Спокойно, Дром не сошел с ума, а открывает новую рубрику: популярный автомобиль массового сегмента против культовых б/у. А почему, собственно, нет? Новый автомобиль выбираешь умом, подержанный «некропремиум» — наверное, сердцем, но точно не головой. То, что Vesta бьется против S-type — так реальность еще и не такую комбинацию может подкинуть.
По стоимости соперники если не равны, то близки. С Вестой проще всего — это свежий седан в очень хорошо упакованной комплектации Luxe Multimedia. Автомобиль был куплен в начале года за 933 тысячи рублей, просто за наличные, без кредитов и госпрограмм.
С Ягуаром все сложнее. «Да его можно купить тысяч за 250!» — скажете вы, бегло взглянув на объявления о продаже. А вот и нет. Самые старые S-type 1999-2002 гг. выпуска действительно стоят недорого. Вот только при всей схожести с седаном на фото — это абсолютно другой автомобиль. У них нет ни одной общей кузовной детали, кардинально отличается салон и разнится техническая начинка. Рестайлинговые Ягуары более надежные и стоят дороже. Сколько — вопрос без однозначного ответа. Цена на S-type, как и на все редкое в наших краях, законам рынка не поддается. Более-менее приличные экземпляры стоят порядка 600 тысяч. Ухоженный Jaguar последнего года выпуска может продаваться по цене приличной Весты. Конкретный S-type 2007 года выпуска с честным пробегом в 111 тысяч км и двумя хозяевами в оригинале ПТС был куплен в 2019 году за 700 тысяч рублей — по тем временам сравнимо с ценой на Ладу в отнюдь не базовой комплектации.
Оценивать экстерьеры столь разных автомобилей — дело неблагодарное только на первый взгляд. Vesta за столько лет производства изрядно примелькалась, но хуже от этого не стала — лучшее дитя отечественного автопрома на сегодняшний день. Браво, Стив Маттин. Поставь рядом Солярис и покажи их своей девушке, только шильдики заклей обоим — еще неизвестно, что выберет трепетная женская душа.
Jaguar — вроде бы звучит гордо, но только окружающим плевать на S-type. Седан выделяется грациозным силуэтом, у него запоминающаяся глазастая «морда лица» с необычной решеткой радиатора — и что с того? Его никто не фоткает на парковке. Лайков, когда стоишь в пробке, тоже не дождешься. За все время владения к владельцу Ягуара всего пару раз подходили с расспросами. До обидного мало для такой редкости. Не исключено, что это в северной столице народ зажрался. А может, все дело в отсутствии кошачьей фигурки на капоте? Ее, кстати, не украли, этот элемент в стандарте на данную модель никогда не ставился. В итоге для большинства водителей и прохожих S-type — не особа королевский кровей, а «не пойми что, какой-то Hyundai». Зато S-type обожают дети и гости из ближнего зарубежья — они, не стесняясь, тычут пальцем и кричат «Ай, какой Бентли!».
Неочевидное преимущество Ягуара, о котором знают только бывалые владельцы, — ненужность тюнинга. Тут нет никаких М-обвесов и спорт-пакетов, за которыми гонятся владельцы «некронемцев». Скромный спойлер на багажник от компрессорной R-версии — единственное доступное украшательство. Два патрубка выхлопной системы уже идут в стандарте, знай только диски поинтереснее выбирай. Ассортимент внешнего тюнинга для Весты — устанешь выбирать. А выделиться-то хочется, слишком часто мелькает Lada в потоке.
Пару слов о ржавчине. На Ладе ее, понятное дело, еще нет, пара трассовых сколов цвести не собирается. У Ягуара с коррозией пришлось бороться. Ничего криминального, но 30 тысяч за ремонт и покраску всех крыльев отдать кузовных дел мастеру все же пришлось. Плюс ежегодная плата за спокойствие — 10 тысяч за антикор днища и скрытых полостей. А иначе никак — пороги и крылья на S-type могут сгнить легко и непринужденно. Видимо, из солидарности с Мерседесами нулевых, которые тоже любят щеголять премиальной ржавчиной. Разорился на антикор и владелец Весты, но скорее по старой жигулевской привычке — мало ли что.
При открытии двери водительское кресло Ягуара гостеприимно отъезжает назад для удобства посадки, но обольщаться не надо. Перед нами комплектация Sport, поэтому нет хрома во внешней отделке, а внутри господствует алюминий. В плане опций — обнять и плакать. По сути, похвастаться S-type может лишь электроприводами сидений с памятью да электрорегулировкой руля. Из действительно полезных опций только обогрев лобового стекла. Электроскладывания зеркал нет, люка и центрального тачскрина (был в других комплектациях) тоже.
