На стартовые ценники смотреть бессмысленно. Кому нужен Geely Atlas с 2,0-литровым «атмосферником» на 139 л.с. и МКП, пусть и за 1 394 990 рублей? Аналогично и со Шкодой, у которой начальная версия Active за 1 529 000 рублей предполагает 110-сильный «атмосферник», «механику» и кондиционер. Печальнее всего дела обстоят с Mitsubishi. Базовый 117-сильный ASX с «механикой» и на стальных колесах стоит минимум 1 732 000 рублей.
Таким автомобилям нужны автоматические коробки, моторы хотя бы на 150 л.с. и полный привод, который мы считаем необходимым в этом классе. Для Geely это означает выбор между турбомотором на 184 л.с. и «атмосферником» 2,4 л (149 л.с.), которые сочетаются с 6-ступенчатым «автоматом». Ради экономии и равенства сил с соперниками, у которых нет в гамме мощных моторов, остановимся на атмосферной версии с 6-ступенчатой АКП.
У Шкоды полный привод сочетается со 150-сильным турбомотором 1.4 и 6-ступенчатой DSG. Благодаря этому Karoq самый динамичный. Для разгона до «сотни» ему требуется 8,9 секунды. Не самая нужная в этом классе опция, но приятно. Полноприводному ASX положен только 2,0-литровый «атмосферник» мощностью 150 л.с. в паре с вариатором. Такому за Шкодой не угнаться. По паспорту при ускорении до 100 км/ч Mitsubishi едва выезжает из 12 секунд. Динамика Atlas — тайна. Но, судя по тестам на Дроме, «китайцу» с его туповатым «автоматом» гордиться нечем. В лучшем случае он едет на уровне ASX.
Базовая для Atlas 2.4 комплектация Luxury LED — вполне самодостаточна. Тут будут бесключевой доступ, светодиодная оптика, двухзонный климат-контроль, кожаный мультируль, отделанный экокожей салон, передние сиденья с электроприводами, подогрев всех кресел и зоны покоя щеток стеклоочистителей, парктроники по кругу, камеры (заднего вида и кругового обзора), «мультимедийка» с сенсорным экраном на 8 дюймов, навигация, диски с шинами размерности 225/60 R18. Переднеприводной Atlas с таким оснащением стоит 1 704 990 рублей. Доплата за полный привод — 90 000.
У Шкоды, как всегда, все непросто. В средней комплектации Ambition с двухзонным «климатом», «круизом», рейлингами на крыше, задними парктрониками, литыми 16-ми колесами и базовой «мультимедийкой» полноприводный Karoq стоит 1 877 000 рублей. Без допоснащения приличную Шкоду не получить.
Выбираем «Пакет Комфорт» и «Зимний пакет». Получаем кроссовер с комбинированной обивкой сидений, ручной регулировкой поясничной опоры и механизмом складывания спинки дивана из багажника. Плюс парктроники по кругу, задний подлокотник и подогревы руля, задних сидений и лобового. Добавляем также электропривод, обогрев и складывание зеркал — и видим почти итоговую цену в 1 959 800 рублей.
Импортируемый к нам из Японии Mitsubishi еще дороже. От 1 988 000 рублей за начальную для 2,0-литрового мотора комплектацию Intense. Список оснащения, по сравнению с конкурентами, небогат: светодиодная оптика по кругу, мультимедиа, камера заднего вида, климат-контроль, литые диски 18 дюймов и рейлинги. Придется раскошелиться на версию Instyle. Без этого не получить электропривод складывания зеркал, круиз-контроль, подсветку в солнцезащитных козырьках и задний подлокотник с подстаканниками. Дополнительно будут бесключевой доступ, комбинированная отделка салона плюс мультимедийная система c интеграцией смартфона и шесть динамиков вместо четырех. Итого 2 122 000 рублей. При этом обогрева руля, дивана или лобового стекла в ASX нет даже в качестве опции.
