Нынешняя ситуация с продукцией АВТОВАЗа немного напоминает советские времена, когда стоимость автомобилей жестко регламентировалась государством, но легкой «добычей» для рядового человека индивидуальные средства передвижения все равно не были. Обновленная Lada Vesta (назвать машину как новое поколение все же будет некорректно) вернулась, очевидно, не только с целью усилить позиции марки на рынке, но и занять лидирующие места в национальном рейтинге продаж, поделив их с Грантой или даже оставить своего младшего конкурента позади. Но много ли у Весты козырей?
У этого автомобиля с длиной кузова 4440 мм и колесной базой 2635 мм, призванного возродить ни много ни мало массовый сегмент В+, есть потенциал: посвежевшие внешность и интерьер, а также знакомый по прежней линейке не только выбор по типу кузова, но и наличие средств безопасности и комфорта, хотя и со своими оговорками. В июне, когда началась реализация Весты на российском рынке, она сумела занять (по данным «Автостата») девятую строчку в модельном рейтинге, и производитель уверенно обещает выйти на верхние строчки еще до конца 2023 года.
В то же время рестарт выпуска и продаж модернизированной машины сопровождается множеством нюансов, играющих против нее. Пожалуй, самый эмоциональный фактор — восьмиклапанный 90-сильный двигатель в качестве базового. Что стало привычным на бюджетной Гранте, для флагмана теперь уже тольяттинского автозавода выглядит как «шаг вперед, два назад». Да, защитники такого решения скажут, мол, такие времена, и это хоть какой-то двигатель, он приемистый (максимальный крутящий момент 143 Нм достигается при 3800 об/мин), не сильно прожорливый и вообще проверенный временем.
К тому же стоимость машины с таким двигателем и налог все же пониже, чем с 16-клапанным мотором, который тоже вернулся в строй с теми же характеристиками (106 л.с., 148 Нм), что были и раньше. Тогда как в базовых технических параметрах пропасти между ними нет — оба «атмосферники» объемом 1,6 литра, оба на основе чугунных блоков, с ременным приводом ГРМ, распределенным впрыском топлива. Исходя из официальных данных, по расходу топлива разницы почти нет, а в смешанном цикле производитель и вовсе дает одну цифру — 7,3 литра на 100 км пути. Однако заметные расхождения есть по динамике разгона до 100 км/ч — для седана 13,6 секунды против 11,3 в случае более мощного (и более высокооборотного — максимальная мощность достигается при 5800 об/мин против 5000 у 90-сильного) двигателя, что и можно считать главным «драйверским» мотивом в его пользу.
Автомобиль штатно, тот есть уже в базовом исполнении, оборудован светодиодными фарами, дневными ходовыми огнями и задними фонарями, задними дисковыми тормозами. К тому же стартовая комплектация Comfort включает в себя две подушки безопасности, ABS, дистанционный ключ, иммобилайзер, запуск двигателя кнопкой, борткомпьютер, кондиционер, электрорегулировку и обогрев зеркал, передние и задние электростеклоподъемники. Однако это совсем не тот «Комфорт», что был в начале 2022 года. Сейчас отсутствует не только ESP, но также подогрев передних сидений и даже аудиосистема — имеется только подготовка во главе с антенной в виде плавника, которая теперь ставится и на седаны (ранее только на универсалы). Больше всего этому рады дилеры: «У завода нечем комплектовать эту позицию, но мы вам поставим любое головное устройство по желанию».
Правда, для этой исходной версии предусмотрен заводской опционный пакет Plus, который хоть как-то преображает машину. В этом пакете задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, передний бокс-подлокотник, кресло водителя с регулировкой по высоте и поясничного подпора, подогрев передних сидений, боковые зеркала и дверные ручки в цвет кузова. Стоимость такого «апгрейда» 49 000 рублей. Не дороговато ли?
Теперь, собственно, о ценах. Если вспомнить Весту начала 2022 года, то седан официально предлагался от 835 900 рублей с учетом 106-сильного двигателя и начальной комплектации Classic. Сегодняшние сравнения некорректны, тем не менее как не огорчиться цифрам в 1 239 900 рублей? И это седан изначально с чуждым для него «восьмиклапанником» и без «музыки»! Вариант Comfort Plus обойдется в 1 288 900 рублей, притом аудиосистема и в данном случае не предусмотрена.
