Есть ли жизнь при пробеге в полмиллиона км? Есть — активная, насыщенная событиями и затратами. Подробности расскажет дизельный Jeep Grand Cherokee 2005 года выпуска, купленный год назад за 650 000 рублей, то есть по самому низу рынка.
Сурова и непредсказуема питерская погода. За время съемки метеоусловия менялись несколько раз — ливень, солнце, ветер, полный штиль, и дальше в произвольном порядке. От любви до ненависти к северной столице — один шаг.
Аналогичная история и с Grand Cherokee. Таких квадратных и солидных внедорожников в середине нулевых было предостаточно. Но Grand — он такой один. Вроде не премиум, но и не масс-маркет. В 2005 году за дизельный Гранд просили минимум 50 900 евро, то есть на 3000 больше, чем за базовый Touareg 2.5 TDI. Дизельный Mercedes ML стоил ощутимо дороже. Плюс исторический багаж у Джипа немалый, особенно в нашей стране. Да и внешне хорош. Вроде кирпич кирпичом, но грубоватая внешность цепляет. И пропорции очень удачные, никакой гигантомании в духе Chevrolet Tahoe.
Правда, внимательно лучше не присматриваться, особенно педантам. Зазоры великоваты и не везде аккуратны. Дело не в прошлых ДТП и криворуких кузовщиках. Аналогичным образом был собран мой бывший Chrysler 300C. Есть все-таки истина в шутке про то, что размер зазоров американцы измеряют с помощью Айфона, по методу «пролезет — не пролезет».
Зато Grand Cherokee стойко переносит тяготы жизни на российской земле. Окрашен кузов качественно, и от места сборки это не зависит. Если бензиновые Гранды делали в Детройте (индекс WK), то дизельные внедорожники собирали в австрийском Граце (WH) на мощностях Magna Steyr.
У небитых машин проблем с коррозией обычно мало. Первым делом ржавчина появляется внизу передних крыльев, как у данного экземпляра. Далее идут низы дверей и кромки задних арок. В целом откровенно гнилой Grand Cherokee — битый Grand Cherokee. Несколько портит благостную картину быстро облезающий хромированный декор, но тут Jeep мало чем отличается от других марок.
Внутри Гранда явно видно влияние немцев, владевших в те времена маркой Jeep. Лаконичный дизайн передней панели, стройные ряды плоских кнопок, уместные псевдохромированные детали — интерьер Grand Cherokee выглядит по-европейски солидно. Но тронешь — и магия пропадает. Повсюду гулкий и жесткий пластик. Из него сделан даже массивный рычаг «ручника». Парадокс в том, что у предыдущего Гранда в салоне отсутствовал даже намек на дизайн, но материалы отделки были дороже.
Зато какой был праздник у тюнеров. Например, обшивка кожей, алькантарой и отделка алюминием от Startech (дочерняя фирма Brabus) стоили порядка 2000 евро. Дорого, но имитация дерева в Grand Cherokee никуда не годится. Кожа тоже далеко не лучшего качества, и местами она скомбинирована с кожзамом, который быстро трескается. У данного Гранда эти проблемы в прошлом. Владельцу повезло найти ателье, которое взялось частично отремонтировать сиденье. Кусок серой кожи подходящей фактуры и оттенка — тоже редкость. Заодно перешили и затертый руль.
Других проблем с салоном было немного. Причину еле шевелящихся педалей нашли в лопнувшей шестерне педали газа. Нужную деталь изготовили на 3D-принтере. Теперь электрорегулировка педального узла работает в штатном режиме и здорово помогает занять удобную посадку за рулем, который регулируется только по высоте. Прошлой осенью, когда стали адски запотевать окна, заменили радиатор кондиционера (поставили оригинал Valeo) вместе с испарителем.
Проблем с электрикой, кроме неисправного центрального стоп-сигнала, не было. Повезло, потому что Grand Cherokee горазд на сюрпризы по этой части. Из-за отказа моторчиков перестают складываться зеркала. Перегорает подсветка магнитолы и блока управления микроклиматом. Причем у климат-контроля есть и свои специфические поломки, например, отказ реле управления, из-за чего «климат» начинает работать исключительно на максимальных оборотах.
