Lada Largus — редкий случай, когда семейный универсал с румынскими корнями стал по-настоящему народным автомобилем в России. Его выбирали не за стиль или драйв, а потому что «хоть на рыбалку с лодкой, хоть с палаткой на неделю — вывезет». Но и у народных героев есть своя изнанка. Изучаем ее на примере шести реальных экземпляров со вторичного рынка.
Из истории
Lada Largus поступила в продажу в июне 2012 года. Это локализованная версия универсала Dacia Logan MCV первого поколения (2006–2013), построенная на платформе B0. Вариантов исполнения несколько: 5- и 7-местные пассажирские модификации, приподнятая версия Largus Cross и фургон.
Подвеска традиционная для бюджетных моделей альянса Renault–Nissan: спереди — независимая McPherson, сзади — полузависимая торсионная балка.
Сначала Lada Largus оснащалась двигателями Renault — 1,6-литровым 8-клапанным мотором К7М мощностью 84 л.с., который сочетался с 5-ступенчатой коробкой передач JH3, а также 16-клапанным двигателем К4М на 102 л.с. с трансмиссией JR5. Позднее эти силовые установки были заменены на вазовские аналоги: 87-сильный 8-клапанный ВАЗ-11189 и 106-сильный 16-клапанный ВАЗ-21129. Позже французские коробки уступили место вазовской МКП.
В 2019 году Largus слегка обновился, а полноценный рестайлинг модель перенесла в 2021 году: кузов получил новое оформление в стиле актуальных моделей Lada, включая X-образную переднюю часть, новые бамперы, решетку, крылья и зеркала. Обновился и интерьер: появились новая передняя панель, рулевое колесо, сиденья и медиасистема.
Также обновилась и техника. Базовый мотор 11189 уступил место новому 8-клапанному двигателю ВАЗ-11182 мощностью 90 л.с. Более мощный 16-клапанный ВАЗ-21129 (106 л.с.) остался в линейке. Все версии — с передним приводом и 5-ступенчатой вазовской коробкой.
Рынок
Кажется, что найти на «вторичке» подходящий Largus не составит труда. Сейчас на Дроме продается почти 2500 экземпляров. Правда, в основном это дорестайлинговые машины до 2021 года выпуска.
Здесь сложнее всего найти Largus с двигателем с К4М (102 л.с.). Если нужен 84-сильный К7М или отечественные ВАЗ-11189 (87 л.с.) и ВАЗ-21129 (106 л.с.), то выбор значительно больше. Низ рынка на экземпляры 2012–2019 годов выпуска — чуть более 400 000 рублей. Самые дорогие — 1 500 000 рублей и более.
Диапазон цен на рестайлинговые Ларгусы 2019–2021 годов выпуска — от 700 000 до 2 300 000 рублей.
Рестайлинговые машины после 2021 года встречается нечасто — около 250 экземпляров в продаже на всю страну. Зато 8- и 16-клапанные Ларгусы представлены примерно поровну. Цены — от 1 000 000 и до почти 2 000 000 рублей.
Надежность
Кузов Largus, несмотря на тонкое лакокрасочное покрытие, относительно стойко переносит российские зимы. Основные проблемы появляются на кромках дверей, капота и арок — именно там в первую очередь проявляется коррозия. Тем не менее сквозной ржавчины на ранних машинах немного, особенно при регулярной мойке и антикоре.
Кондовый салон хорош в плане износостойкости материалов отделки. Электроника крайне простая, но проводка слабая — часто возникают проблемы с контактами, особенно в местах скруток и на соединениях задних фонарей, прикуривателя и датчиков. Нередки сбои центрального замка, глючат датчики температуры и уровня топлива.
Реношные моторы К7М (84 л.с.) и К4М (102 л.с.) — хорошо зарекомендовавшие себя агрегаты с чугунными блоками. При регулярной замене масла способны проходить свыше 300 000 километров. Однако следует внимательно следить за ремнем ГРМ: в случае его обрыва загибает клапаны. Также возможны подтеки масла через прокладки клапанной крышки и сальники.