В этом же начальном оснащении Comfort седан предложен со старшим 16-клапанным двигателем, который хоть и вернулся с теми же характеристиками по мощности и крутящему моменту, но по ряду комплектующих стал другим (важно теперь, как это отразится на ресурсе). Цена такой версии — 1 338 900 рублей, то есть разница между машинами только по «силовому» признаку составляет нехилые 99 000 рублей. Однако в отличие от базового двигателя, со старшим седан предложен аж в четырех версиях оснащения. Вторым по порядку является Life, который по наполнению уже ближе к тому прежнему «Комфорту» (включая часть элементов из пакета Plus) за минусом ESP, круиз-контроля и кое-чего по мелочи. Но главное, здесь появляется медиасистема начального уровня, с дисплеем 7 дюймов. Стоимость такой версии 1 400 900 рублей.
Более насыщенная комплектация Enjoy (кожаный «мультируль», задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, козырьки с зеркалами, мультимедиа с расширенным функционалом) стоит 1 442 900 рублей. Более всего современным стандартам оснащения отвечает верхняя версия Techno: боковые подушки безопасности, третий задний подголовник, зональная подсветка салона и входа в передних дверях, медиасистема с дисплеем 10,4 дюйма и восемью динамиками, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, очечник, два USB-разъема для задних пассажиров, литые диски на 16 дюймов (и «запаска»-докатка). Цена 1 564 900 рублей.
Теперь посмотрим, в каком виде предстали другие кузовные версии. Универсал Lada Vesta SW в базовом исполнении, то есть с мотором в 90 сил и в комплектации Comfort, стоит 1 329 900 рублей, что на 90 000 рублей дороже седана (в начале 2022 года разница составляла 59 000 рублей). И выпускается он пока лишь в этой единственной комплектации, с возможным дополнением в виде уже озвученного пакета Plus.
С кросс-версиями, которые отличаются пластиковыми накладками на кузове и увеличенным до 203 мм клиренсом (у стандартных моделей 178 мм) по номенклатуре схожая картина, но со своими особенностями. На базе универсала кроссовый вариант тоже разжалован (временно) до единственной комплектации — 90-сильный двигатель и уровень оснащения Comfort, но с учетом оригинальных колес на 17-дюймовых литых дисках. По цене 1 511 900 рублей. Тогда как «кросс» на базе седана удостоился более высокого титула, без эконом-решений по силовой части: только 106-сильный двигатель и три уровня оснащения — Life, Enjoy и Techno, по ценам 1 542 900, 1 587 900 и 1 684 900 рублей соответственно.
Что ж, по нынешним временам какой-никакой, а все-таки выбор. Правда, продвижение семейства «новой генерации» в торговую сеть нельзя назвать дружным и всеобъемлющим. Если у столичных дилеров машины стали появляться вполне оперативно и не в единственном экземпляре, то в глубинке «презентации» проходят с оттяжкой во времени, по мере поступления машин и зачастую на примере одной выставочной модели. Кроме того, основу нового предложения составляют обычные седаны или универсалы с двигателем 90 л.с., дилеры в свою очередь сетуют, что «16-клапанных пока еще очень мало, их поставки затягиваются». И активно рекламируют 90-сильный агрегат: «Это обновленный двигатель, у него оптимальные параметры по мощности, экономичности и надежности». А как проверить хотя бы ходовые качества, если тестовых автомобилей еще нет?
По комплектациям, как выясняется, тоже имеются ограничения, поскольку «у завода еще нет возможности выпускать всю номенклатуру в достаточном объеме». Первым покупателям Весты в основном приходится довольствоваться сочетанием 90-сильного двигателя и уровня оснащения Comfort, хотя нередко именно в «комплекте» с пакетом Plus. Как уже говорилось, в отношении универсала SW других вариантов пока и не существует. Седаны с двигателем 106 л.с. в комплектациях Life и Enjoy тоже замечены в предложениях дилеров, но в меньшем количестве. А вот в топовой версии Techno машины пока остаются практически вне доступа — их выпуск явно задерживается.
