Начнем с «Москвича», информационная «подкачка» по которому не прекращается, зачастую принимая искусственные формы. Помните, как 6 июля перспективы предприятия обрисовали мэр Сергей Собянин и глава КАМАЗа Сергей Когогин? Оказывается, в тот же день было подписано и соглашение между правительством Москвы и КАМАЗом «о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта», однако на сайте правительства оригинал документа появился лишь спустя месяц.
Стороны договорились согласовать стратегию развития «Москвича» на срок до восьми лет, в том числе определить сроки, условия создания и развития производства, причем не позднее 15 августа 2022 года. Это значит, что в этот день по «Москвичу» может громыхнуть очередной громкий релиз. При этом не позднее 1 октября 2022 года КАМАЗ (либо его аффилированное или иное уполномоченное лицо) должен выкупить 50% акций «Москвича». В течение 60 календарных дней (если считать от 1 октября 2022 года) стороны должны обеспечить финансирование «Москвича» на сумму в 5 млрд рублей в равных долях. Что касается намеченного производственного плана — то есть 600 машин до 31 декабря 2022 года (включая 200 электромобилей), не менее 50 000 машин в 2023 году (в том числе 10 000 электромобилей), не менее 100 000 машин (в том числе 20 000 электромобилей) — он полностью отнесен к самой примитивной отверточной сборке DKD. Напомним, что выпуск машин по полному циклу на «Москвиче» планируют начать в срок до 31 декабря 2024 года.
Как все это трактовать? С одной стороны, если КАМАЗ, пускай даже через уполномоченную структуру, войдет в капитал «Москвича», это будет свидетельствовать о действительно серьезных намерениях. С другой стороны, сумма в 5 млрд рублей представляется радикально скромной, по крайней мере если иметь в виду те инвестиции, которые провели в российские заводы зарубежные автопроизводители. На «Москвич» по этой логике нужно как минимум 30 млрд. Вопрос в том, куда пойдут миллиарды КАМАЗа и правительства Москвы. Если в том числе и на закупку машинокомплектов, стало быть, о развитии «Москвича» как производственной площадки и вовсе речи не идет… Наконец, возникает вопрос — куда девать такое количество электромобилей с учетом того, что до конца нынешнего года их еще начнет гнать в Липецкой области завод «Моторинвест» (под маркой Evolute), с конца 2023 года — «Автотор», а затем — и АО «Кама»?.. Вопрос этот до сих пор открыт.
Не все в порядке с финансами в АО «Кама», учрежденном упомянутым гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном (СМИ называют его миллиардером). Напомним, что в прошлом году партнеры вложили в проект 720 млн рублей, при этом Сергей Когогин говорил, что «перечислил свои личные средства» и что в 2022 году будет утвержден инвестиционный проект, после чего «КАМАЗ тоже выступит в роли инвестора». Так, может быть, часть планируемых КАМАЗом к выплате «Москвичу» 2,5 млрд действительно пойдет для «Камы» как разработчика электрической платформы? Вероятно, однако наши собеседники в нескольких инвестиционных фондах говорят, что уже по меньшей мере около трех месяцев представители «Камы» пытаются активно привлечь инвестиции в том числе и под разработку и выпуск собственного электромобиля.
По данным редакции Дрома, будущий электромобиль «Камы» будет называться вовсе не «Кама-2», как его окрестили в интернете («Кама-1» в силу слабой технической проработки была отправлена в архив), а «Атом» (по другим данным — Atom). В целом же успех проекта, к которому мы, откровенно говоря, относимся скептически, следует оценивать как минимум по двум направлениям: коммерческому и инжиниринговому. Если коммерческие перспективы, на наш взгляд, туманны, то инжиниринговые — вполне осязаемы: на проектной стадии у АО «Кама» действительно может получиться достойный автомобиль, по крайней мере команда подбирается профессиональная. Мы уже писали, что группу инженеров возглавил известный по работе на АВТОВАЗе Харольд Грюбель, а сейчас добавим, что, по нашим сведениям, его зарплата составляет около 10 000 евро в месяц.
