Недавно мы выяснили, что злейший враг Логана — владелец, уверовавший в его неубиваемость. Проверим, работает ли это правило в случае с родственной Lada XRAY, или владельцы лучше относятся к отечественному достоянию?
В 2012 году Lada представила концепт-кар XRAY, нарисованный Стивом Маттином. Через три года появился и серийный вариант на основе платформы В0, что роднило модель с Logan и Duster. Соответственно, XRAY получил независимую переднюю подвеску со стойками МакФерсон и полузависимую заднюю торсионную балку.
Гамма двигателей состояла из 1,6- и 1,8-литровых вазовских моторов и агрегата 1.6 от Renault-Nissan. Альтернативой механической коробке был «робот» собственной разработки АВТОВАЗа. Классический «автомат» для XRAY не предлагался.
В 2018 году компанию базовому хэтчбеку составила версия Cross с увеличенным до 215 мм клиренсом и защитным обвесом. Однако и в этом случае XRAY сохранил безальтернативный передний привод. Для этой версии предлагались 122-сильный отечественный двигатель 1.8 в сочетании с 5-ступенчатой «механикой» и 1,6-литровый Renault H4M в паре с вариатором Jatco.
Полноценного рестайлинга XRAY так и не получил. Модель не снискала особой популярности и после ухода концерна Renault из России была снята с производства в 2022 году.
Выбор подержанных XRAY впечатляет. Доступны почти 900 обычных хэтчбеков и около 250 машин в Cross-версии.
Самая распространенная модификация среди обычных хэтчбеков — вазовский 1.6 в сочетании с МКП. Цены — от 650 000 до 1 650 000 рублей. Машины с базовым мотором и роботизированной коробкой в продаже практически не встречаются.
Среди модификаций с мотором 1.8 версии с «роботом» и МКП представлены примерно поровну. Диапазон цен на роботизированные хэтчбеки — от 700 000 до 1 300 000 рублей и выше.
Модификация с «механикой» стоит от 750 000 до 1 600 000 рублей.
Диапазон цен на XRAY Cross — от 950 000 до 1 800 000 рублей, а в некоторых случаях и выше. Проще всего найти машину с механической коробкой.
С защитой кузова от внешней коррозии у XRAY все неплохо. Это хорошая новость, потому что сколы и прочие повреждения ЛКП здесь часто появляются на капоте, стыках крыльев с бамперами, арках и кромке дверей. Плохо то, что заводская обработка скрытых полостей у XRAY слабовата. Без дополнительного антикора могут возникнуть проблемы, например, с порогами.
Хватает проблем и с оборудованием кузова. Облезающий внешний хром — мелочи. Быстро затираются стекла. Не отличаются хорошей герметичностью уплотнители задних дверей.
Оборудование салона может извести своими частыми отказами. В основном это касается ранних экземпляров. Чем моложе XRAY, тем меньше шанс нарваться на глюки оригинальной мультимедийной системы и вечно перегорающие лампочки. Вызывает вопросы эффективность системы вентиляции.
К износостойкости материалов отделки интерьера претензий нет. А к качеству сборки — хватает. Слишком быстро в салоне XRAY появляются скрипы и стуки.
1,6-литровый ВАЗ-21129 и ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра сочетают простую конструкцию, неплохую общую надежность и приемлемый ресурс (не менее 300 000 километров) с кучей всевозможных «болячек». Главная из них — всевозможные утечки масла. В основном это связано с низким качеством комплектующих. Яркий пример — лопающийся расширительный бачок. После ряда гарантийных замен заводу пришлось изменить конструкцию детали и проблема перестала быть актуальной.
У ВАЗ-21129 нередко возникают отказы термостата, помпы и компонентов системы зажигания. У ранних экземпляров обрыв ремня ГРМ приводит к загибу клапанов. В ходе модернизации 2018 года мотор получил безвтыковые поршни и проблема ушла.
1,8-литровый мотор ВАЗ-21179 такой модернизации не дождался. Вдобавок он склонен к повышенному расходу масла.
Любит подъедать масло и 113-сильный 16-клапанный H4M. Если расход масла составляет до литра на 1000 километров, то, согласно сервисному мануалу, неисправностью это не является. Потенциальный ресурс этого мотора, оснащенного цепным приводом ГРМ — около 300 000 километров.
Среди механических коробок отечественное происхождение имеет только 5-ступенчатая «механика» ВАЗ-21809, которая сочеталась с базовым 1.6. Стуки на холостых оборотах и вой — особенности ее конструкции. После 120 000 километров встречаются течи масла из сальников.
Любит истекать смазкой и французская коробка Renault JR5, которая шла в паре с мотором 1.8. Ресурсу около 300 000 километров это не помеха.
Роботизированная коробка АМТ, она же ВАЗ 2182— самая проблемная. Устав бороться с быстрым износом сцепления, поломками актуаторов, сбоями по электрике и утечками смазки, АВТОВАЗ попросту снял эту коробку с производства.
Место «робота» занял модернизированный японский вариатор JF015E. Он по-прежнему любит чистое масло и плохо переносит резкие старты, буксование и долгое толкание в пробках. При правильном обслуживании потенциальный срок службы составляет около 200 000 километров.
Подвеска XRAY недорого обходится в обслуживании, но часто требует внимания. Ступичные подшипники и шаровые опоры редко доживают до 100 000 километров пробега. При регулярных «полетах» по грунтовкам быстро сдаются пружины и амортизаторы. Стуки рулевой рейки могут появиться уже к 50 000 километров пробега, благо в дальнейшим звук не прогрессирует и ездить с ним можно долго.
Хотите пятилетнюю Lada XRAY в состоянии «почти как новая»? Вот же она, продается у бывшего дилера Skoda. Один владелец по ПТС, честный пробег в 59 000 километров. Неужели никаких подвохов?
Нет, но несколько интересных нюансов имеется. Зарегистрированных ДТП за этим XRAY не числится, но переднее левое крыло заменено. Сделано все предельно аккуратно, деталь окрашена «под завод». Других претензий к кузову, включая стекла и оптику, нет.
Салон смотрится неплохо. Пара затертых кнопок — мелочи. Хуже то, что этот XRAY — в самой простейшей комплектации. Мультируля и подлокотника нет, отсутствует, что важнее, подогрев сидений. Зато установлена сигнализация StarLine с автозапуском.
Автомобиль всю жизнь обслуживался у официального дилера. Все подтверждено записями в сервисной книжке. Входную диагностику при поступлении в отдел трейд-ин хэтчбек прошел успешно. У мастеров не нашлось никаких вопросов к подвеске, мотору 1.8, роботизированной коробке и тормозной системе. У нас тоже, но по другой причине. Диагностику на подъемнике организовать не получилось, а тест-драйв на этом XRAY запросто превратился бы в краш-тест. Машина обута в летнюю резину.
Хороший экземпляр, которому не повезло. Комплектацию, конечно, можно улучшить, но вот стоит ли это делать ради модификации с мотором 1.8 и проблемным «роботом»? Желающих пока не нашлось, поэтому машина все еще в продаже за 935 000 рублей.
Следующим экземпляром оказался XRAY от перекупщика. По телефону он говорил, что единственный владелец, но соврал. Первый хозяин расстался с этой машиной в 2021 году, после чего она два года эксплуатировалась в Якутии. И вот теперь белый хэтчбек 2017 года выпуска снова в Питере.
За свою короткую, но бурную жизнь жизнь этот XRAY повидал всего одно ДТП. По страховке ремонтировали переднюю правую дверь. Красили от сколов передний бампер. В остальном все в порядке.
Салон выглядит опрятно. Потертостей на пластике почти нет. Обивка кресел выглядит прилично. Все опции, включая камеру заднего вида, работают исправно.
Подвеска при пробной поездке показала себя молодцом. «Робот» старался изображать адекватность при переключениях и совсем не пинался. Причину горящего «чека» продавец прокомментировать не смог, а от диагностики отказался.
После небольшого торга цена за этот экземпляр составила 1 050 000 рублей. Лучше потратить эти деньги на другой XRAY.
Наконец-то нам попался прилично упакованный XRAY. У этого хэтчбека 2019 года выпуска есть круиз-контроль, подогрев лобового стекла, установлен автозапуск. Жаль, что коричневый салон, несмотря на исправность всех опций, выглядит грязным и сильно побитым жизнью. Даже не скажешь, что пробег машины всего 102 000 километров.
