Новая экономическая реальность, образовавшаяся в России в 2014 году, привела не только к уменьшению емкости бутылок с подсолнечным маслом и пивом, но и к появлению новых малогабаритных хитов автомобильного рынка. Вчерашние кумиры стали слишком дороги, приходится выбирать героев помельче. Одним из них стал кроссовер Hyundai Creta, появившийся в августе 2016 года, что называется, в нужное время и в нужном месте. В 2017 году с продажами в 55 305 штук этот автомобиль стал лидером среди всех SUV, и в 2018 году он тоже впереди. Уже можно собрать воедино подмеченные десятками тысяч владельцев достоинства и недостатки.
Когда в 2014 году на китайский рынок вышел компактный кроссовер Hyundai iх25, прозорливые люди сразу приметили, что он мог бы стать интересным бюджетным вариантом и для российских покупателей. Но тогда еще никто не предполагал, что локализованный в 2016 году Hyundai Creta станет у нас прорывным в связи с известными рыночными потрясениями.
Этот миниатюрный кроссовер — не уменьшенный в размерах Hyundai Tucson, а модель на платформе попроще, на которой создан, в частности, Hyundai Solaris. По габаритам Creta — типичный представитель компактных «паркетников» класса В+: длина — 4270 мм, ширина — 1780 мм, высота — 1630 и колесная база 2590 мм (на 10 мм меньше, чем у Solaris). Внедорожный «стайл» обеспечивают повышенный до 190 мм клиренс, колеса «кроссоверного» размера (в базе — 205/65 R16) и, конечно, некрашеные пластиковые накладки по нижнему периметру кузова.
Главная маркетинговая хитрость корейцев заключается в том, что в зависимости от модификации Creta предстает в разных амплуа: младшие переднеприводные версии с мотором 1.6 (123 л.с.) принадлежат к числу наиболее доступных машин своего класса, а вот полноприводный кроссовер с двигателем 2.0 (150 л.с.) попадает в совсем другой рыночный сегмент. Такая Creta дороже базовой как минимум на 438 000 рублей!
В случае с «младшим» двигателем можно выбрать между 6-ступенчатой МКПП и «автоматом», у «старшего» — только АКПП. Оба мотора ставятся как на переднеприводные, так и на полноприводные Креты.
Шасси переднеприводной версии принципиально не отличается от Соляриса: спереди подвеска типа McPherson, а сзади — полузависимая со скручивающейся балкой. Причем передняя подвеска даже визуально похожа на Hyundai Solaris: той же формы штампованные рычаги с запрессованными шаровыми опорами.
Сзади отличий больше. Как и в случае с упомянутым Солярисом, здесь также используется схема с разнесенными пружинами и амортизаторами, однако их расположение относительно продольных рычагов и поперечной балки совсем другое. Иная кинематика и особенности настроек подвески избавили Крету от известной проблемы, свойственной Солярису в начале его жизненного пути: низкая курсовая устойчивость и «пробиваемость» на неровных дорогах. Но без недочетов не обошлось и у Креты: тормозные шланги проложены весьма небрежно.
У модификации 4WD конструкция шасси без всяких компромиссов, все как у старшего Hyundai Tucson: задняя многорычажная подвеска и электрогидравлическая муфта подключения задней оси с функцией принудительной блокировки.
С более дорогой версией шасси Hyundai Creta умеет «летать» по относительно ровным трассам, «проглатывая» типичные дорожные изъяны, и только грубые колдобины сопровождаются болезненными ударами. То есть баланс между управляемостью и плавностью хода весьма приемлемый, что подтверждают отзывы многих водителей. Впрочем, и базовая подвеска Hyundai Creta неплохо ведет себя на асфальте, а с высокопрофильными шинами стандартного размера даже лучше переносит езду по «убитым» дорогам, чем на 17-дюймовых колесах.
Езда в сложных условиях (лед, снег, грязь, песок и т. д.), для переднеприводной Креты, понятно, дело затруднительное, хотя повышенный клиренс и дает преимущество над легковушками. Полноприводный вариант на бездорожье тоже не претендуют на роль вездехода, как и большинство прочих кроссоверов. С чахлым мотором 1.6 в паре с «механикой» по неопытности можно и вовсе спалить сцепление. И все же уверенность прохождения всяких хлябей и косогоров с 4WD совсем на другом уровне: муфта подключения задней оси обладает необходимым быстродействием, а возможность ее принудительной блокировки и электронные помощники добавляют уверенности. Значительно улучшить проходимость можно подбором соответствующей резины, но на практике увидеть хотя бы «АТэшку» (резину класса All-Terrain) в колесных арках Креты — большая редкость, в то время как на Дастерах подобное встречается.
