История Great Wall Motor неразрывно связана с семьей Вэй, и главная фигура здесь — Вэй Цзяньцзюнь, он родился в 1964 году, возглавил компанию в 1990 году и до сих пор занимает пост председателя правления. Но основал компанию Great Wall в 1976 году другой человек — дядя Цзяньцзюня, Вэй Делян, тогда это была всего лишь небольшая кооперативная мастерская по ремонту и модернизации сельхозтехники в поселке Наньдаюань (пригород города-миллионника Баодин, провинция Хэбэй). Мелкосерийным производством собственных автомобилей компания занялась в 1984 году и с этого года ведет свою официальную хронологию. Первой моделью стал легкий бескапотный грузовичок Great Wall CC130, затем компания смастерила внедорожник CC513 с использованием узлов и агрегатов Beijing BJ212.
Beijing BJ212 — аналог российского УАЗ-469, но не его копия, как ошибочно многие думают, китайская машина пошла в производство на семь лет раньше, в 1965-м. Компания Great Wall предложила более комфортный кузов для BJ212 в духе Toyota Land Cruiser J60 — к сожалению, найти более-менее приличную фотографию этой модели сегодня невозможно. Буквы СС в индексах первых моделей — это ChangCheng, романизированный вариант иероглифического китайского словосочетания «Великая стена», оно же Great Wall по-английски.
Вэй Цзяньцзюнь университетов не заканчивал, зато имел дар предпринимателя. После школы работал наемным сотрудником на моторном заводе в Пекине и ткацкой фабрике в Баодине. В 1986 году он присоединяется к бизнесу своего отца (Вэй Дэи) по производству оборудования для водоснабжения (насосы, трубы, металлоконструкции и т. п.), но истинной страстью Цзяньцзюня были автомобили — он водил советскую Ладу, выделывал на ней всякие трюки и мечтал о карьере автогонщика, однако в итоге сделал прагматичный выбор в пользу бизнеса и в 1989 году уговорил отца создать дочернюю компанию по выпуску автомобильных комплектующих — в частности независимой передней подвески для кондового шасси BJ212. В том же 1989 году в автомобильной аварии погибает дядя Цзяньцзюня — Делян, управление Great Wall Motors Industry Company переходит к неэффективным чиновникам Наньдаюаня, компания быстро наделала долгов, после чего начались экстренные поиски вменяемого наемного руководителя. Цзяньцзюнь предложил свои услуги и в 1990 году получил должность гендиректора.
Цзяньцзюнь стал думать над тем, как развить бизнес своего покойного дядюшки, вместе с рабочими разбирал и анализировал иномарки (в основном японские), выбор был сделан в пользу довольно престижных Nissan Cedric (поколение Y30) и Toyota Crown (S130). Компания Great Wall их «творчески переосмыслила» и безо всякого одобрения со стороны правообладателей запустила в производство в 1993 году под индексами CC1020 и CC1020S соответственно — тогда для китайских компаний это была обычная и, что греха таить, порочная практика. За короткое время Great Wall выдала примерно десяток нелегальных клонов, в том числе Crown, переделанный под Rolls-Royce, — в официальной летописи GWM такого сорта пикантные подробности стыдливо опущены.
В 1994 году правительство КНР вводит новые правила лицензирования автопроизводителей, что приводит к вынужденной остановке производства Great Wall, нелегальные клоны первой волны навсегда уходят в прошлое. Лишь в 1996 году Вэй Цзяньцзюнь смог перезапустить компанию, ее новым продуктом стал пикап Deer, что в переводе с английского означает «олень». В дальнейшем все модели Great Wall будут изначально иметь латинские названия.
Deer — это клон японского пикапа Toyota Hilux шестого поколения, простая и надежная машина, которой Great Wall обязана первой фазе своего стремительного взлета: уже к 1998 году компания становится лидером сегмента пикапов китайского авторынка, поскольку ее «олени» были примерно на треть дешевле основных конкурентов. Абсолютные объемы производства и продаж в то время были невелики: в 1997 году Great Wall реализовала 1700 пикапов, притом что часть из них отправились на экспорт в страны Ближнего Востока. В 1998 году продажи пикапов Great Wall превысили 7000 единиц, в 1999 году компания отметила выпуск десятитысячного пикапа.
