Что бы вы подумали, увидев объявление о продаже Kia Sorento 16 лет от роду с пробегом 4000 км по цене в 1 000 000 рублей? Шутка, тем более что дело было 1 апреля. Но время шло, объявление висело, а любопытство играло. По телефону продавец подтвердил, что это не розыгрыш. Надо брать?
Вначале заказали удаленный осмотр у подборщиков. Но вместо списка «косяков» они прислали кучу фотографий, подтверждающих состояние нового автомобиля, только 2005 года выпуска. Владелец по телефону подтвердил, что цена обсуждаема. Значит, пора брать билеты на поезд Уфа — Тюмень.
По приезде подтвердились самые лучшие предположения. Не восстановленный, с оригинальным пробегом, фактически новый внедорожник с соответствующим запахом в салоне. И всего за 800 000 рублей.
Каким образом этот ни разу не раритет прожил столько лет в таком состоянии? Стечение обстоятельств. Машина 13 лет простояла в аресте у банка, после чего была выкуплена прошлым владельцем, но и ему она оказалась не очень нужна. Вот так Sorento сменил хозяина и попал в Уфу.
Что он получил? Аккуратный сборник цитат из Мерседеса ML и Лексуса RX. Когда-то вместе с привлекательной ценой это обеспечивало Sorento место в топе продаж российского рынка. Сейчас просто понимаешь, что глазу зацепиться не за что — никаких особо выделяющихся черт. Зато и отрицательных эмоций не возникает.
Зато какое состояние. Да, Sorento не хранился в тепличных условиях. Банку это надо? Местами на кузове имелись мелкие сколы, кое-где выгорел пластик, потрескалась оригинальная резина. Но никакого перекраса и тотального детейлинга не потребовалось. Сделали химическое восстановление фар — и вперед.
А ведь могло быть и по-другому. Кузов Sorento не может похвастать особой долговечностью. Этому способствует невысокое качество ЛКП и сравнительно тонкий металл порогов. Плохо продумана защита деталей под пластиковыми накладками, где почти всегда найдутся неприятные сюрпризы. Часто встречается коррозия по нижнему краю двери багажника и в районе ниши номерного знака. В зоне риска также рамка лобового стекла и крыша. Из-за невысокого качества пластика быстро мутнеет оптика.
Больше всего от проблем с коррозией страдают Sorento, которые регулярно выезжают на бездорожье, но не получают затем качественной мойки и регулярного антикора. От такого стиля эксплуатации страдает и рама. Сквозная коррозия лонжеронов — не такая уж и редкость.
Салон перестал быть капсулой времени уже через пару недель. Устав слушать радио и CD-диски на родной магнитоле, владелец отвез Sorento на инсталляцию мультимедийной системы с большим вертикальным экраном в стиле Tesla. Не эстетично? Зато практично. Ради этого пришлось перенести кнопки подогрева сидений на центральный тоннель и лишиться монетницы.
В остальном это все тот же дорестайлинговый Sorento. Повсюду твердокаменный пластик различных фактур. Двухцветная отделка только подчеркивает экономию на материалах. В итоге лучшая деталь интерьера — стеганая отделка дверных карт. Но эргономика без причуд — большие кнопки, понятное расположение. И собрано все аккуратно. «Сверчки» тут редкость даже у сильно пробежных экземпляров.
Передние кресла реально хороши. Они довольно плотные, с удачным профилем, оптимальной длиной подушки и даже с легким намеком на боковую поддержку. Удивительно для внедорожника, во многом ориентированного на американский рынок.
Сохранность кожаной обивки — очередное подтверждение оригинальности пробега. А ведь руль у подержанных Sorento зачастую начинал затираться, едва пробег перевалил за 100 000 км. Примерно на этой же цифре теряли форму кресла. Самые неприглядные салоны обычно имеют экземпляры с внедорожным прошлым, которые редко подвергались химчистке. В этом случае износ пластика и обивки будет катастрофическим.
Проблем с салонным оборудованием никаких, но у подержанных Sorento их и так немного. Даже у побитых жизнью машин зачастую функционируют климат-контроль и все кнопки управления. Среди слабых мест — вентилятор кондиционера, который склонен подвывать уже после 100 000 км. Схожий ресурс зачастую демонстрирует и шлейф рулевой колонки. Нередко закисают электроприводы зеркал. Часто отказывает датчик уровня топлива.
А раз проблем нет, то можно порадоваться простору на заднем ряду. На мягком диване Sorento хватит места для троих взрослых, но лучше попросить третьего выйти. К услугам оставшихся — широкий подлокотник, подстаканники и розетка.
