Каждый наш рейд по салонам официальных столичных продавцов новых автомобилей приносит массу интересной информации о состоянии дел «в полях». Очередной выезд не стал исключением. Как оказалось, процесс замещения китайскими брендами всех остальных уже вошел в финальную стадию: пока еще держатся «корейцы» — за счет наличия «живых» новых машин, и Mercedes-Benz — за счет очень дорогих подержанных. А вот вывески BMW и Audi в Москве уже почти не сыскать, тем более что многие из дилеров этих марок самоликвидировались как юридические лица, о чем мы писали. Владельцам Мерседесов от вывесок тоже ни жарко ни холодно: один мой знакомый потерял ключ и вот теперь не знает, что делать, ибо заказать нельзя. Наверное, будет ломиком вскрывать… На всякий случай — это не реклама Hongqi, дилеры которой открываются там, где раньше были Мерседес и Ауди.
В конце апреля президент АВТОВАЗа Максим Соколов высказался на тот счет, что не позволит дилерам завышать цены на такие долгожданные Vesta NG — обещал жестко контролировать и даже грозил расторжением контрактов. Дело было на выставке «Иннопром» в Ташкенте и, судя по всему, Соколов имел в виду именно дилеров Lada в Узбекистане — а иначе как объяснить тот факт, что российские дилеры дружно проигнорировали слова Соколова. Более того, теперь мы знаем, сколько именно продавцы будут накручивать, поскольку самые сознательные из них обнародовали официальные прайс-листы Vesta NG с рекомендованной розничной ценой, которая лежит в диапазоне от 1 208 600 до 1 292 600 рублей. И это, заметим, за 90-сильный 8-клапанный двигатель с чугунным блоком!
Собственно, продавцы «жигулями» сидят грустные: «Нивы», которые еще прошлой осенью считались самым ликвидным товаром отечественного автогиганта, сейчас никто не берет, а кроме них в салонах стоит только Granta — в совершенно свободной продаже. Так вот. Несколько менеджеров московских салонов сообщили нам, что машины из первой партии Vesta NG, которая к ним уже едет, купить нельзя — все зарезервировано, а когда будет следующая, неясно. При этом Весты из этой первой партии отдают по цене от 1,6 миллиона рублей.


А что же «китайцы», которые вместе с дилерами Lada должны осадить воинственный пыл руководства АВТОВАЗа? Оказалось, что у них тоже все не слава богу. К примеру, первый салон BAIC открылся еще 6 апреля, однако по сей день он остается и единственным. В чем же дело? «Автотор» не успевает вывести сборку на большие объемы. Менеджер этого единственного салона BAIC на Новой Риге сказал, что машины ожидаются только в июле и твердо пообещал, что заявленная РРЦ в 1 699 000 рублей будет выдержана. За эти деньги машину можно будет взять за наличные и безо всяких нагрузок в виде трейд-ин и кредита. Напомним, что седан U5 Plus в базовой комплектации начнут предлагать с 1,5-литровым «атмосферником» в 113 л.с. и 5-ступенчатой «ручкой». За вариатор уже требуется доплата. BAIC BJ40 будет стоить от 3 759 900 — в наличии его тоже нет (только демонстрационный образец). Кстати, еще один BAIC — субкомпактный Х35, как ни странно, будет бить не только по «Москвичу 3», предлагая силовые агрегаты с теми же параметрами, только дешевле (от 1,7 млн руб.), но и по той же Весте, поскольку цена тоже определяет круг конкурентных моделей
Еще один «ценовой» убийца Lada Vesta — Livan X3 Pro — в России действительно появился, хотя мы уже было отчаялись найти «живую» машину, ведь официального открытия представительства еще не было. Но нашли! Уточним, что бренд, превращенный из Lifan с помощью технологий и финансового участия Geely, по сути, будет представлять все то же российское представительство Лифана. Точнее, компании «Лифан Автомобили Рус» принадлежит 52% в «Ливэн Мотор Рус», а остальные 48% — «Лифан Интернейшнл», зарегистрированному в Сингапуре.
Сейчас в Москве и ближайшем Подмосковье уже заявлены девять дилеров Ливэна. Судя по скорости, с которой компания обрастает уполномоченными продавцами, Ливэн пойдет по проторенной дорожке Лифана и будет наводнять рынок дешевыми (во всех смыслах) машинами. Об этом же говорят и стартовые условия: тем, кто купит машину в июне, дадут скидку аж в 100 000 рублей. Те из читателей, кто помнит, как торговал машинами Лифан, без труда предположат, что июньская скидка перетечет в июльскую, чтобы никому не было обидно, а затем — в августовскую и так далее. Кстати, при соединении с операторами дилера «Фаворит Моторс Восток» автоответчик сообщает, что всем желающим предоставляется «плюс 15% от субсидированной программы китайских производителей»… Ну что ж, посмотрим, насколько агрессивно Ливэн будет окучивать низового покупателя АВТОВАЗа.