Базовый двигатель объемом 1,6 л с алюминиевым блоком относится к известной серии Gamma. Крете достался модифицированный вариант G4FG. Его главная особенность — Dual-CVVT, то есть наличие системы изменения фаз газораспределения не только на впуске, но и на выпуске. Из-за этого на клапанной крышке появился неэстетичного вида «нарост» — электрогидравлический актуатор второго фазовращателя. Видимо, другого места для него не нашлось. Как и у других моторов этой серии, здесь цепной привод ГРМ и распределенный впрыск топлива. Из минусов — простые толкатели клапанов, то есть без гидрокомпенсаторов, что предполагает трудоемкую и дорогостоящую процедуру регулировки зазоров подбором толкателей, возможно, еще до пробега в 100 000 км. Да и цепь в приводе распредвалов не вечная: после 150 000 км пробега не исключена необходимость замены.
Тем, кому категорически важна динамика и запас мощности, не имеет смысла рассматривать двигатель объемом 1,6 л. Ездить порожняком по городу можно, но если с полной загрузкой и к тому же на горной трассе, то ситуация аховая — ни подъем взять нормально, ни тем более «выстрелить» для обгона. Чтобы «зажечь» машину, нужно крутить мотор нещадно — его 123 силы «вырисовываются» лишь при 6300 об/мин, да и пик крутящего момента в 151 Нм достигается сравнительно высоко — при 4850 об/мин. Заметно и то, что Creta на 185 кг тяжелее Соляриса. Но если не требовать ничего особенного и не геройствовать на трассах, с мотором 1.6 ужиться можно.
Первое время с таким двигателем выпускались только переднеприводные модификации, а рулевой механизм базового варианта Креты с механической коробкой передач комплектовался классическим гидроусилителем (позже его заменил электроусилитель). С 2017 года появилась возможность получить с «младшим» двигателем полный привод. Для такой модификации характеристики мотора были немного урезаны: 121 л.с. при 6200 об/мин и 148 Нм при 4850 об/мин. При наличии «автомата» динамика — «улиточная»: 13,1 секунды до 100 км/ч.
«Старший» двигатель с обозначением G4NA (серия Nu) объемом 2,0 л выдает 150 л.с. при 6200 об/мин и 192 Нм при 4200 об/мин. Конечно, и этот «атмосферник» с «автоматом» невесть какой «огонь», но все же наделяет Крету более живым характером: 11,3 секунды до «сотни» с 4WD и 10,7 секунды — с передним приводом.
Как и «младший» мотор, 2,0-литровый агрегат также алюминиевый, с цепным приводом ГРМ, системой Dual-CVVT и распределенным впрыском (на других моделях и рынках двигатель 2.0 имеет более прихотливую конструкцию с непосредственным впрыском). Однако в отличие от «младшего брата», привод клапанов здесь осуществлен через рычаги с роликами и гидрокомпенсаторами, поэтому регулировка тепловых зазоров не требуется. Так что в целом газораспределительный механизм весьма навороченный и требовательный к системе смазки.
Наши прагматичные автомобилисты скажут: вот бы этот мотор получить с «механикой» и полным приводом! Но нет, «вредные» корейцы лишили российских покупателей такого удовольствия выбора, хотя у конкурентов вроде Renault Kaptur эти варианты есть.
От 2,0-литровой Креты с полным приводом довольно трудно добиться тех показателей расхода топлива, которые обещает производитель. Если не задаваться целью поставить рекорд экономичности, а ездить со скоростью потока, то в городе кроссовер потребляет 12 л/100 км и больше, а за городом на высоких скоростях — более восьми литров. По паспорту — 10,6 и 6,5 л соответственно.
Hyundai Creta сходу пробилась в число российских бестселлеров, но с первых же месяцев продаж раскрылись и «детские болячки» автомобиля. Информация о точечном вспучивании лакокрасочного покрытия получила широкую огласку, и производитель признал эти случаи гарантийными. Антикоррозийная защита днища также оказалась недостаточной, но это по крайней мере не бросается в глаза.
Главным виновником «цветной революции» выступила задняя (багажная) дверь. Кроме того, были случаи отказа электропривода замка багажной двери. Отмечались и другие проблемы с электрикой. Например, отказы датчиков парковки. Больше всего претензий — к неадекватной работе датчиков давления воздуха в шинах, которые, кстати, входят уже в базовую комплектацию.