Освоившись, понимаешь, насколько Grand Cherokee удобный и продуманный. Салон очень просторный, повсюду находишь разнообразные полочки и ящички. Передние кресла не похожи на бесформенные стулья. У них удачный профиль и полный набор электрических регулировок с большими диапазонами. Эргономика без выкрутасов. Четырьмя круглыми рукоятками раздельного климат-контроля можно пользоваться даже вслепую. Не смущает и то, что кнопки управления бортовым компьютером вынесены на центральную консоль. Очень быстро привыкаешь манипулировать ими на ощупь, не отвлекаясь от дороги.
Второй ряд у Джипа со своими особенностями. Тут придется привыкать к высокой посадке с задранными коленями. Ведь внизу под ногами — полноценная полноприводная трансмиссия. Это одна из причин, почему у просторного по всем направлениям Гранда нет семиместной версии. Зато задним пассажирам в Джипе раздолье, особенно если их двое. Сидящему по центру будет мешать сильно выступающий центральный тоннель. Вдобавок из-за третьего пассажира нет возможности воспользоваться подстаканниками, которые расположены под сиденьем.
К багажнику Гранда я подходил с опаской. Из-за газовых пружин, которые ослабевают за годы тяжких трудов, пятая дверь может больно хлопнуть по спине. «Болячка» обычно проявляется в мороз, но кто этих старых «американцев» знает. Аналогичная история бывает и с капотом. А сам по себе багажник у Grand Cherokee хорош. Один только минимальный объем в 977 литров чего стоит. Есть отдельно открывающееся заднее стекло и емкое подполье. Удачное решение — двухсторонний коврик-поддон: с одной стороны ворсовое покрытие, а с другой — легко моющееся пластиковое. Этакий Simply Clever по-американски.
Сложно не поддаться очарованию мерседесовского турбодизеля. 3,0-литровый мотор играючи набирает обороты. Неудивительно, запас тяги равен 510 Нм. Больший крутящий момент в индейском племени развивал только безумный SRT-8. Зато у дизеля весь запас тяги доступен уже с 2000 об/мин. Главное — не стесняться. В Гранде, чтобы прожать педаль газа до упора, нужно изрядно постараться.
Велик шанс, что напрягаться придется и в сервисе. Дизель ОМ642 среди моторов Гранда — самый проблемный. Он страдает течами масла через уплотнение теплообменника. Нередко клинит заслонки впускного коллектора. Из-за разрушения выпускного коллектора может пострадать турбина. Крайслеровские моторы PowerTech и Hemi не такие капризные.
Тем не менее проехать полмиллиона километров без капитального ремонта для немецкого дизеля — обычное дело. Пример на фото. Хотя совсем ремонтов избежать не удалось. Дал течь радиатор двигателя, повезло заказать новый по старой цене 11 000 рублей. В следующий раз антифриз начал уходит через прокладку помпы, сама она была в идеальном состоянии. Естественно, не обошлось без фирменной «болячки» дизельного Гранда — сгнившего насквозь бензобака. Заменили на российский — из пластика, за 37 000 рублей. Любопытно, что у бензиновых Grand Cherokee бензобак пластиковый изначально.
На Грандах первых двух лет выпуска часто отказывают стартеры. Было с черным Джипом и такое. Судя по состоянию, как на заводе стартер установили, так никто им и не занимался. Переборка полностью сняла все проблемы.
В «автомате» Гранда всего пять ступеней, но это не мешает ему действовать без заминок. Имеется возможность ручного переключения передач — раньше у Джипа такого не было. Несмотря на одинаковое количество передач, «автоматы» для Grand Cherokee предлагались разные. В паре с моторами V8 трудится крайслеровская 5-ступенчатая коробка 5-45RFE, а с остальными двигателями — мерседесовский агрегат серии 722.6, также известный как 5G-Tronic. «Болячки» у каждой из коробок отличаются. «Американец» славится частыми отказами по электронной системе управления. Слабое место в электрике немецкой коробки — контакты переключателя режимов. Вдобавок 5G-Tronic лишен щупа для проверки уровня масла.
А так — беспроблемные и довольно живучие коробки. Ресурс обеих АКП примерно одинаковый и при регулярном обслуживании составляет не менее 250 000 км. Судя по цвету слитого масла, предыдущие владельцы черного Гранда решили, что «автомат» у Джипа необслуживаемый. Во время ТО старая прокладка поддона просто развалилась у мастера в руках, а масло, чтобы нормально промыть коробку, пришлось менять два раза.
