Несмотря на то что по колесной базе Тугелла несколько короче Арканы (2700 против 2720 мм), она все-таки длиннее Рено — 4605 и 4545 мм соответственно.
В этом кузовном формате все достаточно условно, а сам он отнюдь не велик по предложению. Хотя в Китае этот жанр относительно популярен. Вспомним сопоставимый по габаритам Haval F7x, доступный и на нашем рынке.
Или Volkswagen Tiguan X, который слегка крупнее (2791 и 4764 мм) и в России практически неизвестен.
Между тем Arkana, выпускавшаяся всего три года (с 2019-го по 2022-й), будучи новой была довольно популярна. На продаже сейчас более 600 машин, самые недорогие из которых стоят всего 1,35–1,45 млн рублей. Это автомобили 2019–2020 годов. В то же время ценовой потолок экземпляров тех лет производства достигает уровня 2,9 млн, что неоправданно дорого.
Ценник франко-российского кросс-купе последних полутора лет выпуска начинается примерно с той же отметки. Но лучше все же закладывать в покупку на сотню-другую больше. Максимум стоимости — 2,7–2,9 млн. Попалась даже единственная Arkana за 3,3 млн. С учетом дилерских скидок примерно столько стоит новый Knewstar 001 в начальной комплектации.
А стоимость подержанных Тугелл начинается с 2,1 млн. Однако это исключение. Желательно все же поднять бюджет до 2,3–2,5 млн. Наиболее широкий выбор дает вилка цен в 2,5–3,5 млн. Ценовой потолок — 4,0–4,3 млн. Пусть это автомобили с небольшими пробегами, только вот новый Knewstar 001 без официальных бонусов стоит в пределах 3,8–4,2 млн. Или продавцы действуют по советскому еще принципу — «машина прошла обкатку, все протянуто, стала лучше новой»? Самих «ноль-ноль первых» в бэушном виде, разумеется, пока нет — товарные экземпляры до дилеров добрались лишь прошлой осенью.
Пробежных Тугелл примерно вдвое меньше, чем Аркан. И совсем мало кроссоверов с 1,5-литровой «турботройкой» 3G15TD, которая предлагалась только на внутреннем рынке. Гибридов во главе с этой «полторашкой» вообще лишь пара на всю страну. Зато, присматривая автомобиль из Китая, удастся уложиться в 2,1–2,5 млн. На заказ, по обещаниям продавцов, выйдет даже меньше двух миллионов. Это будут «проходные» экземпляры 2019–2021 годов.
В 2,5–2,9 млн обойдутся Geely «только из КНР» с 2,0-литровой «четверкой» 4G20TDB. Этот 238-сильный мотор разработан Volvo, имеет непосредственный впрыск топлива, балансирные валы, ременный привод ГРМ.
В паре с ним на официальных Tugella работает исключительно 8-ступенчатый «автомат» Aisin TG-81SC или U881, известный по Toyota, Lexus, BMW, Volvo. Не сказать чтобы связка двигателя и АКП уже доставляла проблем на Geely. Тем не менее не из разряда неприхотливых и всеядных. К примеру, стоит игнорировать заводской регламент и все-таки обновлять жидкость в коробке.
Arkana, как мы помним, оснащалась двумя двигателями. 1,6-литровым атмосферным H4M, развивающим 114 л.с. и на деле являющимся ниссановским HR16DE. И турбированным H5Ht, который был разработан в соавторстве Renault–Nissan с Daimler. По-другому он называется HR13DDT и M282. Под капотом Arkana 1,3-литровый моторчик имеет мощность в 149 сил. У двигателей есть общие черты — алюминиевый блок и цепной привод ГРМ. Но H5Ht с direct injection. В продаже турбокроссоверов несколько меньше, чем с атмосферным агрегатом. По обоим моторам можно сказать, что они не проблемные. Хотя в плане ресурса и неприхотливости их и нельзя сравнивать с чисто французскими двигателями серии K, которые многие сотни тысяч км не просили ремонта.
1,6-литровый мотор может передавать момент через механическую коробку. 1,3-литровый — только через вариатор JF016E. Его ранняя версия JF015E стыковалась и с H4M. Обе коробки Jatco не из надежных даже в свете общей нежности бесступенчатых трансмиссий. Нужно менять жидкость, не увлекаться высокими скоростями и бездорожьем.
В рамках версии с «атмосферником» и вариатором Renault предлагался только с передним приводом. Полный привод доступен с H4M и «механикой», а также с H5Ht и CVT.
Tugella без вариантов «вэдовая».