На родине базовая версия Livan X3Pro обойдется в 7000 долларов, или, по нынешнему курсу, в 600 000 рублей в пересчете из юаней. Собственно, это ровно та планка, с которой всегда и начинались машины Лифан (в Китае). В России Ливэн Х3Pro пока самый условно доступный (за вычетом Lada): с учетом стартовой «июньской» скидки за версию с 1,5-литровым «атмосферником» в 103 «лошадки» придется выложить 1 779 900 рублей. После начала массового завоза, поверьте, будут скидывать и с этой цены, ибо даже по нынешним меркам для маленького Ливэна с очень и очень простеньким и тесным салоном и жестким пластиком это избыточно. А вот 600 тыщ было бы как раз. Кстати, за цвет металлик попросят доплату в 10 000 рублей. Конфуз заключается в том, что машину не будут предлагать у нас с ручной коробкой (только вариатор), по крайней мере так утверждал наш продавец. Отдельной гарантии на сквозную коррозию кузова нет — все укладывается в пять лет или 150 000 км пробега. Если на этом сроке кузов вдруг «зацветет», обещают все устранить
Отметим, что у бренда SWM, модели которого уже, по идее, собирают все на том же «Автоторе», дела не заладились: запуск отложили с мая на июнь. Дилер «Обухов», который заключил дистрибьюторское соглашение со штаб-квартирой китайской фирмы с одной стороны, и договор о контрактной сборке с «Автором» — с другой, пал жертвой нерасторопности отдела сертификации калининградского предприятия. Старт продаж отложили именно из-за того, что не готовы документы.

Еще три-четыре месяца назад процесс замены вывесок на автосалонах был не таким глобальным. Выделялся разве что бренд Omoda, заселявшийся в салоны BMW. А вот сейчас это действительно стало масштабным. Крупные дилеры сворачивают «ушедшие» марки в одно помещение, а освободившиеся отдают китайцам. Вот, посмотрите: половину этого большого здания займет Hongqi, а все остальные уже сгрудились в другой половине. Кстати, здесь же еще остались новые Subaru, но денег даже на самую простую вывеску для этой марки уже нет…

В этом салоне на улице Введенского еще недавно была Suzuki. Спустя несколько месяцев после начала украинских событий мы наблюдали здесь широкий спектр подержанных машин (и даже бренд Volvo), а теперь — только Chery. В соседнем здании доживает последние дни Mazda. В маленьком закутке здесь еще стоят экземпляры CX-4, поставленные дистрибьютором «КлючАвто» (по цене дороже, чем у самого «КлючАвто»), а большой зал ремонтируют — здесь будет недавно пришедший в Россию бренд Jetour
Салон Киа на Введенского еще держится, однако маленьких моделей здесь давно уже нет — распродают относительно дорогие машины. Цены начинаются от трех миллионов, за которые можно купить Kia K5, однако желающих на нее немного. Впрочем, китайцы не дремлют и выкатывают прямого конкурента (читай — замену Kia K5), причем по такой же цене.
Конкурент ли Aeolus Shine Max грядущему «Москвичу 6»? Думается, что нет, ибо автомобиль советской марки будет стоить дешевле, да и исполнением он попроще Донгфенга. По крайней мере, его аналог JAC J7, тест-драйв которого мы проводили более двух лет назад, в избытке имеется у дилеров JAC, причем выпуска 2023 года за 2,3 млн рублей. С учетом того, что после вывода «Москвича 3» цены на JAC JS4 немного задрали, предположим, что базовую стоимость «Москвича 6» попытаются уложить в искомые 2,3 миллиона, по крайней мере за версию с ручной коробкой. Однако это мы говорим о ценах за наличку, а если «со всеми выгодами», то есть нагрузками в виде каско и прочих радостей, то J7 сейчас можно купить в пределах 1,9 млн рублей. Само собой, после появления «Москвича 6» и эту китайскую машину с рынка снимут.

