С этим у Land Cruiser, как и у Camry, и правда все в полном порядке. В отличие от не менее престижных в свое время Audi и BMW, Toyota в процессе эксплуатации теряет удивительно мало. TLC 200 ожидаемо дорог. Низ рынка — миллион рублей, а трехлетки стоят больше пяти, как автомобиль из салона.
За подержанные 100-ки и 105-ки и вовсе просят совершенно фантастические для возрастных машин деньги. Если минимальный уровень цен составляет порядка полумиллиона, то самые дорогие автомобили стоят свыше двух, а иногда и трех миллионов рублей, то есть как шестилетний Land Cruiser 200. Бронированные варианты уходят и за пять.
Основная часть автомобилей стоит в пределах миллиона-полутора. Если пошарить по низу рынка, то за эти деньги можно взять сразу двух престижных «немцев» аналогичных годов выпуска, например, Porsche Cayenne и BMW X5. Пока один стоит в сервисе, можно ездить на втором.
Нормально для культовой Тойоты? Да, но Land Cruiser 100 не один такой. Если есть желание за цену нового хорошо упакованного Volkswagen Tiguan приобрести 15-летний внедорожник, то придется определиться с выбором. Например, всегда к вашим услугам Mercedes G-klasse в кузове W463. Любители «японцев» могут присмотреться к Nissan Patrol Y61. Но третий Mitsubishi Pajero, цены на который крайне редко поднимаются выше миллиона, скромно стоит в сторонке. При этом выбора вариантов у Land Cruiser 100 больше. Тех же «соток» по всей стране продается порядка девяти сотен. Почти в три раза больше, чем старых Патрулей и G-klasse.
Завышенные цены на вторичке имеют на то основание. Land Cruiser 100 действительно славится надежностью. Сбои в электронике редки и минимальны. Чуть ли не единственный неприятный нюанс — относительно небольшой ресурс генератора (около 150 000 километров), особенно если в автомобиле установлено много нештатного электрооборудования. Плюс нередко ржавеет проводка противотуманных фар, благо ее восстановление обходится недорого. А в остальном Land Cruiser 100 радует отличным качеством проводки, все элементы сделаны с хорошим запасом. Досаждать поломками могут только те машины, что регулярно ползают по грязи и не принимают после этого оздоровительные ванны с обязательной промывкой днища.
Увы, электрика «двухсотки» уступает предку. Она все так же проста, несомненно надежнее, чем на европейских автомобилях того же класса, и зачастую ремонтируется в полевых условиях без дилерского сканера. Но важные электронные блоки зачем-то стоят в нише правого переднего колеса, где скапливается грязь и влага. Из-за этого сгнивают проводка и разъемы, а если машина месила грязь, то и сами блоки. В зоне риска также актуатор раздаточной коробки и клапаны KDSS.
Рулевое надежно у всех Land Cruiser. У «сотки» проблем не доставляет как реечный рулевой механизмом на VX, так и механизм с парой «винт-гайка» на GX/STD. Люфт — явный признак неаккуратной эксплуатации. У TLC200 может постукивать рейка, а ее шток ржавеет из-за неудачных уплотнений. Но у городских автомобилей узел служит долго.
Коробки тоже хороши. К надежности МКПП (они изредка встречаются и на TLC200) претензий никаких, хотя стиль эксплуатации машин с ними больше напоминает экстрим. С «автоматами» тоже все отлично. 4-ступенчатые серии AW30-41LE (ставились на TLC100 до рестайлинга 2002 года) почти нереально перегреть, перегрузить или сломать. 6-ступенчатая АКП серии AB60F у «двухсотки» удачная. Главное — помнить про замену не только масла, но и накладок блокировки ГДТ. Но среди «автоматов» идеал для обоих Крузаков — надежнейшая 5-ступенчатая коробка Aisin A750F, которая шла на рестайлинговых «сотках» и на дорестайлинговом TLC200 с 2UZ-FE. Ресурс накладок превышает 300 000 км. Слабое место одно — износ соленоидов гидроблока, если коробка страдала от плохого обслуживания.