В 1998 году случилось еще одно важное событие: компания Great Wall пережила инициированную правительством приватизацию и получила свое современное название, то есть Great Wall Motor. В ходе приватизации Вэй Цзяньцзюнь в знак благодарности за успешную работу получил от властей Наньдаюаня долю в компании и часть ее прибыли, которую тоже конвертировал в акции, и в итоге стал владельцем 25% акций Great Wall, в 1999-м он увеличил свою долю до 46%. Контрольный пакет (56%) семья Вэй — родители Цзяньцзюня и его жена — получила в 2001 году в ходе очередной реорганизации компании.
В 2000 году Вэй Цзяньцзюнь решает, что компании Great Wall нужно собственное производство двигателей (прежде они закупались на стороне) и в кооперации с бизнесменами из Баодина создает дочернее предприятие Great Wall Internal Combustion Engine Manufacturing. В 2002 году у компании появляется свой центр НИОКР, но она еще долго будет прибегать к практике заимствования чужих разработок.
В первой половине «нулевых» пикапы и созданные на их базе рамные внедорожники были основной продукцией Great Wall: компания осваивает такие модели, как пикап Sailor/SoCool (клон Isuzu Rodeo/Faster) и хорошо известный в РФ внедорожник Great Wall Safe (клон Toyota 4Runner). В 2005 году появляется еще более растиражированный в нашей стране Great Wall Hover (он же впоследствии Haval H3/H5 и DW Hover) — клон Isuzu Axiom.
В 2003 году Great Wall с целью привлечения дополнительных инвестиций стала публичной компанией и вышла на гонконгскую биржу, доля акций семьи Вэй уменьшилась до 40,45%. В том же году Вэй Цзяньцзюнь становится председателем совета директоров компании, а должность гендиректора занимает его давняя соратница, на тот момент 33-летняя Ван Фэнъин, которая пришла работать в Great Wall еще в 1991 году.
В 2007 году у GWM появляется новая, актуальная по сей день эмблема. В том же году компания решает вернуться в легковой сегмент, в результате чего случилась очередная и последняя «атака клонов», лишь после нее компания переключится на полностью оригинальные разработки. Новыми клонами оказались Great Wall Peri (перелицованный Fiat Panda), Florid (Scion xA), Coolbear (Scion xB), Cowry/Voleex V80 (Toyota Noah), Voleex C10 (Toyota Yaris), Voleex C30 (Toyota Vios) и Voleex C50 (Honda Civic). Fiat пытался судиться с Great Wall, но добился успеха лишь у себя на родине, в Италии.
Voleex и Haval — это первые суббренды Great Wall. Сугубо легковой Voleex в итоге не прижился и был сдан в архив за ненадобностью, а вот кроссоверный Haval в 2013 году стал самостоятельным брендом, то есть лишился приставки Great Wall. Эпохальный для компании среднеразмерный кроссовер Haval H6 дебютировал в 2011 году еще как Great Wall.
Запуская Haval как самостоятельный бренд, GWM рассчитывала, что к 2020 году он в имиджевом плане дорастет до уровня Jeep и Land Rover, но этого не случилось, несмотря на наличие в модельном ряду полноценного внедорожника H9 (дебютировал в 2014 году). Сегодня Haval воспринимается как массовый кроссоверный бренд, а вот на борьбу с Jeep и Land Rover теперь нацелен бренд Tank — его GWM запустила весной прошлого года и продает под ним внедорожники с подчеркнуто брутальным дизайном. Любопытно, что первую модель Tank с индексом 300 впервые показали в 2020 году как Wey Tank 300.
