Мнение владельца этой Kia Optima мечется в диапазоне от «все нормально» до «это первый мой автомобиль, который не жалко будет продавать». А можно поподробнее? Можно — за восемь лет владения и 158 000 километров пробега первому и единственному владельцу 2,0-литрового седана четвертого поколения определенно есть что рассказать.
Подсчитав, во сколько мне обходится эксплуатация 3,3-литрового Hyundai Grandeur с расходом топлива под 20 литров в городе и ежегодными пробегами в 20 000–25 000 километров — срочно захотел сменить машину. На что? От «корейцев» не хотел уходить. Идеалом виделся универсал i40, но нормальная комплектация стоила негуманных денег, плюс прошел слух, что модель скоро снимают с производства, а это удар по ее ликвидности в будущем.
Задумался о новой Оптиме. Внешне хоть и похожа на прежнее поколение, а по факту совершенно другая машина, построенная на базе новой Сонаты. Изучив спецификации и прайс-лист, решил, что хочу седан с мотором 2.4 в комплектации Prestige, причем обязательно со светлым салоном и чтобы цвет кузова не банальный, то есть не белый, не черный и не серебристый. Но реальность меня жестоко обломала — таких машин ни в Москве, ни во всей европейской части страны ни у кого не оказалось не только в наличии, но и в ближайших поставках.
Пришлось пойти на компромисс и включить в поиск 2,0-литровые машины. Такая Optima совершенно случайно была найдена у одного из дилеров в очень приятном синем цвете. Но менеджер сразу предупредил, что без «допов» на 95 000 продать машину он не сможет. Грабеж. Нашел другую Оптиму, правда, черную, зато с «допами» «всего» на 35 000. Надо брать, о чем не забыл предупредить менеджера, продающего синий седан. Утром следующего дня звонок от него — «только сегодня и только для вас готов продать синюю Оптиму с допами на 45 000». Другое дело, по рукам.
Что получил за 1 495 000 рублей? 2,0-литровый седан, где есть ксенон, бесключевой доступ, электропривод водительского кресла с памятью, камера заднего вида, парктроники по кругу и музыка Harman/Kardon с сабвуфером. Плюс подогрев всех сидений и руля, система контроля «слепых» зон, помощь при выезде с парковки задним ходом и автоматическое открытие крышки багажника, если постоять рядом с ним с ключом в кармане дольше трех секунд. Цвет кузова на самом деле темно-синий, но по факту синим он становится только при освещении, без него он почти черный. В общем, ад колориста.
В сравнении c Grandeur Optima приятно удивила хорошей управляемостью. Правда, проезжать «лежачих полицейских» не тормозя теперь не получается. Шумоизоляция на схожем уровне. Места в салоне по ощущениям столько же. Багажник чуть больше. Двигатель сравнивать неэтично, но в городе двух литров вполне хватает. В целом приятно удивлен, что не ощутил того падения в классе автомобиля, к которому готовился.
За первый год владения проехал почти 20 000 километров. Достоинства никуда не делись — машина просторная, в меру тихая, достаточно комфортная, приятно управляемая и не такая уж «овощная». Среди негативных моментов — абсолютно неадекватный датчик дождя, такие же бредовые по алгоритму фароомыватели и ничем не прикрытые петли багажника, которые при закрытии «съедают» часть грузового пространства.
Затраты на машину не ограничились только бензином. Изрядно облагородил багажник — сетка, крепление для зонта, держатель пола от Hyundai Equus. Не обошлось и без пресловутых китайских «пружинок», которые помогают автоматическому открытию багажника работать так, как надо. В «базе» крышка лишь слегка приоткрывается — ну бред же.
Немного облагородил салон: поставил алюминиевые накладки на педали, перетянул пленкой маркий глянцевый пластик — за три месяца эксплуатации на нем уже появились царапины. Из полезных «допов» — видеорегистратор, радар-детектор и двухвеерные форсунки стеклоомывателя вместо одновеерных. Оклеил изнутри флоком голый изначально бардачок. После продуманного во всем Grandeur такие мелочи сильно раздражали. Также защитил фары бронепленкой, а подумав, немного забронировал и экран мультимедийной системы. Суммарно потратил на эти прелести около 20 000 рублей.
