Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Смена автомобиля — приятные хлопоты. Обновляя собственный автопарк, мы делаем свой быт более комфортным и удобным. Взамен старых, уже порядком подзатертых ощущений получаем новые эмоции и впечатления. Самоутверждаемся, в конце концов… При условии, что свежекупленный автомобиль нравится нам больше прежнего. Если же этого не происходит, самое время посмотреть правде в глаза и признать, что время и деньги потрачены зря — ты совершил ошибку. Именно это случилось с нами, когда вместо компактвэна Volkswagen Golf Plus мы с женой решили купить кроссовер Kia Sportage.
Я — нейтралитет
В пору работы автомобильным журналистом почти все мои статьи с участием автомобилей группы VAG и альянса Hyundai–Kia заканчивались одним и тем же — жаркой полемикой в комментариях, которую проще охарактеризовать одним словом — срач. Владельцы ВАГов хвалили свои машины и ругали «корейцев». Хозяева «корейцев» делали то же самое с точностью до наоборот. Никогда не вмешивался в эти споры, сохраняя нейтралитет.
Одна из причин — каждый волен иметь свое мнение, и неважно, совпадает ли оно с вашим или чьим-то еще. Кроме того, поездить на машине неделю в рамках оплаченного редакцией тест-драйва и владеть ею на протяжении длительного срока, вкладывая собственные средства, это ведь не одно и то же. Багажи знаний несопоставимы. Потому и молчал. Сейчас же есть что сказать, так как за 2,5 года побывал владельцем и Фольксвагена, и Kia. И пусть Golf Plus и Sportage разведены по разным углам автомобильного ринга и не претендуют на прямое соперничество, полезные выводы из этой заочной дуэли сделать все же можно.
Как я покупал и продавал Volkswagen Golf Plus
Все хотят купить автомобиль у собственника. А почему? Ну как же, это ведь прямой владелец, а не какой нибудь «перекуп». Он ездил на своей машине, ремонтировал ее и берег. Выходит, что и состояние автомобиля от такого продавца заведомо лучше. Вынужден вас огорчить, но очень часто это не соответствует действительности. Собственник он, может, и собственник, но все же человек, подверженный тем же порокам, что и любой другой продавец. Поменьше вложить, подороже продать — вот главное кредо любого, кто ступает на эту сторону авторынка.

И вот он — собственник, стоит передо мной. Мужчина средних лет в опрятной одежде. Спокойный, не суетливый, в меру словоохотлив и честен. Сразу указал на перекрасы (оба задних крыла) по причине шелушения краски. Определенно положительный персонаж.
При этом его личный Golf Plus под слоем грязи, хотя информацию о нашем с женой приезде он получил загодя. Время было, но мыть машину перед осмотром почему-то не стал. Меня всегда настораживают «грязные» показы, как правило, так пытаются скрыть мелкие повреждения ЛКП. В моем случае продавцы получают обратный результат — еще более тщательный осмотр машины. У Гольфа капот и бампер в мелких сколах. На передней кромке крыши начала шелушиться краска, а на лобовом стекле под слоем пыли удалось разглядеть потертости. Плюс под слоем грязи нашлись еще пара царапок.
После прогрева двигателя немного, буквально на несколько миллиметров, притапливаю акселератор. Так несколько раз, пока не убеждаюсь, что переход от холостого хода к набору оборотов сопровождается еле заметным затыком. Если нажать на газ посильнее да порезче, подобных тонкостей не заметишь. Причин затыка может быть множество, от некачественного топлива и сбоя электроники до забитого катализатора. Но здесь, похоже, ничего серьезного.
— Свечи давно меняли?
— Давно, когда точно, не помню.


