Tugella — не лидер продаж марки и тем более всего китайского сектора нашего авторынка. Хотя уже в этом году кросс-купе в рейтинге Geely по популярности поднималось на третье и четвертое места. А только что в РФ оно предстало под новым брендом и именем — теперь называется Knewstar 001, что связывают с защитой от возможных вторичных санкций. В любом случае для этого формата Tugella/001 все-таки неплохо продаются. А как дела с надежностью?
Изначально Geely, известный у нас как Tugella, назывался в Китае Xingyue (рабочий индекс FY11), что означает «Звездный крест», и был там представлен еще в апреле 2019 года.
В ноябре 2020-го Tugella вывели на российский рынок.
В середине 2021-го Xingyue обновили. Появилась сетчатая фальшрадиаторная решетка, иные вставки в переднем бампере, небольшой спойлер. Версия для нашего рынка в октябре 2022-го помимо этого обрела четыре патрубка выпускной системы.
В сентябре нынешнего года Xingyue из модельного ряда Geely убрали. В Китае он начал заметно уступать в популярности Monjaro/Xingyue L. Однако на российском рынке его решено было оставить — под новым, специально созданным для этого брендом Knewstar. Заодно поближе к границе с РФ перенесли и производство. Дебютную модель по полному циклу собирают на предприятии в Харбине, которое до этого выпускало малотоннажные грузовики. Чтобы превратить Tugella в 001, ее «перелицевали» — изменены бамперы и решетка радиатора.
А все трансформации в салоне — лишь изменение эмблемы на руле.
Кросс-купе лишь отчасти можно считать китайским продуктом. Его облик рисовала команда дизайнеров во главе с Питером Хорбери, который до этого работал в Ford и Volvo. В основу модели легла платформа Compact Modular Architecture (CMA), разработанная в исследовательском центре Geely в шведском Гетеборге. Помимо Tugella ее использовали для постройки других моделей Geely, Link & Co, Volvo XC40 и Renault Grand Koleos (впрочем, последний — это бейдж-инжиниринговый Monjaro).
Для внутреннего рынка базовым мотором был 1,5-литровый трехцилиндровый JLH-3G15TD, развивавший 174 л.с. и входящий в семейство моторов VEA — Volvo Engine Architecture. Агрегатировалась «тройка» исключительно с 7-ступенчатым «роботом» с двумя «мокрыми» сцеплениями. Такая связка двигателя и трансмиссии нам знакома, скажем, по Geely Coolray/Belgee X50. И она же применялась для подзаряжаемого гибрида. Его 82-сильный электромотор располагался между двигателем и коробкой. На пике суммарная мощность составляла 256 сил. Два варианта батареи — в 11,3 и 15,5 кВт⋅ч — обеспечивали дальность «электрохода» в 56 и 80 км.
Несмотря на то что подобные модификации появились в Китае еще в октябре 2020 года, до нас они так и не добрались. Как решено было не поставлять в Россию и 1,5-литровую Tugella. Такие версии ввозили по параллельному импорту, но погоды на рынке они не делают. Так что нам остался доступен только 2,0-литровый JLH-4G20TDB, который выдавал те же 238 сил, что и в варианте для КНР, и относился к той же серии VEA. Правда, в июне 2023 года для России подготовили налоговыгодную версию в 200 л.с. Под индексом B4204T эта «турбочетверка» устанавливалась и устанавливается на разные Volvo и имеет исполнения в 250, 302, 367 «лошадей». В версиях «за триста» избыточное давление на впуске создает не только турбина «на газах», но и приводной нагнетатель.
Из других технических особенностей — промежуточный охладитель воздуха, непосредственный впрыск топлива, фазовращатели на обоих валах, электрическая помпа, балансирные валы. А также ременный привод ГРМ, который нужно обновлять через 100 000 км. Был пример, когда ремень отхаживал на 10 000 км больше. На таком пробеге он уже был покрыт трещинками.
Масляного щупа у двигателя нет. Отсутствует даже шахта для сервисного щупа — только электронный замер, по итогам которого сообщается, что уровень в норме либо низок. Кстати, по датчику в агрегат входит 5,6–5,7 л. Однако дилеры заливают шесть литров официально допустимой «моторки» китайского бренда Lopal вязкостью 0W-20 (в допусках также 5W-30) и классом качества по ACEA C5. Нулевое ТО проводится на пробеге 3000 км или через три месяца. Далее на 10 000 км, 20 000 км и т. д. Автопроизводитель страхуется и допускает расход масла до литра на 1000 км. Тем не менее о «масложоре» не слышно ни от дилеров, ни от потребителей. Заправляться нужно бензином не ниже 95-го. Еще лучше — АИ-98 или даже АИ-100.