Не обошлось без жалоб и в адрес силовой части. У двигателя объемом 1,6 л встречаются проблемы с запуском, причем не связанные с низкими температурами. Моторы просто не желали заводиться с первого раза или глохли после запуска. Таинственные глюки связывают с электроникой. Также у некоторых владельцев появились опасения относительно надежности цилиндропоршневой группы. Повреждения возможны в случае ускоренного образования нагаров на поршнях или при разрушении «начинки» катализатора. Насколько этот риск реален — вопрос открытый. Возможно, менять масло вдвое чаще, чем предусмотрено регламентом (то есть каждые 7500 км), — излишняя предосторожность, но есть смысл сократить межсервисный пробег до 10 000 км.
Замечания автовладельцев относительно неважной «шумки» вполне объяснимы для автомобиля такого класса. Зачастую для повышения акустического комфорта достаточно установки более тихих шин. Среди прочих частых претензий — жалобы на скрипы в районе передней панели, быстрое истирание кожаной оплетки руля. Из разряда курьезов среди отзывов об этой модели — отвалившаяся дверная ручка.
Плановое обслуживание Hyundai Creta не назовешь доступным: тарифы в дилерских центрах почти как на «взрослые» кроссоверы. Причем меньший по объему мотор отнюдь не всегда означает более низкие затраты. Дело в том, что двигатель 1,6 л комплектуется обычными свечами зажигания, которые по регламенту нужно менять через 30 000 км пробега, притом комплект стоит в районе 2000 рублей (плюс работа по замене). Отсюда и повышенная стоимость четных ТО по сравнению с двигателем объемом 2,0 л, где применяются иридиевые свечи, которые по регламенту могут служить до 120 000 км (если до этого при диагностике не возникают нарекания к их состоянию).
Кроме того, как уже говорилось, «младший» мотор предполагает «ручную» процедуру по регулировке клапанных зазоров (что обойдется примерно в 12 000 рублей), тогда как «старший» двигатель имеет гидрокомпенсаторы и в таких операциях не нуждается. Однако в обоих случаях через 60 000 км положено менять топливный фильтр (в модульном насосе он является сменным элементом). При тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется сокращать замену масла в два раза — то есть через 7500 км пробега, что прибавит еще примерно 4500 рублей, а при наличии «автомата» желательно менять в нем рабочую жидкость через 60 000 км пробега (в регламент эта операция не включена).
Периодичность и ориентировочная стоимость регламентного ТО для Hyundai Creta у официальных дилеров
Операция/пробег, км | Двигатель 1.6, руб. | Двигатель 2.0, руб. |
ТО-1/15 000 | 9200 | 9600 |
ТО-2/30 000 | 13 550 | 11 400 |
ТО-3/45 000 | 9200 | 9600 |
ТО-4/60 000 | 17 000 | 14 800 |
ТО-5/75 000 | 9200 | 9600 |
ТО-6/90 000 | 13 700 | 11 500 |
Итого | 71 850 | 66 500 |
Ориентировочная стоимость некоторых оригинальных расходников, запчастей и аксессуаров для Hyundai Creta, руб.
Фильтр воздушный | 1000 |
Фильтр салонный | 1050 |
Фильтр топливный | 2250 |
Фильтр АКПП | 3100 |
Свечи зажигания (комплект, дв. 1,6 л) | 2500 |
Колодки тормозные передние (комплект) | 3900 |
Тормозной диск передний | 7900 |
Колодки тормозные задние (комплект) | 4100 |
Амортизатор передний | 5800 |
Амортизатор задний | 6300 |
Рычаг передней подвески в сборе | 5600 |
Подшипник ступичный передний | 2750 |
Стекло лобовое | 12 500 |
Фара стандартная | 12 550 |
Крыло переднее | 8300 |
Бампер передний (верхняя часть) | 7500 |
Бампер задний (верхняя часть) | 10 400 |
Стальная/алюминиевая защита двигателя | 5900/10 150 |
Стальная защита заднего редуктора | 4200 |
Hyundai Creta радует множеством конфигураций, правда, базовая комплектация Start с завлекательной ценой в 819 900 рублей существует в единственном исполнении — с двигателем 1,6 л, механической коробкой передач и передним приводом. У такой Креты нет кондиционера, но в остальном совсем «пустой» эту версию нельзя назвать: в наличии фронтальные подушки безопасности, ESP, система помощи при старте на подъеме, датчики давления в шинах, регулировка водительского кресла по высоте, борткомпьютер, передний бокс-подлокотник, очечник, зеркала в козырьках, «мультируль», аудиосистема с USB, AUX и Bluetooth, зеркала с электроприводом и обогревом, электростеклоподъемники четырех дверей. Опций не предусмотрено.