Когда по ходу пробной поездки машина затроила, что лишь подтвердило кончину свечей, владелец Гольфа начал посматривать на меня, как на бога. Не только быстро нашел едва заметную неисправность, но и, похоже, видит будущее… А я и впрямь все вижу, но не в будущем, а в прошлом. И там — собственник, забивший на ремонт и содержание своей машины перед ее продажей. Об этом намекает и задняя подвеска с незначительными шумами, и изношенные стеклоочистители.
Кто-то скажет, что на такие мелочи и внимания обращать не стоит, однако для меня изношенность «дворников» — один из маркеров общего состояния автомобиля. Они ведь истираются не враз, а постепенно. И раз уж собственник ездил так, не желая менять, в общем-то, недорогую деталь с простейшей установкой, то на более дорогие вложения он и подавно забил.
В принципе, это нормально. Зачем вкладывать деньги в то, что собираешься продавать? Мы все так поступаем. Проще снизить цену. Другое дело, когда продавец пытается это скрыть. Под слоем грязи например. В этом случае важно понять, насколько давно запущен процесс пофигизма и насколько запущен автомобиль. Этот Golf Plus в состоянии легкой тяжести. На твердую четверку.

Еще один важный момент покупки — отказ продавца торговаться — 590 000 и ни шагу назад. Обычно такое случается, когда поступает много звонков и тот понимает, что снижать цену не имеет смысла, и так купят. Вторая причина — немного промахнулся с ценником, занизив его (как раз наш случай). Поднимать цену по ходу продажи уже не резон — поэтому пусть остается как есть, но без торга. Ну а третья — уверенность в своей машине. Я и сам так поступаю, когда знаю, что продаю качественный товар.

К моменту оформления документов двигатель Фольксвагена работал ровно, без единого затыка — продавец за свой счет поставил новые свечи. После того как Golf Plus оказался в моих руках, стало понятно, почему при каждой встрече задние сиденья автомобиля были разложены, а багажник чем-то загружен. В первом случае личными вещами, во-втором — комплектом зимних шин. Вернув спинку заднего дивана в вертикаль, нашел на подушке большую кляксу от мороженого. Без груза задняя подвеска застучала изношенными стойками стабилизатора.

Нет, продавец Golf Plus, у меня к вам претензий нет. Раз уж я не удосужился разгрузить машину и поднять спинку сиденья, значит, и винить тут некого, сам лопух. Однако подобные хитрости не делают чести порядочному человеку. А именно такое мнение о вас у нас сложилось при первой встрече. Что ж, ошиблись, бывает. Если вас в тот вечер (и последующие дни) одолевала икота, знайте — это мы с женой вспоминали вас недобрым словом. Минус два к карме. Вот вам и собственник.
Почему я выбрал автомобиль с пробегом более 200 000 км, хотя в продаже были варианты с пробегами в 120 000–140 000 км?
Больше или меньше? Щекотливый момент при покупке автомобиля, не правда ли? Вроде бы не дурак, понимаешь и знаешь, что пробеги нещадно скручивают, но все равно хочется, чтобы цифры на одометре были поменьше. И что лучше: большой и честный пробег или маленький, но скрученный? Для себя я уже все решил — мне нужна правда о машине. Но уверен, найдутся сторонники и слепого незнания, давайте проголосуем.
Есть несколько способов проверки истинного пробега автомобиля, но все они требуют каких-то телодвижений. Самый же простой, хотя и приблизительный, это просто поделить пробег на полный возраст машины. Пример моего Фольксвагена: десять полных лет, пробег на момент покупки 213 450 км. Делим второе на первое и получаем среднегодовой пробег в 21 345 км. А это прямо скажем, не много. Но с учетом того, что машиной владели два степенных водителя, использовавших ее только в личных целях, похоже на правду.
Если же простейшей арифметикой проверить иные варианты с более «приятными» пробегами в 120 000–140 000 км, то получим нереальные цифры среднегодовых пробегов в 12 000–14 000 км. Да, такое иногда бывает, но случается крайне редко, и такие машины, как правило, продают по верхнему срезу рынка. Мы же здесь, в серединке, сидим. Сидим и наивно верим в сказки.
После покупки пришлось потратиться на новые «дворники», задние стойки стабилизатора, масло и фильтры для двигателя, заправить кондиционер и сделать химчистку салона. Позже установил передние новые тормозные колодки. Салон отмыл самостоятельно, а на остальные траты цены приводить не буду, так как на данный момент они сильно неактуальны. Но, в общем-то, это мелочи, так что покупку Гольфа с плюсом можно признать удачной.

