Потом Антон отправил эсэмэску с адресом автосалона и именем себя как персонального менеджера. Потом перезвонила вежливая девушка и уточнила, приеду ли. Потом…
Стоп.
Откуда в Москве взяться Хантенгу?
Этой китайской фирме, которая официально именуется Hanteng Autos (Jiangxi Hanteng Automobile), от роду всего шесть лет, а производство автомобилей вообще ведется только с 2015 года. Объем ее выпуска едва превышает 60 000 машин в год, что дает долю на внутреннем рынке на уровне статистической погрешности, 0,28% за 2018 год. И на экспорт они пока не поставляются.
Основных моделей две — кроссоверы X5 и X7 в разных модификациях, в том числе и гибридных. Недавно добавилась третья модель, вэн Hanteng MPV, но данных о ее продаже нет даже в сводной статистике по китайскому рынку на carsalesbase.com.
Упомянутые кроссоверы, мало того что напоминают Tiguan, Touareg и Q5 одновременно, так еще и построены на чужой платформе, от Zotye. Впрочем, не совсем чужой: у Zotye Auto и Hanteng Autos — одна материнская компания, Tech-New Group. И хотя это родство не очень афишируется, очевидно, что технологически Hanteng «произрастает» из Zotye.
Про Hanteng российский читатель может помнить по такому факту: на недавнем Шанхайском автосалоне фирма выставила концепт-кар Red 01, дизайн которого сделал белорус Андрей Трофимчук, автор облика всех ё-мобилей. Тогда же мы робко предположили, что теоретически, когда-нибудь, Hanteng может прийти и в Россию. Тем паче, что не так давно прошла информация о том, что казахстанский завод с поэтичным названием «Сарыаркаавтопром» ведет переговоры с китайцами на предмет локализации в Костанае одной из моделей Hanteng. И еще фактик: в английской Википедии есть упоминание контракта с российским заводом «Дервейс» от 2017 года. Но, как мы знаем, никаких Хантенгов в Карачаево-Черкесии не собирали, да и сам контракт люди, близкие к «Дервейсу», назвали фейком, придуманным китайцами для демонстрации фальшивой экспансии молодого бренда на внешние рынки.
И вдруг, как снег на голову — куча сайтов, предлагающих купить (или заказать) Hanteng X5 и X7 в Москве! В каком-то из автосалонов в наличии якобы есть «живые» машины…
…в других же на Hanteng можно оставить предзаказ, а саму покупку забрать примерно через месяц.
Указанные цены приятно щекочут: большой Hanteng X7 с «автоматом» — за 880 000 рублей, а с учетом скидки — вообще 630 000!
Так не бывает. Или бывает, но в мышеловке.
И мы поехали на тест-драйв. На Волоколамское шоссе, 110, в автосалон «Риа-авто».
В принципе, достаточно вбить адрес в поисковик, чтобы получить исчерпывающую информацию об этой торговой точке. Она — из многочисленной когорты «серых» (иногда переходящих в «черные») салонов, называющих себя «официальными дилерами всего». Хотя на самом деле дилерство у них если и есть, то на один-два маргинально-китайских бренда, а все остальное — просто перепродажа. Причем с подвывертом. Тактика такая: заманить покупателя, наобещать полные карманы скидок, потом долго томить и в итоге предложить вместо желаемого хлам, дорого, без гарантии, в кредит на невыгодных условиях, с ненужными «допами» тысяч на триста сверх прайса. С провинциалами это до сих пор прокатывает, хотя, казалось бы, разводке этой уже много лет. Доблестные наши правоохранители одно время любили шумно «накрывать» таких мошенников, но о судебных процессах мы почему-то не слышали. Да и «салонщики» со временем отточили методы до юридически почти безупречных: теперь уже в договорах не меняют страницы и почти не ловят на обманки типа «сам-подписал-читать-надо-было». Зачем, если наивность клиента безгранична? Достаточно договориться с некоторыми банками на откат с кредитных сделок и, сделав вид, что рассылаешь запросы по всевозможным банкам, объявить самым выгодным свой, прикормленный. Главное, заманить лоха.
Но Hanteng-то тут причем?
О, это оказалось старой песней на новый лад.
«Менеджер Антон» подтвердил свою виртуальность, сразу перестав отвечать на звонки. Другой менеджер долго копался в компьютере, театрально вздыхая и названивая кому-то с вопросом «где Хантенг»? Выяснилось, что машины нет, «она поехала на Ленинградку». Надо подождать. Скоро будет.
Классика.
Но отчего же не подождать?
В процессе ожидания менеджер как-то настойчиво начал хаять Хантенг: он типа копия Zotye, только хуже и дороже. А у нас, не поверите, есть настоящий, оригинальный Zotye, с божественными скидками.
Ну пойдем, посмотрим.
Коротая время, прокатились на Zotye Coupa: приличная машинка с комфортной подвеской и аляповатым салоном. Обычная. Китайская. Но мы же приехали за Хантенгом!
Менеджер опять сник и уткнулся в смартфон. А потом грустно сообщил: знаете, Хантенга сегодня не будет, машина поехала в представительство (sic!) Hanteng на Ленинградское шоссе, 71 и сегодня уже не успеет вернуться. Представительство работает до семи вечера, сейчас полседьмого. Может, Zotye купите?