То же самое касается кросс-версий: если универсал с его единственно возможной комплектацией Comfort в составе с 90-сильным двигателем, можно сказать, уже осваивает дилерские салоны в разных регионах России, то седаны со 106-сильными моторами пока в меньшинстве, да и то опять же речь идет о двух первых комплектациях — Life и Enjoy.
На каких условиях продается новинка АВТОВАЗа у дилеров? Сегодня этот вопрос отнюдь не из разряда «ну ясно все, бешеные дилерские накрутки». Да, маркетинговые хитрости никуда не делись, но так, чтобы закидывать цены от фонаря — уже нет. Когда первые автомобили в июне только начали поступать в распоряжение дилеров, можно было наблюдать знакомую картину с ничем не обоснованными наценками в различных интерпретациях. Например, дилеры Южного федерального округа, где к марке Lada особенный интерес, выставляли тот же универсал сразу за 1,5 млн рублей, а скидку в 150 тысяч давали уже с учетом акций, только в этом случае стоимость машины получалась «прайсовой».
Видимо, новое взаимодействие дистрибуции и розничной торговли как-то сказалось, поскольку теперь у дилеров можно услышать вроде бы навсегда забытое — «цена прайса, можно купить за эту сумму, даже за наличный расчет, а все дооснащение по желанию покупателя». Вместе с тем эти самые «допы» по прежнему могут быть и без желания покупателя, а менеджеры салонов будут уверять: «Вы же все равно это будете устанавливать, и мы позаботились».
Кроме того, в распоряжении дилеров есть «узаконенный» набор аксессуаров, который включает в себя коврики в салон и багажник, амортизаторы капота, защиту картера, сетку радиатора, дефлекторы, накладки на пороги — с официальной ценой 28 900 рублей. Плюс набор автомобилиста за 2400 рублей. Если сложить все эти «допы» и аксессуары вместе с пакетом Plus, они уже потянут на добрую сотню тысяч рублей. И не забываем про колер, выбор чего пока сведен к двум вариантам — базовый белый, который достается «бесплатно», и платиновый «металлик», за который возьмут доплату в 15 000 рублей.
Итого декларируемая исходная цена седана с 1 239 900 вырастает до 1 354 900 рублей только за счет официальной «нагрузки». А дилер может предложить машину еще со своими «бонусами», без которых, как он считает, немыслимо ее выпускать за ворота и без чего эксплуатация невозможна. Это аудиосистема, сигнализация, антикоррозийная обработка, до кучи и тонировка задних стекол. И вот уже ценник поднимается, например, до 1 460 000 рублей. А можно ли совсем без всего, в чистом виде? Можно, но это с предоплатой и придется подождать месяц-другой, а то и больше.
Еще один вопрос касается возможных скидок по акциям. Здесь принцип такой: тверже цена за автомобиль, то есть без особых «допов» — меньше скидки, а то и вовсе без них, ну или минимальные. Так, например, автомобиль может выставляться дилером почти за прайсовую стоимость, но ожидаемые уступки от цены окажутся символические: при покупке в кредит скинут всего 20 000 рублей, при сдаче старого автомобиля в трейд-ин (то есть сдача машины в счет покупки новой) — еще минус 20 000… В общем, не разгуляешься.
И еще момент, связанный с условиями приобретения столь значимой для рынка модели. Большинство дилеров на вопрос о госпрограмме субсидирования покупки автомобиля отвечают, что данная программа сейчас не работает, купить машину (только в кредит и при наличии у покупателя определенного статуса) со скидкой 20% от ее стоимости не получится. В то же время некоторые дилеры заявляют буквально следующее: «Да, у нас крупный автохолдинг, есть лимит на субсидирование по этой программе, но средства ограничены, такая скидка пока действует до конца месяца, а что будет потом, неизвестно».
Насколько дорогим стало техобслуживание обновленной Lada Vesta у официальных дилеров? Тем более семейство впервые примерило восьмиклапанный двигатель — как это сказалось на ценах в сравнении с более мощным вариантом? Приведем наглядный и типичный пример стоимости регламентных ТО при стандартном объеме работ с периодичностью через каждые 15 000 км пробега или через год эксплуатации.