Истинное же состояние автомобиля стало ясно чуть позже. Осмотр на яме показал, что днище тут в идеале. Речь даже не про коррозию, ее по определению быть не должно, а про состояние пластиковой защиты, которой у Фольксвагена прикрыт практически весь низ. Ни единой царапки, ни одного сломанного болтика или пистона. Все словно с завода. Еще один показательный пример — замена передних колодок. Поршни плавающих механизмов утапливались от руки, при незначительном усилии, как на новом автомобиле. И это лишь пара примеров отличной сохранности данного Volkswagen Golf Plus.
Что не понравилось в Golf Plus
Ездил год и горя не знал. Претензии, конечно, были, но не к самой машине, а к ее разработчикам. Почему такие маленькие боковые зеркала?! У обычного Гольфа зеркала панорамные, а на «Плюсе» маленькие ушки, в которые ни черта не видно. Где шестая передача в коробке?! Понятно, что 102-сильному «атмосфернику» требуется подмога в виде укороченных рядов трансмиссии, но тогда тем более нужна прямая, шестая ступень для разгрузки мотора на высоких скоростях. Постоянно ездить на повышенных оборотах мотора и чаще подливать топливо на заправках, мне сильно не нравилось.

И все же машину жены пришлось продать. Причина смешная. «Ты видел, кто ездит на таких Гольфах?! Одни бабули и пенсионеры. Нет, это точно не мой вариант». Моя жена молода и к тому же красива, так что определенная логика тут прослеживается. Но не более… Представляете, если на вопрос покупателя о причинах продажи автомобиля я бы озвучил такой экзотический довод? В лучшем случае решили бы, что вешаю лапшу на уши, в худшем сочли бы дурачком. Поэтому отделался полуправдой: нужен полный привод.
Как я покупал Kia Sportage
Автомобиль с полным приводом рассматривался нами изначально, еще в пору покупки Гольфа, но в тот раз не срослось. Зимой с соседнего поля наметает так, что, бывает, не могу выехать из гаража неделю. И ведь живем не где-нибудь в глубинке, а в шести километрах от МКАД. В общем, нужен 4х4, но не внедорожник. Кроссовер — в самый раз. Какой?

Осмотрели несколько рестайлинговых Тигуанов первого поколения, но ни один не устроил по состоянию. Пока толкались в пробках, жена находит неплохой Kia Sportage в автосалоне на Рязанском проспекте. Посмотрим? Ничего не имею против автосалонов, там иной раз попадаются машины в очень хорошем сохране. Однако салон салону рознь.
Когда захожу внутрь, первым делом ищу глазами ремзону. В идеале, ее быть не должно, так больше уверенности, что машины не шаманят перед продажей. Небольшая мастерская, где устраняют мелкие недочеты — нормальная практика, таких салонов большинство. Но если видите целый автосервис с разноцветными стенами и заляпанными маслом полами, бегите оттуда без разговоров с сотрудниками. Они вам — здрасьте, вы им — до свидания, без объяснения причин. Пару раз мы так и поступали.
Но в салоне «на Рязанке» ремзоны я не обнаружил. Уже позже выяснил, что боксы все-таки есть, в самом дальнем углу площадки, подальше от посторонних глаз. Чтобы не светиться, ворота всегда закрыты. Еще смутил момент, что почти все машины в этом салоне (а их более сотни) на зимней резине. Объяснения так и не нашел. Может, кто из читателей подскажет?