Сравним эту цифру с доходами сотрудников автозавода в Ижевске, которых менеджмент АВТОВАЗа активно просит на выход, предлагая или пять «средних заработных плат», или «12 МРОТ (что больше)». Предположим даже, что не «больше», а «столько же». Стало быть, исходя из размера одного МРОТ, который с 1 июня составляет 15 279 рублей, получается, что в среднем в месяц «работник постоянного рабочего места» на заводе «Лада-Ижевск» мог заработать только 36 700 рублей… Прямо скажем, негусто. Понятно, что не каждый может претендовать на место директора по инжинирингу, но со своей стороны можем предложить бывшим сотрудникам ижевского автозавода переезд в Москву. Если верить рекламе Мосгортранса, которая льется с видеомониторов вагонов Московского метрополитена, средняя зарплата водителя трамвая в столице составляет 100 000 рублей. На всякий случай мы сверились с одним из самых крупных сайтов по подбору работы и действительно нашли несколько похожих вакансий от Мосгортранса. К примеру, водителю автобуса или электробуса предлагают от 80 000 до 130 000 рублей, так что стоит ли оставаться в Ижевске? Наконец, почему бы не предложить свои услуги отделу кадров «Москвича»? Неужели Сергей Семенович, взявший завод «на баланс города» будет платить рабочим меньше, чем водителю трамвая?
Что касается самого завода, очевидно, что презентация электрического e-Largus как будущего объекта производства — лишь попытка создать шумовую завесу и сгладить негативный социальный эффект от сокращений персонала. Как обычно, пресс-служба АВТОВАЗа не пригласила Дром на мероприятие (презентация e-Largus), так что судить о машине можно лишь по картинкам с изображениями технической части и фотографиям макета. Судя по раскиданным в разных частях машины блокам высоковольтных ячеек, названных «контейнерами», АКБ у e-Largus не будет оборудована жидкостной системой терморегуляции, так что говорить о сколько-нибудь долгой жизни батареи в нашем климате не приходится. Даже если этот проект и состоится, «адресными» покупателями «электрички» станут госкомпании вроде «Почты России» — их менеджмент уж точно не будет задумываться об остаточной емкости батареи.
Теперь — к действующим производствам. Судя по тому, что тольяттинская площадка АВТОВАЗа переходит с 15 августа на пятидневку, а с 29 августа по 27 ноября — на шестидневку, спрос на упрощенную Гранту имеется, притом что спрос на классическую «Ниву» прогнозируется и вовсе высокий. Последнее подтверждают наши регулярные объезды дилеров. При этом марка Lada в июле хотя и не достигла мартовских продаж в 12 289 штук, но вплотную подошла к ним, увеличив сбыт относительно июня на весомые 37% (до 10 323 шт.). Собственно, рывок случился исключительно из-за удвоения продаж Гранты (6541 в июле против 3305 в июне), притом что прочие модели остались на июньском уровне, то есть по ним продолжают равномерно распродавать склады. Второе место за собой все еще сохраняет Vesta, срок возобновления производства которой в очередной раз отодвинут — теперь до 1 марта 2023 года.
В отсутствие июльских данных по Chery/Exeed обратим внимание на цифры Geely, тем более что именно в июле марка совершила рывок, практически удвоив сбыт своих машин относительно июня — до 1902 штук. Интересно, что явного «паровозика» здесь нет: все три российские модели бренда выросли одинаково, то есть в среднем почти на 100%. А вот Haval фактически остался на прежнем уровне. Не считая пикапов Poer и Wingle, которые идут под маркой Great Wall и в июне разошлись совокупным тиражом почти в сотню экземпляров, сбыт Хавейлов почти не вырос: 1973 штуки против 1637 в июне. Скромную прибавку дали набирающий обороты Dargo (258 шт. в июле) и Jolion (1050 шт.), который прибавил в июле 17%.
