколения началось в российском Всеволожске. Ford Mondeo получил российскую прописку только в третьем поколении — завод во Всеволожске освоил его выпуск в 2009 году.
Разработанный в середине 1970-х маленький хэтчбек Fiesta стал одним из самых дорогостоящих проектов в истории Ford, над ним одновременно работали американцы, немцы и британцы. Пик продаж Фиесты в Европе пришелся на 2009 год, когда было реализовано более 450 000 экземпляров, по результатам месячных продаж Fiesta несколько раз опережала Volkswagen Golf, который с 2007 по 2021 год был абсолютным европейским бестселлером по итогам годовых продаж.
В России Fiesta была куда менее популярной, чем Focus и Mondeo, из-за не самого лучшего баланса цены и потребительских качеств, притом что седаны и хэтчбеки шестого поколения с 2015 по 2019 год выпускались у нас в Набережных Челнах, здесь же была налажена сборка соплатформенного кроссовера Ford EcoSport.
Fiesta, Focus и Mondeo долгое время были основой бизнеса Ford в Европе, но по мере повышения законодательных требований в части экологии и безопасности росли затраты на разработку и производство этих моделей, в связи с чем американская компания стала больше заниматься другими, потенциально более прибыльными сегментами рынка — MPV (микровэны, компактвэны, минивэны) и SUV (кроссоверы и внедорожники).
Инвестиции в сегмент MPV по большому счету себя не оправдали — созданные на легковых платформах однообъемники Ford B-Max, C-Max, S-Max/Galaxy пользовались относительно скромным спросом и уже сняты с производства. Вместо них Ford сегодня предлагает пассажирские версии легких коммерческих автомобилей — например, Tourneo Courier, который делит платформу с кроссовером Ford Puma, но при этом выпускается и в сугубо грузовых версиях под именем Transit Courier.



Европейские кроссоверы Ford оказались вполне успешными, но проблема в том, что их мало: сегодня ходовых моделей, по сути, две — это вышеупомянутая Puma и компактная Kuga, которая производится в испанской Валенсии. Из Америки Ford привозит в Европу внедорожник Bronco и электрический кроссовер Mustang Mach-E, но это довольно дорогие нишевые модели с соответствующими (скромными) цифрами продаж. Вкладываться в большое разнообразие кроссоверной линейки по примеру концерна Volkswagen руководство компании Ford не захотело.

Вместе с тем в 2020 году компания Ford вступила в альянс с концерном Volkswagen с целью сокращения затрат на разработку новых моделей. В результате этого союза Ford разработал актуальные среднеразмерные пикапы Ford Ranger и VW Amarok, а также однотонные фургоны Ford Tourneo/Transit Custom и VW Transporter/Caravelle. В свою очередь Volkswagen разработал новые поколения «каблучков» VW Caddy и Ford Tourneo/Transit Connect (они крупнее и дороже, чем румынские Ford Tourneo/Transit Courier) и предоставил свою электромобильную платформу MEB для двух европейских кроссоверов Ford — так на свет появились новые Explorer и Capri.