Наш серебристый Sportage блестит так, что хоть глаза закрывай — облит дешевой полиролькой с головы до ног. За что ни возьмись, руки становятся сальными, едва не прилипают. Высказываю недовольство менеджерам: самим-то не надоело тереться о предпродажную подготовку? Те пожимают плечами.
При нас покупатель с нагловатой внешностью и молодой любовницей тестирует Jeep Grand Cherokee. Газ в пол — и так до конца тупиковой улочки. Обратно в том же темпе. Уж не знаю, какие выводы можно сделать из такого тест-драйва, но, видимо, положительные — идут оформлять документы. Моя пробная поездка выглядит иначе, вначале еду спокойно, собирая по дороге все неровности. Затем добавляю тяги: плавно, порезче, и наконец как тот мужик с «Чирком» — в пол. То же самое в поворотах и торможении: вначале плавно, затем на пределе. Пробую машину во всех режимах.
Кстати, еще один плюс автосалонов — здесь можно рассчитывать на полноценный тест-драйв, с частником такое обычно не прокатывает.

По машине выводы такие: по кузову все более-менее Ок. Стопудово подкрашивалась передняя кромка крыши и перекрашивались оба бампера, дверь багажника под вопросом. Остальные кузовные детали, похоже, родные.
К слову, у меня никогда не было толщиномера и покупать его не собираюсь. Как же обхожусь без него? Да уж как-то обхожусь. Надеюсь на опыт и внимание к мелочам. Например, состоянию подкрылков. Если присутствуют трещины и прочие дефекты, стоит внимательнее присмотреться к соседствующей с пластиком кузовщине, возможно, машина билась.
А если напылы краски — определенно подкрашивалась/перекрашивалась. Ниша под лючком бензобака, передние стойки кузова на стыке крыльев с дверьми, петли дверей, пороги снаружи и в салоне — сложные места, где часто остаются следы кузовного ремонта. Резинки стекол, кромки дверей, проемы дверей и капота, состояние крепежа и так далее. Из мелочей складывается общая картина состояния автомобиля.

Но важно понимать, что чем выше ставки, то есть цена автомобиля, тем выше и качество ремонта. Если продавец заморочится сокрытием следов вмешательства, вы их без специалистов с подъемником не найдете. Толщиномер? Да, он в этом деле не лишний. Однако многие, потыкав кузов и увидев ровные цифры, успокаиваются и теряют бдительность. Меж тем маляры уже научились красить «под толщиномер».
Как-то читал про средневековых рыцарей, которые выходили на бой без доспехов. Когда ты уязвим, то дерешься с удвоенной концентрацией, ведь права на ошибку у тебя нет. Или как в нашем случае: когда безоружен, ты более собран и внимателен.

Работа автоматической трансмиссии Спортейджа никаких подозрений не вызвала. А вот в подвесках есть легкие постукивания. И вновь изношены «дворники»… Под капотом тут 2,0-литровый 150-сильный двигатель. И само собой, мне было известно о проблемах бензиновых «четверок» серии G4KD. В том числе о расходе масла и задирах в цилиндрах из-за близкого соседства с катализатором. Как проверить состояние мотора? Без специальных приборов — никак. Заглянув под машину, можно лишь убедиться, что банка катализатора на месте.
Более верный способ — понюхать выхлоп при прогреве холодного мотора. Выхлопные газы, прошедшие через соты исправного катализатора, приобретают специфический пряный запах. И хоть наш Sportage работает тихо и пахнет как надо, это лишь подсказки, а не гарантия исправности мотора.
Вообще, найти все недостатки автомобиля, накопленные годами, при первичных осмотрах не под силу даже крутым подборщикам. Поэтому у меня выработалась такая схема отношений со свежекупленными машинами. Первое время (месяц или около того) присматриваюсь к покупке, не делая серьезных вложений. Если состояние машины устраивает, она остается у меня, если нет — отправляется в продажу. Иногда с муками и сожалением.