А вот кто реально может подпортить жизнь «Москвичу 6», так этот пресимпатичный FAW Bestune B70. Модель примечательна тем, что представлена в России с двумя автоматическими коробками. За базовую комплектацию с «двумя сцеплениями» нужно выложить всего-то от 2 328 000 рублей, а классический «автомат» идет от 2 683 000 рублей. Тут главное, чтобы представительство FAW подало на рынок нужное количество машин, поскольку мы видим, что агрессивно свое присутствие в России за время украинских событий нарастили только Haval, Chery и Geely (первая и вторая — вместе с дочерними брендами)
При нынешнем объезде мы совершенно случайно обнаружили, что Honda восстала в России аки птица Феникс из пепла. При этом произошли следующие юридические метаморфозы: представительство «Хонда Мотор Рус» фактически передало полномочия официального дистрибьютора фирме «Мотор-Плейс», зарегистрированной в августе прошлого года. При этом в новую контору перешли практически все сотрудники бывшего представительства японской марки, да и размещается она по тому же адресу, что и существующая пока «Хонда Мотор Рус». Другое дело, что теперь (по понятным причинам) все Хонды к нам везут из Китая, однако гарантия — как в былые времена, а именно: три года или 100 000 км пробега. При этом на детали и элементы подвески, рычаги, сайлент-блоки, втулки и стойки стабилизатора, передние и задние амортизационные стойки, топливную систему, топливные трубопроводы, топливные форсунки, топливный насос, топливный насос высокого давления гарантия составляет один год или 30 000 км пробега.


В Москве и ближайшем Подмосковье на продажу машин работают четыре дилера, при этом на официальном сайте в «новых моделях» представлен только старый CR-V. В чем же дело? Оказывается, «китайские» машины везут пока «серым» способом, поэтому образцы с де-факто нулевым пробегом числятся как подержанные. В наличии — довольно широкий модельный ряд: во-первых, есть CR-V нового, шестого поколения (за 6,4 млн руб.) и Accord десятого поколения (4,5 млн руб.), есть и те, что прежде были недоступны: ZR-V и Vezel по цене от 3,6 млн рублей. Что интересно, Civic идет дороже — почти 4 миллиона. Имеется также и вэн Odyssey. Цены, увы, кусаются, как и на все прочие машины…
Приятным открытием стали для нас модели марки Jetta, которую в Китае Фольксваген организовал вместе с FAW в 2019 году. Премьера бренда состоялась тогда на Шанхайском салоне. По ощущениям от интерьера Джетта кардинально отличается ото всех «китайцев», которые присутствуют сейчас в России: полная иллюзия того, что ты находишься либо в машине Skoda, либо в Фольксвагене. Мы обнаружили эти машины у «Мейджора», где продавец пообещал нам «заводскую» гарантию в два года или 100 000 км пробега. Правда, как выяснилось, гарантия действует только на двигатель, коробку и проводку. Несомненным достоинством модели стали классические коробки, ибо от вариаторов и DCT, если честно, уже мутит.


Слева направо: маленький седан VA3 по размеру близок к Rapid/Polo, а вот два компактных кроссовера VS5 и VS7 условно заменяют Таос и Тигуан. Цены в порядке перечисления: 2,2 млн, 3 млн, 3 млн. На седане стоит непривычный 1,5-литровый «атмосферник» в 112 л.с., а на кроссоверах — китайский вариант хорошо знакомого нам 1,4-литрового турбо мощностью в 150 л.с. Но теоретически Jetta VA3 можно купить менее чем за 1,7 миллиона, только для этого нужно не только каско и кредит взять, но еще и gap-страховку, которая действует на весь срок каско (она, в свою очередь, — на весь срок кредита) и позволяет получить в случае аварии с полной утратой транспортного средства полную сумму без учета амортизации. По VS5 и VS7 — картина похожая


Ну и последнее по прошедшему объезду: сотрудники дилеров Mercedes-Benz потихоньку учат китайский, ибо теперь вместо моделей с трехлучевой звездой на капоте тут будет вовсю развеваться «Красное знамя», то есть, пардон, Hongqi. Эту марку открывают в России совершенно официально — с июля стартуют продажи сразу четырех моделей. Базовыми в российской линейке продаж станут седан H5, который будут продавать от 4,7 млн рублей, и среднеразмерный кроссовер HS5 (на левом фото в центре) — от 5,5 млн рублей. Большой, похожий на Роллс-Ройс электрический лимузин E-HS9 идет за 9,5 млн, предусмотрен еще и флагманский седан H9 (на левом фото справа), который призван заменить Mercedes-Benz S-Klasse