Tugella уверенно пускается в сильные морозы. А из неисправностей можно вспомнить отказ той самой электропомпы. Кроме того, непонятную логику работы жалюзи перед радиатором. Владельцы порой задаются вопросом, закрываются ли они когда-нибудь? Knewstar 001 этого элемента лишили.
Как видим, дополнительная сеточка в бампер ребрендинговой Tugella необходима. Привычный «фальшрадиатор» не столь открыт для проникновения через него посторонних предметов. Правда, между ним и бампером по обе стороны от фронтальной камеры оставлены «окна», которые тоже стоит прикрыть от камней и насекомых.
В общем, несмотря на уже имеющиеся пробеги под 150 000 км, о каких-то отказах мотора не сообщают ни дилеры, ни потребители. О 8-ступенчатом «автомате» Aisin TG-81SC, или, по классификации производителя трансмиссии, U881 применительно к Tugella (устанавливается еще на Lexus, Toyota, BMW, Mini, VW, Volvo) жалобы потребителей слышны лишь по части плавности переключений. Якобы при смене передач АКП слегка пинается. Особенно на холодную и в спортивном режиме. То есть пока у Tugella мы не знаем случаев замен по гарантии или капитального ремонта. Надо только помнить, что по своей конструкции этот «автомат» из современных, работающих на пределе и активно загрязняющих жидкость ранней блокировкой гидротрансформатора. Каждые 40 000–60 000 км масло нужно проверять на прозрачность (щупа тоже нет, лишь переливная трубка внизу корпуса коробки). И в целом стараться пореже резко ускоряться, на что Tugella, признаться, провоцирует. Между тем в регламенте Geely не прописана замена ATF в АКП. Только по желанию клиента. В этом случае дилеры должны лить ATF AW–1 или ее аналог.
В отличие от китайского Xingyue наша Tugella/001 только «вэдовая», с муфтой в приводе задних колес. Ни к ней, ни к подвесному подшипнику кардана, ни к другим крупным узлам трансмиссии претензий нет.
Разве что в начале продаж Tugella были случаи замены масла в редукторах и муфте. «Трансмиссионку» на мизерных пробегах откачивали шприцами (там нет сливных пробок) и удивлялись ее черноте. А будучи «располовиненными», эти узлы являли некий «шоколад» на внутренней стороне корпуса. Тогда даже появилась такая практика — на нулевом ТО слить заводское масло из муфты и обоих редукторов, заправив их чем-то уверенно качественным. Дилер, с которым общались, утверждает, что на «официальных» машинах такого не встречали. Говорит, что на ввезенных по параллельному импорту сильно загрязненное масло попадалось.
По трансмиссии была одна сервисная кампания. На автомобилях выпуска 2023 года в хомуты пыльников передних ШРУСов вставлялись резиновые кольца. Ради предотвращения вероятного разрыва пыльников хомутами.
Шасси платформы CMA традиционно для современных кроссоверов из масс-маркета — спереди McPherson, сзади многорычажная конструкция.
Обращает на себя внимание характерное вольвовское крепление шаровой к поворотному кулаку (к рычагу — на заклепках). И пусть ограниченное, но все же применение алюминиевого сплава. Передние амортизаторы, бывало, меняли после окончания на них гарантии (было пять лет или 70 000 км; сейчас три года или 60 000 км), ближе к 100 000 км. А вот пружины — еще нет. В мокрую погоду хозяева Tugella замечали, что при проезде «лежачих полицейских» скрипит передняя подвеска. Оказалось, звук издают задние сайлент-блоки рычагов. Их обрабатывали силиконовой смазкой, чего хватало примерно на полгода. Случалось, что на 40 000–50 000 км у них же происходило отслоение резины от внешней обоймы. Это признавалось гарантийным случаем и менялись либо отдельно шарниры, либо рычаги целиком.
На машинах выпуска до 2022 года включительно в околонулевой зоне подкусывало руль — была там определенная ступенька по усилию. Устранили прошивкой электроусилителя, который у этой платформы расположен на рулевой рейке. Есть претензии к тормозам. Конкретно — к биению и износу тормозных дисков. Называются разные пробеги, на которых это происходит — 3000 км, 5000 км, 26 000 км и т. д. Но в то же время есть и отзывы, когда на 40 000–50 000 км диски еще ровные и гладкие. В общем, проблема существует, однако очевидно, что она сильно завязана на стиль езды. Диски стоит беречь, гарантия на них — лишь три месяца или 5000 км.
Немало жалоб на внезапно разряжающуюся АКБ. Чтобы этого не происходило, и потребители, и представители дилеров советуют хотя бы на зиму снимать «фишку» с IBS (Intelligent Battery Sensor), расположенного на минусовой клемме. По логике, этот датчик, руководя зарядом, должен увеличивать срок службы аккумулятора. На деле он приводит к тому, что батарея нередко оказывается недозаряженной. Зато от скинутой клеммы система не встает в аварийный режим.