Нет вариантов у Geely и по подвеске — спереди McPherson, сзади многорычажная конструкция.
У Arkana опять же имеются вариации. Понятно, что спереди только «качающаяся свеча». А вот сзади при переднем приводе использовалась торсионная балка. При полном — схема на рычагах.
Есть схожие места. Например, отдельные от рычагов шаровые опоры на заклепках, которые при замене шарнира высверливаются и потом меняются на болты-гайки.
К слову, несмотря на схожие габариты, Tugella и Arkana довольно разные автомобили. Французское кросс-купе — это попытка на той же, что у Duster и Kaptur, платформе, получить нечто не «хозяйственной» направленности. И все равно вышла довольно бюджетная модель, от своих родственников отличающаяся лишь кузовом.
Tugella — автомобиль другого порядка. С качественными салонными материалами, лучшей «шумкой» и динамикой. При отчасти идентичных ценах это нельзя не учитывать.
И принимать во внимание тот факт, что как минимум по ряду автомобилей у дилеров можно получить информацию об обслуживании и пробеге.
Оригинальный каталог Geely уже частично русифицирован, хотя еще три года назад его приходилось переводить с помощью браузера. Но и тогда, и тем более сейчас в них имелись схематические и точные изображения запчастей. Самое же приятное в том, что все комплектующие в каталоге разбиты на разделы, как это сделано, скажем, на популярных сайтах-агрегаторах или в аналогах японских и европейских автопроизводителей. Причем, например, в «подвеске» не обнаруживаются вдруг поршни, а в «кузове» — тормозные колодки. Единственный момент — по VIN официально купленной Tugella не всегда могут пробиться какие-нибудь незначительные детали вроде пластиковых накладок салона или кузова. А вот идентификационный номер машин, ввезенных по параллельному импорту, заводской каталог для российского рынка не опознает.
Пока не было необходимости что-то демонтировать с автомобиля, чтобы посмотреть номер детали или соотнести внешний вид. С одним лишь исключением — под одним номером в каталоге значатся колпачки черного и серого цвета на колесные болты. Мягко говоря, не самый пугающий нюанс при поиске и заказе запчастей.
По поводу поставок их в сборе или по составляющим у Geely своеобразная позиция. Так, кронштейн передней камеры, часто повреждаемый в легких городских авариях, предлагается компанией отдельно.
Передние пружины доступны к покупке без заказа всей стойки целиком. И пыльники приводов можно приобрести отдельно, и хомуты к ним. Однако лишь внутренние. А внешние, которые, по логике, больше подвержены воздействиям, почему-то удастся купить только в комплекте со ШРУСами.
Естественно, дилеры держат запасы техжидкостей. Причем моторное масло используется как под китайским брендом Lopal (вязкость 0W-20, класс качества по API SP, по ACEA C5), так и стороннее сертифицированное (в данном случае корейское S-Oil).
Transmission fluid нужно заливать стандарта AW-1, однако по регламенту Geely замен в «автомате» во время гарантийного срока не предполагается. Безусловно, есть фильтры. Воздушный — бескаркасный, с мягким резиновым уплотнением по периметру и частой «гармошкой» фильтрующего элемента.
Масляный представляет собой картридж. В общем, налицо ориентация на «европейские ценности», что неудивительно. Все-таки двигатель разработан Volvo.
А вот свечи зажигания — от китайского бренда Torch, а не от производителей Старого Света. При этом тут двойная маркировка — как и в случае с масляным фильтром, есть указание на еще один бренд Geely, Lynk & Co. Хотя, как мы знаем, для Coolray/Belgee X50 кроме Torch предлагаются свечи NGK.
В наличии тормозные колодки.
А также некоторые детали подвески — рычаги, стойки стабилизаторов, амортизаторы.
Но нет, скажем, пружин, которые на Tugella не проседают. Наконец, в ДЦ вынуждены иметь комплект привода ГРМ, который на 4G20TDB по регламенту нужно менять на 100 000 км. Крупные узлы и агрегаты — турбины, редукторы, муфты и т.п. — поставляются с центрального склада в Москве. С учетом того, что нам неизвестны выходы их из строя, небольшой наличный запас там вполне достаточен для удовлетворения чисто гипотетических потребностей.
Кузовные панели — иное дело. Есть только в столице и то в 40% случаев не найдешь того, что нужно.
Приходится заказывать в Китае и ожидать в пределах двух-трех месяцев. Есть примеры — кронштейны, поднимающие переднюю часть водительского сиденья, из КНР шли как раз три месяца. Из Москвы, по крайней мере в Сибирь, комплектующие идут две-три недели.