В 2020 году, когда началась разработка кроссоверов Ford Explorer и Capri, европейский автопром пребывал в эйфории от перспектив электромобилей. Руководство Ford рассчитывало, что электрические Explorer и Capri станут по-настоящему массовыми моделями, и вложило ради них в реконструкцию завода в Кельне (Германия) 2 млрд евро. Предполагалось, что к 2026 году Ford сможет продавать в Европе более 600 000 электромобилей ежегодно. В ожидании этого электромобильного триумфа в Кельне летом 2023 года было свернуто производство хэтчбека Fiesta седьмого поколения, замену ему не подготовили.
По иронии судьбы как раз летом 2023 года началось глобальное замедление спроса на электромобили, которое в итоге привело к полноценному системному кризису европейского автопрома. Производство электрического Ford Explorer на заводе в Кельне началось в июне 2024 года, Capri начал сходить с конвейера в сентябре того же года, и уже в ноябре завод пришлось отправлять в простой из-за слабых продаж этих моделей, а кроме них завод в Кельне сейчас ничего не производит.
По данным аналитического агентства JATO Dynamics, в первом квартале 2025 года продажи электрического Ford Explorer в Европе составили 8234 штуки, Capri разошелся тиражом 2581 штука. Для сравнения скажем, что Ford Focus, который пока еще производится на заводе в Зарлуи (Германия), за тот же период продан в количестве 21 112 штук, кроссовер Kuga — 29 102, Puma — 39 356.
Завод в Кельне рассчитан на производство 250 000 машин в год — понятно, что при текущей загрузке он приносит убытки. В ноябре 2024 года, после того как предприятие ушло в простой, компания Ford объявила, что из-за слабых продаж электромобилей вынуждена сократить 4000 сотрудников в европейском подразделении, в том числе 2900 в Германии и 800 в Великобритании, где Ford по-прежнему производит двигатели. Вместе с тем еще в 2023 году американская компания объявила об увольнении 3800 человек в Европе в связи с переходом на электромобили и сокращением линейки топливных моделей.



Любимчика Европы Ford Focus приговорили к отставке еще в 2022 году — опять-таки в расчете на быстрый и неуемный рост спроса на электромобили. Производство Фокуса на заводе в городе Зарлуи должно завершиться в ноябре 2025 года, после чего этот завод превратится в сервисно-логистический центр со штатом примерно в 1000 человек. Такая странная трансформация автосборочного предприятия объясняется тем, что компания Ford не смогла найти на него подходящего покупателя и не сумела договориться с профсоюзами об его полной ликвидации.
Казалось бы, глядя на то, как жестко великая электромобильная мечта столкнулась с рыночной реальностью, компания Ford могла бы десять раз передумать и продолжать выпускать Focus в Европе еще несколько лет — благо спрос на него есть, но она этого не сделала. Китайский рынок Ford Focus покинул еще в прошлом году из-за очень слабых продаж.
В марте этого года компания Ford объявила об очередном этапе реструктуризации своего европейского подразделения, на что заложила внушительную сумму в размере 4,4 млрд евро. Часть этой суммы пойдет на разработку нового многолетнего бизнес-плана Ford of Europe, часть — на погашение долгов заводов в Германии (Кельн и Зарлуи), входящих в дочернюю компанию Ford-Werke GmbH, общий объем этих долгов составляет порядка 6 млрд евро. Вместе с тем компания Ford объявила об отзыве взятого на себя в 2006 году обязательства оплачивать все долги Ford-Werke GmbH, чем вызывала большую суматоху в немецких СМИ — многие из них восприняли это известие как подготовку к банкротству и/или ликвидации Ford-Werke GmbH. В официальном заявлении Форда таких вводных не было, но ясно, что содержать сегодня производство в Германии с ее высокими зарплатами, высокими социальными издержками и несговорчивыми профсоюзами очень накладно, проще сконцентрировать бизнес в менее проблемных странах — в Испании, Румынии и Турции.

Мощности заводов в Испании, Румынии и Турции более чем достаточно для текущего объема бизнеса Ford of Europe, самым сильным крылом которого являются легкие коммерческие автомобили. Сильно тратиться на легковую линейку в Европе компания Ford не хочет вопреки эмоциональной привязанности европейцев к Fiesta, Focus и Mondeo — эти модели еще долго будут жить в их сердцах. Понять сидящее в Америке руководство Ford можно: европейский рынок сегодня сильно зарегулирован и плотно завязан на экоповестке, которая все сильнее идет вразрез с реальностью.
Развязанная действующим президентом США Дональдом Трампом торговая война с Европой создает массу дополнительных проблем и рисков, которые могут еще сильнее охладить интерес компании Ford к европейскому рынку. Уже нельзя исключать того, что в какой-то момент Ford примет решение оставить в Европе только коммерческие автомобили — в России мы такое проходили в 2019 году, когда топ-менеджеры Ford посчитали, что заниматься легковыми машинами в нашей стране стало слишком трудно и дорого, проще свернуть лавочку.