Заслуживает похвалы и багажник. Его минимальный объем — 420 литров. А при разложенных задних сиденьях получается уже 1960 литров. Есть отдельно открывающееся заднее стекло и удобное многосекционное подполье.
Как может управляться рамный внедорожник из двухтысячных? Оказывается, понятно и предсказуемо. Информация на руле стремится к нулю, но все команды Sorento выполняет довольно шустро и без сбивающих с толку запаздываний. И крены невелики. На парковке же Sorento приятно удивляет высокой маневренностью. У внедорожника неожиданно малый радиус разворота.
Куда важнее, что все отлично с энергоемкостью. На грунтовке жестковатая подвеска скрупулезно собирает с дороги всю «мелочь», но крупные неровности отрабатывает вообще без пробоя и раскачки. По разбитой дороге Sorento может мчать в очень бодром темпе и без жалоб на дискомфорт со стороны пассажиров.
При этом подвеска у Sorento достаточно крепкая. Спереди стоит обычная «двухрычажка», а сзади — неразрезной мост. Первыми, обычно после 100 000 км, сдаются стойки и втулки стабилизаторов. Амортизаторы, сайлент-блоки рычагов и передние ступичные подшипники выдерживают примерно в полтора раза дольше. Шаровые опоры в передней подвеске требуют регулярной смены пыльников и проверки качества смазки. Возможны проблемы с пружинами. Они легко проседают уже после сотни тысяч километров. Коррозия и высокие нагрузки могут отломить кронштейны крепления заднего моста.
Проблемы с рулевым управлением, где использован обычный ГУР, — редкость. Рейка у Sorento вполне надежная. Чаще всего поломки связаны с подклиниванием карданчика рулевого вала.
Для данного Sorento все это пока неактуально. С момента покупки прошло два с половиной года, внедорожник проехал 50 000 км, а подвеска до сих пор жива и здорова. Несмотря на длительную стоянку, все «резинки» целы, ничего нигде не потрескалось и не течет.
Со своим 3,5-литровым, почти 200-сильным V6 Sorento охотно срывается с места. Дальнейший разгон происходит достаточно ровно, но уверенно. Ведь максимум крутящего момента в 294 Нм приходится на 3000 об/мин. В итоге первой «сотни» рамный внедорожник достигает чуть быстрее чем за десять секунд. Когда-то такими показателями можно было гордиться. А то, что средний расхода топлива превышает 15 литров, казалось мелочью.
3,5-литровый V6 по сути клон известного мотора Mitsubishi 6G74. Его основным слабым местом являются вихревые заслонки впускного коллектора. Также он довольно требователен к уровню смазки и состоянию маслонасоса, тем более что «масложор» для него вовсе не редкость. Маловато служат гидрокомпенсаторы. Тем не менее ресурс примерно в 350 000 км для этого мотора вполне достижим.
Другие V6 объемом 3,3 и 3,8 литра относятся к семейству Lambda. Они известны склонностью к прогрессирующему «масложору» из-за быстрой закоксовки поршневых колец. Маловат ресурс цепи ГРМ, которая нередко вытягивается после 100 000 км пробега. Базовый 2,4-литровый двигатель — одна из модификаций мотора Mitsubishi 4G64. Главное — следить за состоянием ремней и не экономить на масле, тогда проблем с ним не будет.
С 2,5-литровым турбодизелем связываться не стоит. Он отличается ранним износом вкладышей коленвала и ненадежным цепным ГРМ. Основные проблемы ГБЦ связаны с форсунками и их уплотнениями. Нередко возникают неисправности турбины.
Независимо от типа двигателя у Sorento есть проблемы с проводкой. У бензиновых V6 от этого сильно страдают форсунки. На дизельных внедорожниках из-за вибраций нередко ломается проводка в моторном отсеке.
Зато в остальном электрика выполнена достаточно надежно. Самые серьезные неисправности касаются отказов датчиков и селектора раздаточной коробки и блока ABS и ESP. Нередко окисляются разъемы и блоки управления двигателем, которые находятся в ногах переднего пассажира.
И снова завидуем владельцу этого Sorento. Первые два года его основные расходы по мотору касались только замены масла. В целях перестраховки на пробеге в 55 000 км был заменен ремень ГРМ. Как оказалось, зря. По словам мастера, деталь вполне могла пройти еще не меньше 20 000 км.
Тормоза у Sorento требуют привычки. Левая педаль довольно чуткая, и машина может «клюнуть носом». Зато в экстремальной ситуации осаживать тяжелый внедорожник очень просто.
