Leapmotor (она же Lingpao на латинизированном китайском) входит в пятерку самых успешных молодых независимых китайских автомобильных компаний наряду с Li Auto, Nio, Xpeng, Huawei и Xiaomi. За первые три квартала этого года Leapmotor, по данным CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей), продала в Китае 169 176 машин, что на 90,5% больше продаж в январе–сентябре 2023 года. Штаб-квартира Leapmotor находится в столице провинции Чжэцзян (Zhejiang на латинизированном китайском), городе Ханчжоу. Полное имя компании — Zhejiang Leapmotor Technology, слово Leap в названии переводится с английского на русский как «прыжок».
Компанию Leapmotor основал в 2015 году инженер-электронщик Чжу Цзянмин при поддержке своего делового партнера по имени Фу Лицюань. В 1990-х Фу Лицюань и Чжу Цзянмин создали успешную компанию Dahua, производящую разнообразное телекоммуникационное оборудование — сегодня это главным образом системы видеонаблюдения, а китайские города, как известно, увешаны камерами, чтобы следить за общественным порядком. Короче говоря, с помощью Dahua Фу Лицюань и Чжу Цзянмин сколотили хорошее состояние, Чжу Цзянмин решил попробовать силы в автобизнесе, Dahua стала одним из главных инвесторов новой автомобильной компании Leapmotor.
Прототип своей первой модели с индексом S01 компания Leapmotor показала в 2017 году, им оказалось небольшое электрическое купе (габаритная длина — 4075 мм, колесная база — 2500 мм) с посадочной формулой 2+2. Многие сочли довольно странным форм-фактор дебютной модели Leapmotor, ведь спорткары никогда не были драйвером китайского авторынка, но, видимо, Чжу Цзянмин был вдохновлен успехом Tesla, первой моделью которой был нишевый электрический родстер. Единственный электромотор мощностью 170 л.с. у Leapmotor S01 находится на задней оси и вращает задние колеса, разгон до 100 км/ч занимает 6,9 секунды. Емкость батареи — 35,6 либо 48 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 305 и 380 км по циклу NEDC соответственно.
При довольно заурядных технических характеристиках Leapmotor S01 имел передовую для своего времени бортовую электронику, а именно систему автономного вождения второго уровня по классификации SAE. Чжу Цзянмин изначально хотел, чтобы Leapmotor производила высокотехнологичные с точки зрения электроники машины и чтобы сама обеспечивала себя ключевыми комплектующими, в том числе электромоторами, силовой электроникой, фарами, отвечающими за работу автопилота видеокамерами и микрочипами. Операционная система у Leapmotor тоже собственной разработки. Именно высокоинтегрированная конструкция и собственные ключевые комплектующие, позволяющие добиться относительно низкой себестоимости выпускаемых машин, стали впоследствии важнейшим конкурентным преимуществом компании Leapmotor.
В Китае молодым компаниям трудно получить от государства лицензию на производство автомобилей, поэтому Leapmotor заключила партнерство с компанией Changjiang Automobile, у которой такая лицензия была, именно на ее мощностях в Ханчжоу в 2019 году началась сборка купе Leapmotor S01. К сожалению, из-за пандемии COVID-19 компания Changjiang Automobile впала в финансовый кризис и уже в 2020 году обанкротилась, поэтому Leapmotor пришлось искать новую производственную площадку с лицензией. В конце 2020 года Leapmotor покупает у Sanlong Group не слишком успешную компанию Forta и через нее получает доступ к лицензии на производство своих машин.
Между тем вторая модель Leapmotor T03 — маленький электрический пятидверный хэтчбек Т03 (габаритная длина — 3620 мм, колесная база — 2400 мм) — своего рода продукт недолгого сотрудничества Leapmotor с Changjiang Automobile, а именно доработанная специалистами Leapmotor модель Changjiang eCool образца 2016 года. С обновленным дизайном и современной бортовой электроникой Leapmotor T03 в 2020 году вышел на китайский рынок, его производство наладили уже на собственном заводе Leapmotor в городе Цзиньхуа провинции Чжэцзян.
Электромотор у Leapmotor T03 располагается на передней оси и вращает передние колеса, передняя подвеска — типа McPherson, задняя — полузависимая с поперечной торсионной балкой. В Китае Leapmotor T03 сейчас предлагается в трех версиях на выбор, они отличаются друг от друга оснащением, пиковой мощностью электромотора (54 л.с., 75 л.с., 109 л.с.), емкостью батареи (21,6 кВт·ч, 31,9 кВт·ч, 41,3 кВт·ч) и запасом хода на одной зарядке (200 км, 310 км, 403 км по циклу CLTC). Цена — от 49 900 до 69 900 юаней (от 6970 до 9760 долларов США в переводе по текущему курсу).