По электрике и электронике Tugella нельзя назвать абсолютно беспроблемной. Другое дело, что все описанное ниже не носит массовый характер. А в ряде случаев — даже единичный. Так, скапливающаяся на полу салона влага может добираться до разъемов проложенного там жгута проводки. После чего начинает отказывать головное устройство, стеклоподъемники, появляются ошибки auto hold и т. д. Поскольку у Geely ремонт проводки не предполагается, то официально допускается только замена. Хорошо, если случай признают гарантийным (такие примеры есть). На машинах 2021 года выпуска не включалась комбинация приборов. Изредка бывают отказы обогрева руля, задней камеры и передней, что приводит к сбоям в системе кругового обзора и мониторинга «слепых» зон.
На «приборке» зависают показания забортной температуры. То есть выехали из гаража, а комбинация продолжает «рисовать» «погоду в доме». Для того чтобы обновить информацию, датчику и системе нужно какое-то время. После использования bluetooth звук аудиосистемы не переключался на динамики. Это происходило на Tugella после рестайлинга и устранялось обновлением ПО. Наконец, изредка сбоили датчики парковки, видевшие препятствия там, где их не было.
Вспомним еще, что в экране «бортовика» может появляться надпись «неисправность airbag». Это от того, что срабатывает функция «вежливое сиденье», двигающая кресло при посадке/высадке. Чтобы убрать ошибку, нужно всего лишь восстановить контакт в разъеме под водительским сиденьем. А чтобы не видеть грязными декоративные патрубки выхлопной системы (забрасывает с задних колес), владельцы снизу щитками прикрывают то место, где в бампер входят трубы от глушителя.
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах, руб.
ТО-0 | 13 215 |
ТО-1 | 18 642 |
ТО-2 | 42 902 |
ТО-3 | 18 642 |
ТО-4 | 55 524 |
ТО-5 | 18 642 |
ТО-6 | 42 902 |
ТО-7 | 18 642 |
ТО-8 | 53 564 |
ТО-9 | 18 642 |
ТО-10 | 94 210 |
Для современного «китайца» у Tugella на редкость мало электронных проблем. Например, экран мультимедиа — едва ли не общая беда автомобилей из КНР — здесь вне группы риска. К двигателю на этих пробегах пока нет вопросов. «Автомат» должен отработать 150 000 км или даже больше (общая гарантия как раз заканчивается на этом пробеге либо длится пять лет). Хотя для этого его нужно беречь и все-таки обслуживать. Так что в целом Tugella/001 на данный момент представляется довольно выносливым и неприхотливым автомобилем.
Дело вкуса, конечно, однако, на субъективный взгляд, фронтальное оформление Tugella было эффектнее, чем у 001. Впрочем, кросс-купе по-прежнему лишено кричащей модерновости.
И параметры геометрической проходимости как-то не вполне вяжутся со стремительным купейным силуэтом. Переднего свеса почти нет. Задний невелик, скруглен и приподнят. Да и в целом Tugella не стремится лечь пузом на покрытие.
Внутри кроссовер также не телепортирует в виртуальный мир — оба экрана выполнены под общим козырьком, «климатом» можно полностью управлять с физических клавиш.
Желающим тыкать пальцем в тачскрин такая возможность все-таки предоставляется. Но классический блок удобнее.
Knewstar 001 как без пяти минут флагман Geely (уже бывший) создает особую атмосферу если не богатства, то хотя бы подчеркнутого отношения к деталям. Внутреннее пространство бардачка тут отделано ворсистым материалом.
Подлокотник между сиденьями из алькантары. Такие же вставки на передних креслах и заднем диване. И чем-то подобным оклеены стороны замков ремней безопасности, обращенные к водителю и пассажиру.
Пожалуй, еще приятнее, что в багажнике ворсовая обивка. У «китайцев» даже этого класса там, как правило, голый пластик. Отсек не бьет рекордов по вместимости, но в основном за счет покатой крышки багажника. При этом он достаточно длинный и широкий.
Плюс есть подполье, «запаска»-«докатка», удобные ниши по бокам, розетка и крючки.
Задним пассажирам в Тугелле/001 не тесно. Правда, дополнительные удобства не заставляют забыть, что этот Geely/Knewstar — все же сравнительно массовая модель. Хотя по китайским маркам и премиальная.
Эта пресловутая премиальность, а кроме того, влияние Volvo чувствуются в настройках шасси. Для своего явно не семейного формата автомобиль весьма качественно фильтрует удары от дорожного покрытия. Готов без вертикальных колебаний проходить на скорости асфальтовую волну и игнорировать грунтовку средней разбитости. Парадокс — энергоемкость подвески довольно высока, а вот микропрофиль дороги она иногда в салон пропускает. В чем, несомненно, виновны шины размерности 245/45 R20. В базовом оснащении колеса поменьше — 235/50 R19. Не исключено, сюда войдут даже 18-е диски. Безусловно, это улучшит плавность хода.
