Зимой автомобиль может внезапно превратиться в неприступную крепость, если приходится открывать его обычным ключом. Конечно, подавляющее большинство автомобилистов сегодня привыкли разблокировать двери с брелока. Но если по какой-то причине это невозможно (допустим, сел аккумулятор, что в морозы не редкость), то приходится иметь дело с механическим замком, а он может подвести. Например, из-за перепадов температуры и вчерашней мойки, после которой машину толком не просушили, заледенеет личинка. Замерзшая влага намертво прихватит металлические детальки, а энергичное дерганье ключом в надежде решить проблему одним махом может раскурочить весь механизм. Такие неожиданные события случаются обычно утром перед работой и застают водителя врасплох. Спокойно, друзья, способы спасения имеются! Мы собрали и проанализировали все варианты решения этой проблемы — от общеизвестных до весьма экзотических.
1. Жидкие или аэрозольные размораживатели замков (а также многоцелевые смазки, именуемые в народе «жидкий ключ»). Это самое эффективное и быстрое средство, созданное специально для решения данной проблемы. Основой является спиртовой компонент, в составе присутствуют также специальные водоотталкивающие соединения. Эта смесь прекрасно справляется с окоченевшим замком, разрушая лед внутри механизма. Выпускаются в виде жидкостей в маленьких флаконах и аэрозолей в баллончиках. Действуют обычно за две-три минуты. Ассортимент размораживателей огромен, продаются в любых автомагазинах. Цена вопроса — от 80 рублей.
2. WD-40 (она же «вэдэшка»). Универсальная желто-синяя баночка, которая помогает справиться с целым комплексом проблем: очистить поверхность, открутить заржавевшую гайку или, как в нашем случае, открыть замок. На российской этикетке состав сформулирован довольно туманно: упомянуты углеводороды, алканы и ароматные (!) соединения. Но если верить Википедии, в основе состава этого средства — растворитель уайт-спирит. Распыляемая через тонкую трубочку жидкость проникает внутрь, разрушает лед и вытесняет лишнюю влагу. Вставляем трубочку в личинку замка, пшикаем, ждем несколько секунд и пробуем провернуть ключом. Есть мнение, что сильно увлекаться «вэдэшкой» не стоит, потому что впоследствии остатки вещества будут впитывать грязь и пыль. Поэтому, когда машина будет в тепле, хорошенько прочистите внутренности замка, удалив все лишнее. Цена вопроса — 200 рублей.
3. Теплый воздух. Для этого потребуется фен или бытовой обогреватель с вентилятором, удлинитель, а также источник электричества. Поток воздуха направляем на личинку и ждем чуда, периодически аккуратно проворачивая ключ. Один автослесарь поделился таким методом: если рядом нет розетки, можно присоединить шланг к выхлопной трубе соседнего заведенного автомобиля и направить на замок поток выхлопных газов. В этом случае потребуется изрядное терпение, ведь температура такого потока будет не слишком высокой.
4. Кипяток. Дедовский способ, который годится, если под рукой нет никаких спецсредств. Нужно полить замок и в буквальном смысле по горячим следам пытаться открыть дверь. Есть мнение, что следует попробовать снять резиновую прокладку между дверью и стеклом и залить воду в образовавшуюся щель. В случае провала всех попыток дело чревато еще большим намерзанием влаги внутри двери. Если метод сработает, то сразу едем в теплый бокс, снимаем дверную карту, замок и сушим все внутренности.
5. Зимняя стеклоомывающая жидкость («незамерзайка»). Метод чем-то похож на размораживание кипятком. Эффективность неоднозначная, но как вариант применить можно, особенно если под рукой есть баклажка с такой жидкостью. Некоторые говорят, что при обильном поливе «незамерзайка» может повредить лакокрасочное покрытие двери (все же обращали внимание, что от потеков омывающей жидкости на капоте остаются несмываемые следы?). Если повезет и дверь откроется, не забудьте потом обработать механизм влаговытесняющими средствами. Цена вопроса — 100 рублей.