В июле резко просели (а местами и сошли на нет) продажи небольших импортеров. Дилеры Subaru реализовали 46 машин (33 Forester и 13 Legacy) вместо 161 в июне. Дилеры Suzuki вместо 109 «июньских» машин продали только 42 Витары, семь SX4 и пять Jimny. У Volvo кончилось почти все: продано 13 XC60 и три XC90.
С другой стороны, есть группа брендов, которая уже три-четыре месяца держит сбыт на одном уровне, правда, уровень этот разный. Так, дилеры Kia реализовали в июле 3903 машины: лидирует Rio (1161 шт.), за ним — пара из нового и старого Sportage (688 шт.), и замыкает тройку Seltos (607 шт.). При этом у Hyundai (3394 шт. в июле) стабильность продаж, очевидно, поддерживается и поставками из Южной Кореи. Об этом можно судить не только со слов дилеров (смотри наш последний объезд) и по таможенным данным увеличения импорта автомобилей, но и по существенному (в относительном выражении) росту сбыта больших маржинальных моделей. Их и раньше было выгодно импортировать (из-за того, что доля утилизационного сбора в их цене невелика), а при нынешнем курсе рубля — и подавно. Так, Palisade, Santa Fe, Sonata удвоили продажи, в то время как сбыт Соляриса, который импортировать уж точно не будут, от месяца к месяцу сокращается и в июле достиг своего минимума в 385 машин.
В достаточном количестве остаются в салонах и модели Renault, хотя от месяца к месяцу продажи падают — в июле реализовано 1656 машин, здесь лидирует пара Duster и Logan (517 и 564 шт.), Skoda тоже есть, но уже меньше — 653 штуки, практически исчезли Toyota — 263 экземпляра. Немногим больше осталось дальневосточных Mazda — 472 машины, притом что сам завод, как нам сообщила пресс-служба, по состоянию на начало августа все еще находился в корпоративном отпуске. Видимо, это объясняется небольшим количеством штатных сотрудников.
По прочим цифрам отсылаем наших читателей к таблицам и в завершение скажем несколько слов об информационном вбросе по поводу «очередного» закрытия завода VW в Калуге. Вывод, который пресс-служба завода назвала в разговоре с нами «фантазийным», был сделан на основании посещения предприятия делегациями из Австрии и Казахстана (якобы представителями потенциальных покупателей) и назначения гендиректором «Фольксваген Груп Рус» бывшего руководителя отдела кадров. С одной стороны, такие основания иначе как несостоятельными не назовешь. Во-первых, для повышения эффективности работы директора персонала его вовсе не обязательно пересаживать в кресло генерального директора, а во-вторых — цели посещения завода представителями сторонних организаций могут быть самыми разнообразными. С другой стороны, чем ближе конец календарного и финансового года (который у многих компаний заканчивается не в декабре, а в феврале), тем сильнее в России возрастает вероятность остановки, продажи или перепрофилирования стоящих автомобильных заводов. Как нам пояснили несколько собеседников в автомобильных представительствах, вряд ли какой концерн решится запланировать убытки по простаивающему заводу на следующий финансовый год. При этом на перезапуск заводов с учетом расконсервации оборудования и возобновления производственно-логистических потоков потребуется не менее трех месяцев.
Продажи автомобилей по брендам и моделям брендов, шт. Последние три месяца и итог по году (с января по июль). Итоговая цифра продаж включает показатели моделей, продававшихся в период с января по апрель.
