Компанию Geely основал в 1986 году талантливый китайский предприниматель Ли Шуфу (он же Эрик Ли), изначально она занималась производством запчастей для холодильников и кондиционеров, в 1994-м освоила производство легких мотоциклов и мотороллеров. В автобизнес Geely пришла в 1997 году в результате покупки автозавода в городе Дэян (провинция Сычуань), а собственное производство организовала в городе Тайчжоу (провинция Чжэцзян). Первым автомобилем Geely, сошедшим с конвейера в августе 1998 года, стал субкомпактный хэтчбек HQ (он же Haoqing) — клон Daihatsu Charade третьего поколения. Лишь в 2001 году, накануне вступления Китая в ВТО, Geely получила от китайских властей собственную лицензию на производство автомобилей — прежде частным компаниям ее не давали, хотя к тому времени в активе Geely были уже четыре завода. Лицензия дала Geely право выпускать модели собственной разработки.
В 2003 году разросшееся предприятие Ли Шуфу получило свое современное название — Zhejiang Geely Holding Group, в дальнейшем мы будем для простоты называть его холдинг Geely. Сегодня в составе этого холдинга находятся десятки компаний, не только автомобильные. «Ядерная» автомобильная группа, называющаяся Geely Automobile Holdings Limited (сокращенно Geely Auto), в 2005 году вышла на Гонконгскую фондовую биржу, Ли Шуфу к тому времени успел стать долларовым миллиардером с репутацией мастера привлечения инвестиций — его империя перешла в фазу стремительного роста. Если в 2005 году компания реализовала без малого 150 000 автомобилей, то в 2021 году глобальные продажи Geely Auto составили 1 328 029 машин. В состав Geely Auto не входят зарубежные активы, о которых мы поговорим чуть ниже. Сегодня Geely Auto — это собственно сама марка Geely, Geometry, Livan, Lynk & Co и Zeekr.
Geometry — это запущенный в 2019 году молодежный электромобильный суббренд, в прошлом году электромобили этой марки стали поставлять в Белоруссию и Израиль. Lynk & Co (существует с 2016 года) — созданная совместно Geely и Volvo глобальная премиальная марка с акцентом на современные схемы дистрибуции (подписка и прямые продажи), автоспорт и молодую аудиторию, не представляющую свою жизнь без соцсетей. Zeekr появился в прошлом году — это примерно то же самое, что Lynk & Co, но дороже и элитарнее.
Самое свежее приобретение Geely Auto — это Livan, электромобильный бренд, родившийся в результате реструктуризации обанкротившейся компании Lifan. Теперь Lifan — это компания Ruilan Automobile, которая принадлежит Geely и китайскому правительству (50/50), а Livan — ее торговая марка, не имеющая, к слову, никакого отношения к ближневосточному государству Ливан (Lebanon на английском языке).
Официальная презентация бренда Livan состоялась в конце июня на автосалоне в Чунцине вместе с двумя концептами, которые предвещают будущие серийные модели Livan. Всего под маркой Livan к 2025 году выйдут пять новых электромобилей со сменными батареями. Для замены батарей Geely хочет построить в Китае к 2025 году 5000 терминалов. Помимо электромобилей под маркой Livan будут предлагаться и традиционные бензиновые модели по доступным ценам — с ними бывший Lifan, то есть нынешний Livan, хочет вернуться на российский рынок и вдохнуть новую жизнь в уцелевшую дилерскую сеть.
В начале июля холдинг Geely анонсировал еще одну новую марку — Radar, под которой будет выпускать и продавать электрические пикапы, внедорожники и даже квадроциклы (их, очевидно, можно будет перевозить на пикапах).
Особняком в структуре китайского фланга холдинга Geely стоят бюджетный легковой бренд Maple (возрожден в 2020 году после десятилетней паузы), Zhidou (городские двухместные электромобили), Farizon Auto (легкие коммерческие электромобили), Yuan Cheng Auto (тяжелые грузовики) и Jidu Auto. Последний — основанное в этом году совместное предприятие Geely и китайского IT-гиганта Baidu: под маркой Jidu будут выпускать линейку электромобилей, глубоко интегрированных в интернет и метавселенную Baidu с перспективой перехода на полностью автономное вождение. Между тем для американского IT-гиганта Google холдинг Geely под маркой Zeekr сделал беспилотный шаттл вообще без руля и педалей — презентация прошла в прошлом году, но дата начала производства по понятным причинам не названа.