В конце 2020 года состоялась премьера третьей модели Leapmotor, среднеразмерного кроссовера C11 (габаритная длина — 4750–4780 мм в зависимости от модификации, колесная база — 2930 мм), построенного на полностью новой платформе с передней подвеской на двойных поперечных рычагах и задней «пятирычажкой». На китайский рынок Leapmotor C11 вышел в 2021 году как электромобиль с одномоторной (задний привод, 272 л.с.) и двухмоторной (полный привод, 544 л.с.) силовыми установками на выбор, в 2023 году гамму пополнила версия EREV — так в Китае называют plug-in гибриды типа range extender, в которых ДВС механически не связан с колесами, работает в режиме генератора и заряжает тяговую батарею. После кроссовера C11 все новые модели Leapmotor стали предлагаться как электромобили и EREV — так компания отреагировала на начавшееся в 2023 году глобальное замедление спроса на электромобили и всплеск потребительского интереса к гибридам.
Именно после выхода на рынок кроссовера C11 о компании Leapmotor заговорили всерьез как о мощном новом игроке китайского авторынка. При относительно низкой цене Leapmotor C11 напичкан электроникой на уровне премиальных одноклассников. Уже на старте продаж Leapmotor C11 располагал оборудованием, способным обеспечить работу автопилота четвертого уровня по классификации SAE, притом что в Китае на данный момент разрешены автопилоты максимум второго уровня. Сейчас Leapmotor C11 стоит в Китае от 148 800 до 205 800 юаней (от 20 780 до 28 740 долларов).
В отдельном большом материале мы рассказывали, почему автопилоты четвертого и пятого уровней в обозримой перспективе не могут быть легализованы на дорогах общего пользования, а третий уровень разрешен лишь в некоторых странах с массой оговорок и ограничений. Тем не менее все ведущие китайские автопроизводители сейчас предлагают автопилоты, сертифицированные на втором уровне, но с функционалом третьего и даже четвертого уровней, просто ответственность за работу таких автопилотов всегда несет водитель, и он обязан все время следить за дорогой. Несмотря на законодательные ограничения, автопилоты пользуются высоким спросом у состоятельных китайских автомобилистов, особенно проживающих в крупных городах: езда здесь — скучное занятие под присмотром миллионов умных камер, разработанных в том числе основателем Leapmotor. Правила не нарушишь, пошалить негде, так что лучше доверить управление автопилоту, а самому погрузиться в медитативное созерцание или заняться решением рабочих/бытовых вопросов по телефону.
Четвертой моделью Leapmotor стал дебютировавший в 2022 году бизнес-седан с индексом C01 (габаритная длина — 5050 мм, колесная база — 2930 мм), он построен на той же платформе, что и кроссовер Leapmotor C11, и оснащается теми же силовыми установками, за исключением двухмоторной полноприводной версии — раньше она была в гамме, сейчас нет. Электрические версии могут проехать на одной зарядке от 525 до 625 км по циклу CLTC. Запас хода версий EREV без включения ДВС — от 216 до 316 км по циклу CLT, в гибридном режиме — от 1176 до 1276 км. Диапазон цен Leapmotor C01 на момент выхода нашего материала составляет от 136 800 до 158 800 юаней (от 19 100 до 22 180 долларов).
В июле 2023 года компания Leapmotor представила модульную платформу Leap 3.0 для своих будущих моделей, от предшественников ее отличает еще более высокая степень интеграции электронных и электротехнических компонентов и более высокая гибкость в плане настроек под каждую конкретную модель. Кроме того, Чжу Цзянмин заявил, что Leap 3.0 — это OEM-платформа, то есть он рассчитывает поставлять ее другим автопроизводителям за деньги. Предложение заинтересовало концерн Volkswagen, но он не смог договориться с Leapmotor о цене и в итоге заключил партнерство с Xpeng, а Leapmotor в октябре 2023 года объявила о сделке с корпорацией Stellantis. Зачем Stellantis понадобилась сделка с Leapmotor, мы здесь подробно разбирать не будем, но вкратце скажем, что Stellantis сейчас находится на пороге кризиса, Leapmotor может стать своеобразной палочкой-выручалочкой для неповоротливой евроатлантической корпорации.
Сделка между Stellantis и Leapmotor довольно масштабная: корпорация Stellantis пообещала инвестировать в Leapmotor 1,5 млрд евро, за это она получила примерно 20% акций китайской компании и два места в ее совете директоров. Также в рамках сделки создано совместное предприятие Leapmotor International, 51% которого принадлежит Stellantis, гендиректора Leapmotor International тоже назначает Stellantis. СП получило эксклюзивные права на экспорт, продажи и производство моделей Leapmotor за пределами так называемого Большого Китая (в него входят Гонконг, Макао и Тайвань), это означает, что Leapmotor, по сути, стал 15-м брендом в обойме Stellantis после Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall.