Осталось выбрать цвет кузова. Проще всего с Geely. Atlas можно бесплатно окрасить в один из семи металликов. Для экономов у Шкоды есть бесплатный белый акрил, а пять «металликов» и черный перламутр требуют доплаты в 20 000 рублей. Аналогично у Mitsubishi. Бесплатен только белый цвет. Доплата за металлик (5 цветов на выбор) — 19 000 рублей и 22 тысячи попросят за белый перламутр.
Итоговые цены будут выглядеть так:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Модификация | 2.4L 6AT 4WD | 2.0 MIVEC 4WD | 1.4 TSI DSG-6 |
Комплектация | Luxury LED | Instyle | Ambition |
Цена сегодня, руб. | 1 794 900 | 2 141 000 | 1 979 800 |
По паспорту Karoq самый экономичный. Но больше всего потенциал турбомотора раскрывается при городской эксплуатации. На трассе расход Шкоды сравним с показателями атмосферников схожей мощности.
ASX по экономичности тоже неплох. Спасибо плавному вариатору. К тому же двухлитровый двигатель Mitsubishi, оснащенный распределенным впрыском настроен на потребление АИ-92.
Хуже всего с экономичностью обстоят дела у Geely. Двигатель Atlas питается АИ-95. Вдобавок китайский кроссовер весит почти на два центнера больше Шкоды.
В своих расчетах мы традиционно исходим из того, что кроссоверы 80% своего пробега проходят в городских условиях и 20% — за городом. Показатели расхода берем паспортные. Тогда траты на топливо, за 100 тыс. км будут выглядеть так:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Модификация | 2.4L 6AT 4WD | 2.0 MIVEC 4WD | 1.4 TSI DSG-6 |
Марка бензина | АИ-95 | АИ-92 | АИ-95 |
Цена бензина (руб. за 1 л) | 47,3 | 44,15 | 47,3 |
Пройдено в городе (км) | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Расход в городе (л/100 км) | 13,8 | 10 | 8,7 |
Израсходовано бензина в городе (л) | 11040 | 8000 | 6960 |
Затраты на бензин в городе (руб.) | 522 192 | 353 200 | 329 208 |
Пройдено за городом (км) | 20 000 | 20 000 | 20 000 |
Расход за городом (л/100 км) | 6,9 | 6,7 | 6,7 |
Израсходовано бензина за городом (л) | 1380 | 1340 | 1340 |
Затраты на бензин за городом (руб.) | 65 274 | 59 161 | 63 382 |
Итого затраты на топливо (руб.) | 587 466 | 412 361 | 392 590 |
Как мы видим атмосферный Mitsubishi не так и сильно отстает от турбированной Шкоды. Расходы на топливо Атласа, если эксплуатировать его в городе — сплошное разоренье.
В реальности так и есть. Прожорливость Атласа — один из самых часто упоминаемых минусов модели. 9,4 л /100 км в смешанном цикле — сильное преувеличение. Из отзывов на Дроме: «Расход в среднем не меньше 12 литров», «Расход пока не радует — в среднем 14 л на 100 км. Режим эксплуатации — город/трасса в соотношении 70/30».
Mitsubishi врет меньше. «Расход топлива аналогичен моему прежнему 2,0-литровому Лансеру, город 11,5-13, трасса 7,7-9,5, продолжаю заливать 92-й бензин» — пишет в своем отзыве Всеволод из Санкт-Петербурга.
Skoda — самая честная. Из отзыва Романа из Омска: «По трассе расход порядка 6 л/100 км. В городе в пробках может быть 8-9 с включенным климатом. В среднем расход трасса — город в умеренных пробках в районе 7,8 л/100 км».
Фирменные сайты Geely, Mitsubishi и Skoda снабжены удобным калькулятором ТО, где можно выбрать город и конкретного дилера. Так можно быстро узнать, что обслуживать Атлас нужно каждые 10 000 км, вместо привычных 15 000 км у ASX и Karoq. При этом стоимость простого ТО на китайский кроссовер хоть и ниже, чем у конкурентов, но не настолько, чтобы компенсировать частоту посещений сервиса. Менять свечи на Атласе нужно каждые 30 000 км, прямо как у Karoq. Стоимость большого ТО на 60 000 км с заменой тормозной жидкости и масла в АКП тоже не демпинговая. В итоге стоимость обслуживания Geely за пять лет владения получается самой высокой.