Модель | Май | Июнь | Июль | Всего с начала года |
Audi | ||||
A3 Sedan | 5 | 2 | 2 | 105 |
A3 Sportback | 1 | 1 | — | 17 |
A4 | 26 | 12 | 11 | 228 |
A4 Allroad | 1 | 2 | — | 21 |
A4 Avant | 1 | — | — | 17 |
A5 | 4 | 4 | 2 | 50 |
A5 Sportback | 10 | 4 | 10 | 122 |
A6 | 33 | 18 | 19 | 379 |
A6 Allroad | 1 | 5 | — | 34 |
A6 Avant | — | 1 | 3 | 22 |
A7 | 3 | 1 | 3 | 95 |
A8 | 8 | 5 | 9 | 75 |
e-tron | 9 | 6 | 6 | 90 |
e-tron Sportback | 8 | — | 3 | 60 |
Q3 | 2 | 3 | 7 | 104 |
Q3 Sportback | — | — | 1 | 18 |
Q5 | 3 | 8 | 5 | 416 |
Q5 Sportback | 18 | 12 | 15 | 249 |
Q7 | 25 | 41 | 21 | 535 |
Q8 | 27 | 36 | 15 | 446 |
всего | 185 | 161 | 132 | 3083 |
Changan | ||||
CS35PLUS | 123 | 98 | 120 | 882 |
CS55 | 97 | 107 | 55 | 813 |
CS75FL | 101 | 91 | 120 | 751 |
UNI-K | — | 50 | 228 | 278 |
всего | 321 | 346 | 523 | 2724 |
FAW | ||||
Bestune T77 | — | 101 | 122 | 306 |
Besturn X40 | 81 | 98 | 139 | 736 |
Besturn X80 | 5 | 12 | 5 | 136 |
всего | 86 | 211 | 266 | 1178 |
Geely | ||||
Atlas | 9 | 7 | 4 | 563 |
Atlas Pro | 208 | 242 | 499 | 2744 |
Coolray | 473 | 521 | 995 | 4107 |
Tugella | 217 | 257 | 404 | 2398 |
всего | 907 | 1027 | 1902 | 9812 |
Genesis | ||||
G70 | 2 | 4 | 8 | 50 |
G80 | 15 | 23 | 15 | 126 |
G90 | 5 | 19 | 24 | 103 |
GV70 | 25 | 37 | 35 | 350 |
GV80 | 41 | 38 | 28 | 340 |
всего | 88 | 121 | 110 | 969 |
Haval | ||||
Dargo | — | 90 | 258 | 348 |
F7 | 216 | 293 | 307 | 3183 |
F7X | 203 | 292 | 294 | 2609 |
H5 | 1 | 2 | 3 | 6 |
H9 | 47 | 68 | 61 | 1133 |
Jolion | 425 | 892 | 1050 | 6346 |
всего | 963 | 1697 | 1973 | 13 625 |
Hyundai | ||||
Creta | 1197 | 1012 | 1306 | 14 731 |
Elantra | 105 | 159 | 348 | 1855 |
Ioniq 5 | — | 1 | — | 1 |
Palisade | 80 | 75 | 158 | 715 |
Santa Fe | 169 | 128 | 307 | 1785 |
Solaris | 754 | 528 | 385 | 17 273 |
Sonata | 171 | 245 | 472 | 2417 |
Staria | 78 | 46 | 62 | 623 |
Tucson | 362 | 491 | 356 | 3716 |
всего | 2916 | 2684 | 3394 | 43 171 |
Kia | ||||
Carnival | 179 | 152 | 140 | 1365 |
Cee'd | 130 | 173 | 143 | 2132 |
Cerato | 316 | 318 | 352 | 3910 |
K5 | 129 | 207 | 209 | 2073 |
K900 | 5 | 4 | 3 | 52 |
Mohave | 22 | 9 | 14 | 294 |
Picanto | 67 | 56 | 81 | 543 |
Rio | 1202 | 1196 | 1161 | 22 236 |
Seltos | 502 | 525 | 607 | 6113 |
Sorento | 227 | 159 | 165 | 1867 |
Soul | 247 | 283 | 329 | 3233 |
Sportage | 560 | 611 | 688 | 5289 |
Stinger | 14 | 8 | 9 | 194 |
XCeed | 6 | 2 | 2 | 173 |