Wey — это запущенная в 2016 году премиальная марка GWM, названная, как несложно догадаться, в честь фамилии ее главного руководителя. Модельный ряд Wey составляют однотипные компактные и среднеразмерные кроссоверы, которые сильно похожи на соплатформенные модели Haval и потому не очень успешны: годовые продажи Wey в Китае ни разу не превысили 150 000 машин. В GWM, глядя на статистику, похоже, думали переформатировать Wey и сделать из него внедорожный бренд, но в итоге предпочли запустить Tank. Пока что такое решение кажется правильным: Tank уже сейчас продает больше машин, чем Wey: по данным самой компании, с января по август этого года реализовано 28 110 и 76 575 штук соответственно. Потребители приняли Tank хорошо, брутальные SUV сейчас — один из главных трендов китайского авторынка, и GWM вовремя его уловила. Марку Wey, в свою очередь, ждет какое-то иное переформатирование, четкой концепции компания пока не представила.
Что до легковушек, то вдоволь наигравшись с нелегальными клонами, GWM решила сменить тактику и в 2018 году запустила новую электромобильную марку Ora. В облике моделей Ora тоже много чего напоминает о чужих моделях, но техническая начинка — полностью своя, разработки GWM. Ora делает ставку на ретролук, отчего ее «электрички» напоминают Mini, VW Beetle и Porsche. Качество стилизации, прямо скажем, на любителя, но своих клиентов марка находит: с января по август этого года продано 77 116 машин.
В прошлом году у GWM появилась еще одна легковая марка Salon, она будет делать премиальные электрические и водородные машины. Первая модель Salon Mecha Dragon — это электрический фастбек (седан с покатой кормой) с угловатым дизайном в стиле киберпанк, двухмоторной силовой установкой мощностью 544 л.с. и запасом хода на одной зарядке около 800 км. В оснащении заявлен автопилот с четырьмя интегрированными в кузов лидарами. Производство Mecha Dragon должно начаться в этом году.
Еще в 2018 году GWM создала совместное предприятие с компанией BMW, оно занимается разработкой и подготовкой к производству в Китае новых электрических моделей британской марки Mini (принадлежит BMW), первая совместная модель пойдет в серию в 2023 году.
Пикапное дело Great Wall по-прежнему живет и здравствует, причем в последние годы акцент смещается с «рабочих лошадок» на стильные грузовички для любителей приключений с эффектным дизайном и подчеркнуто оффроудной амуницией. В структуре продаж компании пикапы GWM сейчас занимают второе место после марки Haval: с января по август этого года продано 126 288 и 400 582 штуки соответственно.
На российский рынок компания Great Wall вышла в 2004 году, до середины прошлого десятилетия она работала здесь в основном через дистрибьютора — компанию «Ирито», а в 2014-м открылось ныне здравствующее прямое представительство «Хавейл Мотор Рус». Локальная сборка внедорожников Great Wall Hover началась еще в 2006 году в подмосковной Гжели, сварку кузовов производили сначала в Черкесске (завод «Дервейс»), затем в Липецке. Липецкий завод «Моторинвест», изначально заложенный «Ирито», сейчас не имеет к GWM никакого отношения и готовится начать сборку китайских электромобилей Dongfeng/Sokon под российской маркой Evolute.
Во второй половине 2010-х был еще и третий российский игрок на поле Great Wall — компания «Чайна Автомаркет» с заводом «Ставрополь-Авто» в Михайловске, на котором в 2017-2018 годах выпускался по лицензии внедорожник Great Wall Hover и продавался как DW Hower.
В 2020 году состоялось последнее возвращение Ховера в РФ — на сей раз под именем Haval H5, его производство наладили на новом российском заводе «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» в Тульской области, но уже весной 2021 года сборку свернули, чтобы освободить конвейер под более современные модели.
Завод в Тульской области был запущен в июне 2019 года, его первыми моделями стали кроссоверы Haval F7 и F7x. Репутацию этих машин сильно подпортил массовый отзыв в декабре 2021 года из-за нескольких случаев самовозгорания на морозе, на ремонт отправились более 16 000 выпущенных на тот момент кроссоверов.
Сейчас завод помимо F7 и F7x собирает кроссоверы Haval Jolion и Dargo, а также рамный внедорожник Haval H9. Пикапы Great Wall Poer и Great Wall Wingle 7, официально представленные на нашем рынке, приходят из Китая. Что будет с заводом и продажами моделей GWM в России в свете обострения геополитической обстановки, сейчас не может сказать никто — слишком высокая турбулентность событий.