Но не все так просто. Калькулятор Шкоды берет в расчет лишь замену масла с фильтрами на нечетных ТО и замену свечей каждые 30 000 км. При этом каждые два года Karoq необходима замена тормозной жидкости и обслуживание полного привода, а обновлять масло и фильтр в коробке DSG требуется каждые 60 000 км. Звоним дилеру, узнаем расценки и пересчитываем затраты.
У Geely и Mitsubishi с этим проще. Замена тормозной жидкости, обслуживание АКП и полноприводной трансмиссии уже включены в стоимость ТО. Для Атласа стоит добавить только 6000 рублей на обслуживание полного привода на 60 000 км.
Пересчет не меняет расстановки сил. Антилидер по затратам все равно Atlas. Самым экономичным видится содержание ASX. Шкода, с минимальным отрывом от Geely, расположилась между ними.
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
ТО-10 000 (руб.) | 10 200 | ||
ТО-15 000 | 12 000 | 14 800 | |
ТО-20 000 | 13 400 | ||
ТО-30 000 | 21 000 | 17 500 | 33 700 |
ТО-40 000 | 13 400 | ||
ТО-45 000 | 16 000 | 14 800 | |
ТО-50 000 | 14 400 | ||
ТО-60 000 | 37 000 | 17 500 | 41 800 |
ТО-70 000 | 10 200 | ||
ТО-75 000 | 32 500 | 24 700 | |
ТО-80 000 | 13 400 | ||
ТО-90 000 | 21 000 | 34 000 | 25 200 |
ТО-100 000 | 17 600 | 12 000 | 14 800 |
Итого техобслуживание (руб.) | 171 600 | 141 500 | 169 800 |
А что говорит насчет стоимости ТО глас народа?
Из отзыва владельца Karoq из Братска: «Сделал ТО-1 у дилера в Иркутске. Масло с фильтром привез свое. Воздушный фильтр сам поменял. Так они заставили подписать бумагу, что гарантии за привезенные мной запчасти не несут и если что-то случится, только я за это отвечаю. Иначе отказывались проводить ТО. По деньгам вышло 3524 рублей, вместо 14 с мелочью тысяч, если брать запчасти дилера».
Вот что думает насчет стоимости обслуживания петербургский владелец ASX: «ТО-1 оказалось весьма недешевым, с учетом того, что фильтр салона я менял самостоятельно и масляный привез с собой — 9000 за инспекционный осмотр и замену масла... ну так себе цена... Правда, в эту стоимость вошли дополнительные работы по смазке задних болтов развала-схождения к последующей процедуре установки углов, но все же».
Так прошло первое ТО у владельца Атласа из Челябинска: «Вот и пришло время пройти первое ТО. За месяц до этого события звонил дилеру, чтобы уточнить стоимость. Было озвучено в районе 8 тысяч. По факту вышло 10 тысяч с небольшим. Завод сменил поставщика запчастей и подорожал фильтр салона».
С тем, что Skoda не гонится за размерностью колес, мы убедились еще на примере Kodiaq. Схожая ситуация и с Karoq. В выбранной нами комплектации он идет на скромных 16-х дисках, тогда как Atlas и ASX красуются на 18-х колесах. При этом ширина протектора и высота профиля у всех троих примерно равны.
При выборе шин мы остановились на резине среднего ценового сегмента: зимних шипованных Dunlop Grandtrek Ice 03 и летних Michelin Primacy 3. Не забываем добавить еще 10 000 рублей на шиномонтаж за пять лет и получаем:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Размер шин | 225/60 R18 | 225 / 55 R18 | 225/60 R16 |
Зимние Dunlop Grandtrek Ice 03 | 35 600 | 35 600 | 24 240 |
Летние Michelin Primacy 3 | 42 000 | 42 000 | 38 000 |
Шиномонтаж | 10 000 | 10 000 | 10 000 |
Итого шины (руб.) | 87 600 | 87 600 | 72 240 |
Судя по отзывам, некоторые владельцы Атласа стремятся как можно раньше избавиться от заводской резины. Пример владельца Geely из Москвы: «Переобулся на летнюю резину с теми же параметрами 225/60 R18. Остановился на Goodyear Eagle Sport SUV TZ 104V XL FP. Машинка аж запорхала, ей стало легче. Шума нет. Резина очень приятная. Белорусские шины продал в интернете».