От обилия только китайских брендов холдинга Geely рябит в глазах, тем более что российские автомобилисты их почти не знают и не различают, а ведь есть еще пул зарубежных активов, которые очень хорошо повлияли на имидж китайского автогиганта.
Помните, когда марка Geely официально пришла в Россию? Это случилось в 2011 году, тогда в холлах второразрядных торговых центров стояли неказистые кросс-хэтчбеки MK Cross, и даже владельцы Лад и первых Логанов смотрели на них свысока — мол, несерьезная машина, не внушает доверия. Прошло всего десять лет, и вот уже бывшие владельцы премиальных «немцев» с радостью пересаживаются на модный купеобразный кроссовер Geely Tugella под предлогом, что это «то же самое, что новый Volvo, только дешевле».
Volvo Cars вошла в состав холдинга Geely в 2010 году после десятилетия пребывания под крылом компании Ford. Клиенты шведской марки тогда сильно приуныли, но напрасно: китайский собственник ничуть не помешал развитию Volvo, и сегодня компания чувствует себя прекрасно — наращивает продажи и производственные мощности. У Volvo Cars есть два завода в Европе (в шведском Гетеборге и бельгийском Генте), один в США (в Риджвилле, штат Южная Каролина) и три в Китае (в Дацине, Луцяо и Чэнду), но этого оказалось недостаточно, чтобы выйти на выпуск 1,2 млн автомобилей к середине текущего десятилетия. 1 июля Volvo Cars объявила о строительстве третьего завода в Европе — он разместится в словацком городе Кошице и будет давать по 250 000 электромобилей в год. Поверьте, это очень неординарное событие, потому что многие другие крупные компании производственные мощности в Европе, наоборот, сокращают — слишком велики социальные и бюрократические издержки.
Общие с Geely платформы покупателей Volvo не смущают, потому что самобытный дизайн у шведских машин остался, европейские инженерные традиции сохранены и в каком-то смысле приумножены — автомобили марки Geely благодаря шведским генам стали ехать заметно лучше.
В 2017 году от Volvo Cars откололась марка Polestar, в прошлом одноименная гоночная команда и придворное тюнинг-ателье, а теперь производитель премиальных электромобилей со спортивным акцентом. Главный технический и имиджевый ориентир для Polestar — это Porsche. Пока Polestar пользуется платформами Volvo, но для флагманского седана Polestar 5 (выйдет на рынок в 2025 году) и других будущих моделей разрабатывает собственную алюминиевую платформу, которая моделям Volvo не достанется. Все это, разумеется, стоит денег, и Geely, как видим, не скупится на техническую обособленность молодой шведской марки, полагая, что в будущем инвестиции окупятся.
В 2013 году холдинг Geely приобрел производителя легендарных лондонских кэбов и сделал на его базе новую дочернюю компанию LEVC (London Electric Vehicle Company): сегодня она производит plug-in гибридные таксомоторы и фургоны.
В 2017 году автомобильная империя Ли Шуфу выкупила у малайзийского холдинга DRB-Hicom 51% акций компаний Lotus Cars и 49,9% акций Proton. Обе марки в итоге оказались в выигрыше: Proton на деньги Geely обновил текущий модельный ряд и пополнил его перелицованными китайскими моделями, а у Lotus и вовсе началась новая жизнь, о какой он мечтал предыдущие десять лет, но не получал от малайзийских хозяев денег на развитие.
До прихода Geely последней полностью новой моделью Lotus стало дебютировавшее в 2008 году купе Evora. Под крылом Geely британская марка полностью распрощалась со старым модельным рядом и уже представила три новинки — гиперкар Evija, купе Emira и кроссовер Eletre, причем кроссовер будет выпускаться в Китае на новом заводе в Ухане производительностью 150 000 машин в год — прежде о таких мощностях Lotus мог только мечтать. Историческая фабрика и технический центр Lotus в английском Хетеле сохранены и модернизированы, здесь ведется разработка новой электрической модульной платформы E-Sports для спорткаров следующего поколения, этой платформой Lotus поделится с французской маркой Alpine (входит в состав Renault Group).