Альтернативных запчастей дилеры не предлагают. Оговариваются лишь, что на начальном этапе работы приходилось пользоваться некоторыми сальниками агрегатов трансмиссии от Volvo. Кроме того, владельцы сами везут некие колодки, купленные в Белоруссии.
Как водится, обратимся сначала к популярным агрегаторам. Марка Geely по нынешним меркам появилась в РФ отнюдь не вчера. Поэтому логично было бы ожидать наличия ее в каталогах. И она на самом деле там присутствует.
Однако для поиска запчастей требуется VIN. А после его введения получаем вот такой результат.
Где-то Geely в каталогах значится. На деле же оказывается, что список ограничен старыми моделями, уже не актуальными для нашего рынка.
В таком случае нужно обращаться в раздел «Запчасти для ТО». В нем уже удастся найти не только элементарные расходные материалы. В том числе «железо» для шасси, которое необходимо, мягко говоря, не на каждом техобслуживании. Скажем, ступичные подшипники, амортизаторы, их отбойники и опоры, шаровые, линки, помпу, термостат и т. д. Причем нет надобности вводить идентификационный номер. Достаточно выбрать модель и ее модификацию.
Еще на одном маркетплейсе каталог содержит и Тугеллу, и Xingyue, как это кросс-купе называлось на внутреннем рынке Китая.
Ассортимент тут не столь широкий, и для того, чтобы получить доступ к ценам, нужно вводить VIN.
Что интересно, по Tugella предлагаются лишь те же «запчасти для ТО». А по Xingyue — «каталог заменителей».
И в нем — расширенный список запчастей.
Да, есть не все, с некоторых позиций выбрасывает обратно в каталог. Зато имеются фото, облегчающие подбор.
Стоит признать, что подобный набор комплектующих вполне достаточен для первичного обслуживания и даже каких-то ремонтных операций. Если вдруг понадобится что-то более серьезное, нужно обращаться к альтернативным агрегаторам, получившим распространение в последнее время. Там можно найти и блок двигателя, и мотор в сборе, и «автомат» с его отдельными составляющими, и электронные блоки управления, и детали подвески, и всякую мелочовку — крепеж, сальники-уплотнители и прочее.
А что с Knewstar 001? Такую марку интернет-площадки пока не знают. Неудивительно, ведь она появилась лишь в сентябре прошлого года. Поэтому не помогает даже ввод VIN. Лишь в одном случае агрегатор номер принял, но начал под ним показывать две незнакомые марки.
Это не критично, поскольку технически 001 ни имеет никаких отличий от Тугеллы. Разве что передний бампер и решетка радиатора у Knewstar оригинальные. В случае чего придется заказывать у дилеров.
С альтернативными маслами для Geely — никаких проблем. Вязкость 0W-20 давно не из разряда эксклюзивных. А продукт с классом качества по API C5 можно заменить C3, который у нас более распространен. Хотя и C5 не какая-то редкость.
Найдется альтернатива и для AW-1 — в виде сравнительно бюджетных универсальных аналогов.
Хотя экономия на обслуживании этого «автомата» может превратиться в значительный бюджет на ремонт.
Помним, что H4M — это ниссановский HR16DE. Поэтому в допусках по API — качество, начиная с SM. Вязкость — 0W-20 либо 5W-30. В совместный H5Ht разрешается лить масла вязкостью 0W-20, 5W-30 и 0W-40. Хотя последнее кажется чересчур густоватым. Класс качества — тот же C3.
Вариатор с турбомотором нужно заправлять жидкостями, соответствующими стандарту Nissan NS-3. Для CVT, работающей с «атмосферником», разрешена NS-2. Но лучше все же заливать ATF с улучшенными свойствами. Или соответствующие аналоги.
С прочими расходными материалами ситуация не столь однозначная, но решаемая. Например, «воздушки» для Geely исключительно недорогие. Однако сравниваем их номера с таковыми у аналогичного двигателя для Volvo XC40 и видим, что совпадают. А для «шведа» уже доступны детали Kolbenschmidt и Mann.
Ровно то же по части масляного фильтра. На «китайца» — урезанный выбор и бренды «второго порядка». На XC40 — Bosch, Hengst, Knecht, упомянутый Mann.
Среди альтернативного предложения свечей для Tugella почему-то нет NGK. А у Volvo есть Denso.
Соответствия катушек зажигания нами не установлено. Но что-то подсказывает, что и они у Geely и Volvo должны совпадать. При этом для шведской версии мотора предлагаются детали Hella и Delphi.