Хозяев ASX тоже волнует вопрос выбора шин и связанного с этим акустического и ездового комфорта. «На мягкой резине типа Yokohama кроссовер едет дубово, лучше ставить жестче, например, Hankook» — считает владелец Mitsubishi из Рязани.
Для Шкоды все это не очень актуально. Из отзыва питерского владельца: «Автомобиль шел на резине Bridgestone Turanza. Зимний шипованный Michelin был очень тихой резиной, но, перейдя на лето, слышу только шум мотора под нагрузкой, да и то чуть-чуть. Шумоизоляция на высоте».
Мы традиционно учитываем в наших расчетах по одной замене передних и задних колодок одновременно с дисками. Запчасти оригинальные, цены дилерские. И снова самый дорогой — Atlas.
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Колодки передние | 9000 | 8500 | 8000 |
Диски передние | 13 000 | 13 000 | 9000 |
Колодки задние | 9000 | 8500 | 8000 |
Диски задние | 13 000 | 13 000 | 9000 |
Работы | 7000 | 8000 | 7000 |
Итого тормоза (руб.) | 51 000 | 51 000 | 41 000 |
Тормоза Geely не только дороги при покупке, но, судя по отзывам, могут не обрадовать ресурсом. Из опыта московского владельца Атласа: «На пробеге около 10 000 км при торможении со 100 км/ч тормоза становились ватными и начиналось биение в руль. На тормоза гарантия не распространяется. Новый оригинал дорог, и не факт, что прослужит долго. Пришлось подбирать аналоги».
У Шкоды тоже все не слава богу. Судя по отзывам на Дроме, некоторые владельцы готовы менять колодки Karoq, не дожидаясь первого ТО. Уж больно достает их скрип тормозов на малой скорости. У дилера всегда одна отговорка, независимо от пробега — тормоза еще не притерлись.
И только у Mitsubishi нет проблем. «За 160 000 пробега только ТО и регламент, даже диски тормозные, сказали, еще столько же пройдут, и аккумулятор родной» — радуется владелец ASX из Севастополя.
Условия гарантии на Atlas звучат заманчиво. Любая неисправность или ухудшение потребительских свойств, вызванные производственными недостатками, будут исправлены в течение пяти лет после покупки или в течение 150 000 км пробега. Это касается в том числе ЛКП и сквозной коррозии. Увы, если копнуть глубже, все оказывается не так радужно. Гарантия на внешний хром и стекла всего год или 15 000 км. Гарантия на мультимедийную систему — 36 месяцев или 60 000 км.
Гарантия на Skoda и Mitsubishi одинаковая, она меньше по сроку, но честнее по сути. Первые два года для ASX и Karoq ограничений по пробегу нет. На третий год гарантия сохраняется, если автомобиль в указанный период проехал не более 100 000 км. Гарантия на кузов тоже одинаковая — три года на лакокрасочное покрытие и 12 лет — от сквозной коррозии.
В чем наши сегодняшние соперники равны, так это в расходах на налоги и страховки. То, что мощность у Атласа на 1 л.с. меньше, чем у остальных, погоды не делает. В наших расчетах мы для примера взяли водителя, живущего в Москве. Скидка за безаварийность — 35% (КБМ — 0,65). Скидка за возраст–стаж — 6% (КВС — 0,94).
Расходы на обязательные платежи (ОСАГО и транспортный налог) за год:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
ОСАГО (руб.) | 7938 | 7938 | 7938 |
Транспортный налог (руб.) | 5 215 | 5 250 | 5 250 |
Разница по остаточной стоимости
Каждый из трех кроссоверов пользуется хорошим спросом на вторичке. Быстрее всего найдут нового владельца ASX и Karoq. Их среднее время продажи — 19 дней. Для того, чтобы продать Atlas, нужно в среднем 23 дня.