— Как это нет летней резины?! — это я наседаю на менеджера, чтобы тот кроме скидки в 100 000 обеспечил Sportage комплектом летних шин. Как никак на дворе разгар лета. — То есть, отвалив за кроссовер «лям» с пушистым хвостом, нам, чтобы начать ездить, еще придется тратиться на обувку по сезону?! Нет, так не пойдет.
Нам пообещали подобрать хороший комплект б/у из существующих запасов. Но, судя по всему, шин нужной размерности в их загашнике не оказалось… Автосалон раскошелился на новые покрышки R17. А это еще около 40 сэкономленных тысяч.
Забавно, но полный привод — то, из-за чего и покупался этот кроссовер, в итоге оказался неработающим. При проверке задняя ось подключалась, а когда пришла зима — уже нет. Поломка, можно сказать, системная — стачиванием шлицев муфты привода задних колес страдают многие Спортейджи с пробегом за «сотню». Не удивлюсь, если при разборе узла в его недрах найдутся инородные предметы, позволившие временно оживить полный привод — подарочек от автосалона. Но времени прошло много, уже ничего не докажешь.
Претензии к Kia Sportage
Мне нравится внешность «третьего» Спортейджа. Стремительный силуэт, расширенные колесные арки и, что немаловажно, колея колес. Поэтому те не прячутся в глубине кузова, как у большинства кроссоверов из Китая, а косолаписто стоят под срезами крыльев. Передний бампер приподнят над дорогой, что позволяет и у бордюров парковаться без контактов, и по пересеченке легко проехать. При этом низ бампера не скошен, как у Тигуана в версии Off-road, который выглядит так, будто от него отвалилась нижняя часть.
Радует и богатая комплектация: бесключевой доступ, подогревы двух рядов сидений, камера, навигация… Но почему автомобиль все время пиликает предупреждающими сигналами? Открыл дверь — пилик. Вышел из машины с ключом в кармане — пилик-пилик. Вернулся за шапкой или перчатками — еще раз. Забортная температура опустилась ниже +5° — получи продолжительную тираду сигналов. Однажды в пробке, пока температура прыгала туда-сюда на полградуса, противный зуммер пищал не переставая. Да заткнись ты уже!
В части случаев я вообще не знаю, о чем сигнализирует автомобиль. При этом если забыл выключить фары, сигнала не последует. А зачем, ведь есть авторежим света? Да, есть, он настроен так убого, что в глубоких сумерках Sportage едет с ДХО. В непогоду — то же самое. Подумаешь, метель, не темень же? Так запрограммирована электроника «корейца». Пользы от такого авторежима никакой, скорее вред, поэтому фары приходится включать/выключать самому.




Как работает блок раздельного климат-контроля, для меня вообще загадка. При постоянно заданной температуре — то холодно, то жарко. При повышенной влажности запотевают окна. С теплотой вспоминаю «климатику» Гольфа, в котором единожды выставил 22° и забыл.
На мой взгляд, главная проблема Спортейджа — в отсутствии нормальных настроек электроники, узлов и агрегатов, железа, короче — всего. Взять хотя бы рулевое управление, где «баранка» будто бы притянута к нулевому положению мощным магнитом. При каждом отклонении руля на 2–4°, а это, по сути, прямолинейное движение, приходится прилагать усилие, чтобы перекатить руль через нарочито фиксированный центр. После чего усилие на руле резко падает. Может, активирован спортрежим? Да нет тут никакого спортрежима. Просто так корейцы видят фиксацию руля в околонулевой зоне.