Как видим, некоторые расхождения в стоимости есть, причем не всегда в пользу восьмиклапанника, однако по итогам шести ТО разница получается несущественная — 100 900 рублей с 90-сильным двигателем и 102 000 рублей в случае 106-сильного. Особенно дорогим получается расширенное ТО-6 при пробеге 90 000 км, что связано с предписанием производителя менять ремень ГРМ.
И все эти выкладки по тарифам ТО, кстати, с учетом использования моторного синтетического масла Lada Ultra SAE 5W-40 API SN/CF, цены за которое в литровых и 4-литровых канистрах (на фото) можно считать обыденными для нынешнего времени. Дорого? Аналог Rosneft Magnum Ultratec SAE 5W-40 API SN/CF даже чуть дороже, так что за счет альтернативных продуктов, а это допускается, стоимость официального техобслуживания можно немного снизить.
С чем можно сравнить, с «китайцами»? Лучше уж со своими: достаточно в таблице взглянуть на вторую строчку снизу, где указана стоимость регламентного техобслуживания для «ушедшей» Lada Vesta с японскими двигателем (1,6 литра, 113 л.с.) и вариатором (Jatco), где за шесть ТО сумма выходит в 132 400 рублей.
В какую ценовую нишу вписывается восставшая из небытия Lada Vesta, с кем ей придется делить рынок? С учетом всех предусмотренных модификаций семейство раскинулось достаточно широко: официально от 1,3 до 1,7 млн рублей. И как ни странно, у него на пути имеются камни преткновения. Конечно, конкретно универсалу, особенно в кросс-версии, прямых конкурентов не наблюдается, а вот седану и в целом семейству есть кому пощекотать нервы — не так чтобы сильно, и в первую очередь из-за стоимости, но тем не менее. Отметим парочку моделей, в пользу которых все же могут отдать свои голоса часть потенциальных покупателей Весты. Это представители, если угодно, двух автомобильных направлений, волею судеб сошедшихся на нынешнем российском рынке.
Первый из них поставляют по альтернативным схемам — это морально устаревший, но хорошо известный у нас Chevrolet Cobalt, и с практической точки зрения по-прежнему востребованный. Седан длиной 4479 мм оснащается единственным атмосферным 16-клапанным двигателем 1,5 литра мощностью 106 л.с, на выбор предлагаемым с ручной коробкой передач или 6-ступенчатым классическим «автоматом». Однако совсем уж «дешевыми» эти автомобили сейчас тоже не назовешь. Версии 2023 года выпуска в улучшенных комплектациях с «автоматом», передними подушками безопасности, ABS, передними «противотуманками», кондиционером, аудиосистемой, подогревом кресел, литыми дисками на 15 дюймов продавцы выставляют за 1 490 000–1 630 000 рублей. Да и базовые версии с «механикой», если речь именно о текущем годе выпуска, дешевле 1 470 000 рублей вряд ли можно найти.
Второй фигурант — представитель новой волны, который официально заявлен по самой низкой для китайских производителей цене. Речь о майском дебютанте российского рынка, седане длиной 4390 мм и с колесной базой 2535 мм — Changan Alsvin. Да, автомобиль немного мельче Весты, но только ли в этом дело? Он оснащен атмосферным двигателем 1,5 литра в 107 сил, роботизированной 5-ступенчатой трансмиссией и уже в базе имеет две подушки безопасности, ESP, круиз-контроль, передний бокс-подлокотник, передние и задние электростеклоподъемники, электрорегулировку и обогрев зеркал, медиасистему с дисплеем 7 дюймов, камеру заднего вида, комбинированную обивку сидений, литые диски на 15 дюймов. «Назначенная» производителем стартовая цена в 1 650 000 рублей, наверное, бьет в первую очередь по таким моделям, как Hyundai Solaris и Kia Rio. Хотя даже с учетом дилерских накруток автомобиль не столько мешает «корейцам», прозябающим по реальной стоимости свыше двух миллионов рублей, сколько теперь будет занозой именно для флагмана АВТОВАЗа.
И на фоне всего не стоит забывать, что текущие цены на семейство Lada Vesta NG отнюдь не «вечны»: из-за ослабления рубля и других рыночных факторов повышение стоимости этих автомобилей, в общем-то, не за горами.