В интернете можно парой-тройкой кликов отыскать тонны самой разной информации про Хаммер, начиная с истории создания и заканчивая описанием многочисленных модификаций его армейского исходника HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), он же Humvee. С Mega Cruiser такой фокус не проходит. Удивительное дело — сама Toyota говорит о «мега-Крузаке» словно о какой-то проходной модели. «Первоначально разработанный как высокомобильный транспорт пехоты Сухопутных сил самообороны Японии, Mega Cruiser был модифицирован для гражданского использования и выпущен на рынок в январе 1996 года. Mega Cruiser, способный преодолевать чрезвычайно пересеченную местность, предназначался для экстренных служб спасения и скорой помощи, а также для передвижения по неосвоенным районам», — скупо сообщает производитель на своем официальном сайте.
Азиатская машина здорово напоминает Hummer: такая же квадратная и широченная. Образ невольно рождает закономерные выводы о копировании тойотовцами американской легенды. Но стоит углубиться в конструкцию Mega Cruiser, и становится понятно: плагиатом здесь и не пахнет. Автомобиль самобытный, самодостаточный и с рядом необычных решений.
Как и в случае с Humvee, все началось с вояки. В 1993 году выкатили спартанский военный вездеход с маркировкой BXD10 — десять лет спустя после начала строевой службы Humvee, который на момент рождения Toyota уже вовсю сверкал орденами за участие в ближневосточной «Буре в пустыне».
BXD10 задумывался для армии, но способен участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий. Как говорят сами японцы, он является транспортным средством с характеристиками микроавтобуса и грузовика для выполнения различных задач. Например, перевозки до десяти (!) человек. Для сравнения, фастбек HMMWV M1151 и пикап M1165 с двухрядной кабиной вмещают четырех бойцов.
Длина рамного монстра — 4,91 метра, ширина — 2,15 метра, высота — 2,24 метра. Humvee сопоставим по длине (4,93 метра), но его ширина достигает 2,31 метра, и, кроме того, ростом он пониже — 1,99 метра.
Какие бывают вариации BXD10? Например, тягач орудий, носитель зенитной ракеты малой дальности, комплекс противовоздушной обороны, мобильная станция спутниковой связи.
Известно также о спецификации для международной миссии с бронестеклом и пуленепробиваемыми пластинами. 23 июня 2005 года один такой внедорожник незначительно пострадал в Ираке при детонации установленного на обочине дороги самодельного взрывного устройства.
Конструкция «десятки» унаследована Mega Cruiser, так что перейдем от «военной хроники» к гражданскому вездеходу. Кузов длиной 5090 мм здорово напоминает таранное орудие, но вынуждены расстроить тех, кто видит в Toyota средство для укладки деревьев. Капот царя «Крузаков», как и у армейской модификации, пластиковый. Это далеко не единственное, чем удивляет диковинная техника.
Помните рычаги Хаммера? Для тех, кто не вполне представляет себе, о чем идет речь: мощнейшие компоненты подвески «американца» можно использовать при строительстве мостов или, например, как средство самообороны и индивидуальной защиты. На его фоне независимая подвеска Toyota с тоненькими и изящными двойными поперечными рычагами, как будто взятыми у легковушки, кажется хлипкой и слабой. Впрочем, поговаривают, что компоненты гораздо прочнее, чем кажется. «По кругу» установлены торсионы поразительной длины хорошо за метр, обеспечивающие огромные ходы подвески. У рассчитанного на высокие нагрузки BXD10 задние амортизаторы дополнительно обвивают пружины.
Полный привод у Mega Cruiser постоянный типа full-time с межосевым дифференциалом. Что интересно, все «диффы» имеют червячные самоблоки и заодно принудительные блокировки. Как минимум у военного исполнения предусмотрен защитный алгоритм. Вначале поворотный тумблер устанавливает жесткую связь между задними колесами и лишь затем включается передняя блокировка.
Впечатляющая ширина — не попытка повторить Hummer, а вынужденное решение: карданный вал поджат под днище, дабы получить максимально возможный дорожный просвет. Он и впрямь огромный — от 420 мм. У заокеанского «коллеги» чуть скромнее — 406 мм. Кроме того, инженеры ожидаемо применили бортовые редукторы. Они не только увеличивают клиренс, но еще и повышают передаточное отношение. Вентилируемые тормозные диски смещены ближе к продольной оси автомобиля и установлены на полуосях. Подобное расположение позволяет уменьшить неподрессоренные массы, а заодно повысить ресурс колодок. Кстати, о неподрессоренных массах. Внедорожник с завода комплектовался колесами с покрышками размерностью 37×12,50 R17,5.
Гражданский Хаммер, равно как и его армейский прообраз, не знали других двигателей, кроме как бензиновая и дизельная V-образные «восьмерки». Toyota на его фоне удивительно скромна и умеренна, как традиционное жилище в Стране восходящего солнца. Она оснащалась всего-навсего коммерческим четырехцилиндровым турбодизелем 15B объемом 4,1 литра с нижним расположением распредвала. По данным японских источников, с января 1996 по апрель 1999 года ставился агрегат 15B-FT мощностью 137 л.с. с механическим топливным насосом высокого давления. На финальной серии вплоть до августа 2001-го применяли 155-сильный мотор 15B-FTE с электронным непосредственным впрыском.
