Недавно в Тольятти началась сборка товарных экземпляров Lada Vesta NG. У дилеров эти машины должны появиться к маю нынешнего года. Тех, кому ждать новую Весту невтерпеж, с распростертыми объятиями ждет «вторичка». Оцениваем ситуацию на рынке, изучаем слабые места и смотрим живые примеры Lada Vesta в продаже.
Первая за много лет абсолютно новая модель АВТОВАЗа появилась в 2015 году после почти десяти лет разработок. Vesta получила современную переднеприводную платформу и невиданные ранее опции вроде мультируля и охлаждаемого перчаточного ящика. Гамма кузовов состояла из седана, универсала и их Cross-версий с увеличенным до 203 мм клиренсом.
Для Весты предлагалось несколько вариантов бензиновых моторов. Изначально это был двигатель ВАЗ-21129 объемом 1,6 литра и мощностью в 106 л.с., который сочетался с 5-ступенчатой «механикой» или «роботом» AMT с таким же числом передач. Позже появилась версия с 1,8-литровым мотором ВАЗ-21179, который развивал 122 л.с. Ему полагались аналогичные коробки передач. В 2018 году дебютировала 145-сильная Vesta Sport, оснащенная двигателем 1.8 и 5-ступенчатой МКП. В 2019 году капризный «робот» был отправлен в отставку, его сменил вариатор Jatco. Он сочетался с двигателем Renault 1.6 H4M мощностью 113 л.с.
Vesta модернизировалась на протяжении всего срока выпуска. Полноценный рестайлинг, в ходе которого модель получила переработанную внешность и новый салон, случился в 2022 году.
В данный момент на Дроме продается около 3000 обычных Lada Vesta, среди которых преобладают седаны. Cross-версии идут отдельной строкой — на выбор почти 900 экземпляров, где большинство универсалы.
Проще всего найти седан с базовым мотором мощностью 106 л.с. и механической коробкой. Цены начинаются с 450 000–500 000 рублей. Наиболее дорогие экземпляры стоят более 2 000 000 рублей.
Для покупки универсала в аналогичной спецификации нужно не меньше 700 000 рублей. Верх рынка — «сараи» за 2 000 000 рублей.
Связка базового мотора и роботизированной коробки встречается не часто. Цены начинаются с чуть более 500 000 рублей.
Двигатель 1.8 (122 л.с.) можно найти как в паре с МКП, так и в сочетании с «роботом». Цены начинаются с 600 000 рублей и доходят до 1 500 000 и более. Из кузовов преобладает седан.
Для покупки Весты с вариатором нужно не меньше 800 000 рублей. За самые дорогие экземпляры просят более 2 000 000 рублей.
Цены на Cross-версии только начинаются с 750 000 рублей. Столько просят за самые недорогие машины с двигателем 1.8 и роботизированной коробкой. Верх рынка — 2 000 000 рублей.
Ситуация с ценами прояснилась. Теперь рассмотрим, какие у Vesta есть проблемы. Что за слабости имеются у кузова, моторов, трансмиссии и ходовой части?
С кузовом у Весты в целом все неплохо. ЛКП не особо прочное, сколы появляются достаточно легко. Чаще всего они возникают на стыках крыльев с бамперами, арках, кромке капота и дверей. Хорошая новость в том, что сколы быстро не ржавеют. Как и у конкурентов, не отличается долговечностью отделка хромом. Машины первых лет выпуска славятся чересчур нежными боковыми стеклами и частым скрипом дверных петель.
С салоном хлопот чуть больше. У Весты он не отличается идеальным качеством сборки и быстро наполняется посторонними звуками. Зато недорогие материалы салонной отделки выделяются неплохой стойкостью к износу. Среди исключений — руль, который быстро теряет товарный вид. Часто случаются мелкие сбои по части электрики — например, отказываются работать стеклоомыватели, глючит магнитола. Особенно этим грешат ранние экземпляры.
Все три двигателя Весты сочетают неплохую общую надежность с целым ворохом различных «болячек». Из-за невысокого качества комплектующих вазовские моторы нередко истекают маслом.