И наверняка не сильно ухудшит управляемость. По ее части кросс-купе вполне оправдывает свой статус. Несмотря на высокую посадку, автомобиль не пугает кренами, хорошо держит прямую и кривую, подстегивая чаще в поворотах открывать газ.
Двигатель такому настрою соответствует. Причем неважно, в каком из трех дорожных режимов — экономичном, комфортном или спортивном.
Все отличия между ними — чуть большее время реакции на kick down и длительность удержания низшей передачи при ускорениях.
Дополнительно ограничить переключения можно, перейдя в ручной режим. Впрочем, на «верхах» коробка все равно сама подоткнет повышенную. К слову, каких-то толчков и тем более пинков в работе «автомата» не почувствовалось — Aisin меняет ступени оперативно и мягко.
238-сильный двигатель не упрекнуть в недостатке мощности и тяги. Их хватает всегда и везде.
И даже на высоких оборотах «четверка» звучит приятно и негромко. В чем нужно благодарить ее декоративную крышку, на которую не пожалели вспененного материала. А также общее капотирование моторного отсека.
Иными словами, Tugella, а ныне Knewstar 001 — приятный в любых условиях автомобиль, которому разве что не хватает более вместительного багажника. Но это субъективно.
В начале ноября максимальная скидка на 001 составляла 400 000 рублей. Без нее в базовом оснащении Luxury 200-сильный кроссовер стоит 3 795 900 рублей и щедро упакован. Тут полностью диодная светотехника, панорамная крыша, мультируль, обивка сидений экокожей, двухзонный «климат», подогрев всех сидений, руля, лобового стекла и форсунок омывателя.
Помимо этого — шесть подушек безопасности, электроприводы передних сидений, восемь динамиков, круиз-контроль, круговой обзор, датчик света и дождя, бесключевой доступ, электропривод двери багажника, помощники при трогании в подъем и при движении на спуск, передний и задний парктроники.
Два 12,3-дюймовых дисплея — «приборки» и мультимедиа — также базовое оснащение.
Все еще 200-сильный автомобиль в комплектации Flagship оценен в 4 115 990 рублей. Здесь добавлены 20-дюймовые колеса, комбинированная обивка, как на фото, атмосферная подсветка, расширенные регулировки водительского сиденья, 12 динамиков, беспроводная зарядка, багажник, открывающийся «с ноги», проекционный дисплей.
Плюс пакет безопасности — интеллектуальный круиз-контроль, системы удержания в полосе, экстренного торможения, контроля «слепых» зон, распознавания знаков и предупреждения о наезде сзади.
Максимальное оснащение Flagship Sport — это мотор в 238 л.с. и всего лишь черное «литье». За мощность и цвет дисков по сравнению с просто Flagship надо доплатить 100 000 рублей.
Технические характеристики и комплектации Geely Tugella
Типичные цены на подержанные Geely Tugella и конкурентов, руб.
Автомобиль/год выпуска | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Geely Tugella | 1 930 000–3 120 000 | 2 150 000–3 700 000 | 2 350 000–4 000 000 | 2 750 000–4 300 000 |
Haval F7x | 1 450 000–2 850 000 | 1 510 000–3 170 000 | 1 740 000–3 100 000 | 2 050 000–3 450 000 |
Hyundai Santa Fe | 2 640 000–4 700 000 | 2 800 000–5 750 000 | 3 200 000–6 000 000 | 3 480 000–7 600 000 |
Еще в 2019 году Xingyue проводили краш-тест по методике C-IASI (China Insurance Automotive Safety Index) китайского Института страховых исследований в области безопасности автомобилей. Он отличается от EuroNCAP. Так, из фронтальных применяется лишь с 25% перекрытием на скорости 64 км/ч. Боковой удар присутствует. А помимо него — испытание прочности крыши, передней облицовки кузова при столкновениях в пробках (15 км/ч), удар сзади и защита пешеходов.
Какой-то итоговой оценки в C-IASI нет, только за каждое испытание. Так, целостность силовой структуры автомобиля и нагрузки на водителя и пассажира при фронтальном ударе были признаны «нормальными». То же самое при боковом ударе получило оценку «хорошо». И аналогичную — за «ДТП в пробке». В остальных номинациях (крыша, боковой удар и задний) Xingyue заслужил Excellent, то есть отлично.
Geely Tugella (2021 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)
Geely Tugella (2023 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)
Geely Tugella (2023 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)
Geely Tugella (2023 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)
Geely Tugella (2021 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)
Geely Tugella (2021 г., 2,0 л., 238 л.с., АКП, 4WD)