Расходы будем считать из расчета пробега в 100 000 км за пять лет. Наш гипотетический хозяин — 30-летний семьянин с десятилетним стажем вождения. Автомобиль планирует покупать за наличные (то есть без кредита). За оптимум берем полноприводной кроссовер с «автоматом» и динамикой, достаточной для езды по трассе. По цене в пределах полутора миллионов рублей. Считаем затраты на регламентные ТО, покупку второго комплекта шин, шиномонтаж, мойки, топливо и ОСАГО. Транспортный налог для примера считаем для жителя Санкт-Петербурга. Стоимость каско даем справочно. В довершение всего — прогнозируем остаточную стоимость.
Стопроцентный хит, прочно обосновавшийся в пятерке самых продаваемых автомобилей рынка. Немаленький клиренс (190 мм), всеядная подвеска, комфортный салон и высокая посадка (высоко сижу — далеко гляжу) — основной список достоинств. Несмотря на компактный кузов (по длине меньше, чем Solaris) Creta не выглядит игрушкой, к тому же прилично управляется и щедро напичкана опциями.
Полный привод у Creta сочетается с любым из доступных моторов. Но кроссовер с базовым 1,6 л мощностью 121 л.с. имеет динамику на уровне вазовской «девятки» и мало подходит для загородных поездок. Поэтому оптимальная Creta — та, у которой под капотом 2,0-литровая «четверка» мощностью 149 л.с., полный привод и 6-ступенчатый «автомат».
Creta в такой конфигурации доступна начиная с комплектации Travel. Ее-то и стоит признать оптимальной. Такой кроссовер будет иметь полный набор подушек и шторок безопасности, климат- и круиз-контроль, камеру заднего вида с парктроником, аудиосистему с пятидюймовым экраном и литые диски с шинами 205/65 R16. С учетом обогревов лобового, форсунок и мультируля — вполне достаточно. Тем более что цена уже 1 402 000 рублей плюс 6000 за металлик/перламутр. Остальные комплектации с экокожей, хромом и светодиодами разгоняют цену Креты свыше полутора миллионов, а это явно излишество. Там уже рукой подать до более крупных Tucson или Sportage.
Увлекаться опциями в случае с Кретой не стоит еще и потому, что бюджетную суть салона все равно скрыть не удастся. Пластик дубовый, легко затирается и царапается, шумоизоляции нет, на подсветке стеклоподъемников сэкономили, штатная музыка низкого качества, зимой появляются «сверчки» между передней панелью и туннелем коробки. Багажник маловат (402 л), пороги ничем не прикрыты, требует привыкания слишком чувствительная педаль газа. За моторами тянется дурная слава из-за склонности к задирам, но в гарантийный период может и пронести.
Гарантия на Крету, как известно, пять лет или 150 000 км пробега. Межсервисный интервал составляет 15 000 км либо раз в год. Простое ТО с заменой масла и салонного фильтра стоит в районе 10 000 рублей. Каждые 30 000 км предписано менять тормозную жидкость, а это плюс еще 2000. Самое дорогое ТО-4 за 16 000 рублей предполагает также замену топливного фильтра.
Дилеры рекомендуют менять масло в «автомате» Креты раз в 90 000 км. Но опыт владельцев подсказывает, что разумнее это делать каждые 50 000 км. Цена вопроса — 18 000 рублей. На аналогичном пробеге не лишним будет обслужить и систему полного привода, что обойдется в 4000 рублей.
Передние тормозные колодки Креты выхаживают по 30 000 км, а комплект новых стоит 3500 рублей за оригинал. Передних тормозных дисков хватает на два комплекта колодок, то есть на 60 000 км, а новые обойдутся в 13 000 рублей за пару. При пробеге 50 000 км настанет очередь задних колодок — это еще 4000 рублей, а к 100 000 км придется поменять уже и диски (оригинал — 11 000 руб.). С учетом работ на обслуживание тормозной системы уйдет 40 500 рублей, а всего с учетом ТО за пять лет в кассу сервиса придется внести как минимум 141 500 рублей.