Проблемы базового двигателя ВАЗ-21129 обычно связаны с термостатом, помпой, некачественными катушками зажигания, свечами и клапаном вентиляции картера. При пробеге около 100 000 км нередко начинают стучать гидрокомпенсаторы. У версий до 2018 года выпуска при обрыве ремня ГРМ загибало клапана. После модернизации ВАЗ-21129 получил безвтыковые поршни. Ресурс в 400 000 км этому мотору вполне по силам.
1,8-литровый двигатель ВАЗ-21179 такой доработки не получил. Вдобавок он склонен к «масложору» уже на малых пробегах. Также у этого двигателя может заклинить маслонасос. Несмотря на это, ресурс ВАЗ-21179 сопоставим с младшим 1.6.
Любит подъедать масло и французский двигатель Renault Н4М. Расход смазки может доходить до литра на 1000 км. При этом производитель не считает это неисправностью. При агрессивном стиле вождения цепь ГРМ у этого мотора вытягивается уже к 150 000 км. Причиной громких стуков под капотом обычно являются неотрегулированные клапаны. При хороших условиях эксплуатации Н4М может пройти 300 и более тысяч км.
За время производства Vesta успела примерить пять вариантов коробок передач. 5-ступенчатые МКП — это либо коробки Renault JH3 (у ранних версий с базовым мотором) и JR5 (с двигателем 1.8), либо отечественная ВАЗ-21807. Французские агрегаты могут истекать маслом, но способны выдержать более 300 000 км до капремонта. Неплоха по надежности и вазовская коробка, которая впоследствии стала сочетаться с мотором ВАЗ-21129. Стуки на холостых оборотах и вой — фирменные особенности.
5-ступенчатый «робот» АМТ отечественной разработки получился самым проблемным. Из-за быстрого износа диска сцепления эта коробка доставала владельцев еще гарантийных машин дерганой работой «на холодную» и в пробках. Из других слабых мест — частые электрические сбои и малый ресурс актуаторов. После нескольких модернизаций ситуация немного улучшилась, но в итоге в 2019 году от «робота» отказались.
Вместо него появился модернизированный вариатор Jatco JF015E. Для продления срока его службы рекомендуется периодически обновлять масло и избегать перегревов и напряженных режимов работы вроде резких стартов, бездорожья и долгого толкания в пробках.
Подвеска Весты отличается не только завидной энергоемкостью, но и немалым уровнем надежности. Часто возникают скрип сайлент-блоков и стуки амортизаторов. Но большинство элементов ходовой выдерживают более 100 000 км пробега. Радует, что запчасти недороги и широко распространены.
К рулевой рейке претензий нет. Ее наконечники обычно требуют замены только ближе к 80 000 км.
Тормозная система отличается неравномерным износом оригинальных колодок. Часто ситуацию спасает установка качественных заменителей.
Теперь, вооружившись этими знаниями, мы отправились искать на «вторичке» идеальную подержанную Lada Vesta.
Начать мы решили с поездки к официальному дилеру, который торгует широким спектром брендов, в частности Suzuki. Нас привлек серый седан 2017 года выпуска с пробегом в 76 488 км. Комплектация Classic Start с механическими задними стеклоподъемниками нас не смущала. Лишь бы машина была в хорошем состоянии.
А вот с этим у данного экземпляра есть проблемы. Двигатель Renault 1.6 H4M работает ровно, под капотом чисто. Передачи в механической коробке включаются нормально. Правда, в тест-драйве и диагностике нам вежливо отказали. Документы же есть, один владелец, все ТО пройдены, берите — и будет вам счастье.
Мы бы, может, и взяли. Но счастье будет омрачено сколом на лобовом стекле. В салоне облезает хром с ручки КП — мелочи. Но как можно было так исцарапать рулевую колонку? Есть также вмятина на двери, а в 2018 году седан перенес легкое ДТП в заднюю часть. Сумма ремонта по страховке — 12 000 рублей.