Этому Sorento повезло быть выпущенным в 2005 году. Годом раньше ему бы достался древний 4-ступенчатый «автомат». А здесь уже «пятиступка» — плавная и адекватная. Есть даже ручной режим, хотя переключения и так происходят быстро и логично.
С коробками Sorento вообще повезло. 5-ступенчатая «механика» хлопот не доставляет. 4-ступенчатый «автомат» — очень крепкая конструкция, чей ресурс превышает 300 000 км. Сменившая ее чуть позже 5-ступенчатая коробка требует более аккуратной эксплуатации и частого обновления масла. Тогда можно рассчитывать, что коробка пройдет около 350 000 км. Из слабых мест — ограниченный ресурс накладок блокировки ГДТ, линейных соленоидов и тормозной ленты.
Мощная рама, минимум выступающих за ее пределы элементов и вполне приличный клиренс в 210 мм — таков Sorento снизу. Полный привод реализован по схеме TOD (torque оn demand). Режимов два — Auto и Low. В автоматическом — передок подключается сам после пробуксовки задних колес с помощью электронно-управляемой муфты. В случае необходимости можно подключить передний мост принудительно. Причем делать это нужно только при полной остановке.
Так было раньше. Уже полтора года на Sorento стоит система SuperTOD в версии под селектор GM. Режимов работы трансмиссии теперь шесть. Можно заблокировать раздатку и включить пониженный ряд или зимой наваливать боком на заднем приводе. Плюс несколько промежуточных вариантов. Жаль, что селектор врезан не очень аккуратно, но в планах это исправить.
В любом случае новые возможности трансмиссии используются предельно аккуратно, поскольку у Sorento с этим есть проблемы. Основные связаны с шлицевыми соединениями. Особенно не везет шлицам переднего карданного вала и ШРУСов. Режим эксплуатации здесь не играет особой роли. Sorento, живущие преимущественно только в городе, тоже в зоне риска. Причина в банальной коррозии и отсутствии смазки в соединениях.
Независимо от типа раздаточной коробки основным источником шума становится пластинчатая цепь. При сильном износе ее лучше менять вместе со звездой и валом. У системы с автоматическим подключением переднего моста не отличаются надежностью всевозможные датчики.
Общие вложения в данный Sorento пока едва превышают 100 000 рублей. Это с учетом новых дисков, резины, «мультимедийки» и доработки трансмиссии. А значит, пока покупка корейской капсулы времени себя полностью оправдывает.
Первое поколение Kia Sorento (кузов BL) дебютировало в 2002 году. Это был внедорожник, построенный на общем шасси с Hyundai Terracan. Соответственно, Sorento был классическим внедорожником с кузовом на раме и зависимой задней подвеской с тягой Панара.
Sorento получил продольно расположенные двигатели. Бензиновый мотор 2.4 мощностью 139 л.с. сочетался с 5-ступенчатой «механикой», 194-сильный V6 3.5 — сначала с 4-ступенчатым «автоматом», а после 2004 года — с 5-ступенчатым. Дизель 2.5 был доступен с обоими вариантами коробок.
Вариантов полноприводной трансмиссии у Sorento было два. Версия LX получила жестко подключаемый передний мост. Модификация EX имела уже автоматически подключаемый полный привод. Были и чисто заднеприводные версии, в основном распространенные в США.
В 2006 году Sorento пережил рестайлинг. Внешность и интерьер изменились незначительно. Из гаммы двигателей убрали мотор 2.4. Вместо V6 3.5 появился мотор объемом 3,3 литра аналогичной конфигурации, который развивал 247 л.с. На ряде рынков была доступна «шестерка» 3.8 мощностью 262 л.с. Мощность турбодизеля 2.5 выросла до 170 л.с.
Sorento первого поколения производили до 2010 года. С 2007 по 2009 год внедорожник собирали в РФ на заводе в Ижевске.
В данный момент на Дроме продается около 350 экземпляров KIa Sorento первого поколения. В основном это дорестайлинговые экземпляры 2002–2006 годов выпуска. На них приходится примерно две трети предложений.
Бензиновые Kia Sorento в кузове BL — редкость. В продаже не более 70 вариантов. Диапазон цен — от 400 000 до 1 000 000 рублей и выше.
Дизель найти проще. Дорестайлинговые внедорожники стоят от 350 000 до 800 000 рублей.
Диапазон цен на обновленные дизельные Sorento — от 550 000 до 1 300 000 рублей. Самый дорогой внедорожник в кузове BL с заявленным пробегом в 41 000 км сейчас продается за 1 850 000 рублей.