На ступень выше — вариант Active, который также предложен только с двигателем 1,6 л, но можно выбрать тип привода и коробку. Здесь уже есть кондиционер, подогрев кресел, дистанционный ключ, крючки, органайзер и полка в багажнике. И цены отличаются уже заметно: с «механикой» и передним приводом — 932 900 рублей (на 113 000 рублей дороже базовой версии), с полным приводом — 1 012 900 рублей. С «автоматом» и передним приводом — 982 900 рублей, а в сочетании с 4WD — 1 107 900 рублей (в эту сумму уже включены пакеты опций Winter и Light).
Уровень Comfort подразумевает светодиодные ходовые огни, передние «противотуманки», фары проекционного типа с режимом подсветки в сторону поворота, климат-контроль, кожаный руль с подогревом и регулировкой по вылету, автодоводчик стекла водительской двери, рейлинги, литые колесные диски на 17 дюймов. С двигателем 1,6 л и «ручной» коробкой такая комплектация предлагается только в составе с полным приводом: цена — 1 092 900 рублей. Тогда как вариант с «автоматом», наоборот, только с передним приводом, поэтому и цена пониже — 1 062 900 рублей.
Комплектация Travel включает в себя боковые подушки безопасности и шторки, парктроник, приборный щиток Supervision и литые диски на 16 дюймов. С базовым мотором в союзе с «механикой» предлагается только в переднеприводной конфигурации — 1 064 900 рублей. С «автоматом» доступны оба варианта привода: 1 117 900 рублей с передним и 1 197 900 рублей с полным. Кроме того, для Hyundai Creta 1.6 с «автоматом» и передним приводом недавно появилась специальная топ-версия Limited Edition (особая отделка, мультимедийная система, навигация) по цене от 1 113 900 рублей.
Для модификации со «старшим» двигателем 2,0 л, сочетающимся, напомним, только с автоматической коробкой, минимальный уровень оснащения — Comfort. Но он доступен только с передним приводом за 1 122 900 рублей. Верхняя комплектация Travel предполагает как передний привод (1 177 900 руб.), так и полный — 1 257 900 рублей.
Характерно, что довольно большая часть «элитного» оборудования для Hyundai Creta сосредоточена только в опциональных пакетах. В том числе камера заднего вида, круиз-контроль, бесключевой доступ, датчик света (но без датчика дождя), подогрев задних сидений, электроподогрев лобового стекла — доступны для верхнего уровня Travel в составе пакета Advanced (50 000 рублей). С ним же, но только для максимальной конфигурации 2,0 л с 4WD, выступает пакет Style (75 000 рублей), содержащий отделку сидений и дверей искусственной кожей, задний центральный подлокотник, мультимедийную систему с 7-дюймовым дисплеем и навигацией.
Hyundai Creta не проходил независимых краш-тестов по методике Euro NCAP, но судить об уровне пассивной безопасности автомобиля можно по альтернативным испытаниям. Так, еще в 2014 году китайский аналог Hyundai ix25 подвергся «экзекуции» местного комитета C-NCAP. Машина индийской сборки стала объектом краш-теста в рамках Latin NCAP. А совсем недавно российский Hyundai Creta был бит нашими коллегами из «Авторевю» по собственной методике ARCAP (во многом близкой к Euro NCAP). Если не вдаваться в детали, то в целом можно отметить, что во всех этих испытаниях автомобиль показал высокую «звездность», обеспечив достойную для своего класса защиту водителя и пассажиров. Напомним также, что редакции Дрома в ходе длительного тест-драйва Hyundai Creta случилось попасть в отнюдь не мелкое ДТП, после чего повреждения машины была признаны страховой компанией как «тотал» (полная утрата автомобиля), но люди остались целы и невредимы.
Hyundai Creta (1,6 л, MT, 2WD, 2016 г.) от 6360670, Новосибирск
Hyundai Creta (1,6 л, MT, 2WD, 2016 г.) от 7270961, Казань
Hyundai Creta (1,6 л, AT, 2WD, 2016 г.) от Алексей, Бронницы
Hyundai Creta (2,0 л, AT, 2WD, 2016 г.) от Nikita196, Екатеринбург
Hyundai Creta (2,0 л, AT, 4WD, 2016 г.) от Kirill, Мурманск
Hyundai Creta (2,0 л, AT, 4WD, 2017 г.) от Андрей, Омск