Коробка передач — только 4-ступенчатая автоматическая Aisin A443F. Некоторым привыкшим к механической КП отечественным пользователям «уазиков», «шишиг» и других «отставных военнослужащих» подобное наверняка покажется сибаритством и излишеством. На самом же деле применение «автомата», не требующего специальных навыков, — шаг логичный и правильный. С ним порой проще, будь то езда по бездорожью или пекло сражений. Кроме того, АКП сподручнее, если водитель ранен и не может исполнять танец на трех педалях.
Если Mega Cruiser вам до сих пор кажется японской разновидностью Hummer, то настало время рассказать еще об одной специально отложенной на десерт уникальной особенности. Речь о полноуправляемом шасси — системе, которую скорее увидишь на спорткаре, чем на утилитарнике. Оснащенные отдельным рулевым редуктором задние колеса поворачиваются в противоположную передним сторону на скоростях до 40 км/ч на угол до 12 градусов. Таким образом, громадина с колесной базой 3395 мм демонстрирует невероятную маневренность: радиус разворота составляет всего 5,6 метра.
Снаряженная масса Toyota и Hummer H1 различается кардинально — 2850 кг и 3680 кг соответственно.
Гражданский Mega Cruiser удивляет… простором. Глядя на ширину и дорожный просвет, невольно и подсознательно ожидаешь увидеть здоровенный трансмиссионный тоннель посредине салона, как у Хаммера. Так вот, ничего такого у Toyota почти нет. Тоннель незначительно вторгается во внутреннее пространство. И пусть огромный короб с магнитолой и кондиционером возле рабочего места водителя, одновременно играющий роль столика, никого не смущает. Это в Humvee и его цивильной версии вас с одной стороны нежно обнимает обшивка двери, а с другой — короб карданного вала. В Toyota явно вольготнее. Молодцы японцы!
На втором ряду картина еще интереснее. Он фактически четырехместный. Между боковыми креслами предусмотрен диван еще на двоих пассажиров. Для их удобства разработчики пошли на маленькую хитрость. Видите едва заметную приподнятую центральную часть крыши? Это сделано для увеличения запаса пространства над головами седоков. Правда, особенно вольготно по центру все равно не разместишься из-за рудиментарного, но все же тоннеля: придется сидеть с задранными коленями. А вот на крайних креслах все довольно неплохо, в том числе потому что они установлены выше переднего ряда.
«Час зачатья я помню неточно, значит, память моя однобока», — Владимир Семенович Высоцкий словно пел о герое нашего рассказа с той лишь разницей, что с «зачатьем» все более-менее прозрачно, а вот с количеством выпущенных экземпляров далеко не все ясно. Нам встречались самые разные данные о тираже в зависимости от источника — вплоть до полутысячи штук. Определенное доверие вызвала информация о 133 зарегистрированных вездеходах за период продаж, хотя, увы, ручаться за ее точность мы не можем. Стандартные цвета кузова — белый и темно-синий, а салона — серый.
Уникальная Toyota у себя на родине эксплуатировалась в составе пожарных частей, общественных и других организаций. Разумеется, машины есть и у гражданских лиц, в том числе российских. Что собой представляет Mega Cruiser на оффроуде? В качестве ответа на этот вопрос приведем слова одного из владельцев, который оставил отзыв об автомобиле у нас на Дроме.
«Все это хорошо, но как он на внедорожье?», — спросите вы. Тут он в своей стихии, ему покорен любой буерак, любой подъем, любой спуск. Проверено это было опытным путем.
1. Когда поехали в экспедицию на северный Кавказ и забрались на самую высокую точку горы Лаго-Наки, что на 2300 м над уровнем моря. Забирались на АТ резине, по лесовозным гусеничным колеям. Мужики в лагере (лесоповалочном) были в шоке, что мы до них доехали, а когда стали подниматься выше, их чуть удар не хватил.
2. Соревнования «Дороги войны 3». Нет, я, конечно, все понимаю, но засунуть нас в категорию HARD, еще и последними, было не совсем гуманным. Конечно, понятно, что благодаря задним рулящим колесам мы выедем практически из любой колеи (если умудримся туда попасть). Благодаря полному комплекту блокировок и хорошей «понижайке» мы можем натягом заехать на «скользкую» горку. Благодаря 37-м колесам спокойно проедем там, где на 33-х застревают. Но ведь у нас лишь задняя лебедка на 9000, на 3200 кг — это не так уж и много, хотя за время гонки она ни разу не подвела! У нас колеса АТ, практически вообще без протектора. Мы шли очень хорошо, пока не доехали до кучи застрявших машин. Более того, мы разбортировались там (слишком низкое давление в шинах было). Решили помочь людям на «Буханке» (и 33-х МТ колесах) и на Hilux (33-х МТ колесах) добраться до лагеря. По пути мы разбортировались еще два раза, благо нам помогли забортировать колеса ребята с «Буханки» (им отдельно за это респект). Доехав до лагеря, ребята сказали, что «так на их памяти ни одна машина не ездила».
Как видите, несмотря на определенное сходство с Хаммером, Mega Cruiser — не копия, а оригинальный автомобиль со своими явными плюсами. И к тому же по-настоящему редкий. На момент подготовки материала у нас на Дроме было девять объявлений о продаже (ценовая вилка — 2,5-5,3 млн. руб). Причем почти все экземпляры — не гражданский BXD20, а армейская «десятка».