Поздние версии комплектовались вазовскими двигателями 11189 (87 л.с.) и 21129 (106 л.с.). Они немного шумнее, но в целом не менее надежны. С 2018 года оба мотора были модернизированы, получили безвтыковые поршни — клапаны у них не гнет при обрыве ремня. Ресурс — около 250 000–300 000 километров при правильном уходе. Основные проблемы — запотевание прокладок, подсос воздуха, отказы по системе зажигания, возможный перегрев из-за ненадежной системы охлаждения.
На Largus устанавливали только 5-ступенчатые механические коробки передач. Модель JH3, идущая в паре с мотором К7М, надежна, но склонна к течам масла через сальник левого привода. Коробка JR5, применяемая с остальными моторами, лишена этой проблемы и может спокойно пережить 250 000 километров. Сцепление служит 120 000–150 000 километров, кулисы работают четко, но на пробегах свыше 200 000 километров встречаются проблемы с синхронизаторами.
Появившаяся впоследствии коробка ВАЗ-21809 получилась значительно тише других вазовских — типичный «вой» практически исчез. Передачи включаются четко, но у части владельцев возникают затруднения с задней передачей, особенно в мороз. На холостом ходу возможны стуки и вибрации, что связано с особенностями конструкции. Течь масла из сальников встречается, но гораздо реже, чем раньше. В целом при своевременной замене масла и аккуратной эксплуатации ресурс трансмиссии превышает 200 000 километров.
Подвеска — один из самых надежных узлов в конструкции Ларгуса. До 100 000 километров практически не требует вмешательства. Используется классическая схема: спереди McPherson, сзади торсионная балка. Ресурс стоек — около 80 000–100 000 километров, сайлент-блоков и рычагов — до 150 000. Рулевая рейка служит долго, стук появляется только на больших пробегах, часто свыше 200 000 километров. Ступичные подшипники живут в среднем 120 000–150 000 километров.
Отказался от идеала ради «китайца»
Осмотры мы начали с пятиместного Ларгуса с 16-клапанным мотором. Экземпляр явно не из убитых. Один владелец, пробег всего 27 000 километров, 2018 год выпуска, без ДТП и даже без подкрасов. По ощущениям — почти новая машина.
Салон, как и у всех Ларгусов, простецкий, но здесь все аккуратно: пластик не отшлифован коленями, обивка чистая, ничего не болтается. Под капотом и снизу — все сухо. Диагностика скорее для формальности: ни люфтов, ни течей, все в идеале. В движении — без сюрпризов, мотор тянет, коробка не хрустит, подвеска тихо делает свое дело.
Прежний хозяин, судя по всему, катал машину только летом на дачу и в сервис почти не заглядывал — просто потому что не было повода. Даже обидно, что такой экземпляр сдали в трейд-ин, поменяв на нового «китайца». Летняя резина в комплекте, общее впечатление — «забирай и катайся». Цена — 959 000 рублей.
Один владелец и много бед
В другом салоне нам попалась Cross-версия. Тот же 106-сильный мотор, аналогичный 2018 год выпуска. Но 136 000 километров пробега оставили на машине куда более заметный след.
Салон — чистый, но багажник «юзали» по полной: все в царапинах. Кузов тоже не идеален — задние двери покрашены, много сколов, на бампере трещина, хотя по базе ДТП нет. По факту что-то явно прилетало сзади. Дверь стучит на ходу, потому что петля не прикручена.
Менеджер — сама учтивость: просто кинул нам ключи и испарился курить. Диагностику делать не стали, но по ощущениям — едет, нигде ничего не стучит, и ладно.
Стоит все это 865 000 рублей. Недорого, но после осмотра хочется пойти… в другую сторону. А если остаться — то вспомнишь все, чем может бесить Ларгус, например, бесформенные кресла и многочисленные эргономические ляпы, доставшиеся от папы-Логана.
Первый хозяин, последний шанс
А что есть из ранних Ларгусов? Находим бежевый универсал от первого владельца с французским К7М мощностью 84 л.с. Пробег всего 58 000 километров, хотя машина выпущена в далеком 2014 году.
Вроде бы все хорошо, даже удивительно: едет уверенно, подвеска проглатывает все подряд — на разбитых дорогах этот универсал чувствует себя как дома. Largus вообще любит, когда под колесами не все гладко. Чем хуже асфальт — тем ему лучше.