6. Нагревание ключа. Простейший метод, для которого потребуется зажигалка или любой другой источник огня. Подносим к пламени сверху металлическую часть ключа, нагреваем и быстренько вставляем в замочную скважину. В удачных случаях горячий металл поможет растопить сердце замка и вернуть механизм к жизни. Действовать нужно крайне аккуратно, так как открытый огонь может повредить само жало ключа, и тем более нагрев опасен для пластиковых деталей и пульта управления сигналкой (особенно если он объединен с ключом). Особо отчаявшиеся умудряются греть и сам замок. Но тут есть риск испортить слой краски на двери. Меньше всего риск, если найти подходящий по размеру ненужный ключ или какую-какую-нибудь похожую тонкую железку. Существуют также специальные аксессуары в виде брелока с выдвижной металлической пластиной, способной нагреться до высокой температуры. Но такие игрушки — большая редкость.
7. Медицинская или солевая грелка. Необычный способ, которым стоит воспользоваться, если вдруг рядом оказалась аптека. Такая грелка нагревается самостоятельно за счет химической реакции, происходящей внутри. После этого можно приложить ее к замку и подождать некоторое время, пока тепло нагреет механизм замка. В нашей практике такое однажды действительно помогло! Может подойти и классическая грелка, наполненная горячей водой. Принцип одинаков — передать тепло замку. Цена вопроса — от 500 рублей.
Иногда проще взломать машину, чем разблокировать двери нормальным способом. Владельцы автомобилей с бесключевым доступом зачастую даже не знают, где расположена замаскированная личинка замка (обычно под пластиковой накладкой ручки, но могут быть другие варианты). Хотя и на прочих машинах, если сдох аккумулятор, порой проще вскрывать дверь, капот или багажник, чем размораживать замки.
Несколько лет назад автору этих строк пришлось столкнуться с таким казусом. Зима, на термометре -20, а под окнами беспробежный Ниссан Ноут с бесключевым доступом и слабенькой японской батарейкой, которая замерзла напрочь. Обнаружить личинку механического замка не удалось. В голову сразу пришла мысль открыть капот и поменять аккумулятор. К счастью, пластиковая накладка решетки радиатора быстро сдалась и удалось просунуть руку внутрь, нащупав механизм блокировки капота. Полчаса манипуляций, и сезам открылся. Поставили новый аккумулятор, открыли двери, завели.
Гораздо хуже, если в «мордашке» машины нет таких лазеек. Не будем же насильно открывать капот, вырывая все с мясом?! Тогда остается штурмовать салон. Сначала посмотрите на стекла, возможно, какое-то из них закрыто не до конца и с помощью крюка из толстой проволоки вам удастся его опустить. Хотя зимой такие случаи — редкость.
Один из последних шансов — багажник или пятая дверь. Оказывается, там порой имеется нормально работающая замочная скважина, которая позволит попасть внутрь машины. Просто про нее почему-то забывают.
Наконец, можно попробовать отогнуть верхний уголок передней двери и с помощью длинной проволоки зацепиться за «гвоздик» блокировки (если таковой имеется). Некоторые горячие парни в сердцах разбивают задние маленькие боковые стекла, любой ценой пытаясь проникнуть в салон. Но подумайте, стоит ли оно того?
Проще вызвать эвакуатор и отвезти машину в теплый бокс. Там в комфортных условиях, с подъемником, инструментом и толковым помощником можно разобраться с замком или аккуратно проникнуть в подкапотное пространство. История благополучно завершится. Но на будущее не забывайте возить с собой спецсредства для замка, а еще лучше — не увлекайтесь мойкой в сильные морозы.
Перед наступлением холодов обработайте механизм замка маслом. Не забудьте про резиновые уплотнители — для них подойдет специальная силиконовая смазка, которая продается в любой автолавке. Такие превентивные меры позволят открывать двери в любую погоду.