Двухцветный кожаный салон, конечно, красив и на практике не особо маркий, но перфорация тут для галочки. Вентиляции сидений не было даже в списке опций. Для того, чтобы интерьер получил нынешнее ухоженное состояние, понадобилось 25 тысяч рублей на детейлинг кожи. Руль и ручка КП продержались год и снова стали лосниться, поэтому были заменены на деревянные. 4 тысячи рублей, отправленные продавцу в Калининград, и еще 8 тысяч на перетяжку руля были потрачены не зря. S-type обрел духовную связь со старыми Ягуарами, где алюминий органично сочетался с деревом.
Пересаживаться из Ягуара в Весту грустно. Пластиковый салон Лады знать не знает, что такое настоящая кожа и дерево, но в отсутствии стиля тольяттинский седан точно не упрекнешь. К тому же полезных опций тут на порядок больше. Климат-контроль имеет лишь одну зону, зато у Весты греется не только лобовое стекло, но и руль. Есть современная «мультимедийка» с камерой заднего вида и динамической разметкой, а не банальные, вечно ломающиеся парктроники, как в S-type.
Для реализации чего-то подобного в Ягуаре нужно не только тысяч 40 на оригинальный тачскрин и сопутствующие детали. Понадобятся контакты мастеров с прямыми руками и страстью к экспериментам. Связываться с британцем рискнут не в каждом сервисе, это вам не «некронемцы».
С «музыкой» еще печальнее. Количество динамиков в Ягуаре — стыдно сказать — четыре штуки. Из доступных удовольствий только радио и CD. AUX обойдется примерно в 15 тысяч, но насколько потянет установка топовой для S-type музыки Alpine, лучше и не думать. У Весты с завода шесть динамиков, играют достойно.
Не успевший оправиться от проигрыша Jaguar пытается реабилитироваться по части эргономики. Все-таки бизнес-класс. Спереди сидящим в S-type точно удобно. У кресел отличный профиль и явная, но не навязчивая боковая поддержка. В дальней дороге такая мебель — твой лучший друг. Владелец Ягуара утвердительно кивает: «Истинный Gran Turismo».
Частично отделанные кожей сиденья Весты тоже не лыком шиты. Профиль удачный, набивка жесткая, есть регулировки высоты подушки и поясничного подпора. Поэтому плевать, что нет электроприводов.
Сзади в Ладе не только просторно, но и удобно. Места в ногах и над головой достаточно, есть розетка на 12В, а если бы хозяин не жадничал при покупке, то был бы обогрев и разъем USB. Ягуару такая роскошь даже не снилась. С посадкой и простором тоже есть проблемы. Дверной проем низковат — спасибо эффектному профилю крыши, а места в ногах меньше, чем ожидаешь от особи бизнес-класса. В S-type даже подлокотник — просто подушка, обшитая кожей. У Весты он с подстаканниками — вот это уровень. Отсутствие в Ладе плафона освещения для задних пассажиров и авторежима стеклоподъемников уже мало на что влияет.
А Ладу уже не остановить, она продолжает атаковать «британца». Карманы в дверях Весты объемнее, есть охлаждаемый перчаточный ящик. В Ягуаре не то что современный смартфон, Nokia 3310 деть некуда, если только в подстаканник. Странно для недешевого седана из середины нулевых. Размер очечника, вмещающего только компактные модели, — пример изощренного английского юмора. Вот и весь пафос.
Багажник у Ягуара, конечно, есть, но конструкторы под него отрядили всего 400 л. При сезонной смене резины два колеса из четырех едут на заднем сиденье. Отсек Весты имеет фору в 80 л и лучше продуман. Например, пространство внутри «запаски» используется для инструмента. Главная претензия к багажнику S-type — в подполье спрятан аккумулятор. Провод от него тянется в нишу правого переднего колеса, где находится контактный бокс. Со временем все это радостно забивается грязью, начинает гнить и теребить кошелек хозяина. У прошлого владельца Ягуар из-за этого приехал в сервис на эвакуаторе, где ему нарастили сгнившую проводку.
Технически с Вестой все и так понятно. Конструктивно — это собственная разработка АвтоВАЗа, которая со сменой поколений канет в Лету. Под капотом конкретной версии алюминиевый двигатель HR16DE (он же H4M), спаренный с Jatco JF015E от Nissan Qashqai.
Тех, кто считает, что S-type родня какому-то там Форду, могут расслабиться — это не так. Рестайлинговый S-type по технике ближе к представительскому XJ. У них одинаковые моторы, коробки и часть деталей независимой подвески. Некоторые элементы салона, кстати, тоже взаимозаменяемы.
В этом S-type бьется пламенное 3,0-литровое сердце, имя которому AJ6-V6. Родство с Ford и Mazda тут чисто условное. Запчасти придется искать в оригинальных каталогах. Но особых сложностей с деталями нет, ждать каждый раз посылки с туманного Альбиона не нужно. Да и делать это приходится редко. Двигатель смело претендует на звание как минимум «полумиллионника». 6-ступенчатый «автомат» ZF 6HP26 тоже молодец. Это достаточно надежная, хорошо известная в сервисах коробка, которая ставилась на все подряд — от Aston Martin до Kia.
Поначалу S-type не кажется таким уж бодрым парнем. Где огонек в разгоне, спортседан? Видать, пара десятков лошадей из паспортных 238 л.с. ушли погулять и не вернулись. Но Ягуар не виноват, все познается в сравнении, а хуже завышенных ожиданий вообще ничего быть не может. Тот же Chrysler 300C 3.5, даром что тяжелый бегемот, при сравнимой мощности и старом 5-ступенчатом «автомате» при разгоне с места бодрит и веселит. А тут — ну никакой драмы. Старт с места плавный и степенный. Одним словом, чопорный джентльмен.
Но «приборка», размеченная до 280 км/ч, тут не просто так. Ягуару абсолютно все равно, с какой скорости ускоряться. Высокооборотистый V6 самоуверенно везет всегда и везде. Вот уже и педаль газа не кажется сонной. А «автомат» так вообще молодец — скорострельный, но при этом плавный и к тому же адаптивный. Режим Sport можно вообще не включать.
Vesta на вариаторе — существо абсолютно другого порядка. Особой прыти от 113 л.с. ждать не стоит, но аутсайдером в потоке Lada тоже не будет. Седан живо реагирует на газ. Вариатор удачно имитирует при разгоне смену передач и позволяет тормозить двигателем. Кикдаун срабатывает с небольшой, но не критичной задержкой. Всяким Солярисам себя в обиду Веста точно не даст.
А вообще Lada — королева грунтовок и разбитых трасс. С такой подвеской нельзя инспектировать плохие дороги, изъянов не найдешь. Летишь себе, не замечая ям, да слушаешь, как поскрипывает что-то в передней панели. При этом в повадках Весты есть азарт. Она крепко держится за траекторию и прямо подзуживает атаковать повороты, которые в темное время суток подсвечиваются «противотуманками». Можно расслабиться и просто ехать. Как же приятно, закладывая очередной вираж, не чувствовать себя самоубийцей, как на барже-Приоре.
У Ягуара стоит обычный линзованный биксенон, но повороты он готов есть пачками, на завтрак, обед и ужин. Очень талантливое шасси. С плавностью хода — прямо детектив. Проедешь пару мелких ям — мягко. Перемахнешь через «лежачего полицейского» — тоже. Но стоит поверить, что люксовый британец всегда такой, как кузов обязательно содрогнется от встречи с трамвайными путями или стыком асфальта. Наверняка без участия колес с шинами размерностью 245/40 R18 тут дело не обошлось.
Такое поведение подвески развило у владельца Ягуара нешуточную паранойю. Шутки с подвеской S-type могут обойтись дорого. Ходовая инспектируется по нескольку раз в год. И что? А ничего. За 40 тысяч пробега, что прошел этот Ягуар с момента покупки, подвеска ни разу не потребовала вмешательства.
Владелец Весты пока тратится только на бензин и ТО. Ездит Лада довольно много, но в основном по трассе. Первое ТО на пробеге в 15 тысяч км обошлось в 12 тысяч рублей. Помимо замены масла была сделана профилактика задних тормозов, которые просто достали своим скрипом. Есть такая болячка у Весты. А вот с царапающими стекла уплотнителями владелец Весты живет и по сей день. Не гарантийный случай.
Ягуар в сервис наведывается регулярно. Прошлым летом пришлось менять блок клапанов печки. 25 тысяч рублей, но деваться некуда, жара в кожаном салоне черного автомобиля была невыносимой. Этой зимой засвистел натяжной ролик и в очередной раз умерли парктроники. Весной начал чересчур активно потеть сальник коленвала, потом дала течь помпа системы охлаждения. А в начале лета приказал долго жить ксенон в левой фаре. За неполные три года на внеплановые ремонты ушло порядка 100 тысяч рублей. Стандартное ТО обходится в 13 тысяч.
Вот так однажды встретились две противоположности и разъехались по домам. Vesta — с гордостью, что надрала старый английский зад. Она просторная, хорошо упакованная, приятно едет и покоряет всеядностью подвески. При этом Lada не обделена стилем и с ликвидностью у нее полный порядок.
Ягуар тоже не уехал, поджав хвост. Этих «англичан» ничем не проймешь! Он знает себе цену: выглядит стильно, едет классно, ключевые агрегаты, в отличие от «немцев» тех же лет, просты и надежны. Странности эргономики и комплектации? Терпи, цедя сквозь зубы: «Зато Ягуар!». Продать его сложно — это факт, но такая корова и самому нужна, альтернатив с таким апломбом за эту цену очень мало.