Не успел проехать и 7000 километров, как пришлось обратиться к дилеру по гарантии. Обнаружил, что задние фонари протирают краску на крыльях. Три недели ждал, когда подойдет моя очередь, а когда приехал, то меня же во всем и обвинили — «машина у вас битая и крашеная, фонари явно снимались и вообще кузов подозрительно грязный». Дождался более адекватного сотрудника с толщиномером, который подтвердил, что случай гарантийный. Через час получил машину назад — зазоры выставили как надо, а потертости просто замазали. Вот такой вот сервис.
Первое ТО прошел без приключений. Хотел приехать со своими расходниками, но, услышав об этом, менеджер дал такую скидку, что смысл отпал. Заплатил 7700 рублей. Помимо замены масла отремонтировали один из стеклоподъемников, который упрямо не желал подниматься в режиме «Авто».
На второй год владения окончательно определился, что еще меня бесит в Оптиме. Это отопитель! Нет, со своей задачей он справляется отлично, но шум очень сильно напрягает. Часто даже выставляю температуру ниже комфортных 20 градусов, лишь бы вентилятор крутился помедленнее и не так шелестел. Тут явно имеется просчет инженеров, которые проектировали воздуховоды отопителя.
Самой значимой доработкой была установка задних ручек с подсветкой и Smart key. То, что эта технология с завода была реализована только спереди, меня сильно раздражало, особенно когда подходил к машине по ночам. Как оказалось, все можно сделать самому, а из нужных деталей потребовалась только пара передних ручек. Ради унификации они взаимозаменяемы с задними. На каждую дверь потратил около трех часов. Ручки купил за 6000 рублей.
Вот и первый ремонт. Настала пора сменить родные оригинальные тормозные колодки, отходившие 51 000 километров с момента покупки машины. Менять было решено на проверенные временем и личным опытом колодки Hardron от корейского производителя Sangsin Brake. Менял по привычке сам. Эффект? Ну информативности точно прибавилось, как и на прошлых моих машинах после замены колодок. 5000 рублей потрачены не зря.
Летом 2019 года машина выдала сообщение о необходимости замены батарейки в ключе. При этом никаких нареканий к его работе не было. Даже не подозревал, что Optima настолько умна. Просит? Сделаем. Батарейка там самая обыкновенная, «таблетка» стандарта 2032. Правда, есть нюанс. Как бы ни хотелось поставить батарейку как обычно — плюсом вверх, делать нужно ровно наоборот. Знаю людей, которые чуть не поменяли ключ из-за этого корейского прикола.
Зимняя и летняя резина у меня продержалась ровно три сезона. Поэтому купил с рук годовалую Hakkapeliitta 8 в штатном размере 215/55/R17 с небольшим пробегом за 22 000 рублей. 99% шипов на месте. Летний комплект — это Continental Premium Contact 5 с новой Оптимы. Предыдущий владелец проехал на ней только из салона до шиномонтажа. Итого — 42 000 рублей.
Пробег 73 000 километров, и вот от частой езды по разбитым дачным дорогам загремела передняя подвеска. Небольшая диагностика прямо в полях выявила, что гремит левая стойка переднего стабилизатора. Замена простейшая: домкратим, скидываем колесо, откручиваем гайки стойки, монтировкой оттягиваем стабилизатор вниз, чтобы снять напряжение со стойки, и вытаскиваем деталь. Сборка в обратном порядке. 800 рублей — и Optima снова в строю.
По традиции меняю салонный фильтр дважды в год. Когда смотрю, в каком он состоянии, то понимаю, что не зря. Иногда даже живность присутствует.
Понял, что ни разу с момента покупки не делал сход-развал. Надо исправлять. Как выяснилось, съездил не зря, так как заводские регулировки за несколько лет и тысячи километров немного ушли от положенных значений.
Пробег уже 90 000 километров, а значит, пора на очередное ТО. Заодно решил сделать эндоскопию цилиндров, ну а раз свечи при этой процедуре выкручиваются, то заодно их заменить. По результатам диагностики выяснилось, что стенки цилиндров еще в неплохом состоянии для этого не самого ресурсного мотора. Расход масла в пределах пары сотни граммов между интервалами замены в 7500 километров.