Амортизаторы по номерам не бьются просто потому, что у моделей не совпадает предложение. Для Tugella помимо оригинала доступны демпфирующие элементы китайских брендов. Для «сороковки» — европейских, включая Bilstein. Другое дело, что платформа у кроссоверов одна. Если вы эстет в плане ходовых качеств, можно попробовать рискнуть на замещение.
Рычаги и шаровые опоры идентичны на вид. Хотя особого преимущества это не дает. Для Volvo сейчас выбор ограничен и сводится к недорогим маркам.
Странно, что колодки по номерам не идентичны. В то время как на профильных форумах владельцы Tugella сообщали об обратном. Для кросс-купе Geely это актуальная тема. А на XC40 имеются комплектующие Delphi, NiBK, Brembo, Textar. Так что стоит тут поступить проверенным способом — если есть возможность, подобрать по образу и подобию. Зато диски взаимозаменяемы, хотя на всякий случай это также надо проверить.
Комплект привода ГРМ, включая ремень, на Geely предлагается только оригинальный. Для Volvo доступны Contitech и Gates. Опять же идентичность их не установлена. Тем не менее двигатели же одинаковые, и если воздушные фильтры и свечи один в один, то и ремень, скорее всего, тоже.
Для Arkana ассортимент запчастей, разумеется, шире. Хотя в наличном предложении делается упор на недорогие «расходники» и «железо». Комплектующие для модификации 1,3 л распространены меньше, но трагедию из этого делать не стоит. И в отношении обоих моторов, как и автомобиля в целом, надо смело рассчитывать на покупку запчастей именитых производителей. Только их также придется подождать от нескольких дней до пары недель — в наличии такие держать накладно.
Любопытно, что для Arkana, как для достаточно новой модели, не так много «кузовщины» от китайских производителей.
Это касается и светотехники.
Кузовные панели для Тугеллы частично можно приобрести от сторонних компаний из КНР. Но оптику — исключительно в подержанном виде и в разной степени целостности.
Стоимость запчастей, руб.
Наименование детали/автомобиль | Geely Tugella, цены в ДЦ | Geely Tugella, цены в магазинах | Renault Arkana (1,6 л, CVT) |
Фильтр воздушный | 2406 | 360–2800 | 300–2200 |
Фильтр масляный | 2778 | 350–7150 | 300–1000 |
Масло моторное | 1365/1 л | 2400–8350/4 л | 2000–8000/4 л |
Масло трансмиссионное | 2303/1 л | 1550/1 л–8200/4 л | 5000–6000/4 л |
Свеча зажигания | 2718 | 500–3300 | 250–1900 |
Катушка зажигания | 14 809 | 2500–11 700 | 6100–8800 |
Ремень привода ГРМ | 5899 | 5350–6300 | – |
Амортизаторы пер/зад | 15 781/17 837 | 3600–17 800/2800–26 900 | 3860–18 200/2700–8500 |
Пружины пер/зад | 6070/6371 | 5300–6700/5800–7250 | 1500–6750/1800–6700 |
Рычаг передней подвески | 31 446 | 4650–33 500 | 3400–14 800 |
Линк пер/зад | 3337/9068 | 900–3700/1450–4450 | 750–2400/650–1500 |
Колодки пер/зад | 11 005/11 156 | 600–13 700/750–13 350 | 800–23 500/1300–11 400 |
Капот | 110 488 | 12 000–40 000 (б/у и альтернативный) | 14 500–53 500 (б/у, альтернативный и новый) |
Бампер | 26 210 | 11 600–25 000 (б/у) | 4300–15 300 (б/у и новый) |
Фара + ДХО | 200 800 | 15 000–72 000 + 3000–4000 (б/у) | 5500–60 000 + 500–2200 (новая, б/у и альтернативная) |
Крыло | 34 903 | 2600–19 500 (новое, б/у и альтернативное) | 5000–70 000 (новое, б/у и альтернативное) |
Решетка радиатора | 37 398 | 6400–24 000 (новая, б/у и альтернативная) | 3000–38 500 (новая, б/у и альтернативная) |
Если не отталкиваться от дилерских цен (они на самом деле высокие, но в ряде случаев только это предложение дает гарантию качества), то Tugella в обслуживании и ремонте действительно способна быть необременительной. По части постгарантийного ТО можно найти по нынешним меркам недорогие качественные «расходники». С другой стороны, «официальные» цены в среднем выше, чем на запчасти для одноклассников Chery и Exeed. Да и компактный Geely Coolray/Belgee X50 в эксплуатации будет дешевле.