Скидка? Нет, нет и нет, даже при условии кредита. И вообще, цена в 699 777 рублей не окончательная и может меняться каждый день. Но летнюю резину подарим, так уж и быть. Заманчиво, но спасибо, не надо. Тем более что напоследок мы нашли в ногах пассажира обломки наружной антенны. Вряд ли в таком виде машину сдали в трейд-ин.
Едем к другому дилеру. На этот раз нас заинтересовал универсал 2019 года выпуска в комплектации Luxe. Наличие двух владельцев при пробеге в 60 230 км нас не смутило. Первый хозяин владел машиной чуть меньше года, зато второй — около трех лет. Наоборот было бы более подозрительно.
Внешне этот черный «сарай» очень неплох. Видны следы полировки кузова, правда, сделать что-то с облезлой краской на решетке радиатора и верхней части бампера горе-детейлеры не додумались. Салон чистый и аккуратный, руль не затерт. Даже в багажнике прибрано.
Технику дали изучить только в статике. Завелась Vesta хорошо, вазовский 1.6 работает ровно. Передачи включаются нормально. Под капотом явно все мыто-натерто. Стоит родной аккумулятор. Есть заполненная сервисная книжка. Но осмотреть машину на подъемнике дадут только при покупке. Приезжайте с деньгами и тогда смотрите хоть со своим мастером.
Сама машина оставила приятное впечатление, но все убил вопрос цены. Заявленные 943 119 рублей возможны только при условии кредита, «допов», страховки и трейд-ин. Причем в зачет возьмут далеко не каждую машину. Например, нашу старую Opel Insignia менеджер забраковал. А за наличку цена составляет уже 1 050 000 рублей.
Вообще, смотреть Весту с «роботом» мы не планировали. Но вмешалась дилерская неорганизованность. На смотровой площадке автосалона вместо белого универсала с «механикой» нам показали седан с «роботом».
Глянем — хотя бы для общего развития, тем более что экземпляр любопытный. Седан выпущен в 2018 году и за это время успел намотать всего 32 000 км, при этом в ПТС значатся два владельца. Детальное рассмотрение документа выявило, что всю свою жизнь автомобиль принадлежал официальному дилеру Lada, а лишняя отметка появилась из-за смены юрлица.
Может, эта Vesta прошла все тяготы и невзгоды тест-драйвов и теперь выставлена на продажу? Не похоже. Кузов в хорошем состоянии. Следов локального окраса правой задней двери, о котором предупредил менеджер, найти не удалось.
Салон выглядит опрятным, руль не затерт, и не похоже, что дело только в химчистке. На ходу — нам позволили сделать небольшую поездку по территории площадки — «сверчков» не проявилось. «Робот» не пинается, вазовский 1.6 работает как часы. Судя по виду тормозных дисков, им требуется замена. Со слов менеджера, нужно менять передние шаровые. Других подробностей о прошлой жизни этого седана узнать не удалось. Сотрудник автосалона, даже если что и знал, нам не сказал.
И снова — «будете покупать, предоставим подъемник». Предложение, с одной стороны, интересное. Сделан антикор, стоит сигнализация с автозапуском. Да и цена в 820 000 рублей не выглядит сильно завышенной. Но подпорченный лишними отметками ПТС и роботизированная коробка — нет, не наш вариант.
Получив извинения за потерянные полтора часа жизни, мы на такси, которое оплатил дилер, отправились смотреть то, что и планировали — белый универсал.
Вот и он — тоже 2019 год выпуска, снова связка вазовского 1.6 и механической коробки. Пробег в 101 900 км, судя по сервисной книжке с отметками дилера, похож на правду. Владелец всего один и цена приемлемая. За эту Весту при оплате наличными дилер просит 908 000 рублей. При оформлении кредита можно выгадать около 10 000–15 000 рублей, но, как правильно подметил шустрый и вежливый менеджер, — «лучше не париться».