У угонщиков Creta пользуется гораздо меньшим спросом, чем Solaris, но риск лишиться автомобиля не по своей воле все же есть. Каско по программе угон/тотал обойдется в среднем в 30 000 рублей. Стоимость ОСАГО — 5200 рублей.
Паспортный смешанный расход топлива 2,0-литровой полноприводной Креты — 8 л/100 км. Реальный расход, судя по отзывам, как минимум на литр больше. Бензин АИ-92 разрешен производителем, но многие владельцы, перестраховываясь, льют 95-й (средняя цена 47,45 руб). В итоге на 100 000 км пробега на заправку уйдет около 427 000 рублей. Плюс еще 30 000 заложим на мойку (по 500 руб. в месяц).
Штатный размер шин 2,0-литровой Креты — 205/65 R16. Второй комплект летних шин обойдется в 16 000 рублей (Dunlop SP Sport LM704). На зимние колеса придется потратить 16 500 (шипованные Pirelli Formula Ice). На втором комплекте дисков сэкономим. Шиномонтаж (по два раза в год в течение пяти лет) обойдется в 10 000 рублей. Итого на шины и диски будет потрачено 42 500 рублей.
За пять лет Creta потеряет в цене не менее 35%. Прогнозируемая остаточная стоимость рассматриваемого 2,0-литрового полноприводного кроссовера с АКПП — 920 000 рублей.
Недавно обновленный Kaptur — пример удачного рестайлинга. Внешне — попробуй отличи. Зато внутри появились 8-дюймовый дисплей, регулируемый по вылету новый руль с удобными кнопками бортового компьютера, а сзади теперь не только подогрев сидений, но и два USB-разъема. Перенастроенная подвеска все так же непробиваема и легко мчит Kaptur по пересеченной местности со скоростью 70–80 км/ч. Естественно, никуда не делись и внедорожные козыри — короткие свесы, немаленький клиренс в 205 мм и проверенная система полного привода от Дастера.
Пара ложек дегтя. Вместо древнего 4-ступенчатого «автомата» двухпедальным Kaptur теперь положен вариатор. Для полноприводных версий эта коробка — единственно возможный вариант, и к тому же сочетается только с турбомотором (150 л.с., 250 Нм). Все как у Арканы. Зато теперь в Kaptur есть немножко от Мерседеса. Алюминиевый двигатель объемом 1,33 л — совместная разработка Renault и Daimler.
Оптимальной для такого Kaptur видится комплектация Style. За 1 430 000 рублей это будет кроссовер с двухцветным окрасом кузова (бесплатно два варианта — белый с черной крышей или коричневый с серебристым), светодиодной оптикой, комбинированной обивкой кресел тканью и кожей, мультимедийная система с сенсорным экраном 8" и шестью динамиками и 17-дюймовыми колесами. Плюс климат-контроль, подогревы кресел, руля, зеркал, лобового стекла, камера и задний парктроник.
Всех недостатков рестайлинг не излечил, но при этом добавил новые. Появившийся электроусилитель сделал руль настолько невесомым, что он сильно потерял в информативности. На ходу остались крены и раскачка. Пластик все так же дешев на вид и на ощупь. Передние сиденья сменили набивку, но остались такими же плоскими и с короткой подушкой. На заднем ряду Kaptur откровенно тесно по ногам: с ростом 182 см садишься впритык. Объем багажника — жалкие 387 л. Откидного подлокотника с подстаканниками для заднего дивана нет ни в одной из комплектаций.
Гарантия на Kaptur — три года или 100 000 км пробега. ТО нужно проходить раз в год или каждые 15 000 км. Простое ТО с заменой масла, воздушного и салонного фильтров стоит 12 000 рублей. ТО-3 с заменой тормозной и охлаждающей жидкостей обойдется в 16 000 рублей. На ТО-4 меняются свечи и ремень генератора (21 000 руб.), а на ТО-6 — тормозная и охлаждающая жидкости плюс делается очистка системы кондиционирования (19 000 руб.).
Официально вариатор и полноприводная трансмиссия Kaptur — необслуживаемые. Но дилеры рекомендуют обращать внимание на оба узла каждые 60 000 км. Частичная замена жидкости в вариаторе обойдется в 8500 рублей. Обслуживание редуктора — 2700 рублей.