С прогнозом остаточной стоимости все просто только у Mitsubishi. ASX на рынке давно, в продаже полно пятилетних экземпляров в модификациях, схожих с нашей. Считаем медианную цену пятилетки — то есть половина продающихся экземпляров стоит дороже, а половина — дешевле. Полученный результат сравниваем с текущим прайсом.
Что делать с Geely? Пятилетних Atlas в продаже не бывает. Модель вышла на наш рынок только в 2018 году. Зато исходя из цен на трехлетки можно сделать вывод, что китайский кроссовер дешевеет в среднем на 9% в год. Эти данные и возьмем для расчета прогноза остаточной стоимости.
Сложнее всего с Karoq, который совсем новинка. У Шкоды всегда все было в порядке с ликвидностью. Ее последние модели будь то Rapid или Octavia, теряют в цене в среднем 5-7% в год. Показательный пример — Kodiaq из нашего прошлого исследования. Возьмем эти данные за ориентир.
Расчет остаточной стоимости за пять лет:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Модификация | 2.4L 6AT 4WD | 2.0 MIVEC 4WD | 1.4 TSI DSG-6 |
Комплектация | Luxury LED | Instyle | Ambition |
Цена сегодня (руб.) | 1 794 900 | 2 141 000 | 1 979 800 |
Сохранность остаточной стоимости за пять лет | 55% | 59% | 70% |
Потеря стоимости за пять лет (руб.) | 800 000 | 880 000 | 600 000 |
В очередной раз мы видим — недорогой в покупке автомобиль не обязательно будет дешевым в обслуживании, и наоборот. Atlas, со своими частыми ТО и неэкономичным двигателем, требует больше денег на содержание, чем более дорогие Karoq и ASX. Неудивительно, что большинство владельцев Geely предпочитают проходить ТО со своими запчастями. Дилеры, зная об этой особенности, например, при замене тормозов, в первую очередь предлагают аналоги, а не дорогой оригинал. Утешает, что низкая ликвидность Geely на поверку оказалась мифом. Вот только стоит ли вялый по динамике и прожорливый Atlas со своим странным подходом к гарантии таких мучений?
Расходы за пять лет:
Geely Atlas | Mitsubishi ASX | Skoda Karoq | |
Модификация | 2.4L 6AT 4WD | 2.0 MIVEC 4WD | 1.4 TSI DSG-6 |
Комплектация | Luxury LED | Instyle | Ambition |
Цена сегодня (руб.) | 1 794 900 | 2 141 000 | 1 979 800 |
ОСАГО | 39 690 | 39 690 | 39 690 |
Мойка | 60 000 | 60 000 | 60 000 |
Транспортный налог | 26 075 | 26 250 | 26 250 |
Бензин | 587 466 | 412 361 | 392 590 |
Шины | 87 600 | 87 600 | 72 240 |
Тормоза | 51 000 | 51 000 | 41 000 |
Прочее (лампочки, «дворники», аккумулятор и т. д.) | 15 000 | 15 000 | 15 000 |
Техобслуживание | 171 600 | 141 500 | 169 800 |
Потеря стоимости за пять лет | 800 000 | 880 000 | 600 000 |
ИТОГО за пять лет (руб.) | 1 838 431 | 1 713 401 | 1 416 570 |
Итого в месяц (руб.) | 30 641 | 28 557 | 23 610 |
Итого за 1 км (руб.) | 18,38 | 17,13 | 14,17 |
ASX — странный выбор. Обновленный дизайн смотрится интересно, а старая проверенная техника дает надежду на беспроблемную эксплуатацию. Но ASX после недавнего обновления сильно подорожал. При этом по количеству опций Mitsubishi сильно уступает конкурентам и на обслуживании особо не сэкономишь.
Снова Skoda? Среди этой великолепной троицы — да. Karoq хорош технически и умеет экономить по мелочам. Но наличие почти двух миллионов рублей на покупку кроссовера — серьезный повод задуматься о конкурентах.