Были и другие проблемы с трансмиссией. При первой же диагностике мастера приговорили одну из крестовин кардана. При вскрытии оказалось, что и вторая в аналогичном состоянии. После замены и балансировки вибраций стало меньше, а Гранд, воспряв духом, поехал ощутимо легче. Ситуация типичная, правда, обычно она случается на гораздо более раннем пробеге.
Когда появился гул в движении, пришлось перебирать задний мост. Цена под ключ в профильном сервисе отпугнула — почти 40 000. Самостоятельный подбор запчастей снизил итоговую сумму ремонта в полтора раза. После переборки лишние звуки пропали. Чтобы появиться вновь, когда загудел передний редуктор. Перебрали и его.
В остальном самая продвинутая для Гранда трансмиссия Quadra-Drive II с двухступенчатой раздаткой и тремя самоблокирующимися дифференциалами работает как надо. От вариантов настроек голова идет кругом. Межосевой дифференциал с электронным управлением можно полностью распустить, заблокировать или выбрать одно из множества промежуточных положений. Межколесные дифференциалы работают схожим образом. Благодаря такому арсеналу Grand Cherokee может упорно ползти вперед, даже если сцепление с дорогой имеет лишь одно из колес.
По управляемости Jeep не такой уж и увалень. Неразрезные мосты в подвеске остались в прошлом. В этом поколении Grand Cherokee обрел независимую переднюю подвеску и даже реечный рулевой механизм, благодаря чему на руле чувствуется хоть какая-то обратная связь. До кроссоверов Гранду, конечно, далеко, но скоростные повороты теперь не обязательно проходить с черепашьей скоростью, боясь завалиться набок. В салоне при этом тишь и благодать. В Джипах жесткий пластик передней панели, центральной консоли и дверей нередко начинает скрипеть и греметь, но тут молчит. Не слышно шуршания подвижных контактов при повороте руля или дребезга замка багажной двери.
Были вложения и в ходовую. Ремонтировали даже зависимую заднюю подвеску, которая досталась Гранду от предшественника и довольно живучая. Задние пружины просели настолько, что пробои были даже на ровной дороге, и это с учетом новых амортизаторов. Оригинальные детали стоят негуманных денег. Нашелся альтернативный вариант: пружины KYB подходящего размера, а к ним нижние проставки от газовского Соболя и верхние от SsangYong.
Досталось и независимой передней подвеске. Здесь чаще всего подводят втулки и стойки стабилизаторов. Недолго живут и амортизаторы. На черном Гранде менялось все из перечисленного плюс пружины. Позже пришлось перебирать рулевую рейку, менять в сборе правый привод и заднюю ступицу.
В итоге по безотказности Grand Cherokee Тойотам не ровня. Но и стоит он дешевле, чем Land Cruiser или Prado. А касательно затрат — за год на ремонты было потрачено около 200 000 рублей. Дальнейших сюрпризов по технике не ожидается. Осталось привести в порядок кузов.
Третье поколение Jeep Grand Cherokee появилось в 2004 году. В общей сложности на модель устанавливали четыре варианта бензиновых двигателей мощностью 210–425 л.с. и 3,0-литровый дизель на 218 л.с. В любом случае моторы сочетались исключительно с 5-ступенчатыми «автоматами». В 2007 году Grand Cherokee пережил рестайлинг, получив обновленную внешность, переработанный интерьер и расширенные комплектации.
В объявлениях на Дроме преобладают дорестайлинговые внедорожники, среди которых немало машин, ввезенных в свое время серыми дилерами из США. При этом предложений о продаже подержанных Джипов немного. На данный момент зарегистрировано не более 80 объявлений.
Среди дорестайлинговых Grand Cherokee больше всего популярен базовый бензиновый V6 3.7. Несложно будет найти и 3,0-литровый дизель. Среди 8-цилиндровых моторов чаще всего встречается двигатель из серии PowerTech объемом 4,7 литра. Моторы Hemi объемом 5,7 и 6,1 литра (версия SRT-8) самые малочисленные. Для покупки дорестайлингового Grand Cherokee нужно примерно 650 000 рублей. На экземпляр в приличном состоянии придется добавить около 150 000. Самые дорогие дорестайлинговые Гранды стоят от миллиона и выше.
Среди обновленных внедорожников доминирует дизель. Это притом что версия Grand Cherokee CRD была снята с производства в 2008 году. Здесь цены начинаются с 800 000 рублей и легко увеличиваются в два раза и более, если речь заходит о версии SRT-8.