Внешне машина ухожена. Аккуратный салон, включая багажник, явно после недавней химчистки. В случае покупки обещали сделать полировку. Следы прошлых ДТП почти не видны, ремонт сделан аккуратно. Жаль только, что их было аж два. Причем оба раза Веста становилась жертвой. В 2019 году ей разбили задний бампер, а спустя три года въехали в заднее левое крыло. Карма, что ли, такая у этого «сарая»?
Результат диагностики, проведенной дилером, настораживает. Текут клапанная крышка и поддон ДВС, пробит радиатор, спереди нужно менять тормозные диски и колодки. Сейчас этого не видно, под капотом все намыто. Возможно, при осмотре вылезет что-то еще. Но подъемник для диагностики (при желании со своим мастером) обещали предоставить только при условии покупки. Для себя мы бы такой вариант рассматривать не стали.
Завязываем с автосалонами и едем смотреть машины частников. Начать решили с серого седана 2018 года выпуска с базовым мотором и механической коробкой, который продавался за 830 000 рублей.
История небольшого пробега в 51 000 км довольно проста. Первый и единственный хозяин машины работает дальнобойщиком и ездит на Весте нечасто. Владелец честно рассказал о паре мелких ДТП, когда у машины притерли сначала передний бампер, а затем водительскую дверь. Разбросанные по всему салону китайские накладки с надписью Vesta мы отнесли к преимуществу — видно, что машину любили. На это же намекают и нештатные динамики. Жаль, что сабвуфер и усилитель сняты и проданы отдельно.
Наконец-то везем Весту на диагностику. Тщательный осмотр выявил ряд некритичных вопросов к ходовой части. Подтекает прокладка клапанной крышки. Есть повод для торга, к которому владелец вполне готов.
А что если посмотреть вариант подешевле? Есть и такой — черный седан 2019 года выпуска, с базовым мотором и МКП, с пробегом в 93 000 км — за 750 000 рублей.
Сразу отмечаем хорошее внешнее состояние без следов ДТП и морщимся от легкого «колхоза». Накладка на заднее стекло и в особенности насадка на выхлоп — спорные решения. В салоне доработки уже по делу. Есть камера заднего вида, недорогая магнитола на Android, заменены передние колонки, сделана шумоизоляция передних дверей.
Самое интересное началось во время диагностики. Немного стучит рулевая рейка. Гудит левый ступичный подшипник, но об этом владелец знает, уже купил деталь и готов торжественно вручить ее покупателю. А вот то, что есть проблема с правым наружным ШРУСом, стало для него неприятным сюрпризом. Оказывается, ШРУСы уже меняли, но, видимо, сделали это настолько некачественно, что с правого пыльника слетел хомут. Ругань хозяина, звонившего в тот самый сервис, была долгой — нарочно такое не изобразишь.
А ведь за машиной первый и единственный владелец действительно следил. Менялись ГРМ, сцепление в сборе с вилкой и рабочим цилиндром, тросы КП, стойки стабилизатора, свечи и обе «лямбды». Может, поэтому к торгу владелец этой Весты оказался не готов. «На ШРУСы скину, но не более», — таков был ответ.
Решаем немного поднять ставки и смотрим недешевый вариант. Коричневый седан с вазовским 1.6 и МКП, куплен 21 декабря 2019 года, то есть речь о «трехлетке». Владелец один. Причина продажи — жена не может ездить на «механике». Посмотрим, оправданна ли цена в 900 000 рублей за машину с пробегом в 82 000 км.
Жаль, что внешнее состояние омрачает пара небольших царапин, зато по технике этот седан в идеале. Мастер на СТО долго пытался найти, к чему придраться, но безуспешно. Ни стуков, ни подтеков. Через 8000 км предстоит большое ТО, и есть шанс, что все обойдется только регламентными работами.
Еще раз убедившись, что с машиной полный порядок, владелец даже стал сомневаться в целесообразности продажи. Может, поэтому на следующее утро объявление по этой Весте ушло в архив.
В итоге найти Lada Vesta в приличном состоянии от одного хозяина не так уж и сложно. Модель ликвидная, а самое главное — достаточно надежная. Ресурса техники на второго владельца точно хватит.