Спустя год и 30 000 километров после замены левой стойки стабилизатора застучала и правая. За оригинал стали просить около 3000 рублей, аналоги — не сильно дешевле. Решил пойти другим путем и подобрал аналог самостоятельно. Им оказалась левая, да, именно левая стойка стабилизатора от Hyundai Santa Fe второго поколения. Цена — гуманные 800 рублей.
Колодок Hardron хватило на два года. Решил менять сразу с дисками. В этот раз тоже поставил Sangsin, но более простые детали из линейки HiQ. Комплект обошелся в 7000 рублей.
Руль к пробегу в 98 000 километров превратился черт знает во что. Страшно смотреть. Наконец-то нашел время съездить к кожных дел мастерам для перешива. 4000 рублей, три часа ожидания — и вот руль стал лучше, чем новый.
После 100 000 километров Optima стала все чаще требовать внимания. Отказал концевик задней двери, а поскольку он находится внутри замка, то пришлось менять сам замок, что обошлось мне в 6500 рублей. Периодически начал посвистывать приводной ремень. Пробег 107 000 километров, так что не грех и поменять. Потом начал издавать неправедные звуки глушитель. Подъемник, осмотр — надо менять гофру. Минус еще 4500 рублей. На плановом ТО выяснилось, что помимо замены масла и антифриза пора обновить стойки и втулки заднего стабилизатора.
На следующем очередном ТО при осмотре машины на подъемнике внезапно обнаружилось, что АКП и часть двигателя в районе коробки сильно заросли маслом. Сняли корпус воздушного фильтра, и стало понятно, что источник утечки масла — вакуумный насос. Главная же неприятность в том, что масло с него попадало на один из патрубков отопителя салона, а патрубки эти ни разу не маслостойкие, из-за чего резина патрубка раздулась и в любой момент могла тупо рвануть, оставив машину без антифриза. Срочно заказал и насос, и патрубок.
На пробеге в 121 000 километров появился отчетливый стук в районе четвертого цилиндра. Вот вам и замена масла каждые 7500 километров. Катализатор не удалялся. По итогу ЦПГ пошла в разнос, пора на капремонт. Можно было ездить и дальше, но решил чинить, пока есть шанс сохранить очень недешевые коленвал, распредвалы и масляный насос.
Дефектовка выявила, что жестко задран четвертый цилиндр. В остальном все чисто, ничего особенного. Самые дорогие запчасти: распредвалы, коленвал и масляный насос — в нормальном состоянии. Катализатор рассыпался, но если бы проблема была только в нем, задрало бы все цилиндры, а тут пострадал только один. Главное удивление — отсутствие масляных форсунок. Ибо по всем каталогам, в том числе и дилерским, согласно VIN-номеру на моем автомобиле они должны быть. С учетом замены катализатора ремонт обошелся в 160 000 рублей.
На пробеге в 127 000 километров случайно в процессе осмотра подкапотного пространства увидел запотевание маслом пыльника двигателя. Приглядевшись получше, понял, что масло идет из стыка коробки с двигателем.
Поехал в сервис. Заодно думал махнуть пыльник наружного ШРУСа, из микротрещины которого совсем немного, но выдавливалась смазка. Диагностика выявила, что коробка изнутри вся в масле. Первоначальный вердикт, что виноват сальник маслонасоса, не подтвердился. Вся проблема была в уплотнительном колечке. Для замены такой мелочи пришлось не только снять коробку, но и «располовинить» ее, предварительно слив масло. За компанию было решено поменять тот самый сальник коробки и задний сальник коленвала. Общий счет на ремонт составил почти 30 000 рублей.
С тех пор Optima ведет себя более-менее прилично и почти не ломается. Пробег после капиталки составил уже 36 000 километров. Из внеплановых ремонтов можно отметить замену двух опор двигателя и обновление топливного фильтра. После очередного скола по каско наконец заменили сильно затертое лобовое стекло. Недавно пришлось ремонтировать сначала камеру заднего вида, а потом менять передние парктроники.
В общем, скучать Optima мне не дает. Поменял бы ее не раздумывая, но не на что. То, что действительно хочется, например, Kia Carnival — пока вне моего бюджета.