всего | 3606 | 3703 | 3903 | 49 474 |
Lada | ||||
4x4 VU | 19 | 16 | 5 | 115 |
Granta | 2305 | 3305 | 6541 | 29 928 |
Granta VU | 72 | 39 | 21 | 562 |
Largus VP | 642 | 705 | 650 | 9373 |
Largus VU | 78 | 442 | 161 | 3396 |
Niva | 1102 | 881 | 980 | 14 211 |
Vesta | 1538 | 1767 | 1631 | 23 194 |
XRAY | 256 | 329 | 334 | 4258 |
всего | 6012 | 7484 | 10 323 | 85 037 |
Mazda | ||||
CX-5 | 359 | 334 | 363 | 5498 |
CX-9 | 53 | 37 | 44 | 539 |
Mazda6 | 76 | 66 | 65 | 1242 |
всего | 488 | 437 | 472 | 7279 |
Mitsubishi | ||||
ASX | 5 | 2 | 12 | 735 |
Eclipse Cross | 3 | 1 | 1 | 122 |
L200-V | 44 | 21 | 12 | 426 |
Outlander | 183 | 113 | 107 | 4515 |
Pajero Sport new | 135 | 64 | 56 | 1575 |
всего | 370 | 201 | 188 | 7373 |
Nissan | ||||
Murano | 33 | 37 | 16 | 612 |
Pathfinder | 9 | 5 | 8 | 201 |
Qashqai | 156 | 186 | 108 | 5636 |
Terrano | 65 | 58 | 56 | 1658 |
X-Trail | 152 | 187 | 128 | 4847 |
всего | 415 | 473 | 316 | 12 954 |
Renault | ||||
Arkana | 250 | 177 | 121 | 3734 |
Duster | 561 | 517 | 517 | 10 765 |
Kaptur | 301 | 167 | 142 | 3832 |
Logan | 361 | 654 | 564 | 6932 |
Master | 1 | 1 | 1 | 61 |
Sandero | 315 | 318 | 311 | 4578 |
всего | 1789 | 1834 | 1656 | 29 902 |
Skoda | ||||
Karoq | 126 | 130 | 104 | 3193 |
Kodiaq | 162 | 151 | 82 | 3038 |
Octavia | 40 | 44 | 29 | 1471 |
Rapid | 444 | 311 | 398 | 7323 |
Superb | 33 | 23 | 22 | 259 |
всего | 805 | 659 | 635 | 15 284 |
Toyota | ||||
Camry | 120 | 98 | 62 | 4863 |
C-HR | 7 | 2 | 7 | 75 |
Corolla | 11 | 2 | 1 | 70 |
Fortuner | 21 | 23 | 25 | 701 |
HiAce | 5 | 2 | 1 | 99 |
Highlander | 2 | 2 | 1 | 168 |
Hilux | 25 | 22 | 18 | 735 |
Land Cruiser 300 | 54 | 46 | 26 | 1821 |
Land Cruiser Prado | 46 | 40 | 32 | 2520 |
RAV4 | 165 | 150 | 90 | 7659 |
всего | 456 | 387 | 263 | 18 817 |
УАЗ | ||||
Classic Commercial | 686 | 813 | 757 | 5223 |
Hunter | 63 | 46 | 46 | 306 |
Patriot | 275 | 307 | 572 | 3399 |
Pickup | 140 | 161 | 157 | 1182 |
Profi | 138 | 256 | 256 | 1398 |
всего | 1302 | 1583 | 1788 | 11 508 |
Volkswagen | ||||
Polo | 397 | 483 | 389 | 9093 |
Taos | 44 | 49 | 39 | 1459 |
Teramont | 11 | 14 | 5 | 557 |
Tiguan | 89 | 79 | 69 | 3109 |
Touareg | 38 | 44 | 35 | 707 |
всего | 579 | 669 | 538 | 14 996 |
* Представлены данные за последние три месяца и итог с начала года (с января по июль). Итоговая цифра продаж включает показатели моделей, продававшихся в период с января по апрель.