В 2018 году Ли Шуфу купил 9,7% акций немецкого концерна Daimler AG (который в начале 2022 года был разделен на две компании — Mercedes-Benz Group AG и Daimler Truck AG), а в 2019 году Daimler и Geely создали равнодолевое совместное предприятие для перезапуска кризисной марки smart. Фактически сейчас за разработку и производство новых моделей smart отвечает Geely, но Mercedes-Benz курирует дизайнерскую часть. В апреле этого года был представлен субкомпактный электрический кроссовер smart #1 на модульной платформе SEA от Geely, то есть на перезапуск марки и создание с нуля нового продукта понадобилось всего три года.
В начале этого года холдинг Geely и Renault Group договорились о создании совместного предприятия в Южной Корее: речь идет о фактическом перезапуске загибающейся компании Renault Samsung Motors, на 2024 год на заводе в Пусане намечен запуск новых моделей на платформе CMA.
В состав холдинга Geely входит также мотоциклетная группа Qianjiang Motorcycle Group с китайскими марками QJmotor, Keeway, KSR Moto и итальянской Benelli.
Наконец, есть еще «технологическая» группа (Geely Technology Group), куда входят созданная в 2018 году компания Geespace, занимающаяся разработкой, производством и запуском спутников высокоточной навигации, и приобретенный Geely в 2017 году американский аэромобильный стартап Terrafugia (ему же принадлежит бренд Commaris, выпускающий коммерческие беспилотники). В 2019 году Ли Шуфу стал ключевым инвестором германского аэромобильного стартапа Volocopter и таким образом включил его в число подконтрольных Geely брендов.
Как видим, Ли Шуфу стремительно диверсифицирует свой бизнес, в структуре холдинга есть пара извозчичьих сервисов, проект по развитию высокоскоростных железных дорог и даже производитель смартфонов — в июне Эрик Ли купил хорошо известную в России компанию Meizu.
Между тем критики Ли Шуфу считают такой подход недостатком китайского топ-менеджера — мол, основатель Geely слишком увлекся умножением сущностей, холдинг в целом дорожает, но становится все более неповоротливым и менее эффективным. Чистая прибыль Geely Auto снижается четвертый год подряд: если в 2018 году компания заработала 1,9 млрд долларов, то в 2021-м — только 0,65 млрд. Разумеется, негативное влияние оказали пандемия COVID-19 и глобальный дефицит микрочипов, но количество автомобильных брендов в обойме Geely уже кажется избыточным, а их позиционирование — размытым, из-за чего марки неизбежно будут отнимать покупателей друг у друга.
В России из китайских марок холдинга представлена пока только сама Geely, в прошлом году она реализовала в нашей стране 24 587 автомобилей, на 59% больше, чем в 2020-м. В первом полугодии 2022-го российские дилеры Geely продали 7910 машин, на 16% меньше, чем в январе–июне 2021-го. Сокращение спроса объясняется известными геополитическими событиями, и у Geely это сокращение оказалось скромнее, чем у главных конкурентов — Haval (-28%) и Chery (-27%).
Из-за санкционного давления и логистических трудностей расположенный в дружественной стране Белоруссии завод «Белджи» уже не кажется преимуществом Geely, новые партии сертифицированных у нас моделей будут приходить непосредственно из Китая. В свою очередь опыт Chery еще в прошлом году доказал, что можно продавать много машин и без локализации производства, сидя только на прямом импорте. В 2021 году Chery реализовала в России 37 118 автомобилей, при этом премиальная марка Exeed идет отдельной строкой (продано 3756 шт.), а в этом году Chery запустит в нашей стране еще и третий бренд — Omoda, таким образом китайская компания пытается заполнить на российском рынке ниши, образовавшиеся в результате ухода или временного прекращения поставок европейских и японских брендов.
Странно, что холдинг Geely при имеющемся у него изобилии брендов пока так и не привез в РФ что-нибудь кроме ограниченного модельного ряда материнской марки Geely. В обнародованной в прошлом году стратегии Smart Geely-2025 Россия значилась в списке стран, куда придет бренд Lynk & Co, но без указания конкретных сроков. Возможно, нынешняя Россия слишком сложный и при этом скромный кейс для крупного китайского холдинга, нацеленного на мировую экспансию и ценности западного мира. Так, к 2045 году холдинг Geely хочет стать полностью углеродно-нейтральным и внести тем самым свой весомый вклад в борьбу с глобальным потеплением.