Будем считать, что за 100 000 км среднестатистический владелец Kaptur успеет поменять два комплекта передних колодок (оригинал 3900 руб.) и один раз заменить диски (9300 руб.), а по задним барабанам обойдется одним комплектом колодок (5700 руб.). Итого с учетом работ — 25 900 рублей. Всего же за пять лет на сервис будет потрачено 141 100 рублей.
Угонщиков Kaptur интересует мало. Каско по программе угон/тотал обойдется в среднем в 25 000 рублей. Стоимость ОСАГО — 5200 рублей.
Паспортный смешанный расход топлива Kaptur с турбомотором и вариатором — 7,4 л/100 км. Реальный расход, судя по отзывам, в районе десяти литров. Бензин — как минимум АИ-95. В итоге за 100 000 км пробега на заправку уйдет около 474 000 рублей. Плюс еще 30 000 будет потрачено на мойку (по 500 руб. в месяц).
Штатный размер шин турбированного Kaptur — 215/60 R17. Второй комплект летних шин будет стоить 20 000 рублей (Pirelli Formula Energy). На зимние колеса придется потратить еще 25 000 (шипованные Hankook I Pike RW11). Без второго комплекта дисков обойдемся. Шиномонтаж (по два раза в год в течение пяти лет) обойдется в 10 000 рублей. Итого на шины и диски будет потрачено 55 000.
За пять лет Kaptur потеряет в цене не менее 40%. Прогнозируемая остаточная стоимость турбокроссовера — 860 000 рублей.
Seltos — наконец-то появившаяся альтернатива Крете — современнее по дизайну и лучше оснащен. Стильный салон выглядит намного дороже своей реальной цены. Багажник чуть крупнее, чем у Креты (433 л). Эргономика близка к идеалу. Благодаря прибавке в 40 мм колесной базы по сравнению с Кретой на втором ряду просторно, меняется угол наклона спинок заднего дивана (на угол 26º и 32º), а воздушные дефлекторы по центру ― «в базе».
Как и в случае с Creta, чтобы не чувствовать себя ущербным на трассе, оптимальный по технике Seltos должен иметь 2,0-литровый двигатель мощностью 149 л.с. и полный привод. Но придется мириться с наличием вариатора, который, надо сказать, умело имитирует работу классической АКПП — другой коробки для такой версии не предусмотрено. Вариатор у Kia свой собственный, а чтобы развеять опасения скептиков, корейцы обещают, что заложенный ресурс пары «мотор-коробка» — в районе 300 000 км. Альтернатива есть, но она дороже и еще сомнительнее в плане имиджа — Seltos с 7-ступенчатым «роботом» и турбомотором 1.6, который стоит неадекватные 1 809 900 рублей минимум.
2,0-литровый полноприводный Seltos доступен начиная с третьей в табели о рангах версии Style. Цена — от 1 519 900 рублей плюс 20 000 за двухцветный окрас (обычный металлик — 10 000), который так идет корейскому моднику. За эту сумму получаешь 8-дюймовую «мультимедийку» с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, камеру заднего вида, климат-контроль, шесть подушек (включая шторки; про АБС и ESP можно не говорить), подогрев руля и передних сидений, систему контроля давления в шинах и 18-дюймовые легкосплавные колеса. Помимо этого будут светодиодные ходовые огни, «габариты» и «противотуманки», а также задние фонари. Можно было бы пожелать задний подлокотник с подстаканниками, навигацию плюс обогрев лобового и задних сидений. Все это (плюс хром и экокожа) есть в версии Prestige, но доплата в 130 000 уже кажется лишней.
Подвеска Seltos по-настоящему комфортна только на ровных городских дорогах. За красивым дизайном салона проступают следы экономии. Пластик аналогичен Крете — маркий и легко царапается. Пороги ничем не прикрыты, удобные карманы и полочки не радуют отделкой, голый бардачок лишен даже подсветки, опять не доложили шумоизоляции.