Но подъемник быстро возвращает с небес на землю. Порогов уже, считай, нет — без сварки не обойтись. Вдобавок окрашено заднее левое крыло (до 260 мкм), остальное — еще целое, но и оно требует внимания.
Салон, к чести владельца, сохранился хорошо: обивка чистая, ничего не сломано. Но комплектация — спартанская, кондиционера нет, сзади «весла». И при всем этом — 870 000 рублей. Скидки? Торг? Нет, извините. Машина «в идеале для своего года выпуска», чего вы еще хотите.
По телефону — идеал
Как известно, Ларгус не умеет быть приветливым. Проблемы начинаются буквально с двери: стоит ее приоткрыть — и грязь с уплотнителя уже летит на плечо. А острый верхний угол двери вообще норовит выколоть глаз, если зазеваешься. Но у этого экземпляра даже дверь открывать не хотелось.
Перед нами машина 2019 года выпуска с пробегом в 120 000 километров, снаряженная вазовским мотором на 106 сил. Цена — 715 000 рублей, можно сторговаться аж на 15 000. Правда, смотреть этот Largus стоит только из спортивного интереса.
По телефону — «идеал, не бит, не крашен». По факту — не бит, но крашен весь. Не осталось ни одного родного элемента, а качество перекраса такое, будто по кузову мазали валиком. Все это уже начала радостно поедать коррозия. Снизу картина тоже печальная.
Семиместная версия — формально плюс, но третий ряд сидений давно снят и пылится где-то дома, непонятно в каком состоянии. А внутри… все совсем печально: везде липко, пыльно, грязно и со следами ржавчины.
Владелец якобы сломал ногу, показывал машину его друг. Говорил про «большое ТО»: меняли сцепление, корзину, ГРМ, помпу — мол, ухаживали. Но при пуске и во время движения из-под капота явно что-то постукивало. Гидрокомпенсаторы?
Рейс Петербург — Петрозаводск
А вот и рестайлинговый Ларгус с вазовским 90-сильным «восьмиклапанником». Пробег — 127 000 километров, но никаких нареканий: двигатель и коробка явно исправны, никаких посторонних звуков со стороны рулевого и подвески. Левые двери перекрашены, но серьезных ДТП не было.
Универсал покупали для постоянных поездок по маршруту Петербург — Петрозаводск. И он честно откатал все это расстояние туда-обратно десятки раз. Салон — не везде чист и опрятен, но в целости и сохранности, комплектация не из богатых, но есть круиз-контроль.
Пожалуй, именно такие условия и подчеркивают сильные стороны Ларгуса. Кроме водителя и шести пассажиров в универсал помещается еще 135 литров груза. Универсальность в чистом виде. Цена — вменяемые, с учетом года выпуска и состояния, 970 000 рублей.
Подработка не задалась
А что там на грузопассажирском фронте? Пробуем найти Ларгус для дела. Находим рестайлинговый фургон 2021 года выпуска с 96 000 километров на одометре.
По телефону — снова «идеал». На деле — машина практически целиком перекрашена, и сделано это как попало: оттенки гуляют от элемента к элементу. Зеркало заднего вида держится кое-как, петля задней двери отсутствует.
Салону повезло больше, сохранился неплохо. Есть кондиционер, что нетипично для «рабочей лошадки». Правда, работой она особо и не занималась. Продавец признался, что купил Largus совсем недавно и проехал на нем всего 5000 километров. Брал для подработки, но не срослось. Какие были ДТП — не знает, мол, все было «до нас».
Поездка подтверждает, что машиной никто не занимался: колодки прикипели, с хрустом трогаемся, потом стало полегче. И глушитель прогорел — Largus рычит, как старая пацанская «девятка». Хотя бы 16-клапанный мотор тянет исправно и не стучит.
Конечно, новый фургон в салоне стоит от 1 742 000 рублей, но и просить за такой уставший экземпляр 1 300 000 рублей — это, мягко говоря, самонадеянно. «Полтинник» скидки, что обещал продавец, роли тут не играет.
При всем богатстве предложений найти по-настоящему удачный Largus — задача не из простых. Проверенная временем конструкция и рассказы продавца про «идеал» давно не работают как аргументы. Но знаете что? Несмотря ни на что Largus все еще остается лучшим ответом на вопрос: «А на чем ты повезешь шкаф, детей и собаку — все сразу?».