Работа «автомата» вкупе с просто трешовой нелинейностью акселератора вообще не укладывается ни в какие стандарты. На старте при легком касании «пустой» педали машина прыгает с места, зато когда необходимо плавно влиться в поток, нормального ускорения не дождешься. Газ уже утоплен более чем на половину хода, но нет даже намека на разгон.
И лишь когда прожмешь его едва ли не до полика, «автомат» сообразит, что от него требуют (не просят, а уже требуют) включения понижающей передачи. И вот под возгласы рассерженного водителя «да разгонись же ты наконец!» трансмиссия перескакивает на передачу ниже… всего на пару секунд. И затем снова возвращается на повышенную. На спидометре как было «восемьдесят», так и осталось. Вот ведь зараза!

Все не мог понять, почему никак не получается найти общий язык с этим автомобилем. Почти 15 лет отработал водителем-испытателем, мгновенно адаптируюсь к размерам машины, трансмиссиям и типам привода. Тут же ни в какую. Потом сообразил: у нас со Спортейджем кардинально расходятся стили вождения. Мое движение — это полутона, со скупым рулением в малых углах и тонкой, прогрессивной работой акселератором. Никогда не нагружаю подвеску и силовой агрегат больше, чем это необходимо. Вожу динамично, но плавно.
Sportage же полутонов не понимает. Его педаль газа не реостат по дозировке тяги, а по сути — выключатель, с крайними позициями выкл./вкл. «Автомат» распознает лишь четкие приказы, но не просьбы. Рулевое — те же яйца, вид сбоку: повернул так повернул, сразу на большой угол, чтобы как следует загрузить подвеску. Поэтому грубо гонять на корейском кроссовере, держа силовой агрегат и шасси под постоянной нагрузкой, куда проще, чем балансировать на границе комфортно-скоростных значений. Многие так и делают.
Получается, что не водитель Спортейджа решает, как ему ехать, с напором или спокойно, а Sportage навязывает водителю правила передвижения. Для меня подобные отношения с автомобилем неприемлемы.

Не гони
Читателю может показаться, что я по каким-то причинам затаил злость на корейский автопром и теперь строчу доносы. Вовсе нет. Все сказанное выше касается исключительно Kia Sportage III. Более того, учитывая фактор б/у, возможно, одного конкретного экземпляра — моего. Хотя…
В 2011 я ведь был на первой презентации Спортейджа в Геленджике. Посредственность кроссовера была понятна уже тогда, однако ее истинную глубину помешали измерить красивые пейзажи, отличная погода и обилие дорог-серпантинов. Журналисты тупо гоняли, не обращая внимания на нюансы.
Пожалуй, моя главная ошибка покупки Спортейджа в том, что я решил — для водителя-новичка, коим является моя жена, такой вот сильно нейтральный автомобиль станет ненавязчивым помощником. Не грузит лишней информацией, едет себе и едет, хорошо ведь? Вынужден признать, что недооценил водительские таланты своей половинки. Она, как оказалось, отлично чувствует отрешенность Спортейджа. И беспонтовую настройку педали газа, мешающую парковаться, и «бугры» при поворотах руля, отбивающие всякое желание управлять этим кроссовером.
А еще ее сильно раздражает слабая звукоизоляция салона, в частности, хорошо слышимый рокот мотора. Для меня это хоть какая-то обратная связь с автомобилем, для нее же — очередной жирный минус. Поэтому супруга ограничивается лишь короткими поездками на Спортейдже. Машина больше простаивает в гараже, чем ездит, и в скором времени пойдет в продажу. Надо лишь решить, что делать с неработающим полным приводом: ремонтировать или сливать как есть?

Из этой, еще не оконченной истории вынес следующий вывод: если эргономика, разгонная динамика, управляемость и прочие ездовые грани автомобиля для вас не пустой звук, пересаживаться с «немца» на «корейца» сильно не рекомендуется. В обратном порядке — пожалуйста, это, по сути, — движение вверх. Если же шагнуть вниз, появится слишком много вопросов и претензий. Не повторяйте моих ошибок. Продолжение следует…