Кузову повезло больше. По каско ремонтировали заднее левое крыло. Дворовое ДТП, ничего серьезного. Других перекрасов или следов ремонта обнаружить не удалось.
Грязно оказалось и под капотом. Отличить, где тут масляные течи от мотора 1.8, а где просто следы неаккуратно залитого масла, в полевых условиях оказалось невозможно. То, что всю жизнь машина проходила ТО только у официального дилера — слабое утешение. По ощущениям после пробной поездки — с подвеской и роботизированной коробкой все в порядке.
Откровенно говоря, 1 100 000 рублей за машину в подобном состоянии — дорого. Первый, он же единственный владелец готов был уступить 50 000, но все равно оно того не стоит.
У дилера нам попался белый XRAY Cross 2019 года выпуска с пробегом в 97 000 километров и двумя владельцами по ПТС. Кросс-хэтчбек оснащен 1,6-литровым мотором в паре с вариатором. Смотрим подробнее.
Окрасов, как и следов ДТП, обнаружить не удалось. Ухоженный кузов без потертостей и намеков на коррозию. Даже неокрашенный обвес сохранился в приличном состоянии.
Салон в аналогичном состоянии. Комплектация завидная. Работают почти все нити подогрева лобового стекла. Имеется круиз-контроль, а самое главное, есть подогрев дивана и USB-разъем для задних пассажиров. Исправно работает штатная камера заднего вида.
Загоняем машину на подъемник. После тщательного осмотра ходовой части и тормозов мы так и не нашли, к чему придраться. А уж во время тест-драйва энергоемкая подвеска показала себя во всей красе. Двигатель Н4М — явно жив и здоров. То же самое и с вариатором.
Дилер готов был расстаться с этим ухоженным XRAY Cross за 1 270 000 рублей при оплате наличными. Не так давно сделка состоялась, поскольку объявление больше не актуально.
В другом салоне мы посмотрели XRAY Cross 2018 года выпуска с мотором 1.8, МКП и пробегом в 98 000 километров. Цена ниже, чем у предыдущего экземпляра — 997 000 рублей при оплате наличными, зато проблем на порядок больше.
Смотрим крашеные элементы. Таких набралось четыре штуки — капот и вся левая сторона кузова. Больше всего опасений вызывает переднее левое крыло, обильно покрытое шпаклевкой. Есть проблемы с передней пассажирской дверью.
Гордость комплектации — наличие системы Lada Ride Select с вращающимся селектором. Можно повлиять на работу системы стабилизации или отключить ее, а еще в меню есть режимы Sport, «Снег/грязь» и «Песок». В остальном салон мало чем выдает свой пробег.
Двигатель удалось завести только при помощи бустера. Менеджер уверял, что АКБ живая, а все дело в том, что машина долго стояла на морозе. По результатам диагностики обнаружились масляные течи двигателя, сильный люфт рулевой рейки и стук левой шаровой.
В итоге многовато недочетов для машины за такую цену. Скидка в 40 000 рублей в данном случае не аргумент.
Последним мы осмотрели коричневый XRAY 2020 года выпуска. Один владелец, пробег 63 000 километров. Чем порадует этот хэтчбек с двигателем 1.8 в паре с «роботом»?
Единственное ДТП в жизни этого хэтчбека было месяц назад. Притертое крыло удалось привести в порядок полировкой. В остальном — целый и ровный кузов со всех сторон.
В салоне прибрано, багажник чист. Следов износа пластика и обивки не видать. Мультируль, обогрев лобового стекла, климат-контроль и прочие опции работают в штатном режиме.
В отличие от других машин, этот XRAY после недельного простоя на морозе завелся без проблем. Мотор работает исправно, не троит и не течет. Порадовала адекватная работа роботизированной коробки — то ли дело в недавней замене масла, то ли одна из последних прошивок в действии. Подвеска во время пробной поездки тихо делала свое дело, никаких посторонних звуков.
Даже цена у этого экземпляра в адеквате. После небольшого торга первый и единственный владелец согласился уступить нам этот ухоженный хэтчбек за 1 000 000 рублей. Даже странно, что автомобиль все еще в продаже.
Получается, что найти Lada XRAY в приличном состоянии от одного хозяина не так уж и сложно. Выбор большой — любые модификации и комплектации. Главное, что технически модель получилась пусть и не без греха, но вполне удачной.