Leapmotor International уже вовсю работает: этой осенью в Европе стартовали продажи хэтчбека Leapmotor T03 по цене от 18 900 евро и кроссовера Leapmotor C10 стоимостью от 36 400 евро. Причем производство Leapmotor T03 будет до конца этого года локализовано на заводе Stellantis в польском городе Тыхы — китайский хэтчбек заменит здесь сосланный в Африку старый бензиновый Fiat 500, который более не соответствует правилам безопасности Евросоюза. Leapmotor T03, разумеется, подтянули к этим правилам, оттого цена сильно выше, чем в Китае, но она очень конкурентоспособная на фоне других недорогих электромобилей в Европе, тем более что на нее не влияют введенные минувшим летом Евросоюзом повышенные пошлины на электромобили китайского производства. В Европе Leapmotor T03 предлагается с электромотором мощностью 95 л.с. и батареей емкостью 37,3 кВт·ч, полного заряда которой хватает на 265 км пробега по циклу WLTP.
Вышеупомянутый кроссовер C10 — это первая модель Leapmotor на платформе Leap 3.0 и одновременно первая глобальная модель компании, премьера состоялась в сентябре прошлого года на Мюнхенском автосалоне. Габаритная длина Leapmotor C10 — 4739 мм, колесная база — 2825 мм. Заявленная жесткость изготовленного из высокопрочных сталей кузова — 42 500 Нм/град, это больше, чем у полностью углепластикового суперкара Lamborghini Revuelto!
Единственный тяговый электромотор мощностью 231 л.с. у Leapmotor C10 находится на задней оси и вращает задние колеса, у версий EREV спереди под капотом в режиме генератора молотит 1,5-литровый бензиновый двигатель мощностью 95 л.с. емкость батареи у чисто электрических версий — 52,9 либо 69,9 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 410 и 530 км по циклу CLTC соответственно. В Европе на данный момент предлагается только электрическая версия с батареей емкостью 69,9 кВт·ч, запас хода на одной зарядке по циклу WLTP — 420 км. Версии EREV для Китая оснащаются тяговой батареей емкостью 28,4 кВт·ч, запас хода на одной зарядке без включения ДВС — 210 км по циклу CLTC, в гибридном режиме с полностью заправленным баком (50 л) — 1190 км. Диапазон цен в Китае — от 128 800 до 168 800 юаней (от 17 990 до 23 580 долларов).
В апреле этого года на Пекинском автосалоне справил премьеру самый крупный в гамме Leapmotor кроссовер с индексом C16 на платформе Leap 3.0 — по сути, это удлиненный C10 с трехрядным шестиместным салоном (посадочная формула 2+2+2) и более богатым оснащением. Габаритная длина Leapmotor C16 — 4915 мм, колесная база — 2825 мм, спереди сохранилась подвеска типа McPherson, хотя платформа Leap 3.0 позволяет заменить ее на более породистую схему с двойными поперечными рычагами, сзади установлена фирменная независимая «пятирычажка».
Leapmotor C16 предлагается только с одним тяговым электромотором и задним приводом, на чисто электрических версиях пиковая мощность электромотора составляет 292 л.с., на гибридных — 231 л.с., мощность 1,5-литрового бензинового двигателя на гибридных версиях — 95 л.с. Электрические версии оснащены батареей емкостью 67,7 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 520 км по циклу CLTC. Гибридам положена батарея емкостью 28,4 кВт·ч, она позволяет проехать без включения ДВС до 200 км по циклу CLTC, в гибридном режиме с полностью заправленным баком (50 л) — 1095 км. В Китае Leapmotor C16 стоит от 155 800 до 185 800 юаней (от 21 760 до 25 950 долларов).
Самая свежая новинка Leapmotor — компактный кроссовер B10, его представили в минувшем октябре на Парижском автосалоне, для него заявлена усовершенствованная платформа Leap 3.5, других технических подробностей на момент выхода нашего материала не было, салон тоже пока не раскрыт. В продаже в Китае и в Европе Leapmotor B10 появится в следующем году, цены обещаны очень привлекательные.
Leapmotor International сейчас ищет подходящие площадки для локализации производства кроссоверов C10 и B10 в Европе. Между тем в Китае 17 октября этого года выпустили 500-тысячный автомобиль Leapmotor, им стал кроссовер C16.
В России компания Leapmotor на данный момент официально не представлена, но поставку ее машин благополучно освоили «серые» дилеры, актуальные предложения вы всегда можете посмотреть на Дроме.