Никакого представительства Hanteng в России, разумеется, нет, а по названному адресу располагается… правильно, похожий автосалон, только с названием «Московский Автомобильный Дом». Это конторка тех же ребят, что владеют и «Риа-авто». И несколькими другими «салонами» — «Мас-моторс», «Авес на Привольной», «Химки Автоцентр»… Набирайте в Яндексе «hanteng» и все первые строки выдачи будут их: SEO работает качественно. Бенефициара этих паучьих автотенет найти несложно: ООО «Авис Групп» в лице своего учредителя. Он постоянно регистрирует и ликвидирует юридические лица, сообразно меняются и названия «салонов». Не меняются только их месторасположение и методы работы.
Возможно, имеются и другие персоны, теневые — неважно, у нас нет задачи разоблачить персоналии. Дело не в лицах, дело в системе. Системе, которая мгновенно адаптируется к изменяющимся условиям и перманентно изобретает новые подходы к привлечению покупателей взамен устаревших, дискредитированных. Выдумка про Hanteng — одна из таких, прости-господи, новаций.
Выдумка, кстати, небессмысленная: тот же грустный менеджер, что «топил» за Zotye, «опуская» Hanteng, рассказал целую легенду о том, что сборку Хантенгов со дня на день наладят в Беларуси, на заводе «Юнисон», там же, где уже собирают Zotye. Бедный юноша, вероятно, не подозревал, что процесс сертификации занимает несколько месяцев и что накануне мы поинтересовались в НАМИ: привозили ли Hanteng на испытания? Не, говорят, не привозили. Ладно, в конце концов сертификацией не только НАМИ занимается, но за месяц до начала продаж ОТТС уже должен быть в базе Росстандарта. Разумеется, его там нет. Но грустный менеджер, направив взор в сторону Zotye, продолжал вдохновенно врать: поймите, у представительства Хантенга только одна машина в Москве, ее дают на тест-драйв не всем и не всегда. Я, конечно, позвоню, когда ее опять пригонят, но, сами понимаете, это может быть очень нескоро. А вот Zotye есть в наличии, смотрите, какая красавица. И скидки, скидки! Вы хоть знаете, какие у нас скидки? Ска-зоч-ны-е!!!
По всему выходит, что Hanteng для этих «салонов» выполняет роль зазывалы. Помните, в девяностых годах такие бойкие ребята работали с наперсточниками: слышь, поди сюда, подарок хочешь? Угадай, где шарик!
На месте бедняги Хантенга мог быть любой бренд, не представленный в России. Но врать про какой-нибудь Buick, Lancia или Lincoln — себе дороже, сразу раскусят да еще по судам затаскают. А маленький безвестный Hanteng условно безопасен. И возводя вокруг него фантазию про «эксклюзивное дистрибьюторство», жулики не только увеличивают клиентский трафик, но и создают своим салонам реноме серьезных контор. Ненадолго, но все же. А то с имиджем совсем швах, даже регулярная смена названий и юрлиц не помогает, интернет помнит все.
Конечно, мы связались с российским представительством Zotye. Его глава Александр Гнездюк так прокомментировал происходящее:
— Александр, появилась непроверенная информация о том, что в Беларуси скоро станут собирать автомобили Hanteng. Это правда? У Zotye и Hanteng много юридических и производственных связей…
— Такой информации у меня нет.
— Нам тут в «Риа-авто» настойчиво впаривали Zotye, хотя мы приехали посмотреть на Hanteng. С Хантенгом нас прямо обманули, записав на тест-драйв несуществующего автомобиля. Вам такие автосалоны проблем не создают? Есть ли среди подобных ваши официальные дилеры?
— Вы были у официального дилера и мне стыдно за них.
— Да, посмотрел… В списке дилеров — только «Риа-авто», хотя Zotye они продают и во всех остальных салонах, например, в «Авесе», «Мас-моторсе», «Адоме»… Это законно?
— Нет. Авторизована одна точка продаж, на Волоколамском шоссе, 120.
— Вы не можете повлиять на такое субдилерство? Или не хотите?
— Хотим и можем. И повлияем.
Александр Гнездюк — опытный бизнесмен и сторонник цивилизованного авторитейла. Он, конечно, может сделать оргвыводы в отношении «Риа-авто», но… Но для новой марки каждый продавец — на вес золота, и дистрибьюторы почти всех китайских брендов вынуждены мириться с мультибрендовостью, скверной репутацией и сомнительными методами ведения бизнеса своих партнеров. Если подходить к организации дилерской сети бескомпромиссно, то в отношении почти каждого можно сделать «оргвыводы». Тогда продажи, и без того не космические, встанут совсем. Это, увы, специфика торговли «китайцами» в России: маржа низкая, поддержки от головных компаний почти нет. Вот и приходится закрывать глаза на всякие странности.
Но вернемся к Хантенгу. Насколько правдива информация о планируемой сборке этих машин в казахстанском Костанае? На наш запрос представитель «Сарыаркаавтопрома» ответил уклончиво: «Следите за новостями, позже будут известны все подробности». Но все-таки проговорился: если будут «все подробности», то дело на мази, принципиально вопрос со сборкой решен. Какие модели, когда, будет ли экспорт в Россию — об этом можно только гадать. Но если все сложится удачно, хочется посоветовать ребятам из Казахстана: тщательнее выбирайте дилеров.
Тщательнее.