Не так давно интернет удивила и рассмешила новость про гипотетически возможный российский старт продаж машин из Уганды. Мы на Дроме усмехнулись, а потом призадумались: что еще могли бы предложить отечественному рынку совсем не автомобильные, как кажется обывателю на первый взгляд, страны? И кое-что нашли! Более того, отдельные экземпляры выглядят гораздо более логичным и естественным выбором для наших непростых эксплуатационных условий, нежели африканские чудеса. В силу специфики техники цены на этот раз останутся за рамками нашего рассказа.
Если России понадобятся простые, как грабли и дешевые транспортные средства, то стоит позвонить иранцам. Про Iran Khodro вы наверняка слышали, но еще в восточной стране есть SAIPA. Аббревиатура — Société Anonyme Iranienne de Production Automobile — намекает на цели. Фирма берет свое начало в 1966 году и занималась лицензионной сборкой Citroen.
В настоящее время палитра включает в себя субкомпактный седан Saina и хэтчбек Quick длиной 4215 мм и 3989 мм соответственно. По некоторым сведениям, слегка смахивающие на старый Suzuki SX4 бюджетники унаследовали шасси древней Kia Pride со стойками МакФерсон и задней торсионной балкой. Двигатель 1,5-литровый мощностью 87 л.с. с 5-ступенчатой механической коробкой передач или вариатором. Только не удивляйтесь, но это собственная одновальная «четверка» от местного предприятия Mega Motor.
Более крупный Shahin (длина — 4460 мм) не такой примитивный, как кажется, но в этом не стопроцентная заслуга SAIPA. Автомобиль построен на адаптированной платформе Toyota B. Она, в частности, применялась на таких моделях, как Yaris (XP90) и Corolla (E160). Силовой агрегат? Здесь поджидает сюрприз! Оказывается, Shahin оснащен наддувным M15TC (110 л.с. и 165 Нм при 1750–4250 об/мин). На сегодня это едва ли не самое продвинутое творение Mega Motor.
Кстати, Shahin имеет шансы освоить наш рынок. В августе его показали на выставке MIMS Automobility Moscow. Там же продемонстрировали седан Iran Khodro Tara.
Подробнее об автопроме Ирана на Дроме.
Бразилия — красивое, очень колоритное и при этом не самое спокойное место на планете. Вряд ли кто-то из наших соотечественников часто задумывается о том, есть ли у государства свой автопром. А он, представьте себе, существует! Например, местное подразделение Fiat выпускает для тамошнего рынка очень интересные легковые пикапчики. Но есть вещи более экзотические. Например, компания Agrale из муниципалитета Кашиас-ду-Сул производит коммерческую технику, тракторы, автобусы и даже линейку внедорожников Marruá.
В последнюю входят шасси, этакие оффроудные вахтовки, и впечатляющие с точки зрения функционала и проходимости пикапы. Вариант с двухрядным салоном (AM200) особенно привлекателен. Передняя часть кузова немного напоминает Suzuki Jimny, но на этом сходство заканчивается. Agrale — Голиаф и Гулливер на фоне крошечного «японца». Габариты настоящие полноразмерные: длина — 5206 мм, колесная база — 3350 мм, ширина — 2065 мм. Конструкция, разумеется, рамная с балками мостов, пружинами спереди и рессорами сзади. Классика!
Под капотом турбодизельная 2,8-литровая «четверка» Cummins (150 л.с. и 360 Нм). Коробка передач 5-ступенчатая механическая. В заднем мосту самоблокирующийся дифференциал. На вездеход устанавливаются шины 285/75R16.
Потенциал впечатляет. Сразу видно, что пикап задумывался для экстремальных условий! Угол въезда равен 54 градуса, а съезда — 30 градусов. Agrale Marruá не страшится бродов глубиной 800 мм и запрыгивает на ступеньки высотой 300 мм, словно горный козел.
Бразильская TAC (Tecnologia Automotiva Catarinense) была учреждена в 2004 году и в 2015-м перешла в собственность китайской Zotye. На сегодня она предлагает, очевидно, не очень известного за пределами страны «покемона» Stark. Он разработан по инициативе Federação das Indústrias do Estado de Santa Catarina (FIESC, Федерация промышленности штата Санта-Катарина): в штате хватало производителей запчастей, но имелся недостаток собственно автокомпаний.
Несмотря на внешность, это подготовленный для пересеченной местности боец с незаурядными решениями. Начнем с того, что он слеплен не на коленке в сарае из подручных материалов, а с использованием трехмерного проектирования. Частенько ортодоксальные «джипообразные» несут в себе раму и имеют хотя бы одну зависимую ось, но Stark из другого теста. Силовая структура пространственная трубчатая. Спереди и сзади независимые подвески. Привод полный. Длина — 4083 мм, ширина — 1910 мм. Кузов изготовлен из композитных материалов.
Турбодизелем объемом 2,3 литра (127 л.с. и 306 Нм) поделился FPT (Fiat Powertrain Technologies), один из крупнейших латиноамериканских моторостроителей. Коробка передач 5-ступенчатая механическая.
Подробнее об автопроме Бразилии на Дроме.
Греция — это великолепная курортная страна с шикарной кухней и поражающим воображение культурно-историческим наследием. Она совершенно не ассоциируется с автомобилестроением, хотя здесь присутствуют небольшие фирмы. И какие! SP Automotive прогремела на весь мир благодаря первому в истории «ультракару» Chaos мощностью до 3107 «лошадей». В краю Зевса и Аполлона есть и не столь высокие материи. Вот, скажем, Keraboss Павлоса Керабоса создала забавную коробочку, адаптированную под местные условия эксплуатации.
Дорожные шины намекают на то, что Keraboss Super K — это не ультимативный «проходимец», и большую часть времени он будет проводить на дорогах с ровным твердым покрытием. Длина (3375 мм) ставит его в один ряд с японскими кей-карами. Ширина — 1560 мм мм, высота — 1590 мм. Литровый моторчик Mitsubishi в безнаддувной версии с турбокомпрессором (72 л.с. и 84 л.с.) соответствует габаритам. Казалось бы, подобные «игрушки» должны клепать многотысячными тиражами, но к Super K негласное правило не относится. Ежегодно планируется собирать… до 75 штук по начальной цене примерно от 22 000 евро.
Израильская Tomcar специализируется как на военной тактической, так и условно гражданской технике с экстремальной проходимостью. Титульной моделью является TX — по версии «Томкара», самая эффективная и безопасная. «Сразу после запуска двигателя вы оцените мощность, безопасность и возможности лучшего внедорожника на рынке. Независимо от того, занимаетесь ли вы скалолазанием в Мохаве, пересекаете поле боевых действий, патрулируете ранчо или просто путешествуете по местным руслам рек и грязевым тропам с друзьями, Tomcar доставит вас куда угодно и обратно», — обещают оффроудные мастера.
Пространственная рама весьма крепкая и позволяет транспортировать небольшой багги весьма экстравагантным и пугающим способом — сверху кабины, с передними колесами, стоящими прямо на крыше, и задними на платформе. Кроме того, «клетка» имеет модульную конструкцию — позволяет трансформировать пятиместный вездеход в некое подобие пикапа. «Крепыш» невелик, его длина едва превышает четыре метра. Шины 265/75/16, подключаемый полный привод с понижающей передачей, независимая подвеска (ход колес свыше 350 мм) и невероятный дорожный просвет в 432 мм дают понять — эту машину не остановит даже серьезное бездорожье.
Силовая установка гибридная, в нее входят 1,5-литровая «турбочетверка» General Motors (163 л.с.) и 120-сильный электромотор для экологически чистых марш-бросков протяженностью до 160 километров.
Хулиганский баггиобразный боец — это отдельный вид искусства с точки зрения простоты и ремонтопригодности. Посмотрите на доступность подвески и прочих компонентов. Такое впечатление, что починить Tomcar посреди пустыни вполне реально с помощью минимального набора инструментов.
Для энтузиастов офф-роуда определенный интерес представлял бы еще один «израильтянин» — Mk2 с чертами классического Hummer. Сделано фанатами для фанатов, а точнее, компанией Zibar внедорожного эксперта Идо Коэна.
О Mk2, который, очевидно, может использоваться армейскими подразделениями, на официальной страничке в интернете говорится следующее: «Это уникальная внедорожная платформа, тактическая машина, адаптированная к суровым условиям окружающей среды. Обладая впечатляющими характеристиками, полным приводом, двигателем V8 мощностью 620 лошадиных сил и надежной автоматической коробкой передач, она способна преодолевать чрезвычайно враждебную местность и решать сложные задачи на бездорожье. Zibar Mk2 прошел испытания в пустынях по всему миру при температурах до +55 °C. Он неудержим и справляется с песчаными дюнами, каменистыми тропами, болотами и водой! Предлагает непревзойденную функциональность, мобильность и живучесть, позволяет тактическим силам и специальным подразделениям быстро развертываться и обеспечивать высокую маневренность. Уникальная гибкая платформа 4×4 легко и быстро адаптируется к особым потребностям каждого клиента, сохраняя при этом запас для последующих изменений».
Вездеход сочетает великанские размеры и ультимативную проходимость. Его длина — 5280 мм, ширина — 2200 мм. Колесная база в 3600 мм недвусмысленно намекает на мизерные свесы. Передний как таковой отсутствует, и поэтому угол въезда равен 90 градусам, а съезда — 38 градусов. Дорожный просвет экстремальный: под картерами мостов — 380 мм, а под днищем — 530 мм. Глубина преодолеваемого брода — 800 мм.
Zibar удивительно прыткий — прямо суперкар среди себе подобных! 6,0-литровая «восьмерка» General Motors мощностью 430 л.с. и 3-ступенчатый «автомат» перемещают в пространстве «тушу» снаряженной массой 2,7 тонны, словно пушинку. Разгон до 100 км/ч занимает пять секунд! Максимальная скорость — 200 км/ч.
Кенийская марка Mobius Motors выпускает модель с индексом «3», в которой безошибочно читается «китаец» Beijing BJ40 Plus. А вот Mobius 2 — это самостоятельно разработанная и довольно оригинальная штуковина. Спартанец, но не примитивный. Как правило, такие автомобили рамные, однако у маленького Мобиуса (длина — 4194 мм, ширина — 1937 мм) пространственная силовая структура.
Передняя подвеска независимая на двойных поперечных рычагах, сзади — балка моста на рессорах и барабанные тормоза. «Двушка» приводится 1,8-литровым атмосферным двигателем мощностью 131 л.с. с системой изменения фаз газораспределения. Коробка передач 5-ступенчатая механическая. В общем, отличный проходимец с 330-миллиметровым клиренсом и достойной геометрией, если бы не одно большое но: из описания на официальном сайте следует, что ведущие колеса у него задние. Ничего страшного! Если Mobius когда-нибудь попадет в Россию, наши Кулибины наверняка исправят этот недостаток.