Условия гарантии и прохождения техобслуживания на Seltos аналогичны Крете. Простое «масляное ТО» также обойдется в 10 000. На ТО-2 предписано менять тормозную жидкость — плюс еще 2000. В дальнейшем это придется делать раз в 30 000 км. ТО-4, на котором предписана замена топливного фильтра, обойдется в 14 500 рублей. Обслуживание вариатора с заменой жидкости и фильтра тонкой очистки нужно провести на шестом ТО, стоимостью в 27 000. По аналогии с Кретой заложим 4000 рублей на обслуживание системы полного привода. Итого 99 500 рублей за пять лет.
По тормозам также будем ориентироваться на пример Креты. То есть по передним тормозам Seltos за пять лет израсходует три комплекта тормозных колодок и один комплект дисков. Плюс два комплекта задних колодок и один — дисков. В итоге на обслуживание Селтоса за пять лет будет потрачено 140 000 рублей.
Каско по программе угон/тотал обойдется в среднем в 30 000 рублей. Стоимость ОСАГО — 5200 рублей.
Паспортный смешанный расход топлива 2,0-литрового Seltos с полным приводом — 7,3 л/100 км. Реальный расход, судя по отзывам владельцев, примерно на полтора литра больше. Бензин АИ-92 разрешен производителем, но многие владельцы льют 95-й. В итоге за 100 000 км пробега на заправку уйдет 417 560 рублей. Плюс еще 30 000 заложим на мойку (по 500 руб. в месяц).
Штатный размер резины 2,0-литрового Seltos с полным приводом — 235/45 R18. Второй комплект летних шин обойдется в 27 000 рублей (Kumho Ecsta HS51 235/45 R18). На зимние колеса придется потратить 30 000 (шипованные Gislaved Nord Frost 200 ID). На втором комплекте дисков сэкономим. Шиномонтаж (по два раза в год в течение пяти лет) обойдется в 15 000 рублей. Итого на резину и диски будет потрачено 72 000.
Что будет с ликвидностью Seltos на вторичке? Популярные модели Hyundai/Kia за пять лет теряют в цене как минимум 42%. Но кроссоверы — особый случай. Creta дешевеет медленнее (минус 35% за пять лет), чем остальные. Думается, что Seltos ждет та же судьба. Прогнозируемая остаточная стоимость рассматриваемого 2,0-литрового полноприводного кроссовера с АКПП — миллион рублей.
В итоге впереди всех Крета (11,65 руб./км), за ней следуют Seltos (12,2 руб./км) и Kaptur (12,3 руб./км). Как ни пытался «француз» победить «корейцев», ему это не удалось. Он недешев в обслуживании, не такой ликвидный и ест немало, причем как минимум АИ-95. Последнее, конечно, сильно зависит от условий эксплуатации, но даже если уравнять расходы на топливо, Kaptur это не поможет, тем более что по потребительским качествам есть вопросы например, к простору в салоне и объему багажника. Зато Seltos хоть и дороже в покупке и, соответственно, больше теряет при перепродаже, приблизился к Крете на расстояние удара. У него чуть дешевле сервис и адекватный расход топлива, плюс его, как и Крету, можно заправлять 92-м. С учетом новизны модели — сильный аргумент.
Расходы Hyundai Creta, Renault Kaptur и Kia Seltos (100 000 км и пять лет), в руб.
Hyundai Creta (2,0 л, 4WD, 6-АКП) |
Renault Kaptur (1,33 л, 4WD, CVT) |
Kia Seltos (2,0 л, 4WD, CVT) |
|
Розничная цена | 1 408 000 | 1 430 000 | 1 539 000 |
Техобслуживание и ремонт | 141 500 | 141 000 | 140 000 |
ОСАГО | 26 000 | 26 000 | 26 000 |
Топливо | 427 000 | 474 000 | 417 560 |
Мойка | 30 000 | 30 000 | 30 000 |
Шины и диски | 42 500 | 45 000 | 57 000 |
Шиномонтаж | 10 000 | 10 000 | 15 000 |
Остаточная стоимость | 920 000 (-488 000) | 860 000 (-570 000) | 1 000 000 (-539 000) |
Всего расходы | 1 165 000 | 1 296 000 | 1 224 560 |
Стоимость километра пробега | 11,65 | 12,3 | 12,2 |