Почти все двигатели TLC100 — заслуженные «миллионники». Самый распространенный — V8 2UZ-FE объемом 4,7 литра — отлично показал себя в российских условиях. Мотор просто не имеет конструктивных просчетов и недостатков. Появление в 2005 году системы VVTi (для Lexus LX470) нисколько не повлияло на надежность. Если не забывать менять ремень ГРМ (хотя бы каждые 100 000 км), использовать качественное масло, чистить дроссель, следить за охлаждением, свечами и катализатором, то V8 без проблем пройдет полмиллиона и более км. Этот же двигатель — лучший вариант при выборе TLC200. Вот только встречается он на дорестайлинговых автомобилях до 2012 года выпуска.
Более редкая в наших краях рядная «шестерка» 1FZ-FE объемом 4,5 литра — ничуть не хуже. Это очень простой, надежный и недорогой в обслуживании двигатель родом из начала 80-х. Не имеет гидрокомпенсаторов, но регулировка клапанов требуется примерно через каждые 100 000 км. Из-за своего непомерного топливного аппетита часто встречается с системой газового питания. На ресурсе двигателя установка ГБО практически не сказывается.
Дизелей у сотого Land Cruiser три — все чугунные рядные «шестерки». Самый простой вариант — «атмосферник» 1HZ (131 л.с., 271 Нм) с распределенным впрыском топлива и нереальным запасом прочности. Как следствие — всеяден, запросто переваривает любую солярку. Проблемы с топливной аппаратурой встречаются редко. Два других двигателя — представители семейства 1HD: 1HD-T (167 л.с., 352 Нм) с механическим ТНВД и 1HD-FTE (204 л.с., 430 Нм) с электронным управлением аппаратурой. Последний радует динамикой и расходом, но у него более капризная топливная аппаратура, дорогие форсунки и ограниченный ресурс ТНВД. Регулировка клапанов на 1HD требуется каждые 40 000 км. Плюс тут проблемный ГРМ, который страдает износом рокеров, оси рокеров и распредвала. Тем не менее ресурс и этого мотора при своевременном обслуживании может превысить 500 000-600 000 км.
Откровенно плохих моторов у TLC200 нет, но надежность все же ниже, чем у «сотки». На втором месте в рейтинге лучших (на первом UZ) идет дизель 4,5 литра 1VD-FTV. У него есть проблема с клапанами EGR (их тут два), а турбинам не помешает турботаймер или системы дополнительного электроохлаждения. Тем не менее при своевременном обслуживании ресурс двигателя может превышать 400 000 км. Недаром он самый популярный мотор на российских «двухсотых». Бензиновый V8 серии UR не такой ресурсный, но при аккуратной эксплуатации вполне может пройти свыше 300 000 км.
Это правда. Тормоза — слабое место любого Land Cruiser. Впрочем, этим грешат многие крупные внедорожники, будь то Chevrolet Tahoe или Nissan Patrol. Оригинальные тормозные механизмы «сотки» работают на пределе своих возможностей. Быстрее всего изнашиваются колодки с дисками у 8-цилиндровых версий. Рецепт давно найден: диски меняются на вентилируемые, а колодки — на керамические.
Со сменой поколений тормозная система лучше не стала, она все так же слабовата для столь тяжелой и мощной машины. У гонщиков колодки не выхаживают и 20 000 км, а диски выдерживают не более двух комплектов колодок. У более спокойных водителей ресурс может быть раза в два выше, но на рекорд это не тянет. Ситуация немного улучшилась после рестайлинга 2015 года, когда на TLC200 стали устанавливать диски диаметром 355 мм (было 340 мм).
Подвеска Land Cruiser 100 — образец надежности независимо от версии. Минимум проблем доставляют как неразрезные мосты по кругу утилитарных STD/GX, так и передняя независимая «двухрычажка» на люксовом VX. Быстрее всего изнашиваются втулки и стойки переднего стабилизатора. Некоторые владельцы меняют их чуть ли не каждый год. Но ресурс большинства компонентов превышает сотню тысяч км. Им даже жесткое бездорожье нипочем. В боевом режиме передние рычаги и шаровые опоры без проблем выдерживают до 80 000 км пробега.
