Веста — герой прошлой публикации — продана хорошим знакомым, но по-прежнему в строю, хотя и намотала уже 183 000 км. По пустякам никогда не досаждала, пусть и за все время интенсивной эксплуатации требовала проведения некоторых внеплановых работ. В целом беспроблемная эксплуатация Весты плюс наличие подвески с высоким дорожным просветом настраивает меня на лояльность к российским автомобилям. Особенно в сравнении с опытом эксплуатации иномарки, который у меня был. После Весты в течение года ездил на Ford Focus II 2010 года (автомобиль отца, единственный хозяин, пробег 115 000 км). Узнал много нового об европейской инженерии, а также прочувствовал стоимость запчастей в современных реалиях, удивился сложностям поиска некоторых из них и узнал, что с оригинальными позициями и качественным сервисом тоже есть проблемы.
Вот мой опыт эксплуатации Ford Focus II 1.8 в 2023–2024 годах в сравнении с Ладой Вестой 2016 года (и до 2023 года в пользовании).
На Ford Focus проехал 15 000 км и понял, что в таком возрасте и с таким пробегом он требует к себе периодического внимания. К тому же этому автомобилю с низкой подвеской в путешествиях приходится тяжело, да и затраты на топливо напрягают. И следующее, что я понял — хочу снова иметь новый российский автомобиль, и снова на метане.
Какие тут могут быть варианты?
1. Купить новый автомобиль Лада и установить газобаллонное оборудование по госпрограмме.
2. Купить Ладу с уже предустановленным газобаллонным оборудованием на метане.
На сайте Лада.ру предлагается Лада Гранта в исполнении CNG. Лада.ру -> выбрать модель Гранта седан (только он, к сожалению) -> скролить до самого низа.
Тут же заявлено, что автомобиль может проехать до 1000 км на двух видах топлива, приводятся технические характеристики.
Заявляется (есть даже официальное письмо), что купить такую модификацию можно у официальных дилеров Лады — если нет в наличии, то оформить заказ.
Там же, на официальном сайте производителя, узнаем, что модификация CNG выпускается совместно с партнером «ATC Авто». Компания сейчас делает несколько новых проектов, в частности, была новость о разработке битопливного Geely Emgrand. Фирма работает в Тольятти. Связался с ними, узнал что 99 из 100 таких машин уходят в такси, фирмы доставки — в общем, юрлицам. Теоретически могут мне продать один автомобиль — как исключение из правил. Отсюда следует:
Специфика покупки частником:
1. Подписываем договор на поставку автомобиля.
2. Выставляется счет. Срок поставки по договору — 25 рабочих дней.
3. Оплачиваем счет.
4. Как только автомобиль будет готов — можно за ним приезжать.
Какие возникли нюансы в процессе:
И теперь к самому интересному, ценам. Какая здесь выгода?
Итак, в конце мая 2024 года (после очередного подорожания) новая Лада Гранта Классик Кондиционер' 24 на сайте Лада стоила 992 000 рублей. Лада Гранта АТС 2022–034 — от 1 185 000 рублей.
Нет выгоды, верно?
Однако субсидия Минпромторга при своевременной постановке на учет снижает цену на автомобиль до 1 030 000 рублей. Теперь уже разница со стандартом всего плюс 38 000.
При этом мы получаем:
Количество заправок на метане серьезно выросло. Когда у меня была Веста, их было шесть сотен на всю страну. Сейчас уже далеко за тысячу (более 1050). То есть за три года, несмотря на все катаклизмы, количество заправок выросло почти вдвое. В Ростовской области было 37, сейчас — 61.
Уже после покупки получил очень приятный бонус от компании «Газпром Газомоторное топливо» — покупателям новой Лады Гранты CNG выдают карту с номиналом 75 000 бонусных рублей. Их можно использовать по курсу 1 рубль = 1 бонус, до 30% от чека заправки.
Но надо учитывать, что бывают АГНКС, построенные «частными инвесторами», где карта не действует. В таком случае цена газа обычно немного ниже. Например, на АГНКС «Газпром» она может быть 22,49, а где-то доходит даже до 24 рублей. А у «частников» бывает и по 19, и по 21 рубль за куб. м.
Итак, автомобиль купил, поставил на учет в Самарской области и отправился в поездку на Алтай, за первые три дня которой машина прошла обкатку. Чтобы проверить — выдержит ли Гранта CNG испытание дорогами России, в частности, перевалом Кату-Ярык, песками Телецкого озера. Всего 18 дней и 9000 км по маршруту Тольятти — Алтай — Ростов-на-Дону.
Дополнительные элементы моего автомобиля: композитный баллон массой 67 кг и объемом 80 л от китайского производителя Sinoma. Заводские задние пружины — как на стандартных Грантах. Дополнительная прошивка «метан – бензин»: двигатель работает на метане примерно до 3000 об/мин, когда обороты выше — происходит дополнительный впрыск бензина. Евроклапан для заправки под капотом (то есть на большей части заправок нужен переходник). Полная масса автомобиля по документам — 1260 кг.
Итак — ходовые впечатления: сравнение поведения при питании бензином и и газом, а также сравнение с метановой Вестой.
1. Динамика. На газе ожидаемо хуже. Паспортная мощность при переходе на газ — 79 л.с. против 90 л. с. Первые 4000 км мотор прикатывался, обгоны на двухполосной дороге из Самары приходилось планировать заранее. Потом обгонять стало возможно в том числе на метане. Как и на прежней машине — при поступлении бензина в систему питания чувствуется ощутимый подхват.
Динамика в целом напоминает метановую Весту с 16-клапанным двигателем, однако при оборотах выше трех тысяч Веста все же была подинамичнее, несмотря на то, что дополнительный впрыск бензина там не предусмотрен. 8-клапанный мотор Гранты (90 л.с.) очень нравится в «гражданских» режимах: едешь на трассе 100 км/ч, обгон запросто можно делать, не переключая передачи вниз (не зря ведь про 8-клапанный мотор говорят, что он «низовой»). В городе при таком моторе тоже комфортно — для нормального ускорения мотор необязательно перекручивать, но приходится активно работать КП. Другое отличие — главная пара на Гранте короткая — 3,9. Для того чтобы по трассе ехать без довпрыска бензина, надо держать обороты в районе 3000 в минуту и скорость примерно 106 км/ч по GPS (108–110 км/ч на круиз-контроле).
2. Подвеска. У новой Гранты она более «сбитая» и плотная. Дополнительная масса, на мой взгляд, здесь также пошла на пользу. С баллоном распределение массы «перед/зад» стало ближе к 50/50. Гранту дополнительный груз в багажнике делает более «устойчивой». Гранта — легкий и высокий автомобиль, с далеко не выдающимся коэффициентом аэродинамического сопротивления. Гранта CNG с дополнительным весом только улучшила свои характеристики — комфорт прохождения плохих дорог сохранился, а устойчивость при резких боковых порывах стала лучше.
3. Багажник: вместимость и размеры. У Гранты СNG багажник частично занят 80-литровым баллоном. «Запаска» расположена на своем месте. Сиденье складывается, но по понятным причинам делать это нет смысла: за ним баллон. Для путешествий вчетвером больше подходил багажник Весты, где баллоны были спрятаны «в пол» (однако был нюанс с расположением «запаски») и оставалась возможность сложить сиденье и поместить длинномер. И в целом, конечно, Веста — более вместительный автомобиль. В стандартном виде багажник Гранты способен вместить походные вещи двух человек (палатка, карематы, большие спальники, еда, посуда, палки и даже мою небольшую надувную лодку — пакрафт). Если потребуется регулярно ездить вчетвером — придется установить бокс на крышу. Багажник у Гранты более «глубокий» и туда вертикально входят высокие вещи типа больших рюкзаков.
4. Расход топлива и затраты. Первое путешествие на Гранте CNG на Алтай стало для меня и самым дальним. После постановки на учет машина получила магнитолу и круиз-контроль. На 9000 км на топливо (газ + бензин) потрачено 14 000 рублей, можно считать, что 1 км стоил мне 1,56 рубля.
За весь путь от Самары до Горно-Алтайска машина проехала на бензине порядка 300 км. Из 1000 км на Алтае (включая алтайскую «кругосветку» с проездом перевала Кату-Ярык и переправой на пароме через Телецкое озеро) на метане было пройдено всего 250 км, остальное — на бензине.
Паспортные характеристики говорят, что машина может пройти на одной заправке (бензин+газ) 1000 км. Во время некоторых перегонов удавалось проехать на круиз-контроле на газе по 300 км. В среднем же выходит, что по трассе бака газа хватает на 260–270 км. В целом расход топлива сопоставим с Вестой.
При маршруте из Поволжья на Алтай метановые заправки располагались примерно каждые 200–300 км. Иногда, чтобы заехать на них, нужно было отклониться от маршрута. Бывали случаи, что между метановыми заправками было по 350–400 км, из-за этого приходилось часть пути ехать на бензине, но так было раза три-четыре, не более.
Европереходник для заправки удобнее, чем классический, что был на Весте. Но только если метановая заправка оснащена европистолетом, иначе потребуется дополнительный переходник. В двух случаях в Челябинской области (в Миассе) такой переходник отсутствовал, заправиться не получилось. Переходник на заправках выдавали обычно под залог документа или ключей от автомобиля. Иногда спрос превышал предложение — приходилось томиться в ожидании. Там, где современные АГНКС оснащены европистолетом, просто втыкаешь шланг в разъем, он автоматически «прищелкивается», а после заправки просто сбрасываешь излишки газа и легко отщелкиваешь пистолет. Если европистолета нет, заправляешься с помощью переходника (в статье про Весту я это подробно описывал).
Выдержала ли Гранта CNG испытания Алтаем, перевалом Кту-ярык, дорогой к Телецкому озеру и 9000 км по России. Да! После возвращения домой заменил масло, дополнительно установил 15-дюймовые колеса (заводские R14 Kama Grant достойно выдержали все испытания). Подвеска в порядке. Мотор обкатался. За всю поездку завелся один «сверчок» в салоне, он уже устранен. Скоро первое ТО. И новые путешествия!