Проблемы могут возникнуть только с системой электронно-управляемых амортизаторов TEMS и гидроподвеской Active Height Control. В зоне риска проводка и в особенности датчики положения кузова, в результате чего «Крузак» может беспомощно «упасть» на одну из осей. Система AHC требует регулярного обслуживания и замены рабочей жидкости, но все равно надежнее, чем аналоги у Range Rover или любого из представителей «немецкой тройки».
Подвеска 200-го аналогично крепка относительно механики, но если стоит гидропневматика, то она требует повышенного внимания. В основном в зоне риска датчики уровня и их рычаги, они закисают и ломаются. «Двухсотки» без гидропневматики обычно оснащены системой предотвращения кренов KDSS, фактически электрогидравлическими стабилизаторами поперечной устойчивости. Такая схема в целом проста и надежна, если бы не подтекающие цилиндры и быстро корродирующий блок клапанов.
У TLC 100 крепкий и практически неубиваемый салон, а редкие поломки ручек, замков, а также салонной электроники — лишь следствие варварства или пренебрежения эксплуатантов. Например, люфт рулевой колонки — результат неудачной манеры посадки, когда хватаются за руль, а не используют специальную ручку на передней стойке.
Интерьер у TLC 200 простоват для столь дорогого автомобиля, а качеством похуже, чем у предка. Особенно если речь о машине до первого рестайлинга. Быстро затирается руль, тускнеет лак на «деревянных» вставках, царапается серебристый пластик, люфтит крышка центрального подлокотника. Позже ситуацию поправили, а в 2015-м существенно переработали дизайн и повысили качество материалов. Но шумоизоляция все так же далека от идеала. Откровенной «погремушкой» TLC 200, конечно, не назвать, но дополнительная шумоизоляция — одна из наиболее часто встречающихся переделок.
Кузов «сотки» отличается великолепным качеством покраски, но все же подвержен коррозии. Что особенно заметно в тех местах, где скапливаются грязь и влага: крылья, бамперы, рамка лобового стекла, задняя дверь, а также зоны повреждений и пескоструя. Во многом это зависит от ареала обитания и условий эксплуатации конкретного автомобиля. Кузова внедорожников, которые эксплуатировались в щадящих условиях и мягком климате, практически не ржавеют. Меньше всего повезло тем «Крузакам», что жили в столицах и часто месили грязь.
TLC200 — другой. ЛКП огорчает тонким слоем. Бронирование пленкой, «керамика» и прочие меры по защите ЛКП — очень рекомендуются. Иначе придется завести знакомство с хорошим маляром, потому что сколов будет много, особенно на передней части машины. К этому добавляются проблемы с коррозией. Потенциально проблемные места: рамка лобового стекла, кромка капота, задние арки и дверь. Ржавые потеки на дверях рядом с отверстиями слива воды — типичная ситуация. У старых автомобилей, оснащенных KDSS, ржавеют многие компоненты этой системы, стальные трубки, кронштейны, закисают все болты.
Рама у любого из Land Cruiser — штука надежная, но одновременно это один из самых уязвимых элементов автомобиля. Ржавеет она в любом случае, особенно в местах сварки и у кронштейнов. При выборе «Крузака» осмотру этой зоны нужно уделить особое внимание и не полениться простучать сварные швы. Больше всего от коррозии страдает задняя часть рамы. Ей нужен регулярный клининг плюс заливка антикором или просто консистентной смазкой. Восстановление рамы возможно, но это сложно и весьма недешево. Ремонт затрудняет и возможное внимание криминалистов к подобным операциям. Если при постановке на учет инспектор обнаружит неудачные швы, то это может привести к аннулированию регистрации машины. И снова многое зависит от климата. Автомобили из Москвы или Санкт-Петербурга могут требовать серьезного ремонта рамы, а вот Land Cruiser из Сибири или с Кавказа эта проблема касается мало.
Кто бы мог подумать, но старый «Крузак» до сих пор пользуется спросом у угонщиков. Он больше не возглавляет криминальные сводки, но тем не менее в 2019 году не по своей воле покинули законных владельцев 14 Land Cruiser 100 и три утилитарных 105-х. С одной стороны, это в 16 раз меньше статистики по Land Cruiser 200, но тоже немало. Volvo XC90 за прошлый год угнали 12 штук, напарников Nissan Patrol и Infiniti QX80 в сумме 20, а Chevrolet Tahoe и вовсе восемь экземпляров.
Солидная доля вины за популярность в узких криминальных кругах лежит на самой Toyota. Штатная противоугонная сигнализация Land Cruiser 100 мало кого останавливала. Блок управления двигателей легко доступен, какая-либо защита в АКПП отсутствует. И самое неприятное — табличка с VIN-номером крепится на заклепках, и лишь на автомобилях после второго рестайлинга 2005 года появилась еще и наклейка в дверном проеме. Фактически единственный набитый номер у «сотки» расположен на раме.
TLC 200 за прошлый год угоняли 275 раз (плюс 158 Lexus LX). До показателей Camry (778 шт.) все равно далеко, но среди больших внедорожников это антирекорд. Поэтому Toyota постоянно совершенствует противоугонный комплекс. В 2019 году в дополнение к внедренным ранее датчикам наклона и объема, двойной блокировке центрального замка добавилась функция Motion Sensor — датчик движения в брелоке бесконтактного доступа (Smart Entry). «Двухсотка» также получила дополнительные таблички с VIN-номером, который нанесен сложной для подделки лазерной гравировкой, со светящейся в ультрафиолете окантовкой и технологией саморазрушения при попытке переклейки. Дополнительных «противоугонок», впрочем, никто не отменял.
Они воистину безграничны. TLC 105 обычно примеряет лифт-комплект и полное внедорожное обмундирование, шноркель, силовые бамперы и прочее. Выбор тюнинговых главных пар широк, вплоть до 4,88:1. Это при штатных 4,3 (на бензиновых моторах в стандарте 3,9:1). Land Cruiser 100 VX можно принарядить в обвес widebody, поставить 22-е диски, занизить подвеску. Простейший способ увеличить мощность «восьмерки» 2UZ — поставить компрессор от TRD, получив до 350 л.с.
TLC200 тоже отлично тюнингуется и дорабатывается. Самое банальное — самостоятельный рестайлинг, когда старая «двухсотка» косит под свежий экземпляр 2015 года. Более продвинутые пользователи перешивают салон, заменяют (например, от Мерседеса) и переносятся глубже в багажник задние сиденья, тюнингуют моторы. Бензиновый V8 получает компрессор, а битурбодизель 1VD можно раскачать свыше 360 л.с. с крутящим моментом под 800 Нм или больше. Более простой вариант — замена ЭБУ своего 249-сильного мотора на европейские «мозги», что позволяет получить 272–286 л.с.
Хорошая проходимость — конек любого Land Cruiser. Но весь вопрос тут в том, что считать бездорожьем. Для серьезных внедорожных «подвигов» лучше всего подойдет TLC серии 105. Тот, что на неразрезных мостах по кругу, с подключаемым полным приводом и блокировками межосевого (версия STD) и обоих межколесных (вариант GX) дифференциалов. Обычный же Land Cruiser 100 VX с независимой подвеской всего лишь внедорожник, а не вседорожник, как его утилитарный собрат. Для настоящего off road его нужно использовать с умом. Не более чем на 33-й «резине» и ни в коем случае не на жестком бездорожье.
Более тяжелый TLC200 — тем более. Да, у него есть полный привод с «понижайкой» и блокировкой центра. Но при массе более двух с половиной тонн «Крузак» легко закапывается на любом мало-мальски податливом грунте. Снег, глина, песок — даже если он преодолел их ходом, рано или поздно придется бежать за трактором или доставать лопату. На твердом покрытии — другое дело. Land Cruiser 200 невозмутимо ползет по каменистым ущельям независимо от того, какой мотор под капотом. Геометрическая проходимость — лучшая в классе. Засадить «Крузак» на мосты сложно, но можно. Законы земного